Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 20:28

Бишкек — Киргизия Май 2023

Вот никогда не рассматривала я Киргизию как самостоятельную цель путешествия.

Но как-то февральским днем, таким же депрессивным и сумрачным как и окружающая действительность, листая путешественнические заметки, я наткнулась на волшебные строки: «Цветение маков в горах Киргизии»

Фотографии алых полей и зеленых долин так контрастировали с пейзажем за окном и состоянием души, что немедленно захотелось нырнуть в монитор и вынырнуть уже где-то там, в предгорьях Тянь-Шаня.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

День 1

И вот, настал наконец этот день. Нас встречает международный аэропорт Манас. Добраться до столицы Киргизии (сейчас страна называет себя Кыргызстан, но я не вижу беды называть ее так, так принято в русском языке) Бишкека по нынешним временам максимально просто: ежедневные прямые рейсы нескольких компаний, в том числе Аэрофлота; виза не нужна, да что там виза, даже загранпаспорт не обязателен.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Тут же в аэропорту покупаем местные симки, их настойчиво предлагают несколько компаний: О!, Мега и наш Билайн. Безлимитный интернет на неделю стоит копейки, 300–400 сом.

Сом процентов на 10 дешевле рубля, пункты обмена на каждом шагу, во многих торговых точках принимают и наши российские. Проблем с оплатой нет никаких. Что до «Мира», то тут — как карта ляжет. В отеле оплата проходила, в супермаркете — нет. Так что на «Мир» надейся, но наличными запасись.

Закинув вещи в отель, на трёх внедорожных Тойотах, едем на юг от города в район Ала-Арча в поисках тех самых маковых полей. За рулём трое местных ребят — Равшан, Азиз и Тахир. Они будут нашими водителями, проводниками, а порой и поварами на протяжении целой недели.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Наша Тойота зелёная, наш водитель Равшан — молодой парень, русский по маме, уйгур по папе, и, как нередко бывает при смешении азиатской и европейской кровей — весьма хорош собой.

Вдоль дороги — ряды пирамидальных белоствольных тополей, пологие холмы покрыты зеленым бархатом — просто Тоскана какая-то:)

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Маки вообще создания капризные, цветут коротко, буквально несколько дней. И угадать заранее, на какие из майских дней придется цветение, непросто: год на год не приходится. В этом году зима была суровой, а весна нынче холодная и затяжная.

Но кто ищет, тот найдет. Вдали от дороги, среди зеленых холмов заметили стелющийся алый ковёр…

По пути к макам встречаются и другие необычные для нас представители степной флоры: гигантские астрагалы, похожие на крылатого китайского дракончика, лопухи ревеня…

Астрагал

Ревень здесь популярный «перекус» — вдоль трасс стоят мальчишки, да и взрослые дяди, с такими зелеными «вениками» в руках и радостно машут ими проезжающим машинам. Я было подумала, что они так счастливы нас видеть, оказалось — ревень продают:)

А вот это растение под нехитрым названием ясенец на самом деле одно из самых удивительных.

Ясенец

Во-первых, оно страшно ядовито. Как ни тянет потрогать и понюхать нежные розовые соцветия, делать этого точно не стоит, если не хотите покрыться волдырями от ожогов.

Во-вторых, эфирные масла создают вокруг ясенца своеобразную оболочку. Говорят, если в жару к нему поднести горящую спичку, то «аура» вспыхнет ярким пламенем, но сам цветок не пострадает. Вот почему это растение народная молва связывает с библейской «Неопалимой купиной» — горящим кустом, из которого Бог вел беседу с Моисеем, убеждая того увести свой народ из Египта.

Правда, ясенец на Синае не растет, но то такое… И верба в Иерусалиме не водится, но это не мешает нам праздновать Вербное воскресенье вместо Пальмового…

Так потихоньку и добрели до заветной поляны. Маки были в самом цвету.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Мы конечно старались бережно относиться к этой нежной и очень ранимой красоте, ходили аккуратно, след в след, но не сфотографироваться в цветочной гуще — это ж выше наших девочкиных сил. К тому же в нашей компании были профессиональные фотографы с всеми необходимыми фотоигрушками. Фотосессия удалась!

Фото: © Станислав К.

Маки завораживали, время летело незаметно, но маками сыт не будешь… Самолетная курица уже давно забылась как вчерашний сон. Хотелось процитировать классика:

«Кстати, в Берлине Москве есть странный обычай, там едят так поздно, что нельзя понять, что это — ранний ужин или поздний обед?»

Поздний обед ждал нас на берегу речки Иссык-Ата. Но этот обед сначала нужно было еще поймать!

Вообще киргизская кухня в основном мясная, мясо тут вольно гуляет многочисленными стадами и табунами по долинам и по взгорьям. Нет, барана ловить нам не пришлось, обошлись рыбалкой.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Еще в Киргизии есть горные реки, а в них водится форель. На реках устраивают запруды, где в садках эту форель холят и лелеют до тех пор, пока она не попадет оголодавшему туристу на крючок. Нам предложили попробовать самим добыть себе пропитание. Многим это удавалось легко, у меня же после трех попыток все рыбины благополучно плюхнулись обратно в воду. Ну не моё это, рыбалка, да.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Рыба была чудо как хороша, и жареная в масле, и запеченая в фольге…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Обратный путь в Бишкек проходил через красивое ущелье Кегеты с водопадом. Видимо это популярное место отдыха у горожан. По случаю воскресенья и окончания школы по ущелью гуляли группы ребят, гремела музыка… Равшан и Азиз устроили небольшое костюмированное шоу, сразу став центрами внимания молодежи.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Уже на закате подъехали к еще одной достопримечательности, редкой для Киргизии — архитектурной. Киргизы исторически — народ кочевой, не склонный к созданию монументальных строений, рассчитанных на века. Потому башня Бурана — едва ли не единственный памятник древнего зодчества в этом регионе.

