Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была сегодня 1:27

Толедо, Логроньо, Сория — Испания Август 2023

Испания значилась в моих планах давно. Мечталось о винодельческом регионе Риохи, хотелось побольше увидеть Эль Греко, испанские пейзажи…

Но признаюсь, планирование этой программы проходило с трудом, со скрипом, с кучей вариантов, бронированием, отменой, новых вариантов. В конце концов всё получилось великолепно, лучше, чем ожидалось, несмотря на палящий зной, на некоторые состыковки, на вызовы. Всё — чудесно и теперь — по порядку.

9 августа, в среду мы с небольшой задержкой отправились дешёвой авиалинией Райн Эр в Испанию через островную Палму. Прибыли в Мадрид Adolfo Suárez Madrid-Barajas Airport заполночь, откуда на такси за 20 евро (Цена фиксированная, даже если ехать 5 минут, а нам нужно было ехать именно 5 минут. Договариваться с шофёром в аэропорту бесполезно. Они хотят свои деньги и точка.) до отеля Senator Hotels & Resorts, около аэропорта.

С утра на следующий день, 10 августа, в четверг мы на шаттле из отеля доехали скоренько до аэропорта. Там и позавтракали и взяли после завтрака машину в прокат (заказали онлайн за неделю до поездки) через Hertz. Машину взяли дорогую, на автомате, почти новую с работающим кондиционером. Отправились на север и первая остановка была город Сория.

После короткого перевала в Сории, небольшого обеда мы отправились на термальные источники (Termas de Arnedillo), единственные в Испании, что открыты бесплатно для всех когда удобно, без расписания посещения — Arnedillo.

Волшебная река Сидакос (является притоком реки Эбро) несёт свои ледяные воды, встречая у Арнедилло (Арнедо), на своём пути термы. Температура целебной воды колеблется от 38° до 48° C. Мы там понежились в контрастных водах несколько минут. Получили невероятное удовольствие и запечатлели на телефон панорамные, живописные виды долины.

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

После чего продолжили своё путешествие, только оно стало немного опасным. Дорога, что мне проложил телефон пролегала по горной местности и временами я хваталась за голову…как же мы проедем. Впереди увидели ветряки (Parque Eolico, группу ветряных турбин)…у самого Пико Кабимонтерос, 1 тыс. 327 метров высота.

Адреналин был, признаюсь честно. Но тут же вздохнули с облегчением, увидев живность, коров и быков… значит выедем на большую дорогу скоро. Полчаса ехали по ухабам, бездорожью. В конце концов приехали в столицу Риохи.

Божественная Ла-Риоха (La Rioja), наконец моя мечта сбылась! В этом регионе, как известно, производятся одни из лучших красных вин в Испании. Виноградники разбросаны вдоль реки Эбро. По плану - исследовать винодельни 11 августа.

11 августа, пятница. Логроньо-Logroño

Свой день рождения встретила в Логроньё и продолжила его отмечать в сельской местности Испании. Рано поутру посетили региональный музей Риохи (Музей Ла-Риохи в Логроньо).

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

Музей расположен на площади Сан-Агустин, во дворце Эспартеро, здании в стиле барокко, построенном в 18 веке. Это здание от наших апартаментов — 2 минуты пешком, за углом. Были приятно удивлены множеством интереснейших экспонатов археологии от доисторических времён, картин, церковного убранства и утвари, до этнографии и экспонатов, найденнных в округе реки Эбро и семи долин, что она питает.

Реки севера Испании особенно меня увлекали и в планировании путешествия я опиралась на их течение, на места рядом с реками.

После встречи с хозяином апартаментов Piso con encanto en zona de tapas (а он узнав про мой день рождения принёс мне эксклюзивное вино, такое точно не купишь в магазине и было очень прияно!), отправились знакомиться с винодельнями Риохи.

На 13:00 у нас был забронирован частный визит-индивидуальный тур с хозяином Карлосом в Бодегас Карлос Сан Педро Перес де Виньяспре (Bodegas Carlos San Pedro Pérez de Viñaspre) с посещением традиционных подземных винных пещер. Вино под землей в пещерах Лагуардии существуют более 300 лет.

Карлос, хозяин этой маленькой винодельни так вдохновенно рассказывал нам о виноградниках, качестве вина, пещерах, где он хранит своё богатство…что ещё не выпив алкоголя мы уже были опьянены его рассказом.
Спустились с ним в пещеры, где он приготовил для нас его фирменные вина + его нежнейшее оливковое масло и нефильтрованное красное вино из чана. Поднимался Карлос, с пипеткой огромных размеров и сосудом - по лестнице, чтоб набрать для нас самые сливки для дегустации. Именно это нефильтрованное мне больше и понравилось. С небольшим сожалением он признался, что оно не в продаже, только для дегустации. Но мы у него тем не менее хорошо закупились и планируем к Рождеству по почте снова партию бутылочек винца, включая оливковое масло заказать.

На 15:00 у нас значилась в плане другая дегустация на огромнейшей винодельне Кампо- Вьехо — Campo Viejo.

