Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 10:09
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Рускеала — Россия Июль 2022

Рускеала — это мраморное месторождение. Самое крупное в Приладожье. Оно разведано до глубины более 500 метров. Находятся эти мраморные каменоломни в 25 км от Сортавалы на берегу реки Тохмайоки около старинного поселка Рускеала. Предполагают, что название поселка произошло от местного названия этой реки — Русколка (в переводе с карельского — коричневая, рыжая, красная). Вода в реке постоянно коричневая от примесей железа. В древние времена здесь добывали железную руду — охру. До 18 века деревня Рускеала называлась Руйсселькя.

Вот в эти края мы и собрались поехать из Сортавалы на ретропоезде, который отправляется в 10.40 (прибытие в Рускеалу в 11.50) и отправление обратно 17.30. Билеты, конечно, нужно брать заранее.

Территория сортавальского вокзала маленькая, но очень уютная. Здесь есть небольшая усадьба Деда Мороза (для тех, кто приезжает зимой) и много симпатичных уголков с цветами (разноцветные петунии на каждом шагу, колоски декоративных злаковых, красивые колеусы) и фонарями, которые захотелось запечатлеть.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

К черному ретропоезду прицепляют вполне современные вагоны, где есть ресторан и в стоимость билета входят бесплатные чай/кофе и калитки (местные пирожки из ржаной муки). Чайкофе можно попить на своих местах в купе или в ресторане, заказав что-нибудь посущественнее.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Так выглядят калитки. В ресторане можно было заказать рыбную уху, которую мы уже пару раз успели попробовать, пельмени с рыбой, тоже уже продегустированы, и другие карельские блюда. Ничем не соблазнились.

Час с небольшим пролетел за разговорами незаметно. Где еще так можно душевно посидеть в знакомой компании как не в поездке.

Станция Рускеала обустроена по-туристически: здесь есть все для туристов — сувенирные магазинчики, музей подстаканников и много разных атр-объектов. И опять много петуний: не могла не сфотографировать.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Билеты в парк и экскурсия были заказаны ранее. Поэтому смело идем через контроль и в условленном месте ждем экскурсовода. Молодой человек в народном костюме дал небольшой исторический экскурс и мы пошли вдоль огромного мраморного карьера, останавливаясь на многочисленных смотровых площадках.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Большой каньон окружен елями, березами и другими деревьями. Приятно бродить по хорошо обустроенных дорожкам, смотреть на гладь каньона в лучах солнца и слушать экскурсовода (хорошее изложение темы, приятный голос — впечатление складывается из таких вот нюансов). Он был с нами на протяжении всей прогулки вдоль каньона, рассказывая историю этих мест.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

В давние времена в 17 веке эти земли принадлежали шведам. Потом после Северной войны граница между Россией и Швецией прошла по окраине Рускеалы и рускеальские земли Петр Первый подарил князю Александру Борисовичу Бутурлину.

При Екатерине Второй в России начались поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга и добрались до Рускеалы.

В 1766 году здесь началась опытная добыча мрамора и в 1768 году Екатерина подписала указ о разработке мрамора для строительства Исаакиевского собора. Горными работами сначала руководили итальянские мастера.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Во второй половине 18 века рускеальский мрамор применялся архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, триумфальных колонн в Гатчине и Царском селе.

В начале 19 века архитектор Андрей Воронихин использовал рускеальский мрамор для украшения Казанского собора.

После осмотра итальянского карьера (так его называют, так как начинали работать под руководством итальянских мастеров), мы расстались с гидом и пустились в свободное «плавание», предварительно спросив куда можно пойти.

Можно было пролететь над карьером с одного конца на другой (на высоте 400 метров) на зип-лайне, но на это развлечение была очередь.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Есть экскурсия «Подземная Рускеала» по лабиринтам штолен, проводится несколько раз в день, но по подземным лабиринтам нам ходить не захотелось.

Мы выбрали самый оптимальный для нас вариант — дальнейшая самостоятельная прогулка по парку с заходом в Музей «Обитель ангелов».

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Рукотворные ангелы собрались в этой обители в разном обличьи и прогулка с ними под релаксирующую музыку доставила нам удовольствие.

Покажу одного ангела. Про всех остальных можно сделать альбом.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Это ангел-хулиган. " Ты не ангел!… Делай как положено!…Вы ведь точно слышали эти фразы в свой адрес?

А что, если иногда просто необходимо побыть хулиганом? Забыть «как положено», но помнить об искренности? Быть может, именно благодаря этому хулиганству в вашей или чужой жизни загорится та самая Путеводная звезда?».

Не пожалели, что зашли в чудную обитель, где поиграли на рояле с ангелом-Шопеном и немного повеселились.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Находившись, пошли обедать в кафе, которое нам посоветовали. Народу было много, но очередь шла быстро. Рыба была вкусная (больше ничего не помню, год назад дело было).

Не были забыты и сувенирные магазинчики.

Рускеальский экспресс отправляется в 17–30. Этого времени нам было достаточно, чтобы ознакомиться с горным парком и его историей.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

В уютном купе делились впечатлениями: всем понравилось и захотели приехать сюда зимой, посмотреть сказочную подсветку, которой все туристы восхищаются.

Приехав в Сортавалу, немного побродили и встретили карельский закат.

В горный парк Рускеала на ретропоезде

Остановились мы недалеко от города, где арендовали три коттеджа (каждый имел две спальни, гостиную и кухню, все новое и симпатичное, только ввели в эксплуатацию), около коттеджей есть детская площадка, зона для шашлыков, но территория была еще не вся обустроена. Поэтому рекомендовать как место остановки пока не могу.

Так закончился третий день в Карелии и наше путешествие.

«Долго будет Карелия снится,

Будут снится с этих пор

Остроконечных елей ресницы

Над голубыми глазами озер».

(слова из песни Кима Рыжова и Александра Колкера).