Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 8:53
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Исфахан — Иран Январь 2023

Заключительная часть путешествия по Ирану. Предыдущая часть: Традиционные дома и сады Персии

В Исфахане заканчивалось наше путешествие по Ирану. Отсюда мы должны были на автобусе вернуться в Тегеран к своему рейсу. Поэтому приехав в Исфахан, мы сразу же пошли покупать билеты, что оказалось существенно сложнее чем мы себе представляли. В Иране существует множество автобусных компаний. В крупных автовокзалах у каждой из них своя стойка, чтобы купить билет нужно идти на стойку нужной компании.

Чтобы успеть к рейсу нам нужно было уехать из Исфахана 7 января около 17 часов. Это не так-то просто объяснить иранцам у которых нет ни января, ни 2023 года — у них 17 число месяца «деи» 1401 года от Хиджры. От одной стойки нас посылали к другой и билетов нигде не было. Наконец на одной из стоек нам попался человек по имени Мехди. Он написал персидскими закорючками какой именно билет нам нужен и назвал сразу несколько компаний, у которых такие билеты могли быть. Это существенно упростило нашу задачу т. к. не на всех стойках хорошо говорили по-английски.

На берегах пересохшей реки

Удача улыбнулась нам на стойке компании Ham Safar (переводится как попутчик). У них нашлось два места в автобусе, отправлявшемся именно в 17 часов.

Наш отель располагался недалеко от пешеходной улицы Chahar Bagh e Abbasi St. Эта широкая аллея — популярное место для прогулок. Иранцы очень общительные и доброжелательные, завидев скучающего туриста они подходят, спрашивают нравится ли нам в Иране, из какой мы страны, какого города.
— А, Санкт-Петербург, это там где Эрмитаж, — говорит один из них. — Я смотрел передачу по телевизору о нём.
Другие спрашивают какая температура в России. Минус 20 градусов, серьёзно? А что, так бывает?
Есть и те кто по-английски знают только «where are you from». Слово «раша» им ничего не говорит, зато «руссия» вопросов не вызывает.

Прямо на эту улицу выходит станция метро Enghelab. Метро в Исфахане не работает по выходным, которыми в Иране являются четверг и пятница.

На берегах пересохшей реки

В Исфахане сохранились различные дворцы персидских шахов. Один из них, Хашт-Бешехт, был построен в правление Сефи II Солеймане из династии Сефевидов.

Дворец был возведен в центре парка, называвшегося Dolbol, в переводе соловей. Парк был частью административного комплекса эпохи Сефевидов.

Сейчас он пребывает не в лучшем виде, но на момент постройки во второй половине XVII века здесь было организовано более 20 комнат для отдыха и развлечений.

К эпохе Сефевидов относится и другой дворец, возведенный примерно двумя десятилетиями ранее, в правление Аббаса II. Это — Чехель-сотун или «Дворец сорока колонн». На фото мы видим дворец, перед фасадом которого установлено 20 колонн. Они отражаются в бассейне, расположенном перед дворцом и таким образом их количество удваивается.

За этими колоннами, перед входом в Главный зал дворца расположен Зеркальный зал. Название этого зала, как нетрудно догадаться, происходит от множества зеркал, украшающих его. Как полноразмерных, так маленьких цветных зеркал различной формы.

На берегах пересохшей реки

Пройдя его мы попадаем в Главный Зал.

Стены расписаны различными картинами. Битва при Карнале Надир-шаха против империи Великих Моголов; сражение между Исмаилом I и Sheibak Khan the Uzbek; аудиенция Шаха Аббаса II для Nadr Mohammad Khan, правителя Туркистана.

Ещё один дворец был построен в Исфахане в XVI веке. Он называется Али-Капу, что означает «Высокая дверь». Дворец имеет 6 этажей, его строительство началось при Аббасе I, а достраивали уже при Аббасе II.

На берегах пересохшей реки

На самом верхнем этаже находится Зал приёмов. Зал использовался для встречи шаха с гостями и делегациями, связанными с базаром.

С этого этажа открывается прекрасный вид на Площадь Имама, с западной стороны которой дворец и расположен. Площадь огромная — 160 на 560 метров. Здесь много красивых клумб, по самой площади туристов возят экипажи запряжённые лошадьми.

Почти напротив Дворца Али-Капы, у противоположной стороны площади, находится Мечеть Шейха Лотфоллы. Мечеть, вероятно, не действующая т. к. вход в неё платный. Считается одной из самых красивых мечетей в мире. Дизайн мечети довольно скромный, но в тоже время величественный и искусный. Открытого пространства нет, всю мечеть накрывает один большой купол.

К южной стороне площади Имама примыкает самая большая мечеть Исфахана — Мечеть Имама. Вход тоже платный. Вроде бы считается пятничной мечетью. Мы были в Исфахане именно в пятницу, но никто на намаз не спешил, пения муэдзина тоже слышно не было.

Исфахан расположен на берегах реки Зайендеруд, которая делит город на две неравные части. Название реки переводится как «река, дающая жизнь». Так оно и было раньше, Зайендеруд, стекая с гор, несла жизнь. Последние десять лет Иран страдает от сильных засух, воду из реки отводят для сельскохозяйственных нужд. В результате в районе Исфахана она пересохла.

Через реку переброшено множество красивых мостов. Один из таких мостов, Каджу, был построен всё при том же Аббасе II в. 1650 году. Странное ощущение — спустившись со ступенек моста оказываешься прямо на сухом дне реки. На левом берегу почти до самого моста идёт Chahar Bagh e Abbasi St.

