Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — сейчас на сайте
Лучший материал
недели

Белград, Златибор + 2 города — Сербия, Вишеград — Босния и Герцеговина Май 2023

Вот не думала я, что это путешествие окажется столь интересным, разноплановым и таким желанным. А ведь встреча с Балканами могла вовсе и не состояться. Все решил один лишь телефонный звонок в обычный рабочий день;когда предстоящий отпуск еще с прошлого года был определен (но в те края, где мы уже однажды побывали) и мы с Юрой были полностью уверены в своем выборе. Внезапный звонок супруга с предложением отложить задуманное и рассмотреть поездку в Сербию не давал мне покоя весь день на работе, а вечером на семейном совете мы утвердили свое решение. Организационные вопросы без проблем решили буквально за месяц до вылета, вопреки замечаниям досужих родственников мол, в наше-то неспокойное время…

Как всегда хочется написать обо всем поскорее. Но понятно, что рассказывать о том месте, где еще неделю назад сидели в аутентичной кафешке, дегустируя местную «Шливовицу» дело нелёгкое. Поэтому традиционно сперва остановлюсь на обзорном рассказе.

Сербия - одна из немногих стран, где Россиян все еще пускают. И гражданам России, въезжающим в страну с целью туризма не требуется виза. Сейчас небо Европы уже недоступно Российским перевозчикам,а для европейских стран закрыто небо России.Свободно только воздушное пространство Сербии. Для нас это был шанс посмотреть кусочек Европы без лишних заморочек. К тому же к россиянам здесь относятся с симпатией. Приветливый и добродушный народ(были эпизоды, показывающие отношение сербов к России и русским ).Как же сердце дрогнуло, когда я увидела рекламный баннер в центре Белграда, что на фото ниже

Балканский регион почему-то до сих пор был нам незнаком, но впечатления от туристов, изученные ранее и в основном привлекательные, добавили уверенности что не ошибаемся. Интерес, к национальным особенностям страны, к культуре и быту увеличивался по нарастающей. Оговорюсь сразу, что собираясь мы предвидели несколько моментов не таких радужных во всяком случае для себя. Например-российские банковские карты в стране не работают. Так что рассчитывать пришлось только на то, что взяли с собой.

За много лет путешествий мы привыкли всегда вылетать только из Ростова-разбаловались. Непривычно, имея собственный аэропорт в городе, вылетать из других регионов. Надежда на ближайший аэропорт в Минеральных Водах, откуда вылетали в Анталию в сентябре прошлого года лопнула как мыльный пузырь. Прямые авиарейсы из России в Белград производятся только Air Serbia из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Не понимаю как так вышло в начале, но информацию о том, что есть вылеты еще из одного российского города-самого ближайшего к нам относительно перечисленных выше, мы узнали позже, но вовремя. Город, который оказался для нас просто находкой, с которым мы связаны по жизни-наш любимый Сочи! По имеющемуся (путешествие в Турцию) прошлогоднему опыту едем в Сочи своим ходом, оставляем автомобиль в аэропорту города. Аэропорт кстати порадовал-большой и удобный, есть небольшой сквер. Подробнее рассмотреть территорию не получилось, т. к. приехали мы ночью.

Итак летим на Балканы, вот уже и Белград из иллюминатора хорошо видно -как же я люблю такие моменты!

Тур по Балканам

Белград большой город, с богатой историей и огромным туристическим потенциалом. От изобилия информации в голове путаются мысли. Несмотря на некую потрепанность не отталкивает, а наоборот притягивает. Хочется узнать его как можно лучше, как можно быстрее. Но все это еще будет.

Собор св.Саввы.
Тур по Балканам

А пока первый опыт: как добраться из аэропорта в центр, где находится наш отель? Да просто. Ходит автобус № 72 довольно часто, ждать пришлось не более 15 минут. Перед путешествием узнавали, что оплачивать проезд можно как проездной картой, так и на месте у водителя. Для себя сделали вывод, что оформлять проездную карту это лишняя головная боль и легче расплатиться с водителем автобуса. Во всяком случае, нужно хотя бы добраться до отеля, а потом решим. Но неожиданностью оказалось, что водитель не взял с нас денег. Всю дорогу мы наблюдали за пассажирами, которые тоже не оплачивали проезд. И только позже мы узнали, что в период нашего проживания, буквально последнюю неделю мая, в Белграде многие ездили как это ни странно звучит «зайцем».Я не вникала глубоко в подробности, но до конца месяца в городе отменили проездные карты и переходили на какую-то другую систему оплаты, нам не понятную. В ходе чего, мы в последующие дни просто катались на автобусе. Нет, совсем не горжусь этим, но раз такое допустили власти, мы-то туристы здесь причем?

Надо отдать должное, транспорт в городе ходит очень хорошо. В большинство районов Белграда попасть не составит труда. Самыми популярные номера автобусов:15,707,83,706 ходят очень часто, проверено лично. Не спорю, что для того, чтобы проникнуться городом, понять его и по-настоящему увидеть необходимо много ходить пешком, что мы и делали. Но все же приходилось поберечь свои ноги и воспользоваться автобусом, например чтобы добраться из центрального района Зелени Венац где мы проживали, в район Земун. Изначально не входивший в наши планы район порадовал, даже не представляла насколько привлекательным окажется это место. Красивый район на берегу Дуная, очень зеленый в сравнении с Белградом с выложенными булыжником улочками, красными крышами, обладающий волшебной притягательной силой.

