Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Гаага — Нидерланды Апрель 2023

Между Делфтом и парком тюльпанов было несколько часов, которые мы провели в Гааге. Это очень мало на город, в котором огромное количество интересных мест и прекрасных музеев. Но, у нас просто прогулка, о которой и расскажу.

Гаага — «Живая изгородь»

Город был основан в 1230 году, в качестве резиденции королевского двора, и стал сегодня городом искусства, пляжей, международных институтов.

Вопреки часто встречаемому мнению, это не столица Нидерландов, точнее — не официальная столица — официальная столица — Амстердам. Хотя, с 16 века Гаага периодически являлась столицей Нидерландов.

Гаага — «Живая изгородь»

Странное название переводится как «живая изгородь», и происходит оно от названия охотничьих домов графов Голландии — «хааге».

Активный рост города начался в 13 — 14 веках, это стал торговый центр страны, что и сегодня видно по многочисленным торговым улицам.

В начале 13 века граф Флорис Четвертый стал графом Голландским и начал строить город. Достроить не успел, так как, возвращаясь из Крестового Похода, в Бремене погиб на рыцарском турнире, от руки наследника трона Франции.

Гаага — «Живая изгородь»

В 17 веке по инициативе Морица Оранского вокруг города возвели сеть каналов, которые очерчивали границу города вплоть до середины 19 века. Тогда и произошло четкое разделение на кварталы аристократии, ремесленников, рыбаков.

А в 1899 году именно Гаага стала местом проведения Первой мирной Конференции, куда собрались делегаты из 26 стран и продолжалась она целых три месяца! Именно тогда был образован Арбитражный Международный Суд. После этого, в Гааге провели еще одну Мирную Конференцию, а проведению третьей помешала ПМВ.

Гаага — «Живая изгородь»

Что мы смогли увидеть за несколько часов? Когда гуляли — казалось, что очень мало. Когда начала писать — оказалось — не так уж и мало.

Начать прогулку проще всего с площади Плейн, хотя название звучит, как «масло масляное», так как Плейн — это и есть площадь. И не всегда она была площадью, во времена Средневековья, на этом месте был разбит огород и сад. В центре площади Плейн возвышается скульптура принца Виллема Первого. Она была создана в 1848 году и посвящена Отцу Отечества Вильгельму Оранскому, который начал восстание против испанцев в 16 веке, и, таким образом, создал основу для свободы и независимости Нидерландов.

Гаага — «Живая изгородь»

Очень представительское здание оказалось дворцом, принадлежащим частному элитному клубу «Белое Общество — Де Витте», созданному в сентябре 1782 года, как литературная и культурная ассоциация. Основали общество 114 молодых человека, как клуб «Вне дома». Это было место, куда можно было сбежать от семьи сходить отдохнуть, пообщаться с интересными собеседниками, за чашкой чая бокалом коньяка, обсуждая литературные новинки и политическую ситуацию, покуривая сигару. На первом этаже дворца была открыта кофейня, где собирались «сливки» общества. В уставе общества прописали идею о «продвижении литературы, искусства, истории и других наук». В 1855 году «Белое Общество» основало библиотеку, которая с годами превратилась в одну из крупнейших частных библиотек Гааги.

В 1998 году было принято решение, что женщины тоже могут стать членами клуба с правом голоса (долго они не могли решиться на это). С годами количество членов общества увеличивалось и к 2014 году достигло 3300 человек. резюмируя, можно сказать, что «Де Витте» — это традиционный джентльменский клуб. Основные участники — представители академического и военного мира, дипломаты, представители бизнеса. У клуба есть отделение в Дании. А в этом дворце открыт ресторан, зал конгрессов и многое другое, для участников тусовки клуба.

Поскольку я ничего этого не знала, и в списках достопримечательностей города ничего про дворец нет, я просто зашла внутрь и расспросила девушку на рецепшене.

Конная статуя Короля Нидерландов Вильгельма Второго — редкая для Нидерландов — была установлена в 1924 году, на замену оригинала 1853 года, который был перевезен в Тилбург.

Завернув от площади «за угол», вы попадаете к лучшему гаагскому музею Маурицхейс, один из фасадов которого смотрит на пруд Хофвижвер. Первое здание было построено в середине 17 века, но 50 лет спустя оно было уничтожено пожаром и отстроено вновь. В начале 19 века его выкупила королевская семья для хранения коллекции предметов искусства. Король Вильгельм Первый подарил свою коллекцию государству, и с 1822 года большая часть ее находится в Королевском Кабинете живописи в Маурицхейсе. Это, безусловно, один из лучших музеев мира, владеющий работами Вермеера, Рубенса, Рембрандта. В 2014 году здание было отреставрировано.

Рядом со знаменитым музеем — не менее знаменитый Бинненхоф — обиталище главного законодательного органа Нидерландов — Генеральных Штатов и премьер — министра страны. На месте этого комплекса в 13 веке располагался небольшой охотничий дом, построенный по приказу графа Флориса Четвертого из Голландии. Именно это сооружение и стало ядром разрастающегося города. Во внутреннем квадратном дворе комплекса когда-то проходили казни. Сегодня это один из самых старых зданий парламентов в мире.

С воды, со стороны искусственно вырытого Дворцового пруда, на котором обустроен маленький островок, этот комплекс выглядит просто великолепно, и чтобы его увидеть, достаточно просто завернуть за угол.

На аллее, ведущей вдоль пруда, установлен интересный мальчик, герой популярной детской песенки — Янтье, сын графа Флориса. Скульптуру создал Иво Колье, и когда в 2012 году художник умер, именно к этому мальчику, самому известному емго произведению, люди несли цветы. Пальчик, которым он показывает на резиденцию, являющуюся домом его папы, ему изрядно затерли, в надежде на исполнения желаний.

Гаага — «Живая изгородь»

Кстати, песенка мне понравилась, вот она:

А этот памятник выглядит гораздо солиднее — Йохан ван Ольденбарневельт (1547 — 1619 гг). Он был политическим деятелем и дипломатом, и сыграл важную роль во время Буржуазной революции в Нидерландах. Будучи помощников Вильгельма Оранского, он очень успешно управлял Роттердамом, город с его помощью процветал и богател. Он стал первым лицом государства, имел огромное влияние, был очень состоятельным человеком (выгодная женитьба принесла кучу денег). В итоге его арестовали и казнили в Гааге.

Гаага — «Живая изгородь»

Еще один памятник посвящен Яну де Витте, государственному деятелю 17 века, погибшему жуткой смертью. Он был Великим пенсионарием, человеком, контролировавшим в стране светскую власть. В течении 20 лет он управлял Соединенными Провинциями, боролся с Британией за права Голландии в торговле и колониальных правах. Эта борьба вылилась в две войны между Британией и Голландией, После первой-Де Витт смог подписать с противником Вестминстерский Мирный Договор, после второй — мир в Бреде. Ян был математиком, что позволило очень грамотно руководить и распределять финансы. Он много хорошего сделал для страны, и получил печальный финал — после войны с Людовиком Четырнадцатым, надо было найти «Козла отпущения». Нашли двух — братьев-Де Витт. Корнелиуса обвинили в предательстве, страшно пытали, и приговорили к пожизненной каторге (он, кстати, даже под пытками не оговорил себя). Ян пошел попрощаться с братом, на него напала толпа пьяных оранжистов, руководимых цирюльником Виллемом Тихелааром. Толпа вытащила из тюрьмы Корнелиуса, и жестоко убила обоих братьев. Уже мертвых их резали на куски, поджаривали на спешно разведенном костре и скармливали мясо собакам. Их пальцы и волосы распродали в качестве сувениров. Внутрь изувеченного тела Корнелиуса засунули убитую кошку. И в итоге тела повесили вверх ногами на всеобщее обозрение на площади. Я помню, как читала про это в «Черном тюльпане» у Дюма, и еще тогда думала, что разъяренная толпа, а еще ослепленная ненавистью и завистью к более успешным — это очень страшно.

Дворец Нордейнде, который до начала 16 века был обычным средневековым зданием, был перестроен во дворец и служил резиденцией для различных губернаторов, королей и королев. В настоящее время здесь работают король Александр, королева Максима и их сотрудники. Именно на этот балкон выходит королевская чета. Дворец является одним из трех официальных дворцов королевской четы.

Еще одно королевское, удивительное, на мой взгляд, здание. Вот так просто: «Приемная короля». Пояснения на табличке: «Кабинет короля поддерживает короля в выполнении его конституционных обязанностей главы государства». И часы работы.

Гаага — «Живая изгородь»

Рядом — исторический музей Гааги, расположенный в здании, где когда-то собирались лучники Гильдии Святого Себастьяна. Здесь не только представлена история города — от основания до наших дней, но и проходят временные выставки.

Церковь, принадлежащая с 1857 года Немецкой Евангелической Общине, совершенно ничем не примечательная, но я уже поняла, что в других странах, меня нюх ведет на немецкое.

Гаага — «Живая изгородь»

Удивительный памятник — настоящая скульптурная группа — была установлена в 2017 году. Она посвящена Йохану Рудольфу Торбеке, человеку, который создал парламентаризм в стране. Создал этот комплекс скульптор Том Пьюки, связав в нем поколения 19 и 20 века, что символизируется двумя материалами — мрамором и нержавеющей сталью. Политик смотрит в сторону Парламента.

Аллея «Улица Вурхаут», полагаю, выглядела бы совершенно не так, в «зеленое» время года. Она тянется через старый центр Гааги, а вокруг располагаются здания 18 века.

Гаага — «Живая изгородь»

Одна из скульптур на аллее — просто «Прогуливающийся» — «Фланер», работы Тео ван дер Намера. Памятник — дань уважения Эдуарду Элиасу, журналисту и писателю, публиковавшемуся под псевдонимом «Фланер» или «Хендрик Хагенаар». Ее установили в 1968 году, через год после смерти журналиста, перед рестораном, где он любил пить кофе.

И здесь же, памятник герцогу Карлу Бернхарду Саксен-Веймар-Эйзенахскому, участнику Наполеоновских войн из Саксонии. Он служил под командованием маршала Бернадота (который случайно стал шведским королем, и чей род до сих пор на шведском престоле), был награжден Орденом Почетного Легиона. После «Битвы Народов» перешел на службу в нидерландскую армию, и в битве при Ватерлоо командовал силами союзников, выдержав бой до подхода сил прусского корпуса Блюхера.

Гаага — «Живая изгородь»

Самый знаменитый отель, расположенный на Ланге Вурхаут — Дес Индес. Изначально здание было построено как особняк для Уильяма Тберри, барона Ван Бриенена ван де Гроота Линдта, личного советника Вильгельма Третьего, который часто останавливался в нем, в 1858 году. Барон потратил на особняк 150 тысяч гульденов, огромные деньги по тем временам. Его сын, Арнольд, решил (справедливо), что здание слишком велико для семьи, и продал его Франсуа Полесе, который подарил особняк своей дочери Алегонде. И только спустя 23 года после постройки, Алегонда и ее муж, Фридрих Вирц, организовали в здании отель. После реконструкции он торжественно открылся в присутствии принца Фредерика, и короля Вильгельма Третьего. Название дали вполне прагматично — в надежде привлечь путешественников из Голландской Ост-Индии. В 1899 году, по инициативе Николая Второго, в Гааге прошла Первая международная мирная Конференция, и отель принял множество лидеров правительств и международных дипломатов, с чего начался его подъем. Во время ПМВ здание решили продать под офисное, но под нажимом возмущенных горожан, правительство выкупило его, оставив отелем. Именно здесь, в 1925 году, ввели новшество — жиголо — предлагая танцора, развлекающего незамужних женщин (а замужние остались «без подарка»). В этом отеле, 23 января 1931 года, в своей комнате, скончалась от пневмонии Анна Павлова. Во время ВМВ отель стал штаб-квартирой Вермахта. Сегодня это пятизведочная лакшери — гостиница, которая может похвастаться знаменитыми гостями (помимо упомянутых, это Императрица Евгения, жена Наполеона Третьего; принц Бельгии Филипп с супругой; Михаил Романов, Великий Князь, сын Николая Первого, с супругой; Антуан Филипп Ре, Герцог Монпансье; Великий Князь Владимир, сын Александра Второго, с детьми; Остин Чемберлен; Принц Пруссии Оскар, сын Императора Вильгельмя Второго; Теодор и Элеонора Рузвельт; Эрцгерцог Франц — Фердинанд Австрийский (с его убийства началась ПМВ), Великий Князь Дмитрий Павлович; короли и принцы Египта; Саудовской Аравии; президенты и махараджи; японские императоры и их наследники; Генри Форд; принц Румынии Николас; король и королева Швеции Густав-Адольф и Луиза; король Дании Фридрих Девятый; Томас Манн; Игорь Стравинский; Дуайт Эйзенхауэр; Уинстон Черчилль; Тони Блэр; Майкл Джексон; Принц (который певец) и многие другие).

