Турист Елена Баранова (Eleanor_Rigby)
Елена Баранова
была 20 марта 9:20

Свидание с Италией в непростые времена. Автобусный тур, как способ вновь увидеть любимые края. Венеция. Верона. Сирмионе

Сирмионе, Верона, Венеция — Италия Апрель 2023

ВЕРОНА.

В этот раз я немного изменю ход рассказа, поменяю местами последний и предпоследний день в Италии, да простят меня немногочисленные читатели и мои автобусные друзья. Последний день в этой чудесной стране проходил в бодром, соответствующем автобусному способу путешествия режиме, не позволяющем расслабиться и помедитировать среди всей этой красоты, мысленно попрощаться с любимыми местами. Для меня прощание с Италией прошло в более привычном для меня свободном полете в Венеции, поэтому и завершу свой рассказ именно там.

А сегодня забегу на 24 часа вперед, когда наш автобус припарковался неподалеку от исторического центра Вероны, и группа выдвинулась на обзорную экскурсию, а я традиционно отправилась гулять по своему маршруту.

Я уже упоминала как-то, что этот автобусный тур во многом повторяет маршрут моего самого первого путешествия по Италии, потому в некотором роде эта поездка вышла слегка ностальгической. Своеобразное закольцовывание моей личной тревел-истории, если можно так сказать об этом-:) Поэтому многое я, конечно, уже видела, иногда и не по одному разу, поэтому в этой поездке старалась посетить неохваченные в прошлые разы места, и если оставалось время, позволяла себе прогуляться по особо приглянувшимся закоулкам.

В Вероне когда-то я очень славно провела время, прошла все положенные романтикам маршруты, но вот не увидела тогда Мост Скалигеров, и не знала о существовании панорамной площадки на этом прекрасном холме.

А на этом чудесном холме, оказывается, расположен замок Святого Петра Castel San Pietro, и с его террас открывается потрясающий вид на старый город.

Строго говоря, от замка Кастелло Висконтео, что простоял на вершине холма 400 лет и построенного в конце XIV — начале XV веков, особо ничего не осталось. В 1801 году большая часть построек была разрушена наполеоновской армией. Но и этот замок был построен не на пустом месте, а на руинах древней крепости, а вообще этот холм был заселен еще в древние времена. В римскую эпоху холм назывался «Монте Галло» (Петушиная гора), с тех времен здесь сохранился древний римский театр постройки I века до н. э., остатки которого все еще можно осмотреть при желании. Название «Колле Сан-Пьетро» у холма появилось в средние века, когда на руинах древнеримского храма была возведена церковь, посвященная Святому Петру, и которая также погибла вместе с замком.

То, что мы видим сейчас — построенная в 1851 г. австрийцами военная база и казармы, оформленные в виде крепости в стиле романского Возрождения, как написано на сайте Вероны. Ну, а историческое название «Кастелло Сан-Пьетро» так и осталось.

Я не большой любитель крепостей, и уж тем более казарм, но когда я могла устоять против панорамных площадок?-:)))

Наверх можно подняться пешком от моста Ponte Pietra или за 2 евро (в один конец) на фуникулере Funicolare di Castel San Pietro. Время ожидания 10 минут, подъем наверх занимает несколько минут. В мой день повезло, никого не было, так что все было быстро, хотя я опасалась очередей.

Лучше всего наверх на фуникулере, а обратно пешочком.

И вот она — потрясающая панорама Вероны, старый город как на ладони. Прекрасно просматриваются и Basilica di Santa Anastasia, и башня Torre dei Lamberti.

Вообще, террасы крайне удачно расположены для того, чтобы любоваться городом, как раз у подножия холма река совершает поворот, и мост Ponte Pietra чрезвычайно живописно смотрится на фоне ее излучины, разноцветные фасады домиков у реки добавляют очарования городскому пейзажу.

Продолжая начатую традицию, с удовольствием помедитировала наверху с очередной незабываемой чашкой кофе и мороженым. Здесь на верхней площадке фуникулера есть кафе, где можно и слегка перекусить, если надо.

