Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 20:53
Без секрета всему свету

Солнечный остров на Волге. Часть 2. Ширяевские штольни, летучие мыши и дрема в Волге

Самара — Россия Август 2020

Возвращаю долги давние, уже обросшие «процентами», но до сих пор не забытые. Кто помнит, как завершился первый рассказ про Солнечный остров, что на Волге? Правильно, ураганным ветром. Не прошло и трех лет, как я взялась за продолжение «сериала». Сейчас расскажу про Ширяевские штольни и их жителей – летучих мышей.

Уже не помню когда, но я слышала чьи-то слова, что, мол, ветер безмолвный, что его звук можно услышать только в столкновениях. И ведь правда в этих словах. Ночью ветер рыдал, выл диким криком, и мне казалось, что громадные деревья не устоят под его ураганной силой, не удержатся за землю и, вывороченные с корнем, унесутся яростным ветром куда-нибудь далеко и рухнут вниз, когда иссякнет его сила. Мне казалось, грохотало само небо.

А утром я проснулась резко, почти внезапно от ощущения какой-то невыносимой тишины. С некоторым беспокойством нетерпеливо откинула полог палатки, накануне вечером задраенной капитально, и вылезла на улицу.

Увиденная мной картинка была не сильно привлекательной. Ночной ураган изрядно потрепал деревья и кустарники. Весь берег был усыпан поломанными ветками. Деревья на берегу, принявшие на себя основной удар стихии, обнажили корни, завалились на своих соседей. Но лагерь устоял. Как ветер ни старался, катер Леши, предусмотрительно вытащенный вчера на берег, унести не смог, и мужчины судно волокли сейчас обратно в воду. Да и сама Волга как будто отходила после испытанного потрясения, тихо и смиренно плескалась у ног. И лишь сгустки пены да выброшенные пучки водорослей напоминали о ночной стихии.

Поглядев на противоположный берег Волги, я углядела там какой-то поселок.

— Галка, а что там такое на горизонте? — спросила я подругу.

— Там село Ширяево, известное на весь мир своими известняковыми штольнями, уже заброшенными, правда, музеем Репина да вишневыми пирогами. А давай мы туда сегодня скатаемся!

И Галя со свойственной ей энергичностью занялась организацией поездки туда, что усмотрели мои глаза. Не прошло и получаса, как я услышала ее командный голос:

— Бери свои камеры и прыгай в лодку!

Несколько минут — и вот наша компания уже сидит в лодке островного соседа.

Километр с небольшим — это ширина Волги в этом месте — мы преодолели минут за десять неторопливого хода и причалили к небольшому пляжику в Ширяево.

Самарская Лука

Ширяево — старинное русское село, одно из древнейших поселений на Самарской Луке. Оно возникло в 1628 году. Однако поселения человека в этом месте известны с X–XIII веков. У села очень удобное месторасположение — оно лежит на волжском берегу в приустьевой долине Ширяевского оврага и с запада ограничено горой Поповой, с востока — горой Монастырской.

Но для начала расскажу, что такое Самарская Лука.

Самарская лука — географическое название местности, образовавшейся в результате отклонения течения Волги Жигулёвскими горами.

Освоение территорий Самарской Луки в составе России начинается с средины XVI в., когда после взятия Казани русскими войсками прекратились беспрерывные войны на Средней Волге. После того, как эти земли стали более или менее безопасными для проживания, сюда двинулись переселенцы из Центральной России. В основном, здесь селились беглые крестьяне, старообрядцы, казаки и другие «вольные люди». В XVII в. на территории Самарской Луки появились первые крупные землевладельцы — монастыри. Однако в XVIII в. указом императрицы Екатерины II монастырские вотчины перешли в ведение государства.

Первоначальное название поселения — Ширяев Буерак («щиряев» — широкий, «буерак» — овраг), вероятно, связано с местом его расположения. Но есть и иная версия, о которой чуть позже расскажу.

Первым владельцем Ширяева Буерака в метрических книгах за 1643 год значится самарский дворянин М. Филитов. В 1760-е годы обширные земельные угодья Самарской Луки перешли в собственность графов Орловых, один из которых — Григорий Орлов — был фаворитом Екатерины II.

С XVII в. начинается активное освоение богатейших природных ресурсов Самарской Луки. Помимо промыслового рыболовства, здесь занимались солеварением, добычей серы, разработкой каменных пород.

В начале XIX в. главной повинностью крепостных крестьян с. Ширяево стала добыча и обжиг извести. Крестьяне выбирали себе подходящие участки на склонах гор и, вскрыв поверхностные отложения, добывали камень.

В конце XIX в. началось промышленное освоение местных территорий, появились заводы, где добывали бутовый и отделочный камень, известь, алебастр. Ширяево стало развиваться как промышленное поселение. Саратовский купец Г. С. Ванюшин заложил большой карьер на Поповой горе и построил первый в этих краях известковый завод «Ширяевец».

Первоначально разработки велись открытым способом, а в 20–30 годы XX в. в Поповой горе стали производить подземные работы. За годы разработок в недрах Поповой горы образовалась система штолен. С 1960-х годов вернулись к добыче извести открытым способом, работы ведутся до сих пор — на берегу Волги между селами Ширяево и Богатырь работает Жигулевский известковый завод.

Ширяевские штольни

Знакомство с Ширяево мы начали со знаменитых штолен на Поповой горе. Большая их часть закрыта для посещения — доступ заблокирован решетками. Сделано это не столько для безопасности любопытных туристов, сколько для сохранения популяции обитающих в них летучих мышей. А их здесь разных видов немало. Есть перелетные, улетающие на зимовку в дальние страны, есть и зимующие в этих краях. И как раз наилучшие условия для их зимовки — в подземных полостях/пещерах. Именно такие штольни в Ширяево летучие мыши и облюбовали себе. Установлено, что в наше время в Жигулевских горах зимует более 30 тысяч мышей разных видов. Это одна из крупнейших зимовок в Европе и самая крупная в России. И летом, и зимой в штольнях держится примерно одинаковая температура. И даже зимой она не опускается ниже +4/+6 градусов и является самой благоприятной для летучих мышей.

