Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 21:12

Стамбул — Турция Март 2023

Полтора года назад, вернувшись из нашей с Наташей поездки в Стамбул, я уже немного рассказывала о Галатапорте. Он тогда только открылся и был самой популярной инстаграм-локацией в городе.

Теперь страсти по Галатапорту поулеглись, там появилось несколько новых отреставрированных зданий, открылось больше магазинов, кафе и ресторанов. В этот раз мы зашли сюда выпить кофе, погреться в первых весенних лучах солнца и послушать Стамбул.

Бросить якорь в Галатапорте

Что такое Галатапорт? В общем-то это круизный терминал, но не простой, а многофункциональный. На территории в 400 000 кв. м, открытой для посетителей в октябре 2021 года, размещаются, помимо собственно терминала, магазины, кафе, смотровые площадки, арт-пространства, отреставрированные исторические памятники.

Мечеть Нусретие
Бросить якорь в Галатапорте

Порт способен принимать одновременно три круизных судна с 15 000 пассажирами в день. Уникальность гавани в том, что вся административная часть находится под землей, а прибрежная линия доступна для посетителей. Когда лайнеры здесь швартуются, поднимаются специальные экраны, обеспечивающие зонирование, открываются люки в подземные помещения. Подземная инфраструктура имеет четыре этажа: там находятся пункты паспортного и таможенного контроля, залы ожидания, багажное отделение, парковки автобусов и такси, паркинг.

Бросить якорь в Галатапорте

Немного истории: на месте Галатапорта с конца XIX века существовала городская гавань с доками, залами для пассажиров, административными зданиями. С 1925 по 1945 год в районе терминала работал автозавод Генри Форда. Затем сюда начали причаливать и круизные лайнеры, но вскоре порт перестал справляться с растущим потоком судов, ему потребовалась реконструкция. В 2013 году Doğuş Group и Bilgili Holding разработали совместный инвестпроект нового Галатапорта стоимостью 1.8 млрд долларов. Уже 1 октября 2021 года сюда прибыл первый лайнер SeaDream II с туристами из США и Европы на борту.

Бросить якорь в Галатапорте

В проекте обновлённого порта гармонично сочетаются ультрасовременные здания и старинные памятники архитектуры, среди которых выделяется мечеть Нусретие (1826 г.) работы знаменитого архитектора Киркора Бальяна.

Бросить якорь в Галатапорте

Рядом с мечетью расположена Часовая башня Топхане (Нусретие), одно из старейших в своём роде сооружений в городе. Башня высотой 15 м в стиле неоклассицизма была построена по приказу султана Абдул-Меджида в 1848 году другим знаменитым представителем династии зодчих Бальян — Карапетом, создателем дворца Долмабахче.

На этой же площади находится и дворец Топхане, реконструкция которого ещё продолжается. Павильон был построен в 1852 году архитектором Уильямом Смитом для султана Абдул-Меджида. Здесь султан принимал важных зарубежных гостей, прибывающих морем. Именно тут был подписан договор о прекращении греко-турецкой войны 1897 года. Мне удалось сделать пару кадров, втиснув фотокамеру между прутьями ограды. Говорят, внутри сохранились оригинальные потолочные фрески и мраморные камины.

Бросить якорь в Галатапорте

Ещё одно историческое строение здесь — фонтан Топхане в стиле рококо (1732 г.), третий по величине в Стамбуле. Он украшен уникальными каллиграфическими надписями — строчками из стихов поэта Нафихи.

Фонтан Топхане

Также в Галатапорте есть два крупных музея. Первый — это Стамбульский музей современного искусства (Istanbul Modern), для которого здесь построено новое здание авторства итальянского архитектора Ренцо Пиано, который наряду с британцами Ричардом Роджерсом и Норманом Фостером считается основателем стиля хай-тек в архитектуре. Музей пока не работает, он всё ещё в процессе переезда. Но скоро он переедет и все желающие (я не в их числе) смогут его посетить.

Стамбульский музей современного искусства (Istanbul Modern)

Второй музей — Стамбульский музей живописи и скульптуры (IRHM) с коллекцией турецкого изобразительного искусства XIX — начала XX века. Вот сюда бы сходила, ведь там есть экспонаты, посвященные творчеству Османа Хамди Бея. Но к своему стыду, узнала о том, что этот музей переехал в Галатапорт из особняка в районе Долмабахче, вот буквально только что 😊. Ну что же, в следующий раз.

Справа Стамбульский музей живописи и скульптуры, слева мечеть Нусретие

Из других открывшихся после реставрации зданий Галатапорта — роскошный отель Peninsula Istanbul, принадлежащий сети The Hongkong and Shanghai Hotels Ltd. Отель занимает два старинных здания — Меркез Хан и Чинили Хан, его лобби находится в обновлённом историческом пассажирском зале причала Каракёй, построенном в 1936 году по проекту Ребия Горбона.

Бросить якорь в Галатапорте

Если к шикарному отелю подойти не получится, то вполне можно полюбоваться ещё одним обновлённым старинным зданием — это историческое почтовое отделение, одна из первых здесь построек, появившаяся в 1911 году благодаря инженеру Сабуро. Первоначально тут помещалась таможня, склады, пассажирские залы, затем госпиталь, а с 1957 года — Почтамт. Теперь в здании находятся современные торговые площади Галереи моды.

Бросить якорь в Галатапорте

Главной же особенностью и ценностью нового Галатапорта остаётся променад вдоль Босфора, ведь прибрежная линия была закрыта с начала XIX века. Теперь туристам и жителям доступна прогулочная зона длиной 1.2 км. Отсюда открывается прекрасный вид на Стамбул. Можно увидеть главные постройки Султанахмета — дворец Топкапы, Айю-Софию, Голубую мечеть, а также азиатскую часть с новой телебашней Чамлыджа.

Бросить якорь в Галатапорте

Выберите одно из местных кафе и наслаждайтесь солнцем и морским бризом. Наблюдайте, как по водной глади Босфора снуют катера и паромы. Просто слушайте Стамбул, ему есть что сказать.