Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Хунзах — Россия Июль 2022

Начало: https://www.tourister.ru/responses/id_38557

Наша машина мчится по горным дорогам Дагестана к Матласскому плато, на высоту 1800 метров над уровнем моря. За окном мелькают расчудеснейшие пейзажи, которые мы едва успеваем фотографировать (чаще не успеваем).

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Погода прекрасная, комфортная, не жарко, не холодно, солнечно. Вообще в путешествии по горному Дагестану с погодой нам повезло, дождей не было, и мы с удовольствием наслаждались красотой окружающего мира. Вот подъезжаем к Каменной чаше — это теснина протяженностью 90 метров и весьма живописна. Недалеко от стоянки расположено «кафе» под открытым небом, где угощают блинами, национальными чуду, чаем, медом, кофе. Здесь все очень просто: столы, табуретки из чурбанов, большой пыхтящий самовар и даже беседка с видом на ущелье и горы.

Мы идем мимо самовара и сувениров по тропинке, спускающейся вниз. Перед нами высокие скалы с расщелинами.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Можно и в высокую расщелину пройти и посмотреть на буйство разбросанных камней, но мы идем правее в почти незаметный узкий вход в Каменный Мешок (или Каменную Чашу).

Проходим недлинный коридор

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

и вот перед нами большой «зал» с высокими стенами местами до 30 метров в высоту, солнце сюда почти не попадает и потому здесь прохладно.

Говорят, что в старые времена местные пастухи сюда загоняли на ночь стадо овец, здесь их можно было легче сохранить от волков и воров. Тропа ведет дальше через узкий проход в следующий «зал» поменьше.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Скалы кажутся еще выше, а между тесных каменных стен над головой зависают огромные валуны.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Мы идем дальше по узкой расщелине в полной темноте, освещая себе путь телефонными фонариками.

Вот снова вышли на свет божий, огляделись и вновь по небольшому проходу выбираемся из каменного мешка.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Солнце, зеленые горы встречают нас теплом после блуждания по сумрачным и каким-то потусторонним загадочным лабиринтам.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Мы снова садимся в машину и через несколько минут выходим на плато Матлас. Тропа вдоль обрыва приводит нас к первому водопаду. Каскадный водопад с шумом падает в ущелье.

Прекрасна и панорама ущелья с зелеными склонами и обрывами.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

На другой стороне видны горные селенья, извилистые дороги, террасы.

В древние времена на территории Матласа располагалась резиденция аварских ханов. У края плато видим небольшую мечеть, которая прекрасно смотрится в предвечерние часы.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

От мечети тропа ведет нас к памятнику Л. Н. Толстому и реальному герою его повести Хаджи-Мурату, который родился и жил здесь неподалеку в селе Хунзах.

Повесть писалась несколько лет и закончил ее Толстой на закате жизни. Образ Хаджи-Мурата описан подробно, как и время, в котором развивались события, все поступки героя наводят на размышления. Невольно сопоставляешь его с кровным врагом Шамилем — Хаджи-Мурат пошел на сговор с русскими ради спасения из шамилевского плена своего сына и жены, но и Шамилю затем пришлось заключать союз с русскими ради спасения своего народа. Хаджи-Мурат погиб в бою с русскими, а Шамиль остался жить в России. Тот и другой стали национальными героями Дагестана. Памятник — расколотая каменная плита, что она означает? Россию и Дагестан или Слово и Поступки? Есть над чем задуматься и поразмышлять, глядя в бесконечную даль сумеречного ущелья.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Слева от памятника идет тропа вниз к расщелине со ступенями и нависающим камнем сверху.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

По каменной лестнице мы спускаемся к нижней тропе, идущей вдоль скал, она ведет ко второму водопаду.

Этот водопад тоже каскадный, под ним можно пройти и затем подняться по металлической лестнице.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Сверху лестницы открывается широкий обзор на Матласское плато, ущелье и окружающие горы.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Здесь рядом на краю обрыва стоят гостевые дома с шикарными видами на природу.