Часть штолен осталась открытой для публичного посещения. Давайте заглянем туда.

Со стороны улицы видны прямоугольные отверстия шириной и высотой около 5 метров.

Внутри высота до потолка достигает, порой, 10 метров. От обрушения кровлю поддерживают столбы — невыработанные глыбы диаметром от 5 до 10 метров. На поверхность из штолен ведут широкие проходы.

Смотреть внутри штолен особенно нечего, там только каменные столбы-опоры, потолок да стены, испещренные современным «вандальным» граффити. Углубляться мне совсем не хотелось не столько из-за страха темноты или возможности заблудиться в лабиринтах, сколько из-за возможной встречи с летучими мышами. Сами ведь знаете, сколько делов они понаделали в мире.

Мы недолго побродили в открытой для посещения штольне и поспешили выбраться на улицу, где тепло, солнечно и свободно. И дальше отправились по тропе на обзорную площадку Поповой горы.

Тропу охраняют два стража: один — воин Волжской Булгарии, другой — воин Жигулевской вольницы (разбойничьи ватаги). Не трудно догадаться, кто есть кто.

Волжская Булгария — государство, существовавшее на территории Самарской Луки в IX— XII веках.

Самой известной разбойничьей ватагой является ватага под предводительством Степана Разина). Вольница грабила проходящие по Волге купеческие суда. Как говорят, здесь молодцы «ширяли», отбирая у купцов богатства. Отсюда, якобы, и название места произошло — Ширяев буерак.

Со смотровой площадки открывается панорама Ширяево, волжские просторы. Здесь можно отдохнуть, помедитировать, сидя на лавочке.

Отсюда хорошо виден монумент «Булгарское наследие» (еще его называют «Крылатый барс»), он расположен на нижней террасе Поповой горы.

Он установлен в память о древнем государстве Волжская Булгария. На монументе укреплен стенд с картой и краткой историей Волжской Булгарии, а на вершине — талисман и символ древних булгарских племен Крылатый барс: «Шерсть моя — солнечный белый свет, тело мое гибкое и быстрое, словно вода. Ласков я, как ветер мая, для друзей моих, но враги земель Булгар пусть убоятся когтей и зубов. Крылья мои быстрые, словно у феникса. И подобно ему, поднимусь и я из золы, дабы беречь и защищать в веках детей Дома моего».

Тропа приводит нас на площадку, где установлена скульптура горнорабочего. Она как память о том, как в течение десятков лет кабальный труд в ширяевских каменоломнях был одним из немногих источников дохода для местных жителей.

А мы продолжаем бродить по Ширяево.

Нам хочется побывать в доме-музее Ильи Репина, который жил здесь в 1870 году и работал над картиной «Бурлаки на Волге», в доме-музее поэта, драматурга Александра Абрамова, родившегося здесь в 1887 году и более известного как Александр Ширяевец, музее-усадьбе купца И. Вдовина. Но, увы, все музеи закрыты по причине ковидной пандемии.

По этой же причине не состоится нынче и праздник «Вишневого пирога», иначе называемый фестиваль «Жигулевская вишня», который уже много десятков лет проводится в Ширяево в августовские выходные. А вишня местная знатная! Мы набрели на вишневые заросли за чьим-то забором. Не деревья, а сплошная непроходимая стена из ветвей, увешанных спелыми сочными ягодами.

День клонился к вечеру. Мне не хотелось покидать Ширяево, так много здесь интересного, до которого мы просто не успели добраться. Горы Монастырская и Верблюд и ее штольни, Каменная Чаша, святой Никольский источник остались на будущее.

За нашей компанией уже вернулся на своем катере Леша. Он терпеливо поджидал нас в условленном месте на сельском пляжике.

Ласковое вечернее солнце расслабило, разморило. Прямо в Волгу я затащила складной стул, уложила в него свой организм и отключилась… «Галка, не спи, обгоришь ведь вся!», — это моя тезка забеспокоилась, что-то долго не слышно-не видно меня. А мне так хорошо и спокойно дремалось!

Пришлось разлеплять глаза, вылезать из воды. Как раз и ужин поспел к этому времени.

Легкий ветерок с Волги приятно освежал разгоряченное тело. За столом кто-то негромко спорил, как лучше готовить судака — жарить или варить. Держа в руке стаканчик прохладного вина, я слушала этот разговор и слышала свежее дыхание ветра.

На последних минутах завершающегося такого длинного сегодняшнего дня мы с Галей помыли на берегу Волги посуду.

А потом, сидя на песке рядом с чистой посудой, долго любовались закатом, наблюдали, как с каждым мгновением он разгорался все ярче и ярче, как в лучах заходящего солнца золотилась река, как постепенно укутывались вуалью тени прибрежные деревья и кустарники.

Но вот угасли последние лучи заката, и Остров утонул в густом сумраке. Вскоре наступила ночь, но не темнота. Это выкатившаяся из-за Монастырской горы полная луна, сияяя как прожектор, залила мир своим холодным мертвенным светом. Луна была такая яркая, что мне показалось, будто она прожгла дыру в безоблачном небосводе.

Смыв с себя в Волге пыль после такого насыщенного событиями дня, я приуютилась в своей палатке и в прорехи между ветвями кустарников долго наблюдала, как неспешно, неторопливо движется по небу ночное светило…