Жалею только, что не было у меня ночевки в этом городе. Думаю, здесь отличные рассветы и закаты, и я бы точно с удовольствием и пользой провела бы тут наверху эти часы-:)

Спустившись с небес на землю, я прогулялась немного вдоль русла реки. Вообще Адидже очень извилистая река, если посмотреть на карту и проследить ее путь, обнаружишь, что она здорово петляет, протекает через Тренто и Больцано, бесконечно извивается в предгорьях Альп, дальше след ее теряется в немецких землях. С другого конца она впадает в Адриатическое море, совсем недалеко от Венеции.

Стоя на старом каменном мосту, я как всегда задавалась вопросом, как же вероятно замечательно жить у воды! Здесь у моста шум воды заглушает все, должно быть, это очень успокаивает — засыпать и просыпаться под такое сопровождение-:)

В этот раз я все же дошла до моста Скалигеров (Ponte di Castelvecchio), в прошлый раз он был почему-то незаслуженно обойден стороной. Появился он в середине ХIV века, и построен был крепким и довольно изящным с его арочными пролетами. Основание и нижняя часть моста выполнены из камня, остальная из терракоты. И это решение придает ему такой нарядный вид! А образ дополняют зубчатые стены с гибеллиновскими «ласточкиными хвостами».

Мост с некоторыми потерями во времена французов все же благополучно дожил до 20-го века, но в 1945 году был взорван немцами при отступлении.

Властями города было принято решение восстановить старую, а не строить новую переправу. Со дна реки были подняты все фрагменты моста. Благодаря анализу камня отследили, в каких карьерах он добывался, и оттуда же доставили новый материал для замены сильно поврежденных фрагментов.

Все работы завершились в 1951 году. И вот мы вновь можем пройтись по старому-новому мосту, и это прекрасно!

Я еще немного побродила по оживленным улицам Вероны, заглянула в пару магазинчиков, как и в свой первый визит в Верону полакомилась фруктовым ассорти на площади delle Erbe, обошла вокруг Арену. Думаю, вернуться сюда у меня все же осталась причина: я давно хотела побывать на опере в стенах этого древнего сооружения. Надеюсь, и это желание когда-нибудь сбудется, несмотря ни на что.

СИРМИОНЕ.

От Вероны до Сирмионе около часа пути, этот час пролетел незаметно, ведь, как это обычно бывает к концу пути, время словно ускоряется, а для нашей компании время пребывания в Италии подходило к концу. Я не ожидала чего-то особенного от этого городка, поскольку бывала на озерах Гарда и Маджоре раньше, и на мой взгляд северная часть Гарды впечатляет намного больше. О том, что удалось увидеть в то посещение озера можно посмотреть здесь:

Но Сирмионе оказался довольно милым местом, где очень захотелось задержаться. А озерные пейзажи прямо-таки настраивают на лирический лад.

Да, здесь самая широкая часть озера, и горы на противоположном берегу подступают не так близко, но ступив здесь на берег тем не менее сразу ощущаешь себя курортником.

Времени на прогулки в нашем последнем итальянском пункте маршрута было совсем мало. Короткая экскурсия по главной улице, и в 15 часов все желающие вдохнуть полной грудью свежий озерный воздух погрузились на катер, и отправились на небольшую водную прогулку вокруг полуострова.

Вот и коротенький ролик из Сирмионе:

Неплохо, чтобы освежиться после длительных автобусных переездов, неплохо, чтобы завершить водным приключением длинный маршрут.

