Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 22:24
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Кашан — Иран Январь 2023

Продолжение путешествия по Ирану. Предыдущая часть: Зоопарк в Тегеране.

Кашан стал третьим городом, который мы посетили в Иране. Сюда мы приехали на автобусе из Тегерана, на автовокзале в ожидании клиентов куковал пожилой таксист. Услышав про Snapp! (приложение для заказа такси в Иране) он сразу же согласился отвезти нас за цену, установленную приложением. По-английски он говорил очень хорошо. Пока мы ехали он успел рассказать что русских туристов в Иране много, но не все хорошо говорят по-английски. Сам он раньше работал преподавателем английского языка, но сейчас на пенсии, работает гидом и водителем. Наконец мы оказались на невзрачного вида улