Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 30 апреля 4:12
70-й рассказ, красивая цифра!

Железноводск — Россия Май 2023

Не откладывая в долгий ящик, продолжу прогулку по Железноводску. В рассказе Железноводск. Приятно познакомиться. я остановилась на том, что осталась отдыхать около Курортного озера.

Курортное озеро

Как видите, здесь очень комфортно не только мне.

Озеро 30-ка, как и санаторий, к которому оно прилегает находиться практически на окраине города. Вернуться в центр города, да и к моему санаторию, не поднимаясь снова по Каскадной лестнице, можно. Надо пройти через санаторий «Имени 30-летия Победы» и выйти на улицу Ленина, главную в Железноводске, и в обратном направлении продолжить путь. Все очень просто, подъем в гору будет более пологим, и поэтому менее тяжелым.

Первым на пути очень важное и трагическое место, как в истории города так и страны. Недалеко от санатория «Имени 30-летия Победы» Мемориальный парк.

Мемориальный парк «Сквер Памяти» проложен вдоль улицы Ленина, и находится на месте старого кладбища. Открыт в 1990 году, в память о жителях Железноводска, погибших в годы Великих Отечественных и Гражданских войн.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

Начинается сквер от Вечного огня, и до скульптуры «Скорбящая мать».

«Аллея памяти» с фотографиями и именами павших воинов, которые выбиты на мраморных плитах. Вечный огонь в память погибших горит в этом месте с 1957 года.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

Памятник «Скорбящая мать» в Железноводске посвящен жертвам фашистской оккупации города в 1942–43 годах. Памятник установлен на выходе из Аллеи памяти в Сквере памяти на месте братской могилы железноводчан в 1962-м году. Авторами монументальной композиции, являются скульптор Ф. И. Перетятько, архитекторы Н. Н. Бондаренко и А. И. Барсуков.

Трагическая фигура скорбящей женщины в окружении плит с именами погибших. Если вчитаться в фамилии, то становиться ясно, люди гибли целыми семьями, в основном это беззащитные женщины и дети, оставшиеся на оккупированной территори, большая часть которых еврейской национальности.

По соседству со сквером уникальный исторический объект, это бывшая Станция почтовых дилижансов.

Старых домов в Железноводске остались единицы, поэтому чудом сохранившееся здание Станции вызывает интерес. Архитектурный памятник на улице Ленина, имеет важную историческую и культурную ценность. Строение 1875 года предназначалось для конных экипажей. На станции, в своих путешествиях по Кавказу, часто бывали известные литераторы — Толстой, Ярошенко, Балакирев, Хетагуров и другие.

Внутренний двор станции почтовых дилижансов.

В настоящее время станция является Культурным центром имени Л. Н. Толстого. Это здание сохранилось чудом, благодаря бюрократии, безденежью и своевременному неисполнению приказов.

Станция почтовых дилижансов с появлением железных дорог перешла в железнодорожное ведомство. Здесь располагались сначала жд станция, затем контора, а после стала жильем для сотрудников дороги. Шли годы, здание ветшало, и даже был подписан приказ о его демонтаже.

Через какое-то время историки заинтересовались этим зданием и выяснили, что подобного рода исторических объектов в стране наберется всего пару штук. Благодаря отсутствию денег на снос архитектурный памятник сохранился, а потом нашлись деньги на его реставрацию.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

В 1981 году эта единственная из сохранившихся в городах Кавказских минеральных вод станция почтовых дилижансов была взята под охрану государства как редкий историко-архитектурный памятник. Через 11 лет она стала частью Железноводского краеведческого музея. Статусность редкому объекту придало выделение его в самостоятельный Культурный центр им Л. Н. Толстого, сделав филиалом московского музея Л. Н. Толстого.

Экспозиция музея рассказывает не только о Л.Н.толстом, но и его детях и внуках. Есть предметы быта жителей Кавказа, а также вещи связанные с работой станции почтовых дилижансов. Он станции дилижансов сохранился оригинальный мраморный пол в коридоре.

С 10 июня 2022 по 11 июня 2023 г. в Культурном центре имени Л. Н. Толстого в Железноводске проходила выставка «Образ дома Льва Толстого. К 95-летию художника Олега Толстого». Экспозиция посвящена талантливому пейзажисту, правнуку Л. Н. Толстого — Олегу Владимировичу Толстому. Особое место в творчестве О. В. Толстого занимали образ Л. Н. Толстого и пейзажи Ясной Поляны, которую он очень любил.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

Как я уже упомянула, старых домов в городе сохранились единицы. Милый домик на улице Ленина привлекает внимание. Там кажется аптека, или массажный салон, в общем что-то связанное с курортной жизнью города.

Еще один «древний» домик без окон удалось мне найти.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

По словам жителей города, старые дома по улице Ленина начали сносить быстро, и заменять на новостройки, хотя они были еще далеки от обветшания. Не ценили старину, хотели придать городу современный вид.

Мимо здания Грязелечебницы приближаюсь в площади Ленина, имеющейся практически в каждом постсоветском городе.