Но было бы лучше, если бы такая озерная прогулка была дополнением к обычной пешей. То есть времени здесь нужно провести все же побольше. В нашем же случае пришлось выбирать — или гулять, или обедать. Часть группы отправилась на организованный групповой обед, уверена он был отличный, как и все другие обеды, подготовленные нашей Ольгой, на которых мне случилось побывать. А Олино сопровождение, да ее знание винной темы вообще бесценны! Но я и некоторые другие мои спутники на этот раз решили прощальный обед реализовать самостоятельно. Я наивно полагала, что мы сейчас поедим, выпьем вина за конец нашего путешествия, и еще успеем пройтись по панорамной дорожке вдоль озера, не торопясь и наслаждаясь видами. Однако, как всегда, не учла, что еда в Италии это не просто еда, а способ хорошо и не спеша провести время в приятной компании-:))) Все так, все было! И отличная еда (в Сирмионе я, наконец, заказала себе обычную пиццу и брускетты, то, что никак не получалось поесть на протяжении всего пути, ведь хотелось так много всего попробовать! К слову, и пицца, и брускетты были просто великолепны.)

И теплая компания, и отличное белое вино.

Прощальный обед удался.

А вот неспешная прогулка по кромке озера сильно пострадала-:)

И происходила в полубеговом темпе, не располагающем к сентиментам.

Это дорожка вдоль озера (Passeggiata delle Muse) — отличное место для спокойного созерцания, неспешного променада и фотосессий.

Да, здесь, конечно, нужна минимум одна ночевка, чтобы и посетить гроты Катулла (Archaeological site of Grotte di Catullo) и подняться на стены замка Скалигеров (Scaliger Castle). Тогда об этом и речи не шло, конечно. Бодрая пробежка вдоль берега, и вприпрыжку назад к автобусу. Это был мой единственный раз на этом маршруте, когда я влетела в него в последних минутах назначенного времени-:)

Но, думаю, самое незабываемое время в Сирмионе должно быть на закате. Тот, кто видел ролик о Гарде, который я упоминала выше, поймет, о чем я. Тихая спокойная гладь воды, бирюзовый воздух, окутывающий дымкой горы, золотые лучи садящегося солнца, белая пена и солнечные зайчики в водном следе проплывающих мимо корабликов — м-м-м, это восторг и умиротворение (7-я минута ролика).

И это мгновение гармонии осталось пока что за бортом, впрочем, такие моменты только подстегивают желание вновь оказаться в правильном месте в правильное время. Надеюсь, для всех нас такая возможность еще представится…

В Сирмионе наш итальянский маршрут подошел к концу, но мысленно попрощалась с прекраснейшей из земель я еще накануне в Венеции. Благо там мы провели почти целый день, и времени и увидеть, и услышать, и что-то почувствовать было достаточно. Ведь Италия — это место, где нужно подключать все органы чувств, все рецепторы, потому что просто смотреть нельзя, надо чувствовать!-:)

ВЕНЕЦИЯ.

Я не просто так оставила Венецию напоследок, слишком большое место она занимает в моем сердце. Ведь часто, испытав в каком-то месте сильные переживания, мы как бы внутренне делаем его условно «своим», а в этом городе мне доводилось переживать как счастливые дни, так и потери. Не говоря уж о том, что, как и мой родной город, Венеция стоит на воде; и еще одним городом, где мне так же хорошо, назову Амстердам, конечно. Счастье жить на воде-:)

На нашем маршруте вновь наметилась возможность отправиться в «автономное плавание», и этого момента я ждала с большим волнением. Только так, оставшись наедине с городом, я могу пропустить его через себя, почувствовать, увидеть, услышать, осязать всеми доступными человеку рецепторами. Некоторое время я бесцельно блуждала по лабиринту мостов, каналов, переулков и крошечных площадей, наслаждаясь утренними и пока еще не слишком людными улицами. Это именно то, что мне было нужно, немного отключиться и просто созерцать, немного поразмышлять, а Венеция просто создана для размышлений!, попробовать просто впитать в себя этот воздух, аромат свечи в старой-старой церкви, записать в дальний уголок памяти тихий плеск воды от проплывающей мимо лодки, возникающие то тут, то там колокольные перезвоны, доносящиеся с воды возгласы гондольеров.

Верная своей любви к панорамным видам, к 11 утра я поднялась на 4-й этаж торгового центра Galleria T Fondaco dei Tedeschi. Не так давно узнала о существовании этой панорамной площадки, находящейся на крыше торгового центра. Работает с 10.15 до 18.00, наверх можно подняться на лифте. И что самое примечательное, это совершенно бесплатно. Единственное, свой визит нужно забронировать заранее на сайте, бронь открывается за 21 день, никаких данных карт вводить не нужно, только электронную почту, на которую придет подтверждение брони. И, как выяснилось, прийти можно и компанией! Визит длится 15 минут. А виды с крыши, конечно, потрясающие. В этой точке Гранд-канал делает мягкий поворот, поэтому с высокой позиции отлично просматриваются все красоты в районе излучины. Боясь не успеть снять видео, я больше увлеклась им, фотографии получились не все, больше в сторону моста Rialto, пролеты которого тут же прямо у ног. С канала доносится размеренный рокот моторов речных трамвайчиков и крики чаек. Ах, какая лепота! Хороший вид и на крыши Венеции, вдалеке прорисовываются купола Сан Марко и Кампанилы. Если бы не ограничения по времени, могла бы стоять здесь долго. Мне не очень повезло с погодой, а в ясный день, да на закате… Могу себе представить, как должно быть красиво!

В каждом из состояний природы город предстает особым уникальным образом, хотя, конечно, так сказать можно про любое место, но ведь не каждое место является таким произведением искусства! В этот мой приезд небо было преимущественно затянуто мрачными облаками, время от времени накрапывал дождь, но в этом отсутствии контрастного освещения зато гораздо лучше видны все полутона, верно?

Самое прекрасное в этом городе — это позволить себе немного заблудиться, бродить по этим бесконечным calle, sotoportego, salizada и fondamento, как называются здесь улицы, переулки, переходы и набережные, не заботясь о времени, каждый раз радуясь новой campo и campiello, встреченной на пути, удивляясь каждому новому мосточку, каждый из которых, как кажется, не похож на другие. Мосты — это отдельная тема для восхищения, такие похожие и такие разные, и даже простой мост с невыразительным каменным парапетом может гениально вписываться в окружающее пространство, а когда он, предположим, с кованой решеткой и имеет изгиб, то становится сам по себе произведением искусства, отражаясь всеми своими деталями в воде каналов, и побуждающий сделать снимки его, красавца, во всех ракурсах-:)

Я упоминала в очерке о Неаполе о популярном фаст-фуде, который, вероятно, есть во всех приморских городах — свежие морепродукты во фритюре. В один из своих прошлых визитов в Венецию я наткнулась на такой в Сан-Поло и осталась очень довольна тогда, отличный перекус на ходу, быстро и вкусно, ну, может, не очень полезно-:) Но ведь отпуск же, и морепродукты к тому ж!

Заведение называется Acqua e Mais, теперь у них сайт появился. Находится здесь. Раньше в кулечек с морепродуктами клали еще поленту, как следует и из их названия, но, видимо, это традиционное итальянское блюдо не очень популярно, поэтому теперь есть выбор: с полентой и без. Тут есть ассортимент различных даров моря, который тут при тебе же и готовят. Можно, кстати, положить не только рыбу, но и мясные шарики и даже овощи.

В свой карнавальный заезд в Венецию в феврале 2015-го я облазила весь Сан-Поло, но вот в музеи заходила не много, поскольку основное время было потрачено на фотоохоту за масками, конечно. В этот раз, наконец, получилось посетить Базилику di Santa Maria Gloriosa dei Frari, где больше всего меня поразили потрясающе гармонично устроенные хоры, «Ассунта» Тициана и надгробный памятник дожу Джованни Пезаро. Церковь хранит множество шедевров искусства, вернулась бы туда еще раз, чтобы провести в храме времени побольше. Фотографий внутри не осталось, есть немного видео в ролике; настроение в Базилике не снимать, а созерцать, да и что хорошего может наснимать в таком месте любитель на телефон, когда в сети есть оцифрованные репродукции картин с историей создания и описаниями? Кто ищет, тот найдет-:)

