Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 23:43
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Махачкала — Россия Июль 2022

Ну вот и созрел мой последний рассказ из серии Дагестанских путешествий. Вообще-то он должен был быть первым, так как мы прилетели в Махачкалу и жили там два дня до наших горных странствий. Но мне очень хотелось показать сначала всю красоту природы Дагестана, что покорила наши сердца, а потом уж вернуться в город. Махачкала — столица Дагестана, расположена на западном побережье Каспийского моря.

Махачкала, прогулка по городу

Первая крепость здесь появилась в 1844 году и называлась Петровской, в память о персидском походе Петра I. В 1857 году город был переименован в Петровский порт, а в 1921 году — в Махачкалу, в честь революционера Махача (Магомед Али) Дахадаева, «кала» переводится как «крепость». Памятник революционеру Махачу Дахадаеву стоит перед зданием железнодорожного вокзала с 1971 г. Конная бронзовая скульптура пламенного борца за Советскую власть, помещена на постамент, сложенный из каменных блоков; на плечи Махача, восседающего в седле, накинута бурка.

Первое, что нам захотелось увидеть в этом городе — Каспийское море. Оно уникально — это вообще-то и не море и не озеро. Дело в том, что моря имеют связь с океаном, а озёра нет. Получается, что Каспий — внутриконтинентальный водоем, не имеющий связи с Мировым океаном, и поэтому не может считаться морем, но при этом из-за своих размеров, солености воды и особенностей дна не может быть озером. Его можно назвать и самым большим на земле соленым озером.

Махачкала, прогулка по городу

Расположен Каспий на стыке Европы и Азии и омывает берега России, Казахстана, Туркмении, Ирана и Азербайджана. В него впадает более 130 рек, в том числе и Волга, Урал, Терек, из него не вытекает ни одна река. Однако Каспий имеет океаническое происхождение, это остаток Паратетиса — залива древнего океана Тетис, вот откуда его соленость.

Это море раньше носило такие названия: Гирканское, Персидское, Хазарское, Хвалынское; а современное название Каспийского моря происходит от древних племен каспиев, населявших приморские области в 1 тысячелетии до н. э. Впервые о Каспийском море и населяющих его прибрежную часть племенах упоминается в работах Геродота. По площади Каспийское море почти в десять раз больше Азовского и в четыре раза шире Белого.

Махачкала, прогулка по городу

Здесь обитает единственное млекопитающее — каспийская нерпа или каспийский тюлень, но теперь их осталось очень мало. В Каспийском море и его дельте обитают более 100 видов рыб. Раньше было много крупной белуги, так пойманная в 1924 эта рыба весила 1228 кг и достигала 9 м в длину. Но теперь и белуги очень мало, и она совсем не крупная. А что вы хотите, на дне Каспийского моря есть залежи нефти и газа, которые добываются Азербайджаном, Туркменией и Казахстаном, море загрязняется. Да и очистных сооружений на берегах Махачкалы и других городов нет, сточные воды бегут в море. Так что купаться мы здесь не стали, посидели у моря и пошли гулять по набережной.

Единой набережной в городе нет, она состоит их нескольких улиц, бульваров и парков. Между набережной и морем проходит железная дорога, ее нужно перейти, чтобы попасть на пляжи Махачкалы.

Пляжи есть и песчаные и каменные. В Дагестане большинство жителей (около 90%) исповедуют ислам, женщины носят закрытую одежду и на пляжах купаются в одежде, что очень мне напомнило Марокко.

Махачкала, прогулка по городу

Недалеко от надземного перехода через железную дорогу увидели колоритную заброшку советского времени, это оказалась Дагестанская Государственная филармония. Сейчас она располагается в другом небольшом здании, а эти великолепные руины видимо снесут.

Махачкала, прогулка по городу

Самым популярным местом отдыха здесь является Родопский бульвар — часть набережной длиной в два километра. Он назван в честь дружбы народов Дагестана и Болгарии, болгарские строители после землетрясения в 1970 году принимали участие в восстановлении города. Родопский бульвар начинается около кумыкского Театра имени Алима Салаватова и тянется до аварского Драматического Театра имени Гамзата Цадасы. В средней части около Родопского бульвара расположен Городской сад, а у моря Городской пляж.

