Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 18:42

Петергоф — Россия Декабрь 2020

«Новый Петергоф» и старый Ораниенбаум или Как я был туристом в родном городе — 3.

Эпиграф:

Побыть туристом в городе моем,

Взглянуть на жизнь глазами человека,

Приехавшего побродить с зонтом

По паркам и садам, и вновь уехать…

Люся Моренцова

Вообще-то в это время мы должны были ехать в Москву. Очень хотелось посмотреть живьем тамошние новогодние украшения, походить по музеям, навестить родственников. Уже и отель хороший забронировал и планы начал строить… А тут — бац! Музейный локдаун. Пришлось переносить хотелки на более поздний срок. А тут еще и билеты на Рождественский джаз с Денисом Мацуевым пришлось сдать. Как-то грустно все получалось перед веселым Новым годом. А душа требовала праздника. И тут на выручку пришел вариант «домашних» развлечений в туристическом формате. Мы уже дважды пробовали подобные забавы и я о них написал отзывы https://www.tourister.ru/responses/id_22538 https://www.tourister.ru/responses/id_30297 Правда, там все было приурочено к семейным датам, но почему бы не попробовать сейчас? Тем более, давать советы туристам в обычных условиях просто. А вот самому, на своей шкуре испытать все сложности ковидных времен — опыт бесценный.

А что же посмотреть? Пришлось вспомнить, что кроме прекрасных музеев и дворцов Пушкина и Павловска у нас есть еще один заповедный туристический кластер — Петергоф и Ораниенбаум.

Ездить туда с нашего озера Долгое по отдельности — целый день убить на каждый. Поэтому снова решили разместиться на «базе» и оттуда совершать набеги.

В качестве «базы» был выбран отель «Новый Петергоф».

Я давно на него посматривал, как-то летом даже заглянул внутрь чтобы оценить. В первую очередь привлекало удобство расположения и необычная архитектура.

Поэтому жена его внимательно изучила, выбрала улучшенный номер по подходящей цене и я на надежном Букинге забронировал его на 2 ночи. Таким образом в наш список необычных мест размещения достойно вошел еще один вариант. Особенно оригинально выглядит планировка — шесть отдельных корпусов круглой формы. Возможно, близость номеров как-то сказывается на слышимости, но нам это не грозило — народу было мало.

Кроме нас там проживало еще несколько семей с детьми и даже проходил какой-то бизнес — семинар.

Кстати, интересные образцы архитектуры различных стилей находились и рядом.

В прошлом рассказе я хвалился тем, что статус жителя города и подходящий возраст позволили нам здорово экономить на транспорте и музеях. Но вот тут-то ковидные щупальца и прихватили нас в первый раз. Во-первых, ехали мы туда на маршрутке от станции метро «Автово» как и рекомендовали всем, кто спрашивал советов, заплатив по 70 рублей. Ехали минут 40, без пробок, но в довольно тесном «зимнем» варианте. Обратно решили испробовать новый опыт и ехать так, как не очень-то советуем — на рейсовом автобусе маршрута 200. Почему на нем? Новые большие машины, чистые окна, ходит часто… Но получилось, как раз, не очень, ибо несмотря на заявленный интервал в 11 минут мы ждали его минут 30 и так и не дождались. Но на выручку пришел «План Б» — тоже автобус, но маршрута 210. На нем ехали по тем же дорогам до Автово, с теми же многочисленными остановками, но бесплатно по нашим проездным и в пути находились всего 50 минут, что совсем не смертельно.

А вот с музеями все получилось совсем сложно. До нашего «локдауна» мы успели, но пришлось испробовать новые реалии с покупкой электронных билетов на конкретные сеансы. Я все правильно рассчитал и на сайте Петергофа выбрал и оплатил электронные билеты в Большой дворец (400 рублей с человека), Меншиковский дворец в Ораниенбауме (300 рублей с человека) и Особую кладовую в Петергофе (300 рублей с человека). И без всяких пенсионных скидок, что обидно. Но — об этом в свое время.

Итак, стартовав из дома в 11.30 уже в 13.20 входили в отель. Номер был готов, но мы решили его еще улучшить и попросили, чтобы он был с видом на Ольгин пруд. Доплатив за две ночи 800 рублей мы его легко получили и не пожалели. Вот как он выглядел.

И все бы хорошо, но вот отсутствие прихожей в зимнее время было не очень удобным. Зато отличная кровать, небольшой холодильник, отличный и многообразный свет, вид из окна — все устроило.

А вот с телевизором вышли непонятки — много каналов, в том числе и импортных, а вот Первого нет! Но для нас важнее был Матч!, поскольку футбол никто не отменял. Ванная комната с набором полотенец, принадлежностями для ванны и душа, тапками и халатами соответствовала заявленной звездности.