Еще немного побродив по Сан-Поло, я устремилась к набережной Гранд-канала. Для реализации еще одной давнишней задумки необходимо было переправиться на другой берег. В этом году у меня было недостаточно времени на видовые продолжительные прогулки по каналам Венеции на вапоретто, поэтому я вновь воспользовалась полюбившимся с прошлых раз быстрым и недорогим способом пересечь канал: воспользоваться трагетто — быстрой переправой на гондоле. Станций трагетто на канале несколько, я воспользовалась S. Tomà. 2 евро и несколько потрясающих минут на исторической лодке посреди Гранд-канала оставят незабываемые впечатления. В гондоле из туристов была я одна, трое других пассажиров были явно местными. Маленький способ на мгновение погрузиться в атмосферу города. А романтичная прогулка на гондоле с любимым человеком в моей жизни уже была-:)

И вот я на земле Сан-Марко на причале на противоположном берегу. И моей целью является лестница особой красоты, которую в прошлые разы я видела только снаружи. Подняться на нее удалось только в этот раз. Я говорю о Scala Contarini del Bovolo. У меня какая-то необъяснимая тяга к красивым лестницам, и вот эта вот очень запомнилась мне с первой нашей встречи, я не знала тогда, что на нее можно подняться, или, может, она была тогда закрыта для посетителей. Наконец, в этом году взглянула на Венецию и с ее вершины.

В ХV-м веке по заказу Пьетро Контарини эта изящная винтовая лестница была пристроена к уже существующему на тот момент палаццо, который принадлежал старинному роду. Устремленный ввысь дворец украшен со стороны дворика ярусными лоджиями, а угловая часть постройки привлекает внимание примыкающей к лоджиям изящной башней, внутри которой устроена винтовая лестница. Словно окутанная ажурной филигранью поднимающаяся к небу улитка, так гармонична, так прекрасна. Ведь «боволо» на венецианском диалекте и означает «улитка». Народу наверх поднимается немного, есть возможность сделать это не торопясь, по пути любуясь видами. Вид изнутри лестницы неплохой, и с каждым ярусом становится все симпатичнее. Украшающая пролеты винтовая арочная галерея служит отличным обрамлением панорамам.

Верхняя площадка башни с панорамой на крыши и купола Венеции притягивает, конечно, любителей селфи. Возможно придется подождать своей очереди. А вид отсюда просто замечательный: гряда черепичных крыш и купола Сан-Марко с Кампанилой поодаль. Очень атмосферно, особенно если начнут звучать колокола.

И вот уже вновь стою на Риальто с мыслями о вечном-:) О том, что вся эта красота была до нас, будет и после нас. А теперь будет и без нас.

День в Венеции подходил к концу, осталось лишь навестить ряды гондол на набережной. Слушать, как плещется вода между лодками и наблюдать, как они плавно поднимаются и опускаются на волнах, можно вечно. Последний взгляд на манящую и зовущую к себе Сан-Джорджо. Увидимся ли вновь?

В 18 30 наш маленький кораблик подхватил нас на набережной в том же месте, где мы высадились утром, и помчал по волнам прочь из самого лучшего города на земле, как сказал Александр, самый молчаливый участник нашего путешествия. И тут я с ним склонна согласиться.

Сколько бы ни приезжала я на берега Венецианской Лагуны, этого всегда было мало, остается щемящее чувство, что не хватило времени надышаться этим воздухом, что надо бы чуть дольше остаться. А потом втайне надеяться на еще одну встречу. Думаю, не я одна мысленно прощалась с городом-мечтой в этот момент на палубе нашего кораблика.

Я очень благодарна компании за возможность вновь увидеть Италию, за честность и готовность идти навстречу, за профессиональный подход. Оля — большое сокровище компании, если бы была возможность, поехала бы с ней куда угодно, не говоря уж о вернувшихся в каталог прекрасных маршрутах по Тоскане, Апулии и Сицилии. Надеюсь, у этой турфирмы все будет хорошо, и, кто знает, может, и у меня получится снова собраться в дорогу однажды, и уж если будет невозможно самостоятельно, то точно с ними.