Говорят, что внизу есть минеральные источники и природные ванны, но мы до них не добрались. Вечер накрывает нас прохладой. Пора ехать в ближайшее село Хунзах, где у нас забронирован гостевой дом, и где нас ждут новые впечатления.

Утром, позавтракав национальной абрикосовой кашей с урбечем, мы отправляемся на водопады. Едем по селу Хунзах- административному центру Аварского округа, село достаточно большое с интересной историей. Археологи находили здесь остатки стоянок каменного века, возможно село основали скифы. Первое упоминание об этом городе появилось в 6 веке, тогда город назывался Хумрадж и был столицей государства Сарир. В ту пору последнего царя Сасанидской империи победили арабы и, по легенде, царь отступал в Иран, а свои сокровища и золотой трон отправил сюда в Дагестан, и местного царя стали назвать Сахиб-ас-Сарир — владелец золотого трона. По другой легенде это был трон Александра Македонского. Трон исчез, а сказка о троне осталась. В 734 году Сарир тоже захватили арабы, население обратили в ислам, и государство стало подчиняться арабскому халифату до середины 9 века. После освобождения от халифата независимое государство существовало еще около 300 лет — последний раз его упоминали в летописи 1067 года. А потом Сарир распался из-за междоусобных войн, иудеи, христиане, язычники отделились, а Хунзах остался центром Аварского ханства. Когда сюда пришла Золотая Орда, она не стала завоевывать ханство, а заключила военный союз. Но когда пришла армия Тамерлана, она разрушила почти все поселения. Потом в 19 веке пришли русские и присоединили Хунзах к России, и построили здесь в 1862 — 1867 году Хунзахскую (Аранинскую) крепость в ауле Арани в двух километрах от села Хунзах. Сейчас мы видим эту крепость в 50 метрах от Цолотлинского каньона.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Она со всех сторон окружена крепостными стенами почти метровой толщины и пристроенными к ним зданиями, которые не выходят за крепостные стены, практически это гарнизонный городок площадью около трех гектаров. В крепости была церковь, разрушенная в 1935 году, на колокольне церкви находился наблюдательный пункт, оттуда просматривалась вся местность. В 1871 году здесь побывал император Александр Второй. Крепость использовалась по своему назначению до Гражданской войны, потом здесь были больница, женская школа, детский дом, военкомат, сейчас это объект культурного наследия России, который собираются реставрировать. В настоящее время на территории располагаются военкомат, исторический музей и больница. Аул Арани входит в состав села Хунзах и находится на высоте 2000 метров над уровнем моря.

Рядом шумят водопады Тобот и Итлятляр, и перед нами предстает во всей красе Цолотлинский каньон глубиной от 50 до 100 метров.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Небольшая речка Итлятляр течет со стороны Арани и падает с 80-метрового обрыва, прыгает по уступам огромной отвесной скалы, рассыпаясь брызгами по камням, продолжает свой путь по дну ущелья Цолотль.

Здесь с высокой скалы падают вниз не только воды реки, но отважные любители роуп-джампинга.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Вон на фото один смельчак болтается на веревке прямо перед стеной водопада.

Неподалеку с другой стороны каньона мы видим водопад Тобот, он более полный, мощный и шумный с радугой от водяной пыли.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Возле обрыва есть ограждение, можно спокойно разглядывать дно ущелья с бегущей по нему речкой. По краю каньона стоят хунзахские дома с окнами и балконами, глядящими прямо в пропасть. Я, конечно, люблю высоту, но жить на самом краешке земли как-то беспокойно. Но красиво.

Фото с видом на Хунзах с дрона из интернета.

Я только посижу у обрыва, посмотрю на чудесные дальние дали и пойду, а жить на краю — не-е-е.

В горах Дагестана. Матласское плато, Хунзах

Удивительные творения создает природа, впечатления от увиденного еще долго будут храниться в памяти и поднимать настроение.