Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 17 апреля 20:41
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Гамсутль — Россия Июль 2022

И вот мы снова мчимся по горным дорогам Дагестана с огромным желанием увидеть новые места этого замечательного региона. Проезжаем мимо расчудеснейших пейзажей, останавливаясь в самых интересных местах.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Вот выходим из машины недалеко от села Чох и его изумрудных террас.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Чох — старинный высокогорный аул, появившийся здесь с 8 века, с полями-террасами и домами-террасами, построенными друг над другом.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Говорят, что здесь проходил один из маршрутов Великого шелкового пути. А в восемнадцатом веке в этой местности была разбита армия персидского Надир-шаха, напавшего на Дагестан. Село среди зеленых бархатных гор смотрится как гроздь домиков на склоне.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Мы продолжаем наш путь в знаменитый аул-призрак Гамсутль, что стоит на горе в двух километрах от Чоха. Древний поселок Гамсутль называют здесь дагестанским Мачу Пикчу, он так же находится высоко в горах и весь в руинах.

Возраст этого села около 2 тысяч лет, некоторые ученые считают, что 6 тысяч лет. Здесь жили разные народности, найдены надгробия на персидском языке, иранские надписи на стенах домов, двери с арабской вязью. В разные периоды существования аула население исповедовало зороастризм, православие, ислам. В селе Гамсутль жили аварцы, придерживались обычаев своего народа, говорили на аварском языке, была письменность «аджам» на основе арабского алфавита, теперь на основе кириллицы. В переводе с аварского языка «Гамсутль» означает «у подножия ханской башни», селение разместилось на самом гребне горы Гамсутльмеэр, благодаря своему расположению его никто никогда не смог завоевать. Мы приехали в нижний поселок, оставили машину у моста над рекой, дальше нормальной дороги нет. Аул расположен на высоте около 1500 метров, часть пути наверх мы сначала проехали на ГАЗике, эти машинки тут постоянно подрабатывают, подвозя туристов по ухабистой дороге за 100 руб с человека до пешеходной тропы. С поляны у тропы на соседней горе виден тоже заброшенный аул Куриб, там живет только один пасечник, почти все дома разрушены временем, люди ушли в более удобные места с хорошей инфраструктурой и дорогами.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Мы идем по лесной тропе к Гамсутлю, указатель говорит, что до селения 1340 метров. Тропа не очень крутая, идет серпантином среди деревьев, но кажется очень длинной, идешь и надеешься, что за следующим поворотом уже увидишь Гамсутль, но нет, извольте подняться выше. Ага, вот и родник с чистейшей холодной водой, значит скоро будем на месте. Испив водицы и умывшись живой водой, с новыми силами проходим несколько метров и вот он дагестанский Мачу-Пикчу во всей красе. Идем через каменную арку-ворота и оказываемся в каменном городке над пропастью.

Дома здесь высекали в горных скалах, используя их в качестве стен, наружную стену выкладывали из обработанного камня, чем ровнее был камень, тем богаче считался хозяин. Двери были деревянными резными, а веранды большие с арочными проемами.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

В советское время в селе работали клуб, почта, больница, магазин, телефон с односторонней связью, 4-х летняя школа, приезжал передвижной кинотеатр. В конце 70-х годов прошлого века село окончательно опустело, в нижние селения уехали все жители. Но один из них вернулся на свою родину и прожил там до 2015 года. Его называли смотрителем «музея под открытым небом», жил он в своем доме, занимался пасекой, сажал огород и встречал туристов. Теперь в селе никого не осталось.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Можно зайти в любой дом и с отрытой веранды над пропастью или из окна взглянуть на завораживающие горные пейзажи.

Гамсутль. Дагестан.

Гамсутль

По традиции, на первом этаже дома содержали домашний скот, даже сейчас здесь можно увидеть отдыхающих коров в прохладе каменного хлева (и охота им забираться на такую высоту!).

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Идем дальше по тропе над обрывом к самой высокой точке аула.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Там наверху отрываются прекрасные виды на террасы Гамсутля, где раньше выращивали урожай, на соседнюю живописную скалу.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

С другой стороны верхней площадки виднеется село Чох, где учились в старших классах дети Гамсутля, так как здесь была только четырехлетка, в Чох ходил автобус.

Вокруг, куда ни взгляни, зеленые горы, по краю обрыва цветы и порхающие бабочки, погода прекрасная, жары на высоте нет, настроение прекрасное.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Посидели на вершине, отдохнули, пора и в дорогу, хотелось бы успеть увидеть еще одну достопримечательность горного Дагестана — высокогорное село Гуниб, что в 22 км от Гамсутля.