На другом конце аллеи — здание театра, одного из множества в Гааге.

Гаага — «Живая изгородь»

Рядом — бывший дом Шуйленбур архитектора Даниэля Маро, построенный в 1715 году в стиле барокко. Он был назван по имени хозяина — Корнелиуса ван Шуйленбурга (1683 — 1763). С 1885 года это было здание Посольства Германии (видимо, поэтому я его и заприметила).

Вам Вильгельм не надоел? Вот еще один: бронзовый Вильгельм Оранский, самая старая отдельно стоящая статуя в Гааге, была создана в 1845 году и изобюражает принца в образе генерала с маршальским жезлом.

Гаага — «Живая изгородь»

Европейский офис, в котором располагается Служба Внешних Связей — один из множества гаагских международных институтов. Хотя, большинство из них, судебные и арбитражные, не зря Гаагу называют Юридической столицей мира.

Неподалеку расположен Музей имени Авраама Бредиуса, содержащий коллекции живописи, графики, фарфора и ювелирных изделий. В музее воссоздана точная реставрация интерьеров 18 века, с оригинальной мебелью того времени.

Гаага — «Живая изгородь»

Еще одно монументальное здание — почта. Вот правильно большевики брали в первую очередь «Почту, телеграф, телефон» — солидно.

Вы посмотрите какие восхитительные маскароны на здании почты:

Рядом здание 1739–1756 годов (кроме левой части, пристроенной в 1910 году), построенное в стиле Людовика Четырнадцатого. С 1820 года и по сей день в нем размещается Министерство обороны.

Гаага — «Живая изгородь»

Ну и какой город без современной скульптуры? Не может такого быть! Вот, все на месте:

Я к этому времени изрядно проголодалась и чем можно быстро утолить голод в Нидерландах? Селедкой, конечно! И вот жую я булочку с селедкой, одновременно запечатлевая это «историческое событие» на телефон, а в это время злодейская чайка гигантских размеров пикирует на руку с булочкой женщины, стоящей рядом! Бедняга, она (женщина) осталась с открытым ртом и без булочки с селедкой! Видимо, чайка поняла, у кого проще отобрать, догадалась, что я за свою еду буду биться! Но вообще — хорошо устроились птички, даже рыбку ловить не надо — проще у туристов отобрать. А, кстати, происходило все это в старейшем «селедочном» ларьке Гааге, и продавец был неописуемой красоты, жалко, что не сфотографировала — неловко было.

Вот эти птички — гораздо милее. Совершенно безбоязненные уточки с утятками.

Прогулка подходит к концу, нам пора двигаться дальше.

Гаага — «Живая изгородь»

Конечно, это не немецкий средневековый город, где на каждом домике — что-то маленькое и миленькое. Вот, несколько фотографий сделала — то, что смогла обнаружить:

А это фирменный магазин сыров, об этой сети я рассказала отдельно, на примере магазина в Амстердаме

А это мне вместо колодца, в коллекцию, «Музеи Гааги» — неплохо.

Гаага — «Живая изгородь»

Вот так погуляли мы по Гааге, а до нас ее дважды посещал Петр Первый, причем, первый раз случился конфуз: царь хотел оставаться инкогнито, но его сразу узнали, учитывая его рост. Сегодня, он вполне бы остался не узнанным, учитывая, что голландцы — самые высокие люди Европы.

А еще, город почтил своим присутствием Джакомо Казанова, и даже успел поучаствовать в дуэли, помимо того, что общался с местными красавицами, которых подробно описал в своих воспоминаниях.

Гаага — «Живая изгородь»

Борух Спиноза, Эразм Роттердамский, Ван Гог, Моцарт — и это помимо тех, о ком упомянула выше. Неплохая компания!

Вот такая небольшая прогулка приключилась у нас в Гааге. Я в этом городе второй раз, и, надеюсь, не последний, мне Гаага нравится!