Надо было решать проблему питания. Но и тут все оказалось нормально. Во-первых, кое-что мы привезли с собой. Во-вторых, вокруг отеля можно насчитать с десяток разного уровня едален и мы даже планировали в некоторые зайти. Но, в итоге, дважды поужинали в местом ресторане «Duck & Drake» — «Утка и селезень», который специализируется на блюдах из этих птиц.

Правда, по сравнению с другими местами, дороговато, но претензий по качеству и вкусам у нас не возникло. Там же проходили и завтраки. А вот тут не все понравилось. Заявленная стоимость в 850 рублей и отзывы, типа, «шикарный выбор блюд за такие деньги» по-моему не соответствовали реальности. Особенно в первый день, когда ничего мясного и горячего, кроме фрикаделек, вообще не было. На следующий день добавили, но зато пропала хорошая выпечка. Короче, голодными не остались, но удовлетворения не получилось.

Однако, пора от бытовых вопросов переходить к духовным запросам. А вот тут придется признаться в страшном. Как выяснилось, в Большом дворце я был много-много лет назад и ничего не помнил, а в Меншиковском и Особой кладовой не был вообще. Тому есть объяснение, связанное с тем, что в Петергоф, в первую очередь, надо ехать для осмотра фонтанов — там ЭТО главное. Меншиковский в полном объеме открылся сравнительно недавно, а Особая кладовая — это «на любителя». Кроме того, летом, в пик приезда туристов, можно много времени и возможностей потратить на парки — там ведь масса интересного. А в декабре, когда в 17 часов уже совсем темно и в 18 парки закрывают как раз и надо вдумчиво ходить по музеям. Поэтому тут мы решили сразу закрыть все бреши в образовании и дальше я расскажу об этих музеях более подробно чтобы дать будущим гостям пищу для размышлений.

Первым на очереди был Большой петергофский дворец с ковидным ограничением — только парадные залы. В небольшие личные покои сейчас никого не пускают, ибо группы идут каждые 30 минут и численностью не более 15 человек.

Нам «повезло» — нас было 13. А пришли бы на другой сеанс — были бы одни.

Тщательный досмотр с перетряхиванием на входе, почти истерическая реакция на спущенную немного маску и обязательное наличие перчаток, при том, что трогать там ничего нельзя по определению — вот характерные черты сегодняшнего похода за прекрасным. Ох уж этот Роспотребнадзор, которого боятся сейчас сильнее ядерной войны… Плюс ну очень навязчивое внимание со стороны смотрительниц в каждом зале… Не думал, что меня это так заденет. Но, к счастью, на восприятие это повлияло не сильно. Тем более, что мои предположения совпали с реальностью — Большой дворец — не главное, что надо смотреть в Петергофе. Снова, но уже уверенно, буду говорить об этом гостям Петергофа. Да, гениальная реставрация после того, во что гады-немцы целенаправленно превратили нашу гордость — это пример героизма.

Но с точки зрения интерьеров и историзма — есть у нас места и покруче.

Вся экскурсия заняла 30 минут, плюс просмотр десятиминутного фильма об истории Петергофа, что, ИМХО, не стоит тех летних очередей в которые выстраиваются гости. Так что — «думайте сами, решайте сами» ©.

Поскольку экскурсия закончилась быстро у нас еще осталось время на «осмотр» Нижнего парка (напомню, Верхний сад на глубокой и длительной реставрации). Увы, ничего романтического в темных и бесснежных аллеях я не прочувствовал. Мы пошли направо, к Монплезиру и вышли там на балкончик с видам на город и ночной залив. Виды там, при моем «умении», получились такими.

Выйдя из парка до его закрытия мы двинулись дальше в сторону Царских конюшен. Уникальное зрелище, даже в темноте.

Полтора века прошло с момента постройки, полвека с момента передачи их под санаторий, а федеральные «искусствоведы» до сих пор разрабатывают концепцию их дальнейшего использования. А ведь какой шикарный аттракцион мог получиться для тех же миллионов туристов — и архитектура и наполнение и разные развлечения и отель… Просто зла не хватает… Сами не можете — отдайте коммерсантам. Те денег не пожалеют, но зато и пользу какую себе и городу принесут, как с Новой Голландией. Но — федеральная собственность — низзя!

Хорошо хоть до Готической капеллы руки дошли.

Рядом с Петропавловским собором обнаружилось вот такое интересное место с беседкой, арками и оригинальными скамейками — летом просто рай для гуляния.

Воспользовавшись темнотой и поздним временем заглянул в безлюдный собор.

Нагуляв аппетит мы зашли в ресторан, выбрали нюрнбергские колбаски, свинину на ребрышках и греческий салат с пивом — прошло очень хорошо.

Пора было отдыхать.

