Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 11:32

Дели — Индия Январь 2023

Второй день в Дели начался с посещения храма Лакшми Нараян, одного из самых популярных индуистских храмов в Дели, также известного как храм Бирла. Он посвящён богу Вишну, который известен как хранитель индуистской религии, и его жене богине Лакшми, богине богатства и процветания. Но по уже известной нам системе строительства местных храмовых комплексов, он также отдаёт дань уважения другим божествам индуистского пантеона.

Дели, день второй

Главная особенность этого храма в том, что здесь принимают людей всех религий и каст (даже неприкасаемых) без какой-либо дискриминации. Таковым было условие Махатмы Ганди, «Отца народа», которого попросили лично открыть храм после длительной реконструкции в 1938 году. А исторически годом окончания первого строительства храма считается 1622. Неофициальное название этого комплекса — храм Бирла. Известный делийский промышленник Бальдео Дас Бирла вместе со своими сыновьями взял на себя все финансовые расходы в ходе реконструкции храма в середине 30-х лет прошлого века. Храм был тогда практически создан заново сотнями ремесленников из Бенараса, украшен красивыми иконами, вырезанными по всему храму. Мрамор, использованный для создания этого храма, происходит из Джайпура.

У храма, построенного из белого мрамора и красного песчаника выделяются три высоких купола. В среднем куполе установлены статуи Вишну и Лакшми. Левый купол посвящён Деви Дурге, богине Шакти (силы). В то время как правый купол является домом Шивы в позе медитации.

Дели, день второй

Расположенный в самом центре города, храм занимает территорию большого сада с фонтанами. К сожалению, всей ландшафтной красоты этого места мы не увидели — каскадные водопады и каналы технологически «высохли».

В саду находится множество скульптур, включая грандиозную статую слона Матхи, роскошную колесницу «Бхагавад-Гита», головы кобр и так далее. Для нас это просто элементы оформления сада, для местных каждая такая фигура несёт определённый смысл, олицетворяя очередную главу какого-нибудь эпоса или религиозных историй. Что-то рассказывал гид, но информации было много, мало что отложилось.

Дели, день второй

Следующей остановкой была Джама Масджид — самая большая мечеть в Индии — одна из жемчужин, построенных императором Шах Джаханом. Строительство Джама Масджид было завершено между 1644 и 1658 годами под руководством Саадуллы-хана, премьер-министра Шах-Джахана. Говорят, что это одно из последних архитектурных чудес, построенных под покровительством этого императора Великих Моголов.

Дели, день второй

В 1638 году Шах-Джахан решил сделать Дели столицей империи, переселившись сюда из Агры, город в то время назывался Шахджаханабад.

Он построил Красный форт на северо-восточной стороне города и разместил мечеть Великих Моголов примерно в 500 метрах к западу от него.

Дели, день второй

В строительстве этого шедевра участвовало почти 5000 мастеров. Просторный двор Джама Масджид, который может вместить около 25000 верующих, был открыт имамом Сайедом Абдул Гафуром Шахом из узбекской Бухары, который был назначен первым имамом мечети.

Джама Масджид состоит из двух основных частей, которые напоминают более ранние соборные мечети в Дели — главный молитвенный зал и большой внутренний двор к востоку от главного молитвенного зала. Внешний вид Джама Масджид был вдохновлён мечетью Акбара в Фатехпур-Сикри, а интерьер был создан по образцу пятничной мечети в Агре.

Дели, день второй

Самая большая мечеть в Индии была построена в типично персидском стиле с тремя главными воротами и двумя главными минаретами.

Изначально мечеть называлась «Масджид-и-Джахан-Нума», что буквально означает «мечеть с великолепным видом на мир». Ну не знаю. Хотя она и на горе, особо ведиколепного в панорамах вокруг я не заметил. Хотя, возможно, 400 лет назад здесь всё и было по-другому. Что несомненно — несмотря на расположение в самом сердце Центрального Дели, который славится неограниченным хаосом, для многих это островок спокойствия и сегодня.

Дели, день второй

Мечеть построена из красного песчаника и занимает площадь около 1200 квадратных метров. Действительно большое и впечатляющее сооружение.

