Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 10:44

Гатчина — Россия Август 2023

Путешествуя по европейским странам, а их на сегодня 27, мы, естественно, посещали их столицы. Конечно, среди них были и блистательные Париж или Вена, но встретились и те, которые я отнес к разряду провинциальных. Например: Вадуц, Братислава или Вильнюс. Тапки прошу не бросать — это ведь мое мнение, основанное на мне понятных критериях. Но во времена закрытия границ мы выбираем те регионы и города, которые также законно претендуют на столичный статус, причем, не только в своем регионе, например, столицу Татарстана Казань

Но есть и гораздо более близкая к нам столица соседнего региона, до которой по прямой от Петербурга всего 42 километра — это Город воинской славы, неформальная Имперская столица России, а теперь и столица Ленинградской области — Гатчина. Кроме того, Гатчина входит в общепризнанный состав «Ожерелья Санкт-Петербурга», наряду с Царским Селом, Павловском, Ораниенбаумом, Петергофом и Выборгом, куда многие туристы стремятся попасть. Можно привести и еще один факт. Город Вильнюс с населением 581 000 человек является столицей Литвы с территорией в 65 000 квадратных километров. А территорией Ленинградской области в 95 000 квадратных километров будет руководить Гатчина с населением всего 92 000 человек.

Живя в Петербурге и взвалив на себя груз ответственности по советам туристам и ответам на их вопросы, я отталкивался от знаний и впечатлений, полученных от этих мест в качестве жителя мегаполиса. Но, со временем, решил поставить себя на место туристов и взглянуть на процесс организации поездки их глазами. А что для этого надо? Правильно, самому стать туристом и не просто посетить эти места, но и пожить там подольше, погулять побольше, самому все узнать и прочувствовать. Таким образом мы освоили Царское Село и Павловск, Петергоф и Ораниенбаум, Выборг, а вот Гатчина оставалась толком неохваченной. Но это несправедливо — как-никак столица! Правда, статус этот она получила лишь в апреле 2023 года. До этого столицами на один год назначались Выборг, Бокситогорск, Всеволожск, Сосновый Бор, но органы власти, все равно, находились в Санкт-Петербурге. И вот — судьбоносное решение приято. Правда, по оценкам специалистов, для придания городу «столичного блеска» понадобится дополнительно 22 млрд рублей и 5–7 лет, до того момента когда властные структуры обоснуются в городе.

Но мы решили не ждать так долго, а выбрали время и поехали туда за впечатлениями, тем более, что я там был 13 лет назад, а жена не была вообще. Отель выбрали по принципу «одну ночь переживем», но выбор оказался, в целом, неплохим. Это трехзвёздный отель с символическим названием «Гатчина». Отель построен в стиле петровского барокко и напоминает городские усадьбы петербургской знати середины XVIII века. К услугам гостей предлагается 23 номера различных категорий.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Там арендовали двухкомнатный и четырёхместный полулюкс, который, в принципе, нас устроил. Гостиная и спальня, а также вполне приличная ванная комната, а также шикарный вид из окна — это было хорошо.

А вот диван, на котором было невозможно ни сидеть, ни лежать и картонные стены и двери, через которые мы в 6 утра слышали все детали выселения из соседнего номера, огорчили. Завтрак, как нам сказали, «с горячим и шведским столом» был скромным, но съедобным. Зато интерьер холла и табличка на дверях «Свободных мест нет» впечатлили.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Есть много способов доехать до Гатчины, но мы, как всегда, выбрали бесплатный для нас. Туда — на электричке с Балтийского вокзала и пешочком до отеля, а обратно на такси, которое по программе Премиум мне оплатил известный российский банк, чьей картой я в последнее время пользуюсь. Только пришлось заплатить 400 рублей за скорость при проезде по платному участку ЗСД. Время в пути — 55 минут. Интересности начали встречаться уже на вокзале. Там в рамках подготовки к Международному железнодорожному салону была организована выставка действующих паровозов в соответствующем антураже. Забавно и наглядно.

Итак, заселение прошло быстро и мы пошли на первую ознакомительную прогулку.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Как только мы вышли из вокзала, жена сразу обратила мое внимание на деревянный дом на улице Чкалова. Но я ее успокоил — мы еще много таких увидим. Так оно и вышло. Пока столичный статус еще не заработал в полную мощь, большое количество жилья там, даже в центральной части, выглядит вот так.

Но нам повезло — среди этого многообразия мы смогли увидеть старейший деревянный дом в Гатчине — вот он.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Зато на въезде в город мы увидели весёленькие и привлекательные новостройки, правда, на ходу снимать их не стал. Ближайшим к отелю интересным объектом стал комплекс, посвященный Гатчине как Городу воинской славы. Там на специальных памятных досках отражены этапы приобретения этой самой воинской славы, включающие в себя подвиг не только военных, но и горожан в годы лихолетий.

