Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Самара — Россия Август 2020

Солнце ласково и настойчиво заглядывало ко мне в палатку, высвобождало из объятий Морфея, выманивало на прогулку, на свободу. Я не стала сопротивляться, с удовольствием потянулась, да так, что хрустнули косточки в позвоночнике, и решительно вынырнула из недр палатки.

Волга была тиха и спокойна. Лешин катер чуть заметно покачивался на воде под легким бризом:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Но вот что было интересным. Во-первых, значительно упал уровень воды в Волге, и обнажились песчаные отмели. Уровень воды регулируется Волжской ГЭС, находящейся выше по течению реки. И, судя по всему, сейчас на ГЭС было время водосбора.

Во-вторых, появившиеся на мелководье заводи зеленели изумрудом цветущей воды. Сразу поясню: часть Волги, находящаяся в зоне Самарской Луки, называется Куйбышевским водохранилищем, поэтому здесь, фактически, нет течения. Отсюда и понятно, что в определенное время водохранилище «зацветает».

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Но мое внимание привлекла толпа чаек вдали от берега. Мне казалось, что они ходили по воде, аки по суше.

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

«Не может того быть», — подумала я тогда. И для разгадки этой тайны отправилась вдоль берега. Подойдя по берегу к тому месту, откуда чайки стали ближе, я поняла, что не ошиблась — они действительно ходили по воде! И лишь запустив в небо коптер, поняла, в чем дело! На самом деле, чайки ходили по песчаной отмели, покрытой водой буквально на пару сантиметров. С высоты человеческого роста этого не разглядеть, а вот «глазки» коптера увидели:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Но самое главное, с высоты птичьего полета я разглядела весь Остров. Его береговые отмели выступили из воды и стали похожи на ребра Земли:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Заворожили и волжские дали — вольные, просторные, свободные:

Пока я возвращала «домой» свой летунчик и убирала его в рюкзак, что-то изменилось на воде. Прямо на глазах уровень Волги стал подниматься. Видимо, на ГЭС начался водосброс. Я порадовалась, что успела увидеть красоту низкой воды! И пошла по берегу Острова в обратную сторону, по пути отвечая на свой же вопрос, почему островитяне для летнего лагеря выбрали именно то место, где и устраиваются ежегодно. Все оказалось просто: здесь широкая песчаная береговая полоса, дальше на небольшом возвышении густой лес вперемежку с кустарником. Есть, где спрятаться от солнца, защититься от ветра:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

По мере моего движения к восточной оконечности Острова ландшафт менялся — лес поредел, стал почти прозрачным. А вскоре и вовсе сменился зарослями ивняка. Тут когда-то был чей-то лагерь, об этом напоминают лохмотья бившегося на ветру выцветшего флага да детские развалившиеся качели. Вспоминая пролетевший накануне ураган, я мысленно не завидовала тем людям, окажись они здесь в то время. Их лагерь бы сдуло под чистую.

По мере моего движения вперед зона пляжа постепенно уменьшалась, пока совсем не исчезла. Здесь вода плескалась между корней ивняка будто в мангровых лесах. Дальше идти вдоль берега было уже совсем не интересно. И я решила пройти Остров поперек.

Позади ивняка оказался цветущий луг. Теплый ласковый ветер играл с цветами, с травами. Он то взмывал в небо, то прижимал к земле тонкие длинные травинки. Здесь не было тихо! Повсюду жужжали шмели и пчелы, весело стрекотали кузнечики, разлетаясь во все стороны у меня из-под ног.

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Я завалились на зеленую травяную подушку и, раскинув руки, долго глядела в синее небо, по которому неторопливо плыли кучевые облака. Перед глазами качались зрелые колоски овсяницы, чаши цветов, наполненные нектаром и раскрытые навстречу солнцу. Так бы лежать и наблюдать за колышущимися в такт ветру стебельками и многочисленными обитателями макро (микро?) мира…

С трудом я заставила себя подняться, чтобы отправиться дальше на изучение Острова. Пройдя вперед еще несколько метров, опять вышла к воде. По всей видимости, это был фьорд пролива, отделяющего Остров от Большой земли. Его берега заросли цветами и деревьями, и их количество удваивалось, отражаясь в неподвижной глади воды:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

По возвращении в лагерь я показала Гале картинки с коптера.

