Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 9:45

Белград — Сербия Май 2023

Продолжаю развеивать ненужные и скучные мифы о Белграде, с удовольствием делясь впечатлениями. Все что мы видели-видели в разные дни нашего пребывания в городе, поэтому сегодня не будет какого-то определенного маршрута, но поверьте, от этого прогулка скучной не покажется, а Белград в очередной раз докажет, насколько он многогранен и увлекателен.

А начнем мы с площади Теразие, которая находится в старом районе города. Площадь известна важными общественными зданиями, культурными учреждениями и гостиницами. Здесь бок о бок стоят дома с самой разнообразной архитектурой, отражающей культуру прошлого и настоящего.

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

Наши туристы стремятся прийти сюда, чтобы увидеть самое презентабельное здание Белграда-знаменитую и старейшую в городе гостиницу «Москва». Гостиница была выстроена в начале 1900-х и сохранила за собой название до сегодняшнего дня. Лишь в период оккупации Сербии гитлеровской Германией (тогда в здании работал штаб гестапо) гостинице дали новое название — «Великая Сербия». Однако же после войны старое название было восстановлено.
Название площади — «Теразие» дано неспроста. Во времена правления турков в городе были возведены две водонапорные башни, помогавшие обеспечить водой город. Одна из них называлась Теразие, что можно перевести как «вода в масштабе». На месте той самой башни сейчас находится фонтан, появившийся в 1860 г. в честь князя Милоша Обреновича-основателя династии Обреновичей -«Теразиска чесма» или «Четыре льва». Примечательно, что сперва предполагалось на пьедестале с четырьмя львами поставить фигуру Победника, что возвышается сейчас над Калемегданом. Но после долгих перипетий было решено памятник «обнаженному дядьке» в этом месте не устанавливать.

Гостиница Москва.
Гостиница "Москва".

К слову сказать о «чесмах» (питьевых фонтанах)-сербы исстари очень свято и трепетно относятся к источникам, которые встречаются в городе повсеместно и решают питьевую проблему. А оформление источников настолько интересно и разнообразно, что их вполне можно отнести к категории небольших архитектурных сооружений. Точное количество чесм в Белграде неизвестно, но одно видно — их очень много. Большинство источников содержат информацию — кому или какому событию данная чесма посвящена.

Фонтан Делийска чесма-  питьевые фонтаны так называли еще турки, потому что это был источник для утоления жажды легкой кавалерии.В переводе с турецкого «дели» означает смельчак и  особую категорию конницы назвали так совсем не случайно - в отряды дели действительно набирали самых отважных и способных добровольцев.Размеры чесмы не случайны: лошадям не нужно нагибаться к воде. Первая “чесма” появилось на этом месте в 1843 году, затем была разрушена в 1889 году, для возведения на ее месте новой. Она просуществовала до 1913 года, пока не была снова разрушена во время строительства здания Сербской академии наук и искусств. Нынешняя, уже третья по счету чесма, реконструирована в 1987 году по чертежам Александра Дерока и является копией самой старой чесмы.
Фонтан "Делийска чесма"- питьевые фонтаны так называли еще турки, потому что это был источник для утоления жажды легкой кавалерии.В переводе с турецкого «дели» означает смельчак и особую категорию конницы назвали так совсем не случайно - в отряды дели действительно набирали самых отважных и способных добровольцев.Размеры чесмы не случайны: лошадям не нужно нагибаться к воде. Первая “чесма” появилось на этом месте в 1843 году, затем была разрушена в 1889 году, для возведения на ее месте новой. Она просуществовала до 1913 года, пока не была снова разрушена во время строительства здания Сербской академии наук и искусств. Нынешняя, уже третья по счету "чесма", реконструирована в 1987 году по чертежам Александра Дерока и является копией самой старой чесмы.
Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

Фонтан Красный петух-скульптура на фонтане отсылает к культовой кофейне Красный петух, находившейся когда-то на этой площади.Название и формат кафе несколько раз менялись,но не так давно на площади вокруг фонтана провели работы по реставрации и все вернулось на свои места.

Миновав площадь Теразие выходим к площади Республик, где находится памятник князю Михаилу III Обреновичу-величайшему сербскому правителю (его первое правление закончилось свержением, а второе-убийством) и дипломату, которому сербская земля обязана освобождением от турецкого ига. Благодаря ему застройка сербских городов выделяется европейским стилем. Именем князя названо много объектов в Сербии и в Белграде в частности. Фигура князя Михаила возвышается на монолитном постаменте, где высечены названия освобожденных от турок сербских городов.