Махачкала, прогулка по городу

Часть бульвара, которая находится между Городским садом и Театром имени Цадасы названа бульваром Сулеймана Стальского — популярного советского дагестанского поэта, здесь стоит его памятник.

Бульвар вполне симпатичный, с нарядными клумбами, скамейками, кафе.

Махачкала, прогулка по городу

Перед аварским театром на уличной сцене шел концерт фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы», здесь мы увидели танцы и песни народов Дагестана. Было очень интересно познакомиться с народным искусством Дагестана.

Следующая значимая достопримечательность города — белоснежная Джума-мечеть, она считается одной из крупнейших во всей Европе.

Махачкала, прогулка по городу

Здание храма способно вместить одновременно до 15 тыс. верующих, несмотря на свои внушительные объёмы, мечеть гармонично вписалась в городскую застройку.

В 1997 г. новый храм принял первых верующих. Изначально Джума-мечеть была поменьше, совершать намаз здесь могли не более 7 тыс. мусульман. Но пристраивались новые крылья и мечеть расширялась с каждым годом. «Джума» в переводе с арабского языка означает «собрание», «пятница», каждую пятницу ровно в полдень умма — мусульманская община собирается в мечети для совершения общего намаза. Внутри мечеть просторна и воздушна, имеет разные входы: в мужской и в женский зал.

Махачкала, прогулка по городу

Жизнь Джума мечети выходит за рамки богослужения и затрагивает самые разные аспекты, здесь не только проводятся пятничные проповеди и намазы, но и оказывают материальную поддержку нуждающимся, занимаются просвещением молодежи, а также разрешают спорные ситуации и конфликты. При мечети есть учебный центр, в котором проводятся курсы обучения основам религии, устраивают тематические конкурсы и встречи.

В день, когда мы пришли в мечеть здесь было очень много народа, возле мечети стояли большие автобусы, оказывается отсюда отправлялись паломники в Мекку, было много и провожающих, все в приподнятом настроении, доброжелательны.

Махачкала, прогулка по городу

Через дорогу от Джума-мечети находится музей-исторический парк «Россия — моя история». Это мультимедийный комплекс, рассказывающий о многовековой истории страны с использованием современных технологий — видеостен, панорамного кинотеатра, 3D-реконструкций городов и сражений, голографических инсталляций.

В музее 5 залов: «Рюриковичи», «Романовы», «XX век», «XXI век» и «Мой Дагестан», общая площадь комплекса составляет 13 тыс. кв. метров. Мы посетили «Мой Дагестан», республика очень интересная, здесь на площади всего около 50 тыс. кв. км проживают более 100 народностей, из которых 36 являются коренными, 14 из них имеют свою письменность и алфавит.

Махачкала, прогулка по городу

Интересно было разглядывать необычные красивейшие одежды местных народностей, знакомиться с историей Дагестана.

Понравился интерактивный «Зал боевой Славы», посвященный дагестанцам-героям Великой Отечественной войны. Пятьдесят восемь Героев Советского Союза сами рассказывают о своем боевом пути, для этого нужно навести камеру планшетника на их портреты, установленные на интерактивном стенде, и вы услышите, что им пришлось испытать на войне и что они сделали для победы.

Махачкала, прогулка по городу

При входе в музей под потолком на уровне третьего этажа видим точную копию самолета «ИЛ-2», на котором воевал Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Юсуп Акаев. Настолько подробной копии самолета размерами с реальный самолет (11,6 на 14,6 метров) в России больше не существует.

Интересный современный музей.

После музея мы отправились на гору Тарки-Тау, где находится смотровая площадка с прекрасным обзором на город.

Махачкала, прогулка по городу

Высота горы над Каспийским морем 745 метров, город просматривается прекрасно.

Доехали до горы за 10–15 минут на такси (недорого). Наверху новое современное кафе с панорамными окнами. Чуть в стороне расположен поселок.

