Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 22:15

Казань — Россия Июль 2022

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день.

Все больше близких и далеких регионов открывается нам в существующей реальности. Посетив за последнее время близкие регионы (Калининград, Москва, Псков, Выборг) мы, наконец, рискнули отправиться «за мечтой» в тот город, о котором давно думали — в Казань.

Много хорошего слышали о нем от родных и знакомых, да и столичный его статус давал надежды на интересное времяпрепровождение. В некоторых предыдущих поездках возникало ощущение, что одного дня на знакомство с городом или регионом не хватило. Поэтому здесь я запланировал 4 полных дня и две половинки, которые оказались тоже очень насыщенными.

Я для этого своего отзыва решил отказаться от формата «бродилок» и повторить прием, который использовал при рассказе о рецепте Страсбургского пирога, т. е. разложить свои впечатления по полочкам-разделам. Где-то они будут неизбежно пересекаться и в чем-то повторяться, но — попробуем.

О перелете.

Билеты я покупал сильно заранее и, к сожалению, расписание компании «Россия» оказалось не совсем удачным — туда мы прилетели уже в 18 часов вечера, а обратно улетали в 19 часов, т. е. два дня разделились на половинки. Но я удачно спланировал программу, так что об этом чуть позже. По непонятному мне принципу при регистрации на рейс мы получали места в предпоследнем и последнем ряду. Но зато вид из окошка получился фантастическим как при взлете, так и при посадке.

Вот Лахта центр, а вот самый центр города — такого я раньше не видел. При подлете пересекли Волгу, увидели новый строящийся мост и вот так — вдалеке то, что я определил, как Свияжск. Ну и просто россыпь драгоценных камешков — какое-то большое садоводство.

Для транспортировки по городу я сразу рассчитывал на такси и не ошибся — служба «Везет» (он же Яндекс) подавала машины не позднее, чем через 5 минут и по разумным ценам. Например, поездка от отеля до Речного порта стоила 100 рублей, а до аэропорта — около 700. При этом у местных «бомбил» ценник «в центр» начинался от 1500 рублей. Обратно тоже все получилось быстро и качественно — без задержек. Правда, на пропитание выдавали только маленькую сладкую «полоску» с чаем/кофе.

Об отеле.

Мы решили не мелочиться и выбрали для проживания один из самых известных отелей — «Мираж» 5* и номер в нем класса «бизнес-люкс». Привлекло в нем, в первую очередь, местоположение. Когда пришли на свой этаж и глянули в окошко — просто обалдели.

Да и сам номер обрадовал — 60 квадратных метров, две комнаты, 2 коридора, 2 кондиционера, гардероб, просторная ванная комната, плотные шторы и неплохие виды из окна. А «двухсторонний» телевизор мы уже пару раз видели в других отелях.

В отеле 2 ресторана — более пафосный «Milli» с национальной кухней

и более демократичный бар-ресторан «Pivovar», в котором проходили и завтраки — с классическим набором продуктов, включая 2 вида каш.

Для постояльцев — СПА-комплекс с сауной, джакузи и глубоким бассейном. Правда, для его посещения требовалась шапочка и вода в первый день была такая холодная, что я сумел только переплыть от бортика до бортика стуча зубами. Но потом все наладилось.

Оказалось, что по статусу номера нам еще полагался вот такой комплимент в номер от отеля. Пригодилось. ?????

В целом, выбор отеля очень позитивно повлиял на общие впечатления от поездки — когда в последние дни на город навалилась жара выше 30 градусов, он просто спасал.

О питании.

Отправляясь в ранее неизведанный Татарстан мы предполагали, что местная кухня там — специфическая. Во многом так и оказалось — в большом количестве едален и тамошних меню доминировали блюда с телятиной. А у меня с ней отношения как-то не сложились с детства, поэтому пришлось выбирать из чего-то оставшегося. Второй «специалитет» — конина. Вот тут мы сомневались и в ответ на наш вопрос об этом наш гид (о нем позже), замахал руками: «Я вас умоляю — какая конина? Татары коняшек очень любят, но за другие их качества». Хотя в продаже «вяленая конская колбаса» попадалась.