Памятник князю Михаилу и освобожденные им города (два из них мы успели посетить в этой поездке).
Как раз за памятником находится здание национального музея Сербии.

Улица князя Михаила-главная улица сербской столицы, красивый променад, ведущий к крепопости Калемегдан.

Эта оживленная пешеходная улица пестрит магазинами известных брендов, красочными кафанами и ресторанами; причем в каждую хочется зайти, чтобы угоститься чашечкой кафы за столиком, покрытым клетчатой скатеркой, в окружении цветочного оазиса-так все они выглядят уютно-зазывающе.

Кафе-пиццерия Снежана.
Кафе-пиццерия "Снежана".
Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!
Обращаю внимание на стеклянную витрину ,где крупными буквами написано название Руски Цар.
Обращаю внимание на стеклянную витрину ,где крупными буквами написано название "Руски Цар". Самый известный русский ресторан Белграда «Русский царь» открылся ещё в 1890 году.Своё имя получил в честь русского царя Александра Второго и просуществовал в Белграде 122 года. «Русский царь» был местом, которое посещали известные писатели, деятели культуры, именитые спортсмены, военные и политические лидеры. В течение долгих лет ресторан был гордостью Белграда и одной из его визитных карточек.

Здесь можно без проблем поменять деньги в менячнице и мы даже нашли одну, по приемлемому курсу и всегда меняли только там. Что касается сувенирной продукции, то наряду с парком Калемегдан здесь как нигде в другом месте, много локаций с востребованным товаром как вдоль самой улицы, так и отдельных сувенирных магазинов. Белград-читающий город и на это указывают множественные книжные магазины и библиотеки. А как интересно читаются их названия(в прочем, я на каждом шагу не уставала умиляться интересным словечкам).

Гостям на заметку: ул. Князя Михаила имеет культурно-историческое значение. В 1870 г. это была первая улица с официальным названием в Белграде за два года до того, как получили названия другие улицы города. Сохранила подлинный маршрут главной улицы римского Сингидиума (одно из старых названий города) 2–3 веко в. н. э. На всем протяжении улицу князя Михаила пересекает несколько улиц, которые не меньше притягивают туристов своим внешним видом. Вот так, свернув с ул. князя Михаила мы вышли на улицу краля Петра-одну из старейших улиц Белграда. Улица названа в честь первого правителя Петра I Карагеоргиевича. И неожидано для себя погрузились в очарование красных зонтиков.

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

Оказалось — это территория восточно-европейского ресторана «Мануфактура»-лучшего ресторана балканской кухни.

Следующим было еще одно атмосферное местечко-бывшая резиденция князя Милоша Обреновича, княгини Любицы и ее сыновей, построенная в сербско-балканском стиле. Дворец (конак) входит в лучшую десятку достопримечательностей Белграда. С первого взгляда строение кажется совсем небольшим, но на самом деле территория его занимает 1400 кв.м. До 1842 г. дворец занимали члены княжеской семьи, а после здание неоднократно меняло хозяев и предназначение. Довелось ему быть и церковным музеем, лицеем и судом. Очень хотелось взять во дворец экскурсию. Судя по отзывам, здесь правит Восток и именно интерьерами он очень напомнил мне ханский дворец в Бахчисарае. Но Восток -дело тонкое и следовало бы нам продумать это мероприятие заранее и не откладывать посещение конака Любицы напоследок. А мы сделали все наоборот и выбрали понедельник -выходной день(наступаем на те же грабли, как когда-то в Феодосии-тогда я не попала в дом-музей И.Айвазовского по той же причине).К тому же это был наш крайний день в Белграде-печалька…

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

Напротив красивое здание Патриархии Православной Церкви с интересным фасадом, украшенным орнаментом и росписью в стиле сербского средневекового искусства.

Еще одна из важнейших достопримечательностей Белграда — кафедральный собор св. Михаила-Архангела. Собор был построен по приказу Милоша Обреновича. Строился он три года с 1837–1840.В 1882 г. Здесь сосотоялось помазание на царство короля Милана Обреновича, вошедшего в историю страны под именем Милана II и Петра I из династии Карагеоргиевичей. Нашли здесь вечное пристанище Милош Обренович, сын его Михайло(захоронен в могиле отца) и несколько выдающихся лидеров сербской церкви. С 1954 г. здесь работает музей Сербской Православной Церкви, где можно увидеть старинные православные иконы.

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

А вот как башню храма видно с Бранкова моста, что на реке Сава.

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

Белград щедро украшен памятниками и скульптурами выдающихся личностей. В гуще кварталов — площадь и прилегающий сквер «Воеводы Вука», сербского военоначальника, времен Балканской и Первой мировой войн.