Махачкала, прогулка по городу

На склоне горы расположены всего три села — Тарки, Кяхулай-Старый, Альбурикент. Упоминаются эти поселения на горе еще в средневековых хрониках. Самое интересное, что Тарки — один из древнейших городов в Дагестане упоминается в летописях с 7 века, а археологические раскопки выяснили, что поселение существовало более 2 тысяч лет назад.

Вероятно, здесь находился древнехазарский Семендер, который располагался на торговом пути из Поволжья в Закавказье и Иран. Здесь стояли мечети, христианские храмы, синагоги, так как население состояло из людей разных вероисповеданий, жилые дома спускались с горы к морю. Но в 966 году город был разрушен князем Святославом. Затем Тарки восстановился и уже упоминается в старинных письменных источниках, как завоёванный монголами, а с 1375 года обозначен на картах как часть «Сарайской империи» — Золотой Орды. C 17 века по 1867 год город Тарки — столица Тарковского шамхальства. Сюда несколько раз приходили русские войска (в 1560, 1594, 1604, 1725, 1831 годах), подписывались договора, соглашения.

Махачкала, прогулка по городу

После 1604 года здесь была построена русская крепость «Буйная». История Тарки очень интересная, многое еще не ясно, но работы археологов пока не проводятся.

Продолжаем прогулку по городу. Архитектура здесь странная, старинных домов начала 20 века почти не наблюдается, в основном советские и вычурный новодел.

Махачкала, прогулка по городу

Дома в стиле сталинского ампира полуразрушены. Есть здание похожее на кукольный театр, но это не кукольный театр.

Есть здание похожее на готический собор, но это не собор, а дом расположенный в центре Махачкалы, в основании конструкции — промышленное здание советской постройки, ранее в доме размещалось текстильное предприятие.

Махачкала, прогулка по городу

Строятся новые современные районы с высотками, там все прилично, но не интересно.

Интересен драматический театр им. М. Горького, около него в 2010 году был торжественно открыт памятник классика дагестанской литературы Расула Гамзатова, великого поэта, прославившего республику на весь мир.

Махачкала, прогулка по городу

Рядом с театром фонтан «Лира», по центру фонтан украшен работой скульптора Али-Гажди Сайгидова.

Мы возвращаемся в свой район, где сняли апартаменты, между морем и городским озером Ак-Гель. Прогуляемся у вечернего озера, переводе с кумыкского языка его название звучит как «Белое озеро». Водоем лагунного происхождения, немаленький, украшает город, но из-за массовой застройки оказались перекрыты немногочисленные родники, питавшие Ак-Гель, и оно стало мелеть, а загрязнение воды привело к исчезновению рыбы. Но сейчас ведутся работы по спасению озера, обустройство прибрежной зоны. В начале 2000-х годов здесь разбили парк, разместили аттракционы, провели освещение, в 2022 году открыли новый сквер.

Махачкала, прогулка по городу

На берегу стоит памятник Русской учительнице, под ним находится музей Истории города. Бронзовая скульптура девушки высотой 10 метров видна издалека. Девушка с раскрытой книгой символизирует русских учителей, несших грамотность в горные села в советское время.

Дагестанцы благодарны этим учителям, русский язык объединил более ста народностей Дагестана, которые разговаривали на своих языках и мало общались между собой.

Махачкала, прогулка по городу

Памятник размещен под конструкцией пирамидальной формы. Вечерний свет разливается над озером и городом.

На прогулочных дорожках появляется все больше жителей, приятно в конце дня погулять и отдохнуть от дневной жары. А мы направляемся к морю. Вечер у моря тоже красив.

Махачкала, прогулка по городу

Просидев у моря до темноты, надышавшись морским воздухом, возвращаемся в свои апартаменты.

Путешествия по горному Дагестану:

https://www.tourister.ru/responses/id_38375  https://www.tourister.ru/responses/id_38557  https://www.tourister.ru/responses/id_38694  https://www.tourister.ru/responses/id_38871