Двигаясь против воображаемого течения реки мы подойдём к следующем мосту, Choobi. Он тоже был возведен при Аббасе II, в те времена он использовался для соединения шахских садов на обеих сторонах реки.

Набережная вдоль реки — прекрасная прогулочная зона. Также здесь установлено множество спортивных тренажеров.

Один из самых известных мостов в Исфахане — это мост Си-о-се-поль. Как и Каджу, он двухъярусный и состоит из 33 арок. Название с персидского так и переводится — 33 арки. Построен был в 1602 году при Аббасе I.

Рядом с этим мостом удалось даже обнаружить воду. Она вытекала из какой-то трубы. Слишком мало, чтобы наполнить Зайендеруд.

На берегах пересохшей реки

Аббас I не только строил дворцы и мосты. Турецко-персидские войны, которые велись за контроль над Арменией и при его предшественниках, получили продолжение и при Аббасе. Война 1578–1590 закончилась поражением Персии — пришлось уступить ряд территорий туркам. Шах с этим мириться не стал и в начале XVII века насильно депортировал в Иран около 250 тысяч армян. Большинство из них он стремился поселить в своей столице, Исфахане. Армяне построили в 1604–1606 годах небольшую церковь, которая в 1655 выросла в Собор Святого Христа Всеспасителя.

Многие из них поселились на южном берегу Зайендеруд, где до сих пор располагается армянский квартал. В память о своей родине армяне назвали это место Новой Джульфой. В Армении в те времена был город Джульфа, сейчас находится на территории Азербайджана. В 2017 году в Соборе Всеспасителя был установлен крест в память о всех прелатах Исфахана и в особенности первого архиепископа Новой Джульфы, Месропа.

На берегах пересохшей реки

Другое название собора — Ванк, по-армянски это означает «монастырь». Сейчас собор превращён в музей. Во дворе установлен монумент геноциду 1915 года, когда более 1,5 миллиона армян были вырезаны по приказаниям лидеров турок-османов.

Церковь собора названа в честь Святого Иосифа Аримафейского, одного из учеников Иисуса Христа, который снял тело своего учителя с креста после распятия. В её архитектуре прослеживаются армянские, европейские и иранские черты.

Ещё одной интересной достопримечательностью в Исфахане является Monar Jonban. В переводе означает «качающиеся минареты». Это сооружение с двумя минаретами возвышается над гробницей Amu Abdollah Karladani, одного из гностиков 7 века после Хиджры. Минареты действительно качаются. Это можно услышать, к минаретам приделаны колокольчики. И даже увидеть. С нас хотели содрать лишний миллион риалов, хотя наверное подъём наверх должен входить в цену основного билета. Но увидев что мы платить не собираемся повели наверх бесплатно. Там служащий забрался в один из минаретов и стал его раскачивать. Зрелище впечатляющее, минарет не пострадал.

К менее историческим достопримечательностям Исфахана можно отнести Аквариум, расположенный на южном берегу Зайендеруд на некотором отдалении от туристического центра. Он был открыт в 2016 году в дни Навруза, иранского Нового Года. Здесь обитает более 6500 морских животных.

Один из древнейших видов рыб, белуга, обитает в реках и озёрах России и Северной Америки. Турки называют её «ягодной рыбой» из-за того икринки похожи на чернику.

Белопёрая кабуба обитает в индийском и тихом океанах.

На берегах пересохшей реки

Морская черепаха Бисса относится к очень опасным видам. Их ястребиная морда позволяет добираться до их любимой пищи — морских губок. Обитают во всех океанах.

Гигантская арапаима обитает в бассейне Амазонки. Это из крупнейших рыб с интересной особенностью — может дышать атмосферным воздухом.

На берегах пересохшей реки

В аквариуме также есть тоннель, это первый аквариумный тоннель в Иране.

Рядом с аквариумом находится Сад Рептилий, в котором можно посмотреть на различных пресмыкающихся. Albino python — одна из крупнейших неядовитых змей. Обитает в Африке, Таиланде, Индии и других местах.

На берегах пересохшей реки

Ещё один вид питона, Retic Lavender, обитает в Юго-восточной Азии в лесных областях вдоль рек и озёр.

Несколько черепашек. У них нет зубов, вместо этого их острые челюсти образуют подобие птичьего клюва.

На берегах пересохшей реки

У крокодилов есть и острые зубы, и сильные челюсти. Живут в реках и озёрах. Крупные представители могут достигать массы в 1000 кг.

На другом берегу реки находится Парк птиц. Над парком натянута сетка чтобы птицы не улетели.

Территория парка — 55 тысяч квадратных метров, здесь обитает множество пернатых. Многие из них гуляют на свободе без всяких клеток.

В парке не густо с табличками, но многие птицы хорошо узнаваемы. Например Розовый фламинго.

Эти гуси всей стаей отгоняли уток с территории, которую видимо считали своей. И довольно успешно.

Знакомством с животным миром Ирана наше путешествие по этой стране подошло к концу. Впереди у нас был 6 часовой переезд в Тегеран, рейс до Москвы и поезд до Санкт-Петербурга. Суммарно эта дорога заняла более суток, по понятным причинам состыковать все виды транспорта вплотную мы не могли. Сейчас Исламская республика осталась далеко позади, но вряд ли я когда-нибудь смогу забыть эту экзотическую страну и её доброжелательных жителей.