Башня Бурана — минарет из жженого кирпича, постройки IX–XI веков. Считают, что Бурана была частью мечети древнего города Баласагун, столицы тюркоязычного государства Караханидов. В 1218 году Баласагун был захвачен и разрушен войсками Чингиз-Хана. Что не добили татаро-монголы, довершила чума — и в XIV веке город исчез из летописей и вероятно с лица Земли.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.
Азиз в образе киргизского воина

От прочих городских сооружений остались только холмы с остатками кирпичной кладки, где были захоронения знати, да балбалы — древние каменные надгробья.

Вернулись в отель уже затемно. Наш отель, Damas International, достоин лучших рекомендаций.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Номер нам попался огромный, со всеми положенными четырем звездам плюшками. Восточный колорит ему придавал большой ковер на полу и множество расшитых подушек, разбросанных по кроватям и диванчикам…

Не могу даже припомнить, когда в последний раз я спала 11 часов подряд. Не знаю, как мне это удалось, но факт остаётся фактом. Прибежав на завтрак в половине одиннадцатого утра, (по Москве это было еще вполне пристойное время — половина восьмого) я обнаружила пустой зал, уже убранный и вымытый. Спасибо доброй девочке официантке, которая сжалилась над соней и принесла йогурт, пару булочек и даже сварила кофе. Бежать завтракать куда-то в город было уже поздно, мы готовились стартовать в сторону Иссык-Куля. А день нам предстоял непростой — трекинг по каньону Конорчек.

День 2

Сегодня мы держим путь в сторону знаменитого озера Иссык-Куль. Оно известно не меньше, чем Байкал, и по праву считается главной жемчужиной Киргизии. За 5 дней нам предстоит сделать круг: объехать озеро с севера и вернуться в Бишкек вдоль его южного побережья. Но об озере позже. В это день мы почти не видели его, хоть и ночевали неподалёку. Главной целью сегодня был каньон Конорчек.

Каньон Конорчек или Сулуу-Терек по-киргизски — это даже не каньон, а целая система запутанных каньонов, петляющих среди глинистых, каменных и песчаных отложений на многие километры. Это удивительное место находится в самом сердце Киргизского хребта примерно в 130 км к востоку от Бишкека в сторону Иссык-Куля.

Дорога, современная четырехполосная трасса, идет вдоль реки Чу, среди предгорьев Киргизского хребта (Киргизского Алатау)

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

По дороге накупили свежей клубники и черешни. Клубничных плантаций вокруг Бишкека немало. Клубника некрупная, даже можно сказать мелкая по сравнению с супермаркетными тепличными монстрами. Но очень сладкая и ароматная.

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Вымыли кое-как под сомнительного вида краном, вода в который подавалась, похоже, из соседнего ручья. Кроме шуточек по козленочка Иванушку вспомнили и совсем нешуточную историю Николая Михайловича Пржевальского. Знаменитый путешественник умер от брюшного тифа, выпив в этих краях воды из открытого источника. Похоронен на берегу Иссык-Куля в Караколе, который с 1889 до 1992 года носил его имя — Пржевальск. Там впереди у нас по плану две ночи.

Начало трекинга легкой прогулки не обещало. Накануне прошел дождь, и дорога, проходящая по руслу пересохшей реки, превратилась в жирную, липкую массу. Мои любимые ботинки вдруг оказались кандалами. Сбивая налипшую глину, мы пробирались через ущелье, местами широкое, местами сужающееся до нескольких метров. Ручейки, пробивающиеся то тут, то там, промывали себе дорожки в глине, выявляя настоящий цвет скал, от глубокого серого до почти бирюзового…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Дорога в целом довольно ровная, за исключением трех-четырех мест, где требуется в буквальном смысле карабкаться на скалы. Тут приходилось использовать все имеющиеся конечности, а порой и пятую точку. Спасибо нашему проводнику и другим членам команды, все старались помогать друг другу — тащить вверх, страховать внизу. В общем, дошли без потерь.

Километра через три скалы вдруг расступаются и перед глазами… Дикий Запад. Да, тот самый Дикий Запад из классических американских вестернов. Кажется, именно тут скакал Маккена «со товарищи» в поисках спрятанного в каньоне золота индейского племени…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Вода и ветер, как известно — лучшие скульпторы. Глина размывается дождями и оттачивается ветрами. И через несколько лет, вероятно, пейзаж этот будет выглядеть иначе, может быть еще затейливее…

Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.

Вообще каньоны Киргизии (а впереди нас ждали еще Сказка и Марс) стали одним из самых сильных впечатлений от страны. В свое время я повидала знаменитые на весь мир каньоны Аризоны, Юты, Невады и смело могу сказать, что киргизские составляют им достойную конкуренцию. Кроме Гранд Каньона, пожалуй. На то он и Гранд.

Ну и конечно, никакой туристической инфраструктуры тут нет. И если отсутствие цивильного туалета еще не так критично (но при увеличении числа туристов станет), то например, отсутствие воды может оказаться реальной проблемой в летнюю жару. Об этом стоит позаботиться до начала трекинга.

…Солнце клонилось к закату, становилось ощутимо холоднее, а главное, темнее. Мы поспешили в обратный путь, ибо представить себе эту дорогу в темноте можно было только в страшном сне.

А ботинки от глины я отмыла уже только дома…

Цикл материалов "Киргизия, которая смогла удивить"

1. Киргизия, которая смогла удивить. Часть 1. Цветочная.
  2. Киргизия, которая смогла удивить. Часть 2. Дождливая.