Главными доминантами центральной части Гатчины являются два собора — Покровский и Павловский. Правда, в условиях развернувшейся вокруг них стройки, разглядеть их трудновато. Павловский собор замыкает собой перспективу обязательного признака столичного города — пешеходной Соборной улицы. Там все чистенько, креативно и насыщенно с точки зрения туриста — торговля и объекты питания. Мы зашли на перекус в Додо-пиццу — понравилось. Сам собор закрыт на реставрацию.

А вот территория вокруг Покровского собора более «исторична» — там и старейший деревянный дом и здание суконной фабрики XVIII века с аккуратным сквериком. Удалось даже зайти внутрь собора и делать фото.

Продвигаясь дальше по главной городской артерии — проспекту 25 Октября, мы впитывали в себя, в том числе, исторические перепитии существования Гатчины. Ведь не сразу и не только так она называлась. Предшественником города Гатчины считается село Хотчино, которое впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года. В 1923 году город был переименован в Троцк в честь советского политического деятеля Льва Давидовича Троцкого, в 1929 году Троцкий был выслан за пределы СССР, а город Троцк переименован в Красногвардейск. В 1942 году немецкие оккупационные власти переименовали город в Линдеманштадт (нем. Lindemannstadt) в честь главнокомандующего 18-й армией Георга Линдемана. И только в 1944 году городу было возвращено историческое название. Эти этапы объективно отражены в названиях городских улиц.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Следующим интересным объектом стала небольшая площадь с кинотеатром, на которой установлен памятник Воинам — освободителям и вот такое панно, выполненное в технике «фрейм юнит арт» (в буквальном переводе «искусство объединения образов»). Изображения составлены из множества фрагментов — маленьких фотографий размером несколько сантиметров. А за ними — здание Съезжего дома, в котором изначально находилась городская полицейская управа, а сейчас — Управление МВД.

Еще чуть подальше по проспекту — и еще одна достопримечательность — Госпитальный городок с памятником Ленину и вот такими космическими антивандальными устройствами.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Ну и, наконец, необычная для здешних мест кирха Святого Николая, которая, наряду с имеющимся костелом Девы Марии Кармельской, свидетельствует о многоконфессиональном статусе столицы.

Сам главный проспект выглядит ухоженным и «зеленым» тем более, что большая его часть граничит с дворцовым парком.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Совершив первый променад мы стали ждать наступления «второй части Мерлезонского балета», запланированной на этот день, а именно — экскурсии в Гатчинский дворец. На это мероприятие мы заманили и наших друзей — путешественников, которые специально для этого подъехали из Красного Села.

Я сильно заранее купил электронные билеты на экскурсию под названием «Дворец коронованных романтиков» стоимостью 1 000 рублей на человека (скидка только для тех, кому больше 65 лет), которая начиналась в 16:30 и длилась, что неожиданно, почти 2 часа. Нас снабдили наушниками и молодая экскурсовод довольно грамотно и живенько провела нас по парадным залам, а в заключение — еще и в подземный ход. Дворец был построен в 1766–1781 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в стиле классицизма для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Он сочетает в себе темы средневекового за́мка и загородной резиденции. Внутренние интерьеры — образец русского классицизма рубежа XVIII–XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи. Большой вклад в его строительство внес Император Павел Первый, а после его смерти — Николай Первый. А вот при следующем владельце — Александре Третьем, он только совершенствовался.

До начала Великой отечественной войны там был музей, а потом значительная часть его имущества была эвакуирована. До 1944 года там хозяйничали оккупанты, которые, по своей европейской толерантности, его разграбили и сожгли. После них дворец долго находился в разрухе. Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасенные предметы из коллекций Гатчинского дворца-музея были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны. Возвращение этих предметов в родные стены происходит до сих пор и с большим трудом. В 1950–1959 годах во дворце располагалось Военно-морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП, то есть перестало числиться в списках памятников архитектуры. Статус дворца как памятника архитектуры восстановлен в 1970-е годы. Восстановление интерьеров продолжается и сейчас.

Средства, выделяемые на восстановление дворца в постперестроечное время, были минимальны, но с 2006 года значительно увеличились. Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году, однако из-за экономического кризиса финансирование реставрационных работ было отложено. В 2015 году возобновились масштабные реставрационные работы. Обновление фасадов планировали завершить в 2022 году, а на полное возвращение исторического облика внутренним помещениям потребуется ещё лет десять. Но, даже по сравнению с тем, что я видел там в 2010 году, перемены произошли огромные. В том числе, во дворе появился памятник Императору Александру Третьему, который открывал Президент Путин.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Рассказывать об архитектурных особенностях дворца и его интерьеров я, по традиции, не буду, поскольку не специалист. А несколько наглядных фото покажу.

А вот и любимые мной дверные ручки.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Отдельный разговор о последнем по хронологии Арсенальном зале. Там представлены образцы и варианты отдыха и развлечений членов царской фамилии и их гостей — карточные игры, чаепития, бильярд, охота. И военный кабинет.

Одной из главных фишек посещения дворца является осмотр подземного хода. Он настоящий, хоть и выглядит как в кино.