Еще один персонаж — Петр II Негош — правитель Черногории.

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

А вот на ул. Неманина, напротив здания правительства Сербии установлен двух-метровый монумент боснийскому студенту Гавриле Принципу-личности судьбоносной для Европы. Гаврило был участником организации «Молодая Босния» , которая подготовила убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Событие это привело к началу Первой мировой войны. Скульптура была выполнена в двух экземплярах.«Близнец» Гаврилы был установлен в Сараево. Кто знаком с творчеством сербского писателя Иво Андрича, тот вспомнит о том, как он описывал эти трагические для народа и страны события.

Снова Обреновичи.

Не упустили мы яркий и красноречивый памятник князю Милошу и архимандриту Мелентию установленый в одном из зеленых парков Белграда. Композиция называется «Таковский устанок» .Так назвали второе сербское восстание против турок, которое начал князь Милош Обренович в селе Таково. Тогда впервые князь использовал приветствие «трех перстов» как знак самоидентификации сербов и именно он являлся автором этого жеста. Что князь имел ввиду используя конфигурацию пальцев руки никто не знает. Но историки считают основным логичным объяснением этого жеста-как символа святой Троицы, которой поклоняется православное христианство. Жест трех пальцев очень важен для сербских патриотов и это общеизвестно. Когда в середине 90-х в Югославию пришли российские миротворцы -они приветствовали сербов знаком «трех перстов» .Так что если есть желание поздороваться с друзьями-сербами таким образом, они против не будут-наоборот, будет приятно такое глубокое знакомство с культурой их страны.

Вообще-то жесты, используемые в других странах порой сильно отличаются от того, что привычно нам.

Место есть в этом парке очень красивое — целое ромашковое поле, как пройти мимо?

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

В 1863 году в Белграде появилась церковь Вознесения господня или Спасская. Заказ на ее строительство дан князем Михаилом Обреновичем и была она возведена на добровольные пожертвования горожан. Внутреннее убранство церкви известно уникальными фресками. Во время бомбардировок в 1941 и 1944 церковь сильно пострадала, было много погибших. И рядом во дворе стоит об этих событиях памятный крест, а на праздник Вознесения после литургии отсюда по улицам Белграда идет памятная процессия.

Прогуливаясь в районе Палилула мы набрели на застекленный торговый рынок — Палилулска пияца. Не так давно реконструированный, Палилульский рынок считается современным белградским рынком, хоть и существует 70 лет. Когда дело касается продуктов, сербы называют свои рынки «пияцы» .Они пользуются невероятной популярностью как у местных, так и у приезжих. Тут можно купить абсолютно все. Рынок славится овощами, фруктами, медом, вином, сырами,

Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!

павлакой и другими продуктами. Но «Pavlaka» для меня было словом не новым, т. к. мы уже успели познакомиться с этим кулинарным ингредиентом. Это сметана. Но магазинная сметана в представлении сербов по внешнему виду и вкусу очень напоминает нашу простоквашу. Это субъективно. В тот момент меня заинтересовал каймак (здесь я впервые попробовала каймак и узнала что это такое).Каймак очень похож визуально и по вкусовым качествам на густую домашнюю сметану (ну прямо, как кусочек сливочного масла), только сербы его еще и солят-вот как выглядит каймак на плескавице:

Произнося заученные названия, мы совсем не задумываемся о их происхождении. Так, район Палилула находится рядом с парком Ташмайдан. В прежние времена местность носила название Фишетия, находилась на окраине Белграда и сюда по приказу князя Михаила Обреновича были перенесены пороховые заводы. Исходя из этого ясно, что курение в районе было под запретом, но тем, кому покурить было необходимо уходили в соседний квартал. Там, где курить было можно, располагался знак с изображением курительной трубки, которая по-сербски называется «лула» ,а словосочетание курить трубку -звучало как «палить лулу» .Вот какая игра слов.

Рынки Белграда являются неотъемлемой частью городской жизни и отражают культуру, богатство и разнообразие сербской столицы. Посещение рынков города позволяет познакомиться с местными традициями, насладиться вкусами и ароматами Сербии. Недостатка в городских рынках мы не испытывали, т.к проживали совсем рядом с рынком Зеленый Венац. Пусть это и не самый большой рынок в городе, но по отзывам местных считается недорогим и качественным. Ктому же это старейший рынок города. И здесь мы купили самую дешевую клубнику, в переводе на рубли всего 120 р. за килограмм!
Продолжение следует…

1. Тур по Балканам
  2. Пешком по Белграду ч.1
  3. Пешком по Белграду ч. 2 — не перестает удивлять!