Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 19:51

Стамбул — Турция Март 2023

Совершенно случайно наш визит в Стамбул в этот раз пришёлся на период, который турки называют «берделаджуз», или «старухины холода». Резкое внезапное похолодание после вроде бы уже вступившей в свои права весны обычно приходит во второй декаде марта — это неделя с 11 по 18 число, даты нашей поездки.

Слово «берделаджуз» (berdelacuz) имеет арабское происхождение и переводится как «конец холодов» (kocakarı soğuğu, «последние холода»), хотя тем, кто оказался в это время в Стамбуле кажется, что холода и не думают прекращаться, какой там конец: дует ледяной ветер, температура падает, жители и туристы вновь надевают шапки, тёплые шарфы и перчатки.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Конечно же в Стамбуле есть легенды о берделаджуз, причём, как говорят, одна из них восходит ко временам адитов — древнего исчезнувшего народа, наказанного за свою гордыню холодами с сильным ветром, длившимися восемь дней. Спастись от холода смогла только одна старуха, укрывшаяся в башне.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Согласно другой легенде, Берделаджуз была самой обычной женщиной, разводившей овец. Однажды ранней весной, увидев распустившиеся цветы магнолии, она погнала свою отару на выпас в горы. Вдруг нагрянули холод, ветер, метель, и как ни старалась Берделаджуз отогреть своих овец у костра, все они погибли. В тот момент сердце женщины заледенело. Она сломала ветку обманувшей её своим цветением магнолии и ушла куда глаза глядят, больше в селении её никто не видел.

Теперь каждый год старуха Берделаджуз возвращается, стуча своей магнолиевой палкой, чтобы отомстить робкой и изменчивой ранней весне. Приносит с собой холодный ветер, дождь, а иногда (как в прошлом году) и снег. Воды Босфора меняют цвет с бирюзового на тёмно-серый, стамбульцы и туристы прячутся в кофейнях, грея озябшие руки о чашки с кофе и стаканчики с чаем, с грустью поглядывая в окна. Как же так, ведь ещё вчера в Стамбуле была практически весна?

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Мы грустить не стали, и хотя от кофе и чая при каждом удобном случае не отказывались, на злобную погодную старуху внимания не обращали. И первым делом пошли смотреть стамбульские магнолии, знаменитые пожалуй не менее стамбульских тюльпанов.

В марте наверное весь Стамбул собирается во дворце Ыхламур, чтобы полюбоваться цветением магнолий Суланжа, которых тут целая роща. Век цветов недолог — всего пару недель, и мы боялись опоздать. С замиранием сердца следили в соцсетях за фотоотчётами туристов из дворца и опасались, что к нашему приезду все нежные розовые лепестки опадут. Но мы успели! Цветов конечно было меньше, чем неделей ранее, на магнолиевых деревьях появилась зелёная листва, а на шапочный разбор цветения в воскресенье, 12 марта, собралось полгорода.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Странно, что туристам это место малоизвестно, хотя помимо магнолий тут есть что посмотреть — два прекрасных султанских павильона, парк с павлинами, пруд с утками и неплохое кафе. Здесь хорошо в любой сезон. Но добираются сюда только истинные коллекционеры стамбульских дворцов.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Итак, дворец Ыхламур (Ihlamur Kasrı, «Липовый дворец») — бывшая летняя резиденция султанов, расположенная в лощине между районами Бешикташ и Нишанташи. Она находится в буквальном смысле в окружении современных высоток. Название дворца, несмотря на кажущееся созвучие с гламуром, связано с аллеей липовых деревьев, которые до сих пор можно увидеть на одноименной улице Ihlamurdere Caddesi.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Первые постройки появились тут при султане Махмуде II. Он был заядлым охотником и часто предавался своему увлечению в охотничьих угодьях, коими был в те времена нынешний район Нишанташи.

При султане Абдул Меджиде охотничий павильон превратился в чудесный дворец, а иначе и быть не могло, ведь строительством занялся знаменитый придворный архитектор Никогос Бальян, представитель известной османской династии, «построившей Стамбул». Он в период с 1849 по 1855 годы возвёл тут два прекрасных маленьких павильона, которые мы можем видеть сейчас. Внешне Ыхламур очень похож на достаточно популярный у туристов дворец Кючюксу, на более крупный Бейлербей и знаменитый Долмабахче. Все они вместе называются стамбульскими дворцами-матрёшками, потому что каждый из них — уменьшенная копия предыдущего.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Главный павильон использовался султаном для торжественных приёмов иностранных гостей, а второе здание поменьше служило жилым помещением.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Церемониальный павильон Merasim Köşkü находится прямо за прудом, окруженным магнолиями. Это затейливое здание в стиле османского барокко с мраморной лестницей и богатой лепниной.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Здесь сохранены оригинальные интерьеры холла и четырёх комнат: хрусталь, позолота, антикварная мебель. Туристов пускают с экскурсией, но фотографировать, как водится, не дают. Украдкой удалось сделать буквально пару фото.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Во втором павильоне Maiyet Köşkü интерьеры более скромные, там теперь находится кафе. В котором, к слову сказать, также запрещено фотографировать — совершенно непонятное решение. Но за этим строго следят официанты. Тут уж я даже не пыталась снимать из-под полы. Столики расставлены также на улице вокруг павильона, и народ, несмотря на берделаджуз, рассаживается и там. Все устали от зимы.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Султан Абдул Меджид наслаждался здесь тишиной в компании знаменитых поэтов и писателей, а его брат Абдул Азиз — петушиными боями и традиционной борьбой «гюлеш», в которой, как говорят, участвовал лично.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Петухов здесь сегодня нет, есть только небольшой птичник в дальнем углу парка, от которого в восторге детишки. Зато по территории вольно прогуливаются павлины. Ну как прогуливаются, перемещаются быстрыми перебежками, пытаясь увернуться от этих самых детишек. Тут уж, как вы понимаете, не до распушенного хвоста.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Резюмируя, дворец очень понравился, может быть когда-то — не в сезон цветения магнолий — схожу ещё раз, чтобы отдохнуть в оазисе красоты и спокойствия от шума большого города.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

А теперь важный вопрос: как сюда попасть. Дело в том, что транспорт прямо ко дворцу не ходит (кроме нескольких маршруток с непонятным расписанием). Можно конечно воспользоваться такси и не изобретать велосипед. Но если не хотите, то есть два способа, и оба пешком — от метро «Османбей» и от паромного причала Бешикташ.

Берделаджуз, чудесный дворец Ыхламур и магнолии

Поскольку мы двигались от Бешикташа, то пришлось идти в горку через весь район примерно полчаса. И нет бы вернуться той же дорогой, но мы же лёгких путей не ищем. Пошли до станции метро «Османбей» через весь район Нишанташи — снова в горку. Ноги нам за это спасибо не сказали.

Нишанташи
Бешикташ, фото для иллюстрации крутизны улиц.

Район Нишанташи — сосредоточие недешевых апартаментов, европейских бутиков и модных магазинов — место нетуристическое, но прогуляться по его улицам тоже довольно интересно.

Нишанташи

В общем, не делайте как мы, лучше воспользуйтесь этим же маршрутом, но наоборот: доезжаете на метро M2 до Osmanbay, легко с горки скатываетесь до Ыхламура, оттуда снова с горки к Босфору. Там недалеко находится дворец Долмабахче, парк Йылдыз, а чуть дальше — мечеть Ортакёй. Вот и сложился маршрут на целый день в Стамбуле.