В итоге мы питались, в основном, в ресторанах отеля и только однажды зашли в специфический татарский ресторан в туристической «деревне». Это был единственный раз, когда еда нам не понравилась, хотя ели «классические» блюда.

О набережных.

Казань расположена на слиянии двух рек — маленькой Казанки и великой Волги, поэтому набережные там — отдельный аттракцион. В них вложены огромные финансы и бездна креатива. Поэтому в первый же вечер мы начали осмотр города с набережной реки Казанки, расположенной совсем близко от отеля и Кремля. Ее длина 3.5 километра и на всем протяжении она оборудована «световым коридором», дорожками для велосипедов и прочей движухи, фонтанами, кафе и ресторанами, всякими инсталляциями и прочей очень позитивной инфраструктурой.

Это не считая «видов на воду» и другой берег реки, где расположены шикарные новостройки и парк аттракционов.

Правда, сама речка неглубокая — в среднем не более 2-х метров. Днем там оказалось не менее интересно и народу было не меньше, ибо для желающих предоставлялись новые возможности, например, школа танцев для пенсионеров.

Зимой на всем ее протяжении заливают каток.

Другая набережная опоясывает внутренний водоем — озеро Нижний Кабан. Это самый центр города и там все немного официальнее — здание театра, фонтанный комплекс, разные выставки. Там же известный Баскет- холл и Парк 1000-летия Казани, а на «ближнем берегу» — первые здания Татарской слободы — одного из самых известных туристических аттракционов. Но виды тоже неплохие.

О татарской экзотике.

Она есть и это нормально. Надписи и объявления сначала на татарском, а потом на русском и в центре города еще и на английском. Местные блюда в ресторанах и культ эчпочмака — местного треугольного пирожка. Много женщин в национальных мусульманских одеждах и мужчин в местной разновидности тюбетейки — калапуш и смотрятся они в толпе абсолютно органично.

Но никакой даже видимости национализма мы не обнаружили. Отдельная история — местные очаги татарской культуры в виде стилизованной деревеньки Туган Авалым, открытой в 2005 году. В прошлом году ее посетили 1 100 000 человек. На ее территории расположены национальные рестораны, музей игрушек, игровые и ремесленные зоны, мечеть и т. п. — все с национальным колоритом.

Другой похожий район — Татарская слобода у озера Нижний Кабан. Там тоже отреставрированы несколько кварталов с характерными постройками и наполнением в виде «скотного двора», мастерских, лавочек и т. п. Только вот на ремонт старейшего жилого дома средств пока не хватило.

К местной экзотике отнесу также неоднократно замеченные неновые автомобили из которых «во всю ивановскую» гремел «татарский рэп».

О пешеходных улицах.

Главных — две. Это улица Баумана

и ее продолжение — Петербургская улица.

Вот уж где столпотворение и изобилие всего интересного и креативного. Движуха постоянная и не только за счет туристов, как сейчас у нас на Невском. Под ними идет линия метро, но все равно основное движение — по верху.

Там все главные сувениры, магазины и кафе национальных продуктов и товаров, театр (афишу которого рассматривал опознанный нами Народный артист России Сергей Мигицко), соборы, памятники и т. д. и т. п.

Особо отмечу вот это место — Богоявленский собор с необычной колокольней высотой 74 метра, а также «кластер имени Шаляпина» — отель и памятник великому артисту, начинавшему петь именно в хоре собора.

Вечером это просто людское море с выступлениями артистов, музыкантов, танцоров и т. п., что сильно затрудняет перемещение.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

За площадью начинается Петербургская улица, «подаренная» Казани на 1000-летие нашим городом. Правда, к самой дате ее открыть не успели и работы на ней ведутся до сих пор (что неудивительно, учитывая то, что даже в самом Петербурге подобные долгострои — норма жизни). Главными ее отличительными чертами являются копии петербургских мостиков, фонарей и вот это сооружение — типа, часть Казанского собора.

