Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 12:24

Джети-Огуз, Каракол — Киргизия Май 2023

День 3.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Переночевав в отличном современном отельчике «Олимп» в городке Чолпон-Ата на северном побережье Иссык-Куля, мы начали день с посещения Музея петроглифов. Музей-не музей — просто огромная поляна, засыпанная камнями. За вход берут символическую плату.

Мне в последнее время везёт на петроглифы чуть ли не в каждой поездке. Бесов Нос на Онежском озере, хребет Оглахты в Хакассии, наконец, Беломорские петроглифы. Но там мы подолгу зависали, рассматривая эти головоломки — послания из глубины веков. Здесь же древние (или не очень) художники не балуют разнообразием сюжетов — в основном рогатые представители древней фауны — олени, козлики…

Утро выдалось хмурое, дождь собирался, собирался и наконец пошел. И шел все следующие два дня с небольшими перерывами, изрядно подпортив нам намеченную горную программу.

Хотя с другой стороны, что может быть фотогеничнее остроконечных елей на скалах с запутавшимися в них клочьями тумана…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Тянь-шаньские ели — это еще одно яркое впечатление от природы Киргизии. Эти деревья — эндемики, растут только в горных системах на территории Киргизии и Казахстана. Они достигают 60 метров в высоту и живут до 350 лет. Но главное — это совершенство их формы. На склонах гор, на неровных камнях они стоят строго вертикально, стройными рядами, острыми пиками протыкая низкие облака.

Секрет их стройности и стойкости в том, что помимо обычных корней они обзавелись якорями — особыми корнями, которые наткнувшись в почве на крупный камень или выступ скалы, растут под него, загибаются и таким образом заякоривают дерево.

В Григорьевском ущелье, куда мы направились, дороги проезжи и под дождем. Место это популярное среди туристов, и в сезон на берегах речки Чон Ак Суу местные жители ставят юрты и сдают их под пикники. Сезон ещё не начался, погода не располагала к отдыху на природе, и хоть юрт уже стояло немало, обитаемую мы нашли с трудом.

Оставив машины у юрты, а Тахира с помощниками колдовать над обедом, мы пошли вдоль реки Чон Ак Суу, которая и образует это ущелье.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

У нас на севере, в Москве, уже сирень цветет, а здесь на юге еще только первоцветы пробиваются после зимы…

Типичный бизнес местных жителей: юрта, летний навес, садки для форели…

И еще лошади.
Предлагают прокатиться по ущелью. Мне понравилась идея прибавить к моей человеческой силе еще одну лошадиную. Киргизские лошадки невысокие, но выносливые. Как и киргизские дети. Хозяина моего коня зовут Нурсултан. Я с удивлением узнала, что он перешел в 6 класс, по виду совсем маленький. Но бойкий и разговорчивый малый, с хорошим русским языком. На лето переезжают сюда всей семьей, держат юрту и коней, обслуживают туристов.

Фото: © Олег С.

Моего гнедого жеребца кличут Карчаш, в переводе — Черный волос. Нурсултан сказал, что на кобылах у них верхом не ездят. Странно, на Алтае очень даже ездят, да и в наших краях это нормальная практика. Шел коник неторопливо. Предлагала ему порысить, но то ли лень ему было, то ли не так предлагала, не по-киргизски, но он так и не прибавил темпа, степенно вышагивая под моросящим дождем. Расстались мы довольные друг другом…

Обед у нас сегодня в юрте на берегу быстрой Чон Ак Суу. На костре в чугунке, типа скороварки, Тахир приготовил нам «настоящее киргизское блюдо». На вопрос, как оно называется, ответил: «Мясо с овощами» :) А, ну такое киргизское блюдо мы знаем, можно даже сказать регулярно употребляем…:)

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

В юрте было тепло и сухо, киргизское блюдо пошло на ура, местный коньячок тоже не подвел. В Киргизии очень неплохой коньяк производит компания «Кыргыз Коньягы». Не претендую на экспертное мнение, но знающие люди даже заказывали мне привезти домой «Кыргызстан» ХО.

Дождь и не думал прекращаться. О ранее намечавшемся пешем походе к озеру пришлось забыть. Вернулись на трассу, по дороге любуясь пейзажем.

Зеленые долины с одинокими домиками пастухов, отары овец, табуны лошадей, стада коров… Альпийская идиллия.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Иссык-Куль не зря переводится как «горячее озеро». Хотя по температуре воды этого не скажешь. Но факт, что оно не замерзает даже в зимние холода. (Прошлая суровая зима была исключением). Это объясняется его соленостью, пусть и небольшой, и бьющими вокруг него термальными источниками. На них устроены купальни разной степени цивилизованности. По дороге к месту нашей очередной ночевки, городу Каракол, мы остановились на одном из таких источников.

По правде говоря, никакого желания лезть в воду у меня не было. И так вся одежда сырая, сечёт дождь, температура далеко не пляжная, градусов 12… Раздевалка — барак с лавками, от нее до бассейна по холоду еще дошлепать надо… Да и купальник я с собой не брала, понимая, что плавание в майском Иссык-Куле мне не по зубам.

Но, глядя на довольные лица купальщиков, моя решимость начала таять. Окончательно сомнения развеяла киргизская женщина в буркини, убеждая меня в райском удовольствии от воды.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Пришлось соорудить себе буркини из подручных элементов одежды. В конце концов я же в мусульманской стране!

Водичка была чудесная: мягкая, расслабляющая, нужной температуры, чтобы согреться, но не свариться… Рядом были также бассейны и с холодной, и с горячей водой. Вылезать не хотелось.

После такого СПА дорога до отеля прошла в сладком сне, и разбудил меня только строгий голос хозяйки гостиницы: «Снимайте обувь!» Первый раз столкнулась с тем, что разуваться надо у входа в отель, и подниматься босиком с чемоданом к своему номеру. При ближайшем рассмотрении это оказался все же не отель, а гостевой дом, чистый и с приветливыми хозяевами. Ну, мой дом — мои правила. После походов по горам обувь наша и вправду была не для ковров, устилавших дом.

День 4.

Погода явно не желала считаться с нашими планами. Дождь зарядил с утра и не оставлял надежды на скорое окончание. Но в ущелье Джеты-Огуз, что километрах в 30 от Каракола, он нам добраться не помешал. На въезде виднеется скала «Разбитое сердце». Как водится, к ней прилагается легенда о красавице, джигите и несчастной любви.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Чуть дальше «Разбитое сердце» смыкается со скальным массивом «Семь Быков», у которого тоже наверняка есть какая-нибудь красивая легенда. Если нет, то ее легко придумать: обязательные элементы — красивая девушка и влюбленный джигит, остальные персонажи по желанию, можно еще, например, добавить богатого хана или злого дракона. Сюжет тут абсолютно неважен, главное, чтобы в конце все они превратилась в быков.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Здесь на высоте 2200 м природа еще только просыпается. Цветов почти нет, только желтые веточки барбариса солнечными лучиками светятся среди зелени. Первый мед сезона здесь — барбарисовый. Уже стоят передвижные пасеки, они будут двигаться вслед за цветением медоносов. В продаже пока только прошлогодний мед. Я взяла светлый, из полевого разнотравья, и облепиховый. Заросли дикой облепихи тянутся по берегам рек…

В сообщениях из дома кто сочувственно, кто завистливо спрашивали: ну как, жара у вас там, да? За 30? Ага, жара:) Скажи я кому, что добрую половину поездки по майской Киргизии проходила в пуховике, решили бы — издеваюсь.

В конце концов и пуховик промок насквозь. Спас меня от простуды Тахир, соорудив дождевик из большого мусорного пакета. Как это раньше такая гениальная в своей простоте идея не пришла мне в голову?
Конечно, как только проблема с дождевиком решилась, так дождь потихоньку начал сдаваться, и даже появились первые солнечные проблески.

Для понимания масштаба: красно-черная точка у скалы - я.

У лошадей сегодня семейная тусовка. Взрослые степенно щиплют первую травку, дети носятся сломя голову и пристают к родителям. Что-то очень знакомое в этой картине…)

Пока Илья, Добрыня и Алеша где-то гуляют...
Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Сам город Каракол, бывший Пржевальск, я толком и не разглядела. Уехали с утра, вернулись вечером. На беглый взгляд мне он показался довольно развитым в туристическом отношении. Салоны связи, магазины, в том числе специализированные горнолыжные. В ресторане, куда мы заглянули на ужин, с нами заговорили по-английски. И неудивительно, европейских туристов здесь немало.

Город был заложен в 1869 году русскими казаками как военно-административный центр на караванной дороге. До вхождения в состав Российской Империи эти территории принадлежали то Джунгарскому ханству, то Кокандскому ханству и были местом постоянных разборок между ними и населявшими эти края иссык-кульскими кыргызами. После присоединения к России Каракол, позже Пржевальск,  стал развиваться как торговый и культурный центр всего Прииссыккулья. Многонациональности и многокультурности ему добавил и хлынувший из Китая в 1878 году поток беженцев — уйгуров и дунган.

От времен имперского прошлого здесь сохранилась жилая застройка, напоминающая южно-русские станицы — такие белёные домики с резными наличниками и ставнями, да несколько каменных особняков в классическом стиле.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.

Православный собор Святой Троицы. Деревянная городская церковь была построена в 1895 году на кирпичном основании старого храма, разрушенного землетрясением. Выглядит нарядно и ухоженно. Внутрь не попали, была закрыта.

А вот Дунганская мечеть открыта круглосуточно. Снаружи и не скажешь, что мечеть, больше напоминает буддистский дацан. Все потому, что была построена китайскими мастерами, специально приглашенными для этой цели. Говорят, построена полностью без гвоздей. Строительство было завершено в 1910 году. Мечеть вмещает 42 столпа, а окружающий здание многоярусный деревянный карниз украшен деревянными плодами — виноградом, гранатами, грушами и персиками.

Совершенно непростительно было не попасть в музей Пржевальского, но коли так случилось, то есть надежда, что я еще доберусь в эти края. Тем более, что горная часть программы нами оказалась недовыполнена.

Цикл материалов "Киргизия, которая смогла удивить"

1. Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.
  2. Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.