Тур по Балканам

Гулять по Белграду было в удовольствие тем более, что невероятно везло с погодой. Конец мая не только со слов синоптиков, но и по-факту отличился ливнями и грозами, но нам как-то удавалось выйти сухими из воды, оказываясь в тех районах, где дождь прошел стороной. И тем более оказалось особо приятно один из таких вечеров коротать в теплом уютном ресторанчике на ул. Скадарской. Место, которое не обойдет стороной ни один турист, место где присутствует та самая балканская расслабленность с песнями под сладкие аккомпанементы аккордиона и банджо. Особенно если вы попали в выходной день.

Много туристов побывавших в Сербии утверждают, что понять местный язык не сложно, но учитывая особенности произношения(в сербском языке много согласных и разговаривают они очень быстро), были затруднения. Ну как понять например, что я должна идти «прямо»,если мне ясно сказали идти «направо»?А при покупке «ракиjа од дуня» надо понимать, что это водка на айве?

Тур по Балканам

Проехаться на городском транспорте — это одно. Но до сих пор не случалось у нас опыта междугородних поездок в чужой стране. Мы интересовались экскурсиями из Белграда в близлежащие городки в экскурсионном окне нашего отеля и в городских экскурсионных бюро. В среднем однодневная экскурсия на двоих стоит около 85 евро. А почему бы самим не попробовать с вокзала? Пригородные поездки осуществляются с Ж.Д. и автовокзала. Т.к отель наш находился в шаговой доступности от автовокзала, то и добираться предпочли на автобусе. Поездка занимает больше времени, но и значительно дешевле. Автобусы ходят по расписанию четко. Надо понимать, что самостоятельные поездки -это не покатушки с гидами, говорящими на русском. Это серьезное и ответственное действие. Тем более, когда это происходит впервые. И то, что на первый взгляд кажется простым, требует некоторого опыта. У сербов есть слово «полако».Это значит спокойно и без суеты. Полако разобрались с расписанием и правилами прохода на автобусную станцию.

Мой совет: при отправлении из Белграда например в Нови-Сад, лучше купить билеты в одну сторону. Все равно потом придется доплачивать еще и за жетоны, дающие право пройти на станцию. Лучше купить обратные билеты на месте по приезду в тот или иной город. Мы поторопились, оплатив сразу обратные билеты на самый последний рейс в 19:00.В итоге нагулявшись, пришли на вокзал на 1,5 часа раньше и сидели в ожидании автобуса.

Нови-Сад.

Отправиться в более дальнюю поездку по окрестностям Сербии самостоятельно мы не решились. Однако же случилось нам познакомиться Белграде с двумя сербами Лилиан и Николой, которые организовали нам индивидуальную двухдневную экскурсию по окрестностям. В неё вошло много интересных локаций. Ненадолго заехали в курортный городок Златибор. Лилиан нам подсказала место, где можно приобрети хорошую дуневачу (айвовую водку по-нашему, по-простому) и недорого пршут (вяленое мясо).

К слову сказать, Лилиан нам и поведала о том, что до июня можно ездить в городском транспорте по Белграду «зайцем» безнаказанно.

Окрестности Белграда.
Мокра Гора.

Ярчайшим событием был заезд в город Вишеград (Босния и Герцеговина).Вместе с нашими новыми знакомыми мы провели вместе двое суток. Делили с ними хлеб-соль и ночлег, забронировав номера в гостинице Андричграда. А вечером вчетвером отметили знакомство в местной кафане, попробовав сербскую «Плесковицу» с каймаком

Лилиан — русскоязычная гид с русскими корнями (бабушка ее — наша землячка), а водитель Никола — чистый серб, ни слова не понимающий по-русски, но в совместной поездке мы научились общаться и понимать друг друга.

В горах Сербии.
Мокра Гора.
В горах Сербии.

Лилиан узнав откуда мы, с интересом слушала рассказы о том, как и где мы путешествуем по России, в свою очередь рассказывала о своей жизни. Настоятельно рекомендовала посетить Черногорию при первой же возможности тем более, что у неё там родственники; при желании можно договориться о жилье. Время покажет.

Поездка в компании Лилиан и Николы прошла тепло и дружественно. Не представляла ранее, как за короткий срок можно так сблизиться с абсолютно чужими, но близкими по-духу людьми.

Несколько слов про сербскую музыку, о которой я читала противоречивые отзывы. Она особая, с вкраплениями восточных ноток. Кого-то такая музыка выводит из себя. Но о вкусах не спорят. Нам же с Юрой она очень зашла, к тому же была возможность ее наслушаться как в кафе, так и в отеле (в номере было много музыкальных каналов местной музыки).Скачав на телефон с десяток самых-самых, мы на обратном пути по-дороге из Сочи до дома время от времени прослушивали незатейливые мелодии, тем самым взбадривая себя и продлевая впечатления от поездки.
Поездку в Сербию считаю замечательным событием и удачным во всех отношениях, не похожую на предыдущие. И хотя мы не любим повторяться в заграничных путешествиях, но в эту страну стоит вернуться, чтобы продолжить знакомство.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия