Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была сегодня 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Дербент — Россия Июль 2022

https://www.tourister.ru/responses/id_39077 — в Избербаше.

Отдыхая в Избербаше, мы решили на денек съездить в Дербент. Утром сели на электричку, чуть больше часа и мы в самом южном городе России в самом древнем городе Дербент. Здание железнодорожного вокзала привлекает внимание — это один из самых красивых архитектурных памятников в городе, здание было построено еще в начале 20 века.

Дербент, который старше Рима
Интересный дом недалеко от вокзала.

У вокзала много таксистов, предлагающих покатать по городу, показать достопримечательности. Но цены нам не понравились, и мы решили сами на автобусе доехать до крепости. Постояли на остановке, автобуса что-то долго не было, и тут нам подвернулся таксист, который за адекватную цену предложил свозить туда-обратно нас на берег Каспийского моря к строящемуся парку «Патриот», где стоит экраноплан Лунь. Экраноплан это фактически корабль с крыльями, которой может лететь над водой на огромной скорости. Этот уникальный летающий лайнер построен в единственном экземпляре и был забыт после развала СССР. «Лунь» построили в 1986 году на заводе в Нижнем Новгороде, а в 1990 году после опытных испытаний приняли на вооружение в Каспийскую флотилию.

Экраноплан мог развивать огромную для обычных кораблей скорость в 500 км/час. Ему не нужна была взлетная полоса, он мог двигаться над любой плоской поверхностью: вода, лед, ровная суша и легко перелетать минные поля на море, двигаясь над поверхностью в 2,5 — 3 метрах. А еще «Лунь» не виден на радарах. На его корпусе были установлены 6 пусковых ракетных установок. В экипаже этого великана было всего 10 человек. Экраноплан уже давно не на ходу, сюда его притащили по морю буксиры, раньше он хранился на военной базе в Каспийске. В этом месте на окраине Дербента сейчас строят парк «Патриот» — это серия парков Вооруженных сил Российской Федерации, где можно увидеть выставку военной техники. Ну, а пока туристы просто приезжают посмотреть на этого удивительного монстра и искупаться в море, здесь на побережье пляж гораздо чище, чем в самом городе.

Дербент, который старше Рима

От Каспийского берега мы поехали в старинную Дербентскую крепость — Цитадель. Укрепленное поселение на этом месте возникло еще в 8–6 веках до нашей эры. Эти земли до 4-го века нашей эры входили в состав Кавказской Албании, с четвертого века были под Сасанидским Ираном, затем через этот Каспийский проход между морем и горами началось «великое переселение народов» — гуннов, тюрков, савиров. Сам город Дербент был основан персидской династией Сасанидов в 438 году, в 5–6 веках здесь строят каменную крепость, которая перегораживает проход между морем и горами, и торговый путь идет строго через город — через Каспийские ворота в Персидское царство. С 735 года Дербент и цитадель Нарын-Кала стали военно-административным центром Арабского халифата. Сейчас мощные трехметровой толщины стены окружают архитектурный комплекс «Нарын Кала» площадью 4,5 гектара.

Считается, что Нарын Кала переводится как Солнечная крепость, находится она на отроге Джалганского хребта и здесь было действительно солнечно и жарко в этот июльский безветренный день.

Дербент, который старше Рима

Но нам повезло, что это было 8-ое июля, потому что ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. В честь праздника Дербент приглашает всех жителей и гостей города посетить музеи бесплатно, среди них — архитектурно-археологический комплекс «Цитадель Нарын-кала», музей «Культура и быт древнего Дербента» и музей «Боевая Слава». В крепость заходим через небольшие ворота.

На территории крепости можно видеть развалины дворца дербентского хана, это также подземное сооружение «каменный мешок» — погреб или тюрьма для ханских узников, бани, гауптвахта, руины дворцовых сооружений более ранних периодов. Все объекты Цитадели — ханская баня, дворец, офицерская гауптвахта, водохранилище, музей открыты для посещения.

Дербент, который старше Рима

В здании гауптвахты работает музей и магазин сувениров. В музее можно увидеть экспонаты, найденные во время раскопок: каменные желоба, глиняные части водопровода, плиты с арабскими письменами, военная амуниция, оружие, монеты, украшения, посуда и разные предметы быта.

Перед музеем стоят киоски с изделиями народного промысла: глиняные изделия, ковры и коврики, серебряные изделия, и много других разностей.

В крепости находилась резиденция наместников Сасанидов, осуществляющих военное и административное управление окружающими землями. Дербент завоевывали хазары, арабы, турки-сельджуки, монголы, Иран. В 1722 — 1723 годах цитадель перешла во владение Российской Империи, сюда для осмотра фортификационных сооружений приезжал император Пётр I. В 1735 г. город перешел Персии, но в 1796 г. был повторно отвоеван русскими войсками. С 1989 г. крепость является экспозицией государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Дербент, который старше Рима

Крепость Нарын-Кала находится в 3 км от берега Каспийского моря, с площадки перед цитаделью открывается прекрасный вид на Дербент.