Дели, день второй

В этом месте хотелось бы остановиться на одной особенности, которую нельзя избежать, если вы хотите осмотреть религиозные памятники внутри. Это — хождение без обуви. Мы не особо об этом задумывались, ведь когда-то была подробно изучена Шри-Ланка, но вот только наш визит в Индию был в январе, а Шри-Ланка находится намного южнее, почти на Экваторе. Дели и вся зона классического маршрута лежит в северной части страны. В Дели максимальная температура в это время была около 12 градусов днём, и 6–9 утром. Полы почти везде мраморные, ледяные, что, конечно исключает комфортное хождение босиком, да и простудиться не хотелось. Но боялись мы зря, гид сразу объяснил, что разрешено ходить в носках. Надев на обычные носки вторые, толстые шерстяные, мы практически не ощущали зимнего дискомфорта. А в Джама Масджид даже выдавали за копейки «гостиничные» тапочки.

Единственный прокол произошёл в сикском храме Гурудвара Бангла Сахиб. Носки здесь запрещены, к тому же надо проходить через бассейн, в это время, с ледяной водой. Подобные фитнес-процедуры не входили в наши планы, поэтому храм мы не видели дальше входных ворот, через которые я попробовал сфотографировать с увеличением главное здание. Сама сикская гурдвара — особенно показная, мерцающе — белая, увенчанная позолоченным золотым луковичным куполом.

Дели, день второй

Краткая информация. Гурдвара Бангла Сахиб — самый известный сикхский молитвенный дом в Дели. Впервые он был построен как небольшая святыня в 1783 году в честь восьмого сикхского гуру Хари Кришана. Гурдвара стоит на том месте, где Гуру Хари Кришан совершал чудеса, раздавая освящённую воду больным, веря, что она оказывает чудесное исцеляющее воздействие на их разум, тело и душу. Поэтому сикхи до сих пор относятся к содержимому бассейнов Гурудвара Бангла Сахиб как к святой воде. Кроме входного, внутри находится красивый огромный бассейн, отражая расположенные вокруг него храмы. Но его мы не увидели.

Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Короче, ни рыба, ни мясо. С абстрактными полутенями — например, сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего творца, но его настоящее имя никому не известно. Заумно как-то.

Народа в главной сикхской святыне в Дели много, ведь их здесь огромное количество. Большинство из них прибыли сюда в качестве беженцев из Пакистана в 1947 году. Узнать их просто, особенно мужчин. Они не стригут волосы, а укладывают их под дастар, головной убор в форме тюрбана.

Дели, день второй

Для сикхов и в полиции была придумана отдельная униформа.

«Борец за свободу», «Отец независимости Индии» и «Отец нации» — вот некоторые из титулов, данных Махатме Ганди. Во всём мире он известен как защитник прав всех людей и сторонник метода ненасильственного сопротивления для продвижения своих идей и убеждений.

Дели, день второй

Радж Гхат — мемориал, посвящённый Махатме Ганди, расположен на месте, где был кремирован Махатма Ганди после его убийства в 1948 году. Это красивый мемориал под открытым небом, построенный вдоль реки Ямуна. Мраморная платформа с вечным огнём отмечает место, где Махатма Ганди был кремирован.

Я не думаю, что это место обязательно нужно увидеть в Дели каждому туристу. Но наш визит был в то время, когда страна жила приготовлениями к скорому Дню независимости Индии, и гид очень хотел нам показать это место.

Дели, день второй

В эти дни здесь много людей. А школьников вообще подвозили постоянно меняющиеся на огромной стоянке автобусы.

Дели, день второй

Сам государственный праздник вместе с парадом и грандиозными шествиями должен был состояться в Дели через пять дней. Поэтому мы не смогли посмотреть Красный форт. Он был не только закрыт, но и вокруг него были расставлены блокпосты на таком расстоянии, что не было возможности сделать качественные фотографии даже снаружи. Внутри квартировались войска — участники парада.