— Вот это да! — воскликнула подруга. — Ничего подобного не видела за все 20 островных лет!

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Сегодня понедельник. Накануне большинство островитян покинуло Остров, вернувшись в Самару на работу. В лагере стало пусто, спокойно. Я нырнула в недра палатки, приуютилась, притихла, прикорнула. После тихого часа, который, как оказалось, был не только у меня, Галя отправила меня на экскурсию вокруг Острова на байдарке с Олей и Ксюхой:

Все утренние отмели скрылись под водой. Но, видимо, повышение уровня воды не учли веселые парни. Они просто утопили свою машину на месте брода, который можно преодолеть при низкой воде. Но переживаний у парней я что-то не наблюдала, они словно радовались свалившемуся на их безбашенные головы приключению:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Байдарка тихо рассекала спокойную реку, переливающуюся бликами на солнце. И только капли воды, срывающиеся с весел, нарушали покой и умиротворение природы:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Внезапно в обволакивающую тишину ворвался звук приближающегося мотора. Это Галя уже так сильно соскучилась по мне, что примчалась на моторке соседа Сергея, того самого, что вчера отвозил нашу компанию в Ширяево.

— Пересаживайся сюда, к нам, поедем кататься с ветерком! — скомандовала подруга:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Я перебралась из байдарки в лодку, а мы попрощались с девочками

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

и помчались по Волге. По пути Сергей что-то эмоционально рассказывал, но свист ветра в ушах заглушал все его слова.

Помните, в рассказе про ширяевские штольни я упоминала про жигулевский известняковый завод? Вот как он выглядит во стороны воды:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

За время, пока велась добыча известняка на Поповой горе, было пройдено несколько десятков километров подземных выработок. Из отвалов пустой породы отсыпаны террасы. Их видно издалека. Но сейчас они постепенно зарастают лесом:

Приближался вечер. А значит, нам надо возвращаться в Самару. Сергей развернул свою судно обратно, в сторону лагеря.

… В Самаре было яркое продолжение моего короткого отпуска: песни, шашлыки под гитару и барабан в доме у Гали:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

резкое однодневное похолодание на следующий день, именно тогда, когда Миша и Наташа Шинкевич повезли меня на Стрельную гору:

И вот, наконец, моя груженная подарками машина двинулась в обратный путь, в Москву. По обе стороны скоростной дороги, по которой можно не только быстро ехать, но и медленно лететь, стояли поля со спеющим урожаем.

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

Вот еще не убранные поля пшеницы с колосками, полными зерен:

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

А чуть дальше урожай уже убран. Взлохмаченная стерня ломалась и хрустела под моими ногами, но при малейшем дуновении ветерка короткие непослушные соломинки, торчащие во все стороны света, колыхались, будто волны на море. Я подивилась той красоте, которую мне подарило убранное поле.

Безбрежные океаны солнечных подсолнухов выше человеческого роста заставили меня съехать на обочину и остановиться. Я просто обожаю лучезарное сияние этих широкополых золотистых шляп, согревающее душу своим теплом. Люблю их с детства… Мне кажется, если бы я не увидела подсолнухов, этих ярких солнышек, то опоздала бы на целое лето!

Стройные ряды капусты, кукурузы

Солнечный остров на Волге. Часть 3. Ребра Земли

постепенно сменялись клевером и картошкой — культурами, подходящие для более северных регионов, на дороге каждый километр стали появляться камеры ГИБДД. Это означало, что приближается дом.

Не успела я почистить по приезду перышки, как «прилетел» штраф за превышение скорости. Любопытно, что, проехав более 2000 километров, единственный за всю дорогу штраф я получила в 10 километрах от дома! Ну это и понятно — дома можно уже все!