Отмечу, что прогулки по этим улицам являются обязательными для попыток постичь атмосферу города. Они же наполнены местным креативом.

О креативе.

В любом городе есть объекты, отражающие, в той или иной степени, местный колорит и экзотику. Это могут быть постройки, памятники, изображения и т. п. Вот граффити в Казани я обнаружил очень мало. Например, вот это.

Зато обнаружил местный колорит в виде вот таких изображений на асфальте. Я видел их десятки и это творения уроженца Казани, много лет прожившего за границами, типа, известного неформального художника с ником Alesha. Видел его «творения» и у нас в Петербурге.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

А вот тоже из местного — Конь в пальто, Музей Самогона и прочее.

Гуляя в один из вечеров по Кремлю мы обнаружили, что в местном филиале Эрмитажа проходит интересная для нас выставка и зашли туда.

Попали на экскурсию, в ходе которой поняли, что большинство картин, все же, из запасников, а Рубенс — как бы, больше ученики его школы. Но чтобы компенсировать данные условности, местные организаторы придумали вот такие «Тактильные станции», на которых представлено не только описание картины шрифтом Брайля, но и рельефная модель картины и специальный сосуд с…ароматами, которые могут характеризовать представленное изображение и тогдашнюю эпоху вообще. Представить себе, что такое возможно у каждой картины в самом Эрмитаже — нереально, а здесь вот — подумали и сделали. Очень креативно.

Но самым креативным объектом я считаю Театр кукол и прилегающий к нему парк.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

На его месте был доставший всех пустырь и вместе со строительством самого театра местные компании создали просто замечательный объект для детей и взрослых. Просто посмотрите на выдумку и исполнение. И даже свой рояль в кустах есть.

О Свияжске.

Быть в Казани и не доехать до острова-града Свияжск — неправильно. Этот ныне музей-заповедник на острове известен с XVI века, но только с 2009 стал развиваться как интереснейший туристический объект.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

Экскурсию туда я покупал сильно заранее на сайте Трипстер с предоплатой — остальное доплатил накануне в их офисе. Вариантов экскурсий два — на автобусе или на кораблике. Однозначно, надо ехать на кораблике. Потому что именно в день поездки (третий день пребывания в городе) мы, наконец, увидели Волгу!

А автобусы на подъезде к острову постоянно попадают в пробку из желающих. Кораблик стартует от Речного вокзала в 9 часов утра. По ходу поездки аудио-гид рассказывает довольно интересные вещи. У кораблика есть открытая палуба и 2 закрытых салона. Мы сначала ломанулись в носовой, но там скопилась основная часть группы и скоро стало душно. А в корме — нормально. Есть маленький бар, а вот туалета нет, ибо моряки в туалет не ходят. Зато есть довольно приличный гальюн).

Кораблик неспеша чульпает по Великой реке и за полтора часа доходит до Свияжска.

Тамошняя программа рассчитана на полуторачасовую экскурсию и столько же свободного времени. Наша большая группа разбилась на две, нам выдали наушники и местная жительница — гид провела очень интересную прогулку. Только вот по пути постоянно сталкивались с другими группами, в том числе паломников, которые приехали туда по воде и по земле.

Подробно рассказывать о содержании экскурсии не буду, отмечу только, что сейчас это объект, охраняемый ЮНЕСКО со всеми вытекающими плюсами и обязательствами. А вот после революции он представлял из себя некое гетто, куда привозили сирых и убогих инвалидов, больных детей и т. п. неудобных для социалистического образа жизни граждан — по типу нашего Валаама. Сейчас там живут по прописке около 250 человек и еще столько же приезжает в туристический сезон в качестве гидов. В местной школе учатся 16 своих детей и еще 15 из соседних деревень, а в садик ходит 14 человек. Это — будущее острова. Главные объекты на острове — соборы и монастыри.

Есть несколько небольших музеев, шикарный отель и один перекресток.

А еще там заповедник для «богатеньких буратин». Вот на первом фото дом, в котором сейчас живут местные люди, переселенные по программе сноса ветхого жилья. А вот на втором — дом на главной улице — неет, не олигарха, а простого юриста районной администрации. Его продают за 38 миллионов рублей.

Главные достопримечательности — огромные соборы монастырей и старинная деревянная церковь. Не буду брать на себя обязанности гида и про все рассказывать, а просто дам ссылочку https://www.ostrovgrad.org по которой вы прочтете основную информацию.

От всей этой старины на местном торжище у меня руки сами собой потянулись к древнему луку — под руководством местного витязя пострелял и даже куда-то попал. Как и в Печерском монастыре территории здешних обителей тоже содержится в идеальном порядке — есть кому ухаживать. А красавчик Амброзиус, наконец, почувствовал себя в здешней благодати как дома.

Особо отмечу, как нам повезло с погодой. Это был единственный день с облачной погодой, ибо, несмотря на ветерок с воды, долго находиться там под солнцем было бы не очень комфортно — тени, практически, нет. А вот дождь, долго собиравшийся, хлынул в самом конце, когда мы уже подходили к кораблику — мы восприняли это как местное чудо.

Об архитектуре.

В этом разделе я больше покажу, чем расскажу. Понятно, что на улице Баумана — полная эклектика стилей. Об особенностях татарских поселений я рассказал. А вот что нас еще поразило — это архитектура домов для «новых татар». Надо сказать, что только 2 неместные компании, и то недавно, получили право что-то строить в Казани. Таким образом появились шикарные районы новостроек с комплексной застройкой — обязательно, кроме жилья, в микрорайоне должна быть поликлиника, детский сад, школа, спортивные сооружения и досуговые зоны, например, для жарки шашлыков или барбекю, причем, прямо на террасах домов и с видом на реку — чтобы люди не топтали газоны и не жгли костровища, а цивилизованно отдыхали прямо у дома. Стоимость квартир в таких домах начинается от 30 миллионов рублей.

А вот совсем крутые нашли для себя очень специфический стиль — какая-то византийская роскошь, но в многоквартирных домах. Вот примеры домов в Парке земледельцев. Обратите внимание на старые халупы, расположенные за ними — там пока тоже живут и виды на Кремль у них не хуже. и на Театральной улице, рядом со зданием Правительства.

А еще есть вот такой шедевр архитектурной мысли, парящий над городом.

Но есть и неоднозначные примеры. Например, вот этот пафосный Дворец земледельцев. Здесь расположилось Министерство сельского хозяйства.

А на центральной площади, называемой Кольцом, здание однозначно идентифицируемое всеми приезжими как отделение Пенсионного фонда России. Для его фото места на карте пожалел.

О религиозных сооружениях.

Две религии уживаются в городе вполне гармонично и, в первую очередь, благодаря мудрой политике первого Президента Татарстана М.Шаймиева, которого до сих пор называют «Бабай» — Дедушка. Он не отдавал явного предпочтения какой-то из религий, а распределял средства на строительство объектов культа для них справедливо. Именно поэтому мечеть Кул Шариф появилась на территории Кремля. Мы посетили несколько самых известных храмов и, о, счастье!, саму Главную мечеть.

Еще нам повезло, что на один из дней нашего пребывания пришелся важный церковный праздник — День обретения Казанской иконы Божьей матери. Мы наблюдали просто толпы паломников, направлявшихся на молебен в Казанский собор, где сейчас находится ее список. А в нашем отеле поселились несколько иерархов (видимо, отель 5* это именно их статус), которых их собратья в рясах возили туда-сюда на нехилых джипах. И там же меня поразила еще одна креативная деталь — теперь пожертвования в пользу церкви можно отдавать не только пятаками и бумажками, но и через специально освященный для этого терминал.

Очень удивил собор Петра и Павла оформленный в каком-то средиземноморском стиле — с фруктами и виноградными лозами.

И, наконец, мечта всей жизни — мечеть. Я бывал в католических, православных и лютеранских соборах, в дацане и синагоге, а вот в мечеть попасть никак не мог. А тут — свободный доступ, правда, не в молельный зал, а на специально оборудованный балкончик. Но и это грандиозно! Очень специфическое, но довольно аскетичное, внутреннее убранство и космический внешний облик. Это единственная в стране мечеть, где специально обученные люди, чуть ли не круглосуточно, читают Коран и трансляция идет на всю мечеть.

Сейчас в городе заложили новую мечеть — крупнейшую в Европе, но когда она появится — вопрос. А так в городе, следуя специальной традиции их постройки с таким расчетом, чтобы молитвы муэдзинов было слышно с любого места в городе (понятно, что в старой его части), мечетей очень много.

О Кремле.

Сами казанцы считают свой Кремль не очень большим (по территории меньше Московского в разы), но, безусловно, самым значимым сооружением в городе. Просто фантастические его виды, днем и вечером, восторгали нас.

Внутри все вылизано и организовано — кроме собора, мечети, и весьма эффектной «падающей» башни Сююмбике — смотровые площадки, несколько музеев, скверик с памятником Зодчим Казани, кафе, Пушечный двор и Президентский дворец.

Вход туда свободный, но за проводимую там экскурсию пришлось доплатить. Но очень важные приманки — смотровые площадки на город и акваторию Казанки. У меня есть рейтинг видов со смотровых площадок, которые я посетил в разных городах и странах. Этот вид, точно, вошел в первую десятку.

Об экскурсии.

Нам понравился формат привлечения для экскурсии частного гида. Так было в Калининграде и Пскове, вот и здесь я сильно заранее начал искать варианты. Без всяких предпочтений выбрал и, считаю, нам снова повезло — нашим гидом был тридцатишестилетний доцент кафедры сервиса и туризма Казанского университета (того самого, где почти 2 месяца учился юный бунтарь Володя Ульянов) Олег — Робин Гуд — Бунаков. Коренной казанец, он уже 15 лет водит экскурсии и о многом рассказывал очень небанально — с точки зрения местного жителя. Парадокс, но обзорную экскурсию я запланировал на последний день, поскольку из отеля мы выселялись в 12 часов, а самолет улетал в 19 часов — убивать это время по жаре, когда уже почти все видели, было бы тяжело. А здесь — авто с кондиционером, проезд в удаленные районы и по местам, куда просто так мы бы никогда не дошли, интересный рассказ — беседа длительностью 4 часа. Исторические, политические, бытовые и прочие аспекты были освещены полно и непредвзято. Короче, нам очень подошло. Правда, для двоих недешево.

О разном.

Здесь, по традиции, несколько фото с комментариями.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

Казанцы — добрые и заботливые люди.

Объявления для ну очень непонятливых. В кадр не поместились еще три.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

Для привлечения посетителей задействовано все — в том числе цвет.

Стена радости.

Казань. А Волгу мы увидели только на третий день

В этом казане варится счастье всех жителей Казани.

На заднем плане мечеть. А что на переднем? Угадайте с трех раз. Кафе? Администрация? Второй корпус? Нет — пожарное депо.

О выводах.

Поездка очень понравилась, обошлась без косяков и разочарований. Город оказался очень интересным и именно это объясняет название — и без Волги хватило впечатлений. Все, что планировали узнать и увидеть — узнали и увидели. В сумме прошли 85 000 шагов. Временной формат, по оценке специалиста Олега — оптимальный. Ставлю жене-вдохновительнице и себе — организатору жирный «плюс». Но уже готовятся новые цели…

Спасибо за внимание.

Авторы с примкнувшим местным дядечкой.