На следующее утро, предварительно позавтракав, о чем я уже писал, мы поехали в Ораниенбаум, Я заложил на дорогу полтора часа и в качестве средства доставки выбрал тот самый бесплатный для нас автобус № 200, который за 20 минут без пробок довез нас до вокзала. Оттуда до ближайшего входа, который в связи с реставрационными работами в парке, практически, один, мы, по скользкой тропинке, шли еще 20 минут.

А вот и парк, восстановленный на месте стадиона.

Мы сразу пошли во дворец где нас встретили с распростертыми объятиями, поскольку других желающих не было. Таким образом, при потенциально возможной численности группы в 5 человек мы оказались единственными и экскурсия превратилась в индивидуальную. Такое с нами случилось впервые за всю туристическую жизнь.

А вот тут нам очень понравилось. Более близкие времена, более знакомый быт и история, красивые, но «домашние» интерьеры оказались более востребованы. Кроме того, в годы войны немцев здесь не было и сохранность дворца, по сравнению с Петергофом, была хорошей.

Экскурсия временами переходила в беседу, на все возникающие вопросы получались быстрые и исчерпывающие ответы — такой режим знакомства нам очень подошел. Час пролетел незаметно.

Оригинальные дверные ручки — моя слабость.

Но не в один же дворец мы ехали в Ораниенбаум. К сожалению, и Катальная горка и некоторые районы парка закрыты на реставрацию, а Китайский дворец зимой вообще закрыт.

Так что пришлось просто гулять по аллеям, под начавшимся снежком, и вдыхать целебный воздух. Вот и ёлку — претендентку на следующий год для Дворцовой площади присмотрели.

На это ушел еще час, а там и домой пора — на обед. Но такую погоду упускать было нельзя и мы снова пошли в Нижний парк, но уже в сторону Марли — хотели подняться на вал и посмотреть на залив. Однако, он тоже на реставрации, так что пришлось в полном одиночестве, похрустывая свежевыпавшим снежком, представлять себя каким-нибудь Морозко рядом с нарядными ёлочками.

В ходе прогулок нас поразила одна местная деталь. Из Ольгиного пруда вытекал некий ручеек. И в нем обнаружилось огромное количество, просто сотни и сотни, тех самых уток и селезней, которые комфортно жили там в проточной воде и тусовались по берегам.

Что интересно, вокруг и около них бродила некая кошка-хищница и мне стало тревожно за птичек. Но местный житель, кормивший уток, меня успокоил сказав, что это одна из двух местных «приходских» кошек, которые жили тут же в специальных домиках и находились на содержании прихожан собора. Так что ее поведение — не более чем инстинкт — едой она не обижена.

Пришли домой, но тут я вспомнил, что в отеле есть некий СПА комплекс. Я не особый их любитель, но плавки из дома, на всякий случай, захватил. Реальность превзошла ожидания — отличный бассейн с водой в 31 градус, отсутствие публики, энергичная джакузи — и 40 минут пролетели незаметно.

А там и ужин с новыми впечатлениями, а потом — феерия футбола в исполнении «Зенита».

Вечер удался и был завершен распитием прихваченного из дома шампанского. Следующим утром мы уже уезжали, но сперва должны были завершить культурную программу и посетить Особую кладовую.

Кроме Большого дворца это единственный работающий там объект и, как выяснилось, очень интересный, несмотря на всего 8 залов. Что очень нам понравилось — полуторачасовая экскурсия снова превратилась в индивидуальную! Может поэтому дама-экскурсовод вошла во вкус и очень интересно рассказывала не только о каждом зале, но и о каждом предмете, выставленном в витринах. Например, о пивной кружке работы кёнигсбергских мастеров (вспомнили сразу осеннюю поездку туда).

А их там было великое множество — веера, табакерки, костюмы, драгоценности — старинные и современные, но навеянные Петергофом.

Как вот этот набор, повторяющий план Верхнего сада, дворца и части Нижнего парка.

Плюс жилые помещения проживавших там царей, цариц, сановников, их детей, фавориток и т. д. и т. п.

К концу экскурсии «все смешалось в головах Смирновых». Но вот запомнилась «жемчужина» дворцовой коллекции — стальное зеркало в которое, совершенно точно, смотрелись все проживавшие там исторические персоны.

После экскурсии, под выглянувшим солнышком еще успели посмотреть и поснимать экзотические зимние виды Самсона и Большого каскада. Что характерно — никто не мешал, в кадр не лез и не толкался.

На этой позитивной ноте наша программа завершилась и мы поехали обратно в родной город — из Петродворцового его района в Приморский.

В итоге и организация поездки и ее наполнение нас вполне устроили и позволили «подзарядить батарейки» в ожидании чудесных (я надеюсь!) Новогодних праздников в ковидных условиях. Буду рад, если размещенные здесь крупицы опыта помогут кому-то в организации поездки в любое время. А мы продолжим освежать впечатления об интересных местах нашего города и ближайших окрестностей, которых еще очень и очень много.

Спасибо за внимание.

Автор и его летучий спутник.