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

Эту винодельню хотелось посетить, потому как именно это вино мы выбираем в супермаркете и только на него ориентируемся. Хотелось узнать больше, что и как происходит в Кампо-Вьехо.

Но на мой день рождения навигатор решил сыграть со мной шутки-розыгрыши. Мы кружили 45 минут вокруг огромнейших виноградников Кампо Вьехо и не могли найти ворота, чтобы заехать. Мы звонили им несколько раз, мы пытались понять куда поворачивать и куда заезжать, но снова терялись и проезжали по тем же узким дорогам… В конце концов, Господь нас вывел на путь праведный, но мы уже опоздали на свою дегустацию. Я уже начала огорчаться, но к слава Богу, люди остались людьми и задержались для нас на работе, специально для меня. Повезло, можно сказать.

Когда мы там появились, нам предложили остыть (жара +40С), попить воды и приступить таки к дегустации не только красных, известных нам по винам в супермаркете, но и белых, совсем малоизвестных. Наш гид рассказал нам неспешно об отличиях этикеток на бутылках, цветовой раскраске-коде, показал, как извлекать воздух из открытой бутылки, выкачивать его…специальным вакуумным насосом. То есть объяснил нам как сохранить свежесть вина после вскрытия бутылки.

Много-много всего узнали о Темпранильо (глубокий вишневый оттенок, наполненный богатыми и интенсивными ароматами спелых красных фруктов). Гид нас завёл в хранилище. Боже мой, вот это масштабы: километры винных бочек и произведённых бутылок вин! Вот это коллекция. Мы там тоже прикупили бутылочку дорогого разлива.

Новое знание: Марочные вина Риохи помечены знаком - Denominacion de origеn calificada (DOCa) – высшая категория вин, присваивается только лучшим регионам, таким как Риоха.

И цветной маркировке интересно было выучить, хотя запомнить в тот день не удалось, пришлось обратиться к источникам. Так, вина по срокам выдержки можно распознать:

• Joven или Coseha  - зелёный квадратный значок Rioja -  менее 6 месяцев в бочках для белых и красных; менее 12 месяцев в бутылках для белых и менее 18 месяцев в бутылках для красных
  • Crianza обозначена красным квадратом- не менее 6 месяцев в бочках для белых и красных; не менее 12 месяцев в бутылках для белых и не менее 18 месяцев в бутылках для красных
  • Reserva - коричневый квадратик на бутылочной этикетке - не менее 6 месяцев в бочках для белых и не менее одного года в бочках для красных; не менее 18 месяцев в бутылках для белых и розовых и не менее 24 месяцев в бутылках для красных
  • Gran Reserva отмечается фиолетовым квадратиком на этикетке - не менее полугода в бочках для белых и не менее двух лет в бочках для красных; не менее 42 месяцев в бутылках для белых и розовых и не менее 36 месяцев в бутылках для красных.

Дорога от этой винодельни до отеля — 2 часа. Дорожные виды были разные. Всё больше пустынные, знойные. Лишь иногда по дороге делали остановки для снимков у полей с подсолнухами и маленькими церквушками:

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

Деревенский бутик-отель Malanquilla Inédita порадовал панорамными террасами, отличными комнатами для отдыха и мельницей для Дон Кихота. Все номера были оформлены в тематике книги «Дон Кихот Ламанчский», которая идеально сочетается с арагонским городом, эмблемой которого является крупнейшая ветряная мельница.

В номере читаем на стене: «Действие происходит в главе Дон Кихота Ламанчского «Зачарованная лодка». Рыцарь и его оруженосец прибывают на Эбро, откуда они отправляются в морское приключение, в котором они путешествуют по семи морям. По пути они столкнутся с опасными врагами, а могут и просто пересечь реку и поболтать с мельниками. Созвучие с нашим путешествием.

На сайте отеля прочла, что это место выбирают любители звёздного неба, ловцы «Млечного пути». Так всё и было. Несколько метров отодя от отеля — вы в глуши и всё, что слышите — стрекотание кузнечиков с гулом охлаждающих раскалённых за день камней. Удивительный опыт. И тут наконец, после долгого ожидания я увидела вспышку на небе — несущуюся комету-звезду для именниницы. Успела! И в ладоши захлопать от счастья и загадать желание в свой особый день! Метеоритный поток Персеиды порадовал.

12 августа, суббота

На утро мы предпочли маршрут на юг вдоль рек и на этом маршруте значился Монастырь Пьедра(en aragonés Monesterio dePiedra). На пути была Река Пьедра (Río Piedra), что берёт начало в районе горного хребта Сан-Хуан и протекает в Иберийских горах через Кастилия-Ла-Манча и Арагон. Она питает своими чистыми водами склоны, горную местность и этот парк-заповедник en aragonés Monesterio dePiedra. Кроме парка есть там и спа-отель около монастыря. Отель огорожен от туристов.
Монастырь же был основан в 1194 году 13 монахами-цистерцианцами на месте бывшей арабской крепости.

