Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 20:00
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Еще одна встреча с Карелией: это Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Сортавала — Россия Июль 2022

Цикл материалов "Еще одна встреча с Карелией"

1. Еще одна встреча с Карелией: это Сортавала — жемчужина Северного Приладожья
  2. Ладожские шхеры из Сортавалы
  3. Из Сортавалы на Валаам
  4. В горный парк Рускеала на ретропоезде
  5. «Обитель ангелов» в Рускеале

Наше путешествие в Карелию началось с Ленинградского вокзала в Москве. Всего одна ночь в поезде и наутро начнется наше путешествие. Едем большой компанией: отель и экскурсии заказаны заранее, чтобы не было потом: один хочет сюда, другой хочет туда. Все спланировано и все получилось отлично.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Площадь трех вокзалов в Москве, как всегда многолюдна. Здание Ярославского вокзала, построенное по проекту Федора Шехтеля в конце 19 века, как всегда восхищает. Дворец, а не вокзал.

Давно не путешествовала поездом (больше самолетом). Поэтому с интересом разглядываю Ленинградский вокзал изнутри.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Вполне комфортно, но если будете на этом вокзале, то идите сразу на второй этаж — там народу поменьше. Много местечек, где можно перекусить и дождаться отправления поезда.

Ну, что, поехали? Смотрим в окно и ждем чая.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

В поезде почему-то чай какой-то особенный. Может стаканы в подстаканниках «виноваты»?

Глубоко ночью остановка в Питере, стоим аж 40 минут и самые любознательные побежали смотреть ночной город.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Ночь в поезде и наутро Сортавала встречает нас отличной погодой.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

У нас был заказан трансфер для багажа, а сами мы налегке пошли знакомиться с городом, а заодно и позавтракать не помешает (завтрак был заказан заранее в одном историческом местечке).

С утречка идем по Сортавале, который как только не называли Сертоволь, потом Сертоболь, что означает «родственник» или «родня» и только потом Сортавала, сведения об этом местечке встречаются с 14 века.

Идем и просто смотрим (захотелось написать глазеем) по сторонам.

Памятник паровозу, год «рождения» которого 50-е годы 20 века. На таком ретро-поезде мы поедем в Рускеалу.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Идти до центра города совсем недалеко, минут 15–20 неспешным шагом. Приятненько с утречка наблюдать карельскую гладь озер. Называется это озеро Ляппяярви. Названьице не из запоминающихся с первого раза. Потом узнали, что эта часть озера и называется залив Вакколахти, он делит город на две части.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Перейдя через карельский мост (так его называют, тоже достопримечательность, построенная в 1932 году), доходим до отеля «Сеурахуоне» (в переводе с финского «дом собраний»).

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Остановимся мы в другом месте, но питаться (завтракать и обедать) будем в кафе этого отеля. Очень уютное и вкусное, которое смело могу рекомендовать, где пекут вкусные калитки и готовят вкуснейшую уху.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Напишу немного о здании этого отеля. Каменное здание гостиницы было построено в 1908 году в стиле финского национального романтизма (или романтического модерна, от которого сейчас ничего не осталось) по проекту архитектора Онни Тернквиста (1864–1946), спустя 30 лет было реконструировано по проекту Эркки Хуттунена (1901–1956).

Отель интересен также тем, что в декабре 1916 года здесь жил с семьей Николай Рерих.

В марте 1940 года финское командование сдало город красноармейцам и здесь был штаб 168 стрелковой дивизии и Клуб Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году финны заняли город и здесь был финский штаб до 1944 года. После войны в здании был гарнизонный Дом офицеров, а с 1994 года — гостиница и кафе.

Вкусно позавтракав в кафе «Сеурахуоне», ждем экскурсовода, которого заказали заранее и который поведет нас по этому древнему и интересному городу.

Экскурсоводом была женщина, не скрывающая своего возраста, ей было за 70 и она раньше работала педагогом. Поэтому нас она называла девочками и мальчиками, что было приятно, учитая наш тоже немолодой возраст и погоняла (в хорошем смысле этого слова) по городу очень хорошо, да и информация из нее била ключом.

Напротив «Сеурахоуне» в небольшом сквере памятник Рунопевцу. Он был установлен в 1935 году к 100-летию первого издания карело-финского эпоса «Калевала», который читала «100 лет» назад, когда в первый раз познакомилась с Карелией.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Скульптура Алпо Сайло посвящена карельским рунопевцам, их было много и сам образ — собирательный. Очень популярна версия, что прототипом послужил рунопевец ПЕтри Шемейкка (11821–1915).