Второй объект, куда мы не попали — Акшардхам. Не знаю, может такие очереди и драконовские меры безопасности были вызваны предпраздничными днями. Но… мы увидели многотысячные очереди в два входа. Гид объяснил, что мы должны оставить в машине не только сумки и фототехнику, но вообще все предметы, включая пишущую ручку и серёжки из ушей. Потом подвергнуться пристрастной проверке-обыску, отстояв длинную очередь. Причём по отдельности, девочки налево, мальчики направо. Реакция была логичная — да ну его… в Гангу… Не стоит никакой памятник таких унизительных процедур. Тем более, что по большому счёту, Акшардхам ещё и не заслужил честь быть историческим памятником — построен в 2005 году. Единственное его достоинство, что он самый большой индуистский храм в мире.

Тотально в связи с праздниками был перегорожен и правительственный квартал, где проходила по частям репетиция парада. Участок в три километра от Индийских ворот до Раштрапати-Бхаван (Президентского дома), Раджпат, возможно было сфотографировать издалека на зуме. Видно, что строятся трибуны для гостей парада.

Дели, день второй

За ограждениями остались и Ворота Индии, также называемые Мемориалом Дели. Эта арка посвящена войскам Британской Индии, погибшим в Первой мировой войне. Архитектор Эдвин Лютиенс спроектировал этот классический объект высотой 42 метра в 1921 году.

В то время, когда мы были напротив Ворот Индии, проходила репетиция воздушной части парада.

Дели, день второй

Остаток второго дня в Индии и в Дели мы провели в Саду Лодхи, который является популярным местом для прогулок и пикников жителей города. И ещё раз убедились, как соблюдается кастовость здешнего общества. Всё неприглядное осталось за окном ещё за километр не доезжая до садов. Внутри же была респектабельная публика, подростковые компании небедных родителей, хотя фейсконтроль на входе отсутствовал, как таковой.

В саду Лодхи находятся гробницы, мечети и мосты эпохи династий Сайидов и Лодхи. Гробницы Мухаммед-шаха, который умер около 1444 года, и Сикандара Лодхи имеют восьмиугольную форму. Шиш-Гумбад и Бара-Гумбад представляют собой усыпальницы квадратной формы с внушительным куполом, башенками по углам и фасадам. Они создают иллюзию двухэтажного здания.

Дели, день второй

Бара Гумбад или Большой Купол находится в средней зоне сада, рядом с ним находится 3-х купольная мечеть. Оба здания были построены во время правления Сикандера Лодхи в 15 веке. Памятники и гробницы, которые можно найти в этом районе, считаются последними оставшимися архитектурными памятниками династий Лодхи и Сайидов.

Сад Лодхи изначально был деревней, на окраине находились памятники и гробницы прошлых правящих династий. В 1936 году жителям села предложили отказаться от земли и переехать в новое жильё в другой район, чтобы можно было разбить сады и сделать эту территорию зоной отдыха муниципального значения. Правящие тогда британцы отремонтировали памятники, реанимировали сады, переселили жителей деревни, и 9 апреля 1936 года деревня Хайрпур стала парком леди Уиллингдон, названным в честь жены вице-короля. Переименование произошло в 1947 году. Помимо исторических гробниц и памятников, в саду Лодхи также обитают различные виды птиц. Деревья и пышная зелень, окружающие этот район, делают сад Лодхи идеальным оазисом для них.

Дели, день второй

Памятники, которые усеивают сад Лодхи, великолепны, если не сказать больше, с эклектичным сочетанием местных индийских и привнесённых среднеазиатских архитектурных элементов. Мои фавориты -гробница Мухаммад-шаха Сайида и стоящая недалеко мечеть.

Потолок украшен причудливой резной лепниной, окрашенной в красный и синий цвета.

Дели, день второй

Мотив каллиграфии со стихами из Корана. Геометрические узоры с листвой и каллиграфией. Вы только посмотрите на детали!

Передвигаясь по Дели, наш водитель заехал на заправку, напротив которой мелькнуло что-то знакомое. Перебежал через дорогу. Приятно было увидеть «кусочек Италии» — посольство Ватикана.

Дели, день второй

Возвращались в отель уже затемно. И без того хаотичный центральный Дели перешёл в особый, ночной, режим. Вылезать из машины уже не хотелось, к тому же надо было набраться сил, ведь на следующий день нас ждал долгий переезд в Джайпур.