Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была вчера 21:35

Киргизия Май 2023

День 5

Каракол — последний рубеж «туристической цивилизации». Южный берег Иссык-Куля в отличие от курортного северного куда менее обустроен. Без крыши над головой вы не останетесь, но это в основном гостевые дома, юрты, ну или собственные палатки, благо диких мест на берегу озера здесь достаточно.

Если использовать «кофейный» критерий сервиса, то в Бишкеке это уровень:

— Вам раф с кокосовым молоком или с миндальным?

В Караколе:

— Вам эспрессо или американо?

Ну, а на южном берегу Иссык-Куля:

— Кофе? Вот вам чай.

Дорога по южному берегу пыльная и тряская, сейчас как раз в процессе строительства. А будет дорога — придут и отели с ресторанами. Хотя может, ну её, эту цивилизацию… Ведь вся ограниченность сервиса с лихвой компенсируется красотой и нетронутостью этих мест.

Расположились мы в гостевом доме в поселке Тамга. Формат: «Хорошо летом в деревне у бабушки». Скромно, но в целом всё необходимое в наличии. Сам посёлок когда-то был курортным местом, там располагался военный санаторий, куда на радоновые источники приезжали даже наши космонавты для восстановления после полётов.

Может быть с тех времён стоит на высоком берегу Иссык-Куля самолет. Рядом смотрит в озерную даль золоторогий марко поло. Вряд ли оба эти объекта достойны особого внимания, но других для вас у меня в Тамге нет.

А вот в долине реки Джууку — есть всё: снежные вершины, зеленые поляны со всякими рогатыми-копытными, гремящие ручьи, тянь-шаньские ели на склонах… Как верно заметил недавно коллега vibas (за точность цитаты не ручаюсь): Не зря говорят «Красота неописуемая», вот и нечего её словами пытаться описывать, только портить, её надо прочувствовать…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Склоны пятнистые, как будто садовник постарался соблюсти геометрически правильную форму своих клумб. Это ползучий можжевельник, который разрастается не хаотично, а ровными аккуратными кругами.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

За вершины гор еще цепляется туман, хотя уже мелькают и снежные шапки Тянь-Шаня…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Почему-то за все время поездки мы совсем не встречали представителей дикой фауны. Ни зайцев, ни лис, даже сусликов не было видно. Зато прямо на дороге (уберите детей от мониторов) лежала лошадь, точнее половина лошади, с обглоданными ребрами и застывшим на морде оскалом. Неподалеку сидела чёрная овчарка, внимательно наблюдая за нашими движениями, всем видом давая понять, кто тут Шерхан, и чья это добыча. Приближаться не рискнули. Рядом — пастушье хозяйство, странно, почему хозяин не озаботился убрать тушу с дороги.

Фото: © Олег С.

Кто довел лошадь до такого состояния — загадка. Пусть это будет снежный барс. Должен же как-то проявить себя хозяин этих гор. Эта редкой красоты кошка внесена во все Красные книги, по оценкам ученых на территории Киргизии их осталось не более 300–400 особей. А лошадей тут гуляет немеряно, так что пусть ест на здоровье.

Скульптурами снежного барса (ирбиса) любят украшать себя придорожные кафе. Правда ирбис наверняка был бы в шоке, увидев себя глазами этих художников. К счастью, живут они высоко в горах и до визитов в придорожные забегаловки не снисходят.

Вообще, что коровы, что овцы ведут себя здесь совершенно расслабленно. Нас по большей части игнорировали, да что там нас, даже на машины, чуть ли не наезжающие им на пятки копыта, не реагировали.

Но самое удивительное место ожидало нас после обеда. Каньон «Сказка» — очередное ошеломляющее открытие в Киргизии. Расположен на южном берегу Иссык-Куля недалеко от поселка Тосор. Тут есть (куда же без неё) своя легенда про девушку и дракона, не буду пересказывать, главное, закончилась она тем, что очарованный красотой озера красный дракон лёг на его берегу, и вот так и лежит до сих пор.

А учёные скучно говорят, что долина образована красными неогеновыми отложениями глины и песка. Землетрясения, вода и ветер выточили и продолжают вытачивать в них скалы, гроты и расщелины.

Но тут я готова поверить в дракона. Да и вон же он, лежит, с торчащим на спине гребнем…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

А вокруг целый сказочный город, с улицами, башнями, замками…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Можно часами лазить по каньону и находить всё новые формы и образы… Здесь есть где разгуляться воображению. «Китайская стена», «Замок», «Грифон» и кому что ещё привидится…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Некоторые места довольно опасны, крутые подъемы и спуски, держаться не за что, никаких перил или хотя бы страховочных веревок тут нет. Информационный стенд у въезда висит, хоть бы написали что-то типа «За сохранность в каньоне ценных вещей конечностей администрация ответственности не несет».

Слегка оживили пейзаж:)

Из интересных растений в каньоне целые заросли эфедры. Растение непростое, его серо-зеленые веточки-побеги используются издревле в народной медицине. Но тут, как говорится, не всё так однозначно, так что от рекламы его воздержусь.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Тахир обещал удивить, показав нам гриб, которого мы никогда не видели. Серьёзно? И кого удивить, меня, которая с детства в дремучих владимирских лесах каких только грибов не повидала?

Но тут, сдаюсь, такого я никогда не видела!
Тахир назвал это «пальцы мертвеца». И точно. Из растрескавшейся земли лезут вверх багровые «пальцы», будто мертвец пытается выбраться из могилы… Жуть жуткая.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Недалеко от «пальцев» из-под земли торчит еще одна часть тела «мертвеца»:)

Что это за диво дивное надо было срочно выяснить. Хорошо, что можно спросить у Яндекса. Оказалось, что это всё-таки растение, а не гриб. Циноморий джунгарский. Это паразит, живет на корнях у других растений, высасывая из них соки.

До XVIII века его действительно считали грибом. Мальтийским грибом. Мальтийские рыцари делали на нем неплохой бизнес. Из-за его цвета запекшейся крови, считалось, что он умеет останавливать кровотечения и заживлять раны. (А может и вправду умеет.) Скалу, на которой росли эти «грибы», охраняли как дворец Великого Магистра и одаривали ими сплошь царственных особ. В 1749 году Карл Линней все-таки признал мальтийский гриб растением, хотя и особенным, потому что никаких «родственников», позволяющих отнести его к какому-то семейству растений, так и не нашлось.

До сих пор лечебные свойства циномория толком не изучены. Пишут, что в китайской медицине его применяют при лихорадочных состояниях, как ранозаживляющее и восстанавливающее потенцию средство. И да, оно ядовито, так что самостоятельно с ним экспериментировать не стоит.

Тем временем солнце опускалось все ниже, тени становились все длиннее, воздух все холоднее, а цвет скал мягче.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

Но наши неутомимые фотографы ждали темноты, чтобы устроить fire show.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 3. Сказочная

И здесь даже самые заядлые скептики не смогут усомниться в том, что это действительно СКАЗКА

Фото: © Станислав Казнов

Цикл материалов "Киргизия, которая смогла удивить"

1. Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.
  2. Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.