На смотровой площадке цитадели Нарын-Кала стоит памятник поэту и мыслителю средневекового Востока Низами Гянджеви, который родился и жил в Дербенте.

Дербент, который старше Рима

Перед воротами Баят-Калы южной стены крепости мы видим еще один памятник.

Дербент, который старше Рима

Мирза Мухаммед-Таги (Гумри) (1819–1891) — один из известных азербайджанских поэтов 19 века, его стихотворения — касыды (оды) и мярсийе (элегии) пользовались широкой популярностью среди ценителей изящного слога. В 1882 году, в Иране были изданы произведения Гумри «Кянзул-мясаиб» — «Сокровища бедствий», которые принесли автору популярность, он даже был приглашен на прием к шаху Ирана.

Со смотровой площадки можно увидеть одну из старейших мечетей России с большими платанами во дворе, старые кварталы — магалы с извилистыми улочками, армянский храм и Каспийское море.

Дербент, который старше Рима

Магалы находятся в историческом центре города, этот самый старый район примыкает к крепости Нарын-Кала и хранит следы древней местной истории. Старый город начинается прямо у подножия крепости.

Дербент, который старше Рима

В этом районе находится Джума-мечеть, построенная еще в 8 веке. Джума переводится с арабского как «пятница», в этой большой мечети верующие собираются на общий намаз в полдень пятницы, мечеть объединяла всех мусульман города и паломников для общей молитвы.

Двор мечети имеет размеры 55 на 45 метров, во дворе стоят четыре старых платана, по которым Джума-мечеть можно узнать из любой точки Дербента.

Дербент, который старше Рима

Строилась она с 733–734 г. Предполагается, что мечеть — это перестроенный древний христианский храм, что подтверждается строительными особенностями и планом здания по типу базилики, такие были в христианских странах Закавказья. В 1930-х годах мечеть была закрыта, а в 1943 году мечеть была возвращена мусульманам города.

В магалах можно увидеть и старую площадь.

Скромная Бала-мечеть:

И даже арт-стрит.

Гуляя по старым кварталам, мы увидели несколько бань: мужскую, женскую и девичью — «Кызлар-хамам», в которую ходили незамужние девушки.

Дербент, который старше Рима

Обязательно по традиции приходили сюда молодые жительницы перед свадьбой, это был своеобразный девичник с музыкой и угощениями.

Дербент, который старше Рима

Бани работали до 1950-х годов, сегодня внутри располагается музей «Культура и быт древнего Дербента». В 17–19 веках в Дербенте работало шесть общественных бань. Девичья баня построена в 13 в. по типу старинных бань Востока. В этот июльский день — день Семьи вход в музей был бесплатным. Девичья баня представляет собой заглубленное в землю на 2,2 м сводчато-купольное здание, освещается верхним светом через отверстия в куполах.

После музея спускаемся в нижнюю часть старого города.

Живописная руина.
Дербент, который старше Рима

Подходим к церкви, которая построена 1870 году в армянском квартале города, на месте часовни, в 1888 году к церкви была пристроена колокольня. В армянской церкви Святого Всеспасителя сейчас находится музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства».

С 2009 года в церкви выделен зал для проведения религиозных обрядов армянским священником, который периодически приезжает в Дербент, здесь проводятся церемонии крещения и венчания прихожан.

Мы идем дальше в сторону ж/д вокзала в сторону моря. Древние стены — южная и северная в далекие времена спускались вниз от крепости и уходили в море, морская часть стены заходила на 500 метров в воду, закрывая вход в гавань. Старый город Дербент располагался между этими стенами. Части этих стен можно увидеть внизу и сейчас.

Дербент, который старше Рима

И вот мы идем уже по современному городу мимо пешеходной улицы, мимо драмтеатра, находящегося на реставрации.

Дербент, который старше Рима

Рядом скульптурная композиция «Жители Дербента», которая состоит из трех мужчин, обсуждающих между собой новости, один из них держит в руках газету «Дагестанская Правда».

Далее мы проходим мимо православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в начале 20 века.

Дербент, который старше Рима

Встречаются дома с интересным стрит-артом и просто современные дома.

Дербент, который старше Рима

На новую набережную мы не поехали — нужно было поторопиться на электричку, да и жара донимала. Да и впечатлений было уже «выше крыши», много увидели, много узнали, прикоснулись к древностям старого города, нагулялись, насмотрелись, пора возвращаться.