Его отличительная черта — нахождение в нем феи Эхо, которая отвечает на некоторые заданные ей вопросы. Для этого надо встать у второго ряда фонарей и громко кричать, например, «Какой цветок боится мороза? — Роза», «Кто долго правил? — Павел», «Кто украл цветы — ты». В процессе викторины с лиц участников, в том числе взрослых, не сходят глуповатые улыбки. На этом осмотр закончился, но, несмотря на усталость, мы решили прогуляться по парку.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Длительное время вход в него был бесплатным, а посещение тамошних объектов — за деньги. Недавно сделали наоборот — вход в парк — 150 рублей, а осмотр Павильона Венеры и Березового домика с порталом Маска — бесплатно. Был тихий летний вечер. Солнце клонилось к закату, но это только придавало загадочности тамошней атмосфере. Аккуратные газоны, ровные дорожки, бегающие прямо под ногами утки и белки — все это подтверждало статус парка, как самого романтичного места в городе.

Однако, у нас была еще одна цель — совместный перекус. Для этого из небольшого списка мы выбрали ресторан «Токио Сити» и приехали туда около 20 часов. Были поражены тем, что в будний вечер там почти не было свободных мест, а во дворе стояли шикарные тачки местных жителей и гостей. Обслуживание было быстрым, еда и пиво вкусными и на этом мы закончили культурную программу нашего первого дня. Друзья отправились домой, а мы, почти без ног после 22 000 шагов, в отель.

На следующий день у меня было запланировано посещения еще одной Гатчинской жемчужины — Приоратского дворца. Но, поскольку, экскурсия начиналась в 13 часов, то мы снова пошли в парк чтобы досмотреть то, что не успели накануне. Например, вот такой Ботанический сад пряных трав, расположенный в чаше бывшего пруда. По традиции, нашел там вот такие смешные наименования.

Накануне мы смогли осмотреть Берёзовый домик только снаружи, а сегодня — ура! он оказался открыт. Я впервые туда не просто заглянул, а вошел и осмотрелся. Романтично.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

То же самое с Павильоном Венеры на Острове любви — очень оригинально и необычно.

Правда, следует признать, что брать деньги за их осмотр было несправедливым. Затем двинулись вдоль озера до лодочной станции осматривая очень ухоженные газоны, цветники и лужайки. Раньше я в этих местах не бывал.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Но, подходило время выселения из отеля, после чего мы за 15 минут дошли до Приоратского дворца. До экскурсии был еще почти час и мы медленно и расслабленно обошли его окрестности и посидели на пирсе у стен дворца.

Сама экскурсия была посвящена истории Мальтийского ордена, резиденцией которого во времена царствования Павла Первого — Великого магистра ордена, был Приоратский дворец.

Еще одна провинциальная столица или 33 000 шагов по Гатчине

Эта, хоть и очень информативная, но не очень злободневная тема, не так впечатлила, как рассказ об использованной при его создании технологии «землебитного строительства», когда слои спрессованного суглинка (земли) проливаются известковым раствором. По этой технологии стены дворца были возведены за три месяца. Стоимость стен составила 2000 руб., в то время как стоимость аналогичных каменных стен была бы 25000 руб. На сегодняшний день это единственное в России сооружение выполненное по этой технологии.

Главная особенность внутренних интерьеров — кессонные потолки.

До революции во дворце проводились различные благотворительные выставки. В годы Первой мировой войны в Приорате размещался госпиталь. После Октябрьской революции Приорат перешёл в ведение Гатчинского дворца-музея, однако музеефицирован не был. Оставшуюся в нём историческую обстановку вывезли в Большой Гатчинский дворец. В 1924 году в Приорате расположилась экскурсионная станция, с 1930 по 1940 года здесь были базы отдыха некоторых ленинградских заводов. В годы войны Приорат уцелел, хотя были разрушены часть ограды, одна из караульных будок, снесена крыша. После войны в нём располагались сначала военно-строительная часть, затем Дом пионеров и школьников, а с 1968 года, вплоть до начала реставрации — районный краеведческий музей. С начала 1980-х началась реставрация дворца, которая была в основном закончена к 2004 году, и дворец был открыт для посещения.

Вот и мы его посетили и на этом завершили программу узнавания соседней столицы. Вызвали к отелю такси, быстро и комфортно доехали до дома и через час свалились отдыхать — все же, 33 000 шагов даже по такому небольшому, но интересному городку — это много.

Как всегда — ремюзе ©.

Хорошо и правильно организованная поездка нам понравилась. Увидели и узнали много нового и ранее неизведанного. Однако, сделал для себя туристический вывод — Гатчину, пока, следует рассматривать как город однодневного посещения. Там все компактно расположено, до Петербурга на электричке всего 50 минут, так что можно многое успеть, если спланировать заранее.

По большому счету, на этом программа туристического перевоплощения для посещения окрестностей завершена. Но, будем продолжать ее в самом городе. Ждите новых поступлений.