Около площади стоит приостановиться, ее окружают несколько интересных зданий. Пройдем немного вперед, к строению напоминающему восточный дворец.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

«Ванны Островского» названы в честь министра государственных имуществ, статс-секретаря Михаила Александровича Островского, вдохновителя и инициатора строительства данного строительства, а также много сделавшего для развития города и его благоустройства. Михаил Островский -брат известного русского драматурга Александра Островского.

Комплекс зданий выполнен в восточном стиле и обликом напоминает мечеть в Медине. По красоте отделки, по удобствам, Островские ванны не уступали подобным бальнеологическим заведениям Европы. Роскошные залы ожидания в мавританском стиле, высокие окна, подоконники отделаны мрамором. Кроме этого был уютный внутренний дворик с фонтаном, садом и экзотическими птицами.

Островские ванны

Над проектом лечебного водного учреждения работал петербургский архитектор Павел Сюзор. Строительство комплекса оздоровительных ванн завершилось в 1893 году.

В настоящее время ванны на реставрации, затевается что-то грандиозное, так было написано в сетях, даже установят памятник Ходже Насреддину. Но кроме обнесения забором, никаких подвижек я не увидела.

Через дорогу о Островских ванн здание Железнодорожного вокзала, которое построено в 1897 году. Это произошло сразу после ввода в эксплуатацию железнодорожной ветки от Бештау до Железноводска. Является архитектурным памятником 19 века, автор работы Е. Дескубес.

Исторические строения осмотрели, теперь вернемся непосредственно на площадь Ленина. Здесь установлен Памятник борцам за Советскую власть. В этом месте в 1957 году перезахоронили останки воинов, павших в борьбе за установление Советской власти в годы гражданской войны.

Памятник представляет собой обелиск высотой 12 метров с барельефами и мемориальной доской. Пятиконечная звезда, которая установлена на вершине обелиска, символизирует победу Советской власти.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

В районе площади Ленина, в сторону курортного парка есть Дворец культуры, который с недавнего времени носит имя Сергея Пускепалиса.

Известный артист и режиссер жил в Железноводске, молодые годы прошли в этом городе, здесь он остался после гибели.

В стенах этого Дворца культуры когда-то познакомился со своей женой. В память о своем земляке, при поддержке семьи во Дворце создан небольшой музей памяти Сергея Пускепалиса. Всем известно, что актер погиб совсем недавно, осенью прошлого года, попав в автомобильную аварию. Трагедия связана с отправкой помощи нашим военным в зону СВО.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

В небольшой комнате размещены многочисленные награды и подарки артиста.

Необычный подарок сделали друзья артисту на один из дней рождения. Газета «Известия» выпущена в день рождения Сергея Пускепалиса 15 апреля 1966 года.

Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше

Восстановлен рабочий кабинет режиссера из Ярославского театра драмы им. Ф.Волкова, где он работал художественным руководителем.

Это даже не музей, а место памяти артиста и политического деятеля, платы за посещение нет.

Дворец культуры находится между улицей Ленина и Курортным парком, практически я вернулась на место, с которого и начала прогулку, только «этажом ниже».

Чтобы дойти до моего санатория, я могу пройти дальше по улице Ленина, которая затем перейдет в улицу Калинина, где и распложен санаторий «Русь».

Но я хочу от Дворца культуры пройтись по улице Семашко, чтобы показать еще один исторический дом- Подворье Карповых.

Усадьба построена в 1830-ых годах и является одной из самых старых сохранившихся построек Железноводска. Но известна она тем, что именно отсюда, летом 1841 года отправился Михаил Лермонтов на свою роковую дуэль. Мемориальная плита на стене дома напоминает об этом событии.

Здание курортной лаборатории 1914 года постройки привлекает мое внимание, почему не зашла посмотреть интерьер — не знаю.

А я уже по дорожке, бегу мимо густо растущего борщевика, так я думала раньше. Хорошо Лена(Elena Итенберг) разбирается в растениях и подсказала, что это растение- сныть. Однако только в Железноводске этого растения в избытке.

Тропинка через поле сныти
Тропинка через "поле сныти"

Территория санатория большая, много зелени, есть где прогуляться, но к сожалению местами очень запущенная.

Территория санатория Русь

Познавательная прогулка закончена, мы прошлись по интересным местам города, зашли в музеи, увидели памятники архитектуры 19 века украшающие Железноводск.

В своих рассказах о Железноводске я показала, как особо не напрягаясь можно побывать в разных частях города, если мало времени, то объединить в одну прогулку и увидеть много интересного.

Немного полезной информации:

Музей С.Пускепалиса во Дворце культуры принимает посетителей бесплатно. Часы работы: с 11 до 13, с 15 до 17., работает с понедельника по пятницу, выходной-суббота и воскресенье. Музейная комната находится на втором этаже.

Культурный центр им. Л. Н. Толстого работает со вторника по воскресенье, понедельник-выходной. Часы работы: с 10 до 18 часов.

Цикл материалов "Кавказские Минеральные воды."

1. Железноводск. Приятно познакомиться
  2. Железноводск. Знакомство продолжается. Гуляем дальше
  3. Все курорты хороши, выбирай на вкус воды

Теги: Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Самостоятельные путешествия