Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 12:14

Варанаси — Индия Январь 2023

Для того, чтобы посмотреть новый храм Вишванатх, необходимо было переместиться в район Бенаресского индуистского университета. Этот государственный университет — один из самых известных индийских вузов, среди которых иногда занимает 1-е место по итогам года. Основан был в 1916 году.

Дорога к гхатам

Главный кампус, занимающий территорию в 5,5 кв. км был построен на земле, пожертвованной раджой Варанаси. В Бенаресском университете обучается около 15 000 студентов. Территория кампуса — своеобразный мини-городок с широкими малооживлёнными проспектами. Довольно однотипные здания отдельных факультетов и общежитий отделены лесополосами и парками. Свободно, чисто, как бы и не традиционная Индия.

Дорога к гхатам

Храм Вишванатх Мандир прожил долгую 900 — летнюю историю. Периодически разрушался многочисленными захватчиками, однако местные жители столько же раз реконструировали этот древний храм. Священный для индусов город Варанаси не принимал правителей со стороны, особенно мусульманских. Этот факт и определил длинную городскую историю.

Первым известным разрушителем варанасских храмов был Кутб-уд-дин Айбак, тюркский мусульманский правитель Северо-Западной Индии, который перенёс столицу в Дели, где построил знаменитый Кутб-Минар. Его воины безжалостно убивали местных жителей, грабили город, порабощали молодых девушек и мальчиков, пытали богатых, убивали индуистских священников, сжигали древние писания.

Дорога к гхатам

Такая крайняя демонстрация силы и ненависти к местным жителям Варанаси была только началом проклятия, которое продолжалось следующие 600 лет. По стопам Кутб-уд-дина Айбака пошли многие захватчики. Время долго не могло залечить шрамы, оставленные такими правителями, как Хусейн Шах Шарки между 1447 и 1458 годами, а затем Аурангзебом в 1669. Индусы до сих пор помнят, как их предки пережили столетия тирании, религиозных и социальных преследований. Даже по сей день местная поэзия, религиозные тексты, сохранившиеся индуистские картины и анекдотические истории напоминают людям о том, как некоторые нетерпимые фанатики использовали непостижимую, бесчеловечную военную тактику против невинных индусов, их любимых божеств и их святынь, в число которых входил и храм Вишванатх Мандир. После первого вторжения многие выдающиеся местные жрецы предприняли огромные усилия, чтобы возродить архитектуру разрушенного Вишванатх Мандира.

Это действительно помогло сохранить историю храма. Наконец, по прошествии 700 лет, в 1930-х годах задумали воспроизвести Вишванатх Мандир в кампусе Бенарасского индуистского университета. Всё та же знаменитая семья-меценат Бирла взяла на себя строительство, и фундамент был заложен в марте 1931 года. Храм был окончательно завершён в 1966 году.

Дорога к гхатам

Храм является одним из самых высоких в Индии. Общая высота составляет примерно 77 метров.

Дорога к гхатам

Хотя Вишванат Мандир в первую очередь посвящён Шиве, он состоит из девяти отдельных святынь и открыт для людей всех каст, религий и религиозных направлений.

Храм Шивы находится на первом этаже, а храмы Лакшми Нараян и Дурги — на втором.

Дорога к гхатам

Вот, например, святыня Нанди. Этот бык возил бога Шиву. По совместительству также является божеством — хранителем Кайласа, резиденции Шивы. Почти во всех храмах Шивы есть хотя бы одно изображение Нанди, обычно обращённого к главному святилищу.

Дорога к гхатам

Весь текст Бхагавад-гиты и выдержки из священных индуистских писаний начертаны иллюстрациями на внутренних мраморных стенах храма.

Дорога к гхатам

Индусы любят новый храм Вишванатх, он не только расположен в самом сердце Варанаси, но и его божественность умножается священной рекой Ганг, протекающей неподалёку. Индуистский университет Бенарас, таким образом, является домом для одной из самых больших туристических достопримечательностей города Варанаси — великого храма Новый Вишванатх. Но вот какая деталь — несмотря на то, что он открыт для всех каст и сословий, нищих и ярко выраженных бедных мы в нём не заметили. Здесь один из самых достойных районов Варанаси.

Дорога к гхатам

Пришло время двигаться в сторону набережной, куда стекаются все туристы и верующие. По пути вновь — меняющийся кадейдоскоп районов, улиц, людей.

Дорога к гхатам

В Индии голова не только для того, чтобы думать и шапку носить.

Дорога к гхатам

Несмотря на трагическую историю Варанаси, прежде всего страдавшего из-за религиозной нетерпимости со стороны мусульман, здесь их — достаточно большая диаспора.

Дорога к гхатам

По пути заехали на фабрику по производству тканей и изделий из них. Гид так для нас старался в поездке, что хотелось пойти ему навстречу. Но для себя ничего не нашли.

Дорога к гхатам

На машине мы смогли доехать только до площади Гаудолия. Площадь легко узнать по корове на столбе. Таких столбов здесь два. Напомнили венецианские столбы, вот только там крылатый лев с книгой. Ну что ж, каждому своё.

Дорога к гхатам

От площади самый красочный путь к реке только один — пешком вдоль самых популярных рынков Гаудолия и Чаураха, среди разношёрстного и колоритного народа. Здесь многолюдно в течение всего года.

Дорога к гхатам

Многие магазины стремятся забить себе местечко на улицах рынка Гадолия. Здесь можно найти все типы магазинов, здесь весь древний колорит Варанаси.

Дорога к гхатам

Скобяные изделия, сувениры, предметы домашнего обихода, ткани, деревянные изделия, ювелирка, металлические и другие идолы и, конечно, самые различные продукты питания.

Дорога к гхатам

Местные, чувствуется, проводят на этих улицах много времени, толпятся у магазинов, где — вышитая шёлком одежда, ковры, резьба по дереву, различные виды украшений из жемчуга.

Дорога к гхатам

Даже если у вас нет намерения совершить покупку, просто прогуляться и осмотреться должно быть познавательно. Эти улицы как бы предворяют атмосферу гхатов, без них картина Варанаси будет неполной.

Дорога к гхатам

Вот, наконец, видна и Ганга, спускаемся вниз.

Дорога к гхатам

Уже заметны все атрибуты, включая измазанных пеплом, а рядом отмытых монахов и их слушателей.

С самых ранних лет приучают детей к паломничеству в святой для индуистов Варанаси. Надевают лучшие наряды.

Дорога к гхатам

А вот и лодочки. Одну мы арендуем для прогулки по реке. В следующем рассказе.