Сортавала — это единственный город в Карелии, где сохранилась планировка и застройка начала 20 века. И мы начинаем наше знакомство с архитектурой города.

Первая достопримечательность на нашем пути это Дом Берга — личность известная не только в Сортавале. Карл Густав Берг — бургомистр города, который много сделал для города, но дом его не сохранился. То, что мы видим — это восстановленная хорошая копия (восстановили недавно 2018–2020).

Карл Берг (1845–1928) по образованию юрист и приехал в Сортавалу для организации судебной деятельности. В 1877 году решил поучаствовать в конкурсе на должность бургомистра и победил в конкурсе. Молодой бургомистр много сделал для города, а после оставления своего поста в 1893 году до 1904 года работал окружным судьей.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Внутрь мы попадем после обеда, когда у нас будет немного свободного времени,

а сейчас мы направляемся в городской парк Ваккосалми, по ходу обозревая все, что встречается на нашем пути.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Здание ратуши в стадии реставрации, но симпатичная башенка видна. Ратуша построена в 1885 году по проекту архитектора Сьестрема в 1885 году.

В ратуше находился кабинет бургомистра, зал заседаний уездного суда, архив, зал заседаний городского совета. С 1972 года по 2013 год здание занимала Центральная городская библиотека. Что будет после реконструкции — посмотрим через несколько лет.

Дорога к парку проходит между домами (не очень презентабельными) , потом по пешеходной дорожке вдоль залива.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

А дальше была просто тропинка среди зарослей иван-чая и других некошенных трав.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

По дороге увидели ретро-поезд, едущий в Рускеалу, дымящий и как-будто совсем из другого времени.

Парк был основал в 1874 году уже известным судьей Бергом, городским врачом Хяльстремом и лектором семинарии Генецем.

Самая высокая точка парка — это гора Кухавуори (в переводе с финского Судак-гора), ее высота 64 метра, нам только предстоит на нее подняться и мы увидим панораму залива и историческую часть города.

На вершину ведут 182 ступени лестницы, построенной в 1927 году, по которой лихо поднимается наш экскурсовод и ведет нас за собой, а мы не торопимся, наслаждаемся почти диким лесом. Больше похоже на лесной масив, а не парк.

Перед лестницей остановились перед Певческим полем, о котором много написано, как о главной достопримечательности парка, где с конца 19 века проводились фестивали песни. Поле не впечатлило. Может акустика здесь и удивительная (позади небольшой горный массив, по сторонам высокие деревья почти сплошной стеной), но скамейки, похоже, с советских времен.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

А мы идем дальше по лесным тропинкам, увитым корнями деревьев.

Много цветущих растений, чудный аромат и красота дикого леса

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

И, конечно же, виды города и окрестностей с высоты горы Кухавуори.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

В 2019 году на горе Кухавуори установили Арт-объект «Ангел-хранитель» (высота скульптуры 2 метра 40 см и постамента 2 метра 80 см). Автор проекта Анна Полякова из Санкт-Петербурга, о которой экскурсовод рассказала нам трогательную историю.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Спускаться с горы было гораздо приятней. И мы направляемся гулять по этому небольшому провинциальному городку с богатой историей под руководством нашего шустрого и эрудированного экскурсовода.

По пути углядела чудные георгины на фоне повешенного для сушки белья. Видела много фотографий с бельем, сделанных в Италии, да и сама их делала, а здесь чем хуже?

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Дорога привела нас в еще один парк с небольшой аллей из фонарей и с лавочкой примирения.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

Арт объект лавочка называется «Собака и кошка», сделан из бронзы и призывает жить мирно: не так как в жизни живут кошка с собакой, а как задумано авторами этого объекта.

В этот день были еще хождения по городу с интересной архитектурой.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

День закончили в Музее Кронида Гоголева, но он достоин отдельного описания.

Еще одна встреча с Карелией: это  Сортавала — жемчужина Северного Приладожья

В музее с огромным удовольствием рассматривали картины художника, выполненные из дерева. Уникально-кропотливые работы, о которых нам с воодушевлением рассказывала экскурсовод.

Насыщенно-познавательным оказался первый день в Сортавале, которую называют жемчужиной Северного Приладожья и куда хочется возвратитьтся еще.

Следующий день в Карелии — это Ладожские шхеры и Валаам.

Цикл материалов "Еще одна встреча с Карелией"