Аварское селение Гуниб небольшое и уютное, находится на высоте 1500 — 1700 м, где свой прекрасный горный микроклимат, где 310 дней в году светит солнце и здесь отличные виды на величественные горы. «Живой красой Дагестана» называл этот аул Расул Гамзатов, а маринист Айвазовский запечатлел эту красу на своей картине. Подъезжаем к высокогорному плато, на вершине которого расположен Гуниб.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Поднимаемся по серпантину в село и останавливаемся на его площади. Площадь имама Шамиля окружена магазинами, учреждениями, кафе, недалеко музей — филиал Национального музея Республики Дагестан, один зал посвящен знаменитым жителям Гуниба, другой зал этнографический. Музей расположен в здании 1862 года постройки, это была гарнизонная церковь святого Георгия Победоносца, построенная здесь после взятия Гуниба царскими войсками. Мы идем дальше к памятнику «Белые журавли» и парку Победы им. Р. Гамзатова. Это мемориальный комплекс памяти павших защитников родины в войну 1941–1945 года, создан он по мотивам песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова и музыку Я. Френкеля.

Летящая стела стоит на краю обрыва, и песня «Журавли» прямо звучит внутри и пронзает душу. Отсюда со смотровой площадки открывается широкий простор на окружающие горы, и ты словно паришь над этой красотой.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Мы возвращаемся на площадь и идем на другую сторону плато в кафе Адат, что находится прямо над пропастью. Располагаемся на уютной открытой террасе и разглядываем окружающую красоту. Обслуживание здесь неторопливое, так что красотами мы насладились в полной мере.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

У девушки из нашей компании был день рождения, место этого обеда нам выбрал гид, кафе современное с национальным интерьером, все очень красиво, колоритно и вкусно. Прекрасно отдохнув, мы выезжаем в Верхний Гуниб, где находятся крепость, природный парк и санатории. Это место одно из лучших климатических курортов России с целебным горным воздухом, основной профиль санаториев — лечение органов дыхания (так что все, кто переболел ковидом, приезжайте сюда).

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Знаменит Верхний Гуниб и тем, что здесь 25 августа 1859 года произошел важный эпизод Кавказской войны 1817 — 1864 года. Потеряв основные силы, имам Шамиль, возглавляющий сопротивление, поднимается в горный аул Гуниб, который является природной крепостью. Несколько дней его войско удерживает атаки противника. Гунибское плато высотой от 1700 до 2352 м над уровнем моря имеет площадь около 50 кв. км., Такую площадь нелегко контролировать небольшому войску Шамиля и после штурма солдатами-апшеронцами пришлось все-таки пойти на переговоры. На месте, где князь А. И. Барятинский — главнокомандующий Кавказской армии ожидал Шамиля, сидя на камне в березовой роще, теперь стоит беседка. Шамиль ценой своей свободы добился того, что Дагестан вошёл в состав Российской Империи как регион, где не было крепостного права, дани, вернули из России несколько сотен тысяч пленных кавказцев, разрешили свободу вероисповедания, народ сохранил свою веру и обычаи. А Александр Второй называл Шамиля лучшим другом.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

В 1871 году в Гуниб приезжал Александр Второй. Возле «камня Барятинского» провели праздничный завтрак, на который позвали всех солдат и офицеров из гарнизона крепости, а столы и лавки им вырезали в земле. С тех пор это место называют «Царской Поляной». Император был в восторге от гор Дагестана и называл гунибские ландшафты «грандиозными картинами». А Шамиля увезли из Гуниба в Петербург, погостил он там, посмотрел город и по распоряжению царя уехал жить с семьей в Калугу, потом он жил в Киеве, в 1869 году отправился с частью семьи (в Дагестане у него было 7 жен и 16 детей) на хадж в Мекку, после хаджа посетил Медину, где и умер в 1871 году и похоронен там на кладбище аль-Баки. В конце жизни он сказал: «В войне счастья нет и, если бы я знал, как велика Россия, вряд ли отважился бы воевать против неё столько лет».

В Гунибе после войны 1859 года построили на верхней части плато крепость.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Между Верхним и Нижним Гунибом на извилистой дороге до сих пор стоят Барятинские ворота. Еще выше стоят Шамилевские ворота, от которых вверх по склону идет крепостная стена с бойницами, стена заканчивается на вершине круглой башней.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Сейчас на территории Гунибской природной крепости находится Ботанический Сад, Царская поляна, санаторий, водопад Гуниб и Беседка Шамиля.

На площадке перед крепостью прекрасно просматривается Нижний Гуниб.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Мы поднялись по крутой тропе вдоль крепостной стены до самой башни. Я взбираюсь на высокую скалу перед башней.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Вид с верхней точки плато — с горы Маяк отрывается живописный.

Пока я там наверху делала фото, мои друзья у старой башни приготовили на газовой горелке кофе.

Горный Дагестан. Гамсутль и Гуниб

Насладившись кофе при вечернем пейзаже, собираемся в обратный путь. На этом наше путешествие по горному Дагестану заканчивается.

Мы возвращаемся в Махачкалу уже в темноте. Дальше нас ждет отдых у Каспийского моря в Избербаше и старый Дербент.

«Опять дорога, мы всегда в пути.

Я знаю, сколько прошагал и прожил.

А сколько предстоит еще пройти,

Не знаешь ты, и я не знаю тоже.

Опять дорога, вечно мы в пути.

Я вижу цель. Она всего дороже.

А суждено ли до нее дойти,

Не знаешь ты, и я не знаю тоже.»