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

Парк-оазис в засушливом Арагоне — творение Хуана Федерико Мунтадаса (Жил в 19 веке и дожил до 1912 г.). Он был поэтом, писателем, драматургом, философом, юристом, политиком, переводчиком и фермером. Он имел богатое воображение и был окружён деньгами. Так, его идея: ландшафт со спусками и подъемами, водными брызгами, гладью озер и играми света и тени в кронах могучих деревьев как будто сошел с полотен художников эпохи романтизма.

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

Хуан облагородил то, что так заботливо создала природа, начал восстанавливать разрушенные кельи монастыря и вдохнул жизнь в это прекрасное место.

Эти зрелищные водные каскады…стали спасением нам в палящей жаре Арагона. Вход в парк-оазис платный.

Доехав наконец, к 7 вечера до Толедо припарковали машину за пределами крепостной стены, отправились в забронированные апартаменты La Casa de la Tuerta в самом центре старого города Толедо.

Погуляли по вечернему крепостному городу, поснимали на телефон красивейшие места, нашли отличный ресторан, где и провели вечернюю трапезу.

13 августа, воскресенье — Толедо.

Этому городу я посвятила фото-альбом. Я снабдила фото комментариями. Посмотрите. Город — сказка.

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

В городе я сумела поделиться своими знаниями с приятнейшими дамами в информационном центре Толедо. Рассказала им про технику Эль Греко, посвятила их в тайны митраизма. Вспомнила и своего ушедшего кота, которого я называла Митрас, именем Божества Солнца.

Так, после этой неожиданной беседы мы неожиданно встретили в Толедо ласковую кошечку. Как я была рада этой душе! Супруг сказал, что мой ушедший Митрас меня услышал и появился сейчас передо мной в другом воплощении. Кто знает, может и так. Но кошечка очень добавила нежности и добра в этот день!

Конечно же, в Толедо мне очень хотелось посетить дом-музей Эль Греко. О нём мне рассказывали туристы, что были в нём. Я рассказывала им о Эль Греко и его полотнах в Эдинбурге, в Национальной Галерее Шотландии, они мне — про Толедо и вариации «Спасителя мира». Картина в Эдинбурге убедительнее, чем та, что в Толедо. Теперь я это знаю.

Знойный август в Испании. Риоха, Эль Греко

После музея изрядно проголодавшись случайно нашли изумительное место, о нём я подробно описала здесь. Трапезная с изюминкой! Посетили после обеда, заплатив за вход €12 на 3-х церковь Сан Томе со знаменитым полотном Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Интересно, можно разбирать его подробно часами.

Надо отметить, что его «Дама в мехах», что хранится у нас, в Глазго, сильно отличается от других портретов кисти Эль Греко. Но Эль Греко был особенным и он умел создавать мистику в своём творчестве. Надо посмотреть фильмы о нём, составить колорит к портрету мастера.

С Толедо, увы, нужно было после обеда прощаться. Спешить на свой рейс. Аэропорт Мадрида от Толедо в часе езды на машине. К аэропорту подъехали в 15:00, спеша на всех парах… но увы, самолёт наш задержали на 2 часа 15 мин. Это было неприятно. Экипаж воздушного судна не появился. Так просто - капитана не было… Все ждали у регистрации без какой-либо информации, с удивлением вставив свои глаза на экран… Ожидание было долгим. И всё бы ничего, только рейс у нас был со стыковкой, через Данию (Madrid — Billund). На пересадку у меня было заложено 2 часа 30 минут и это время съело опоздание капитана и его команды в Мадриде. Получив багаж в Дании (вино нужно было сдать в багаж), мы помчались догонять свой рейс на Эдинбург. Я знала, что если мы успеем пройти через первые ворота, отсканировав свой посадочный билет, о нас будут знать, что на рейс мы зарегистрированы, а значит — есть шанс. Небольшой, но есть. Тут было самое интересное. Мы на бегу, проглатывая важные слова начали объяснять нашу бедовую ситуацию с багажом, что давно уже закрыт приём багажа на наш рейс, и что пожалуйста-пожалуйста, помогите. Датчанин — начальник был чудесным, строгим, но понимающим, он слышал, как зовут нас на посадку по громкой связи в аэропорту, он видел табло опаздавшего рейса…он мог встать на сторону инструкции, долга и сказать, извините, не могу. Но он пропустил! Он попросил показать квитанции о покупке этих вин, не смогла найти, но кое-что другое рядом с винами было на испанском. Он не стал проверять подробно что, он посмотрел вскользь и сказал — проходите. Точнее, бегите, если успеете. Успели! За минуту до отправления самолёта.

Впервые в самолёте Райн Эр заказали горячую пасту. Не успели поужинать в аэропорту ни Мадрида, ни Дании. Паэлья в Толедо была последней едой у нас. Всё думали, перекусим в Дании, в аэропорту. Но пришлось терпеть до 9 вечера. Пасту в самолёте съели за пару минут и часовой перелёт в Шотландию показался мигом, хотя за ним - целая колоритная, наша маленькая жизнь в знойной Испании августа 2023.

Благодарю за внимание.

С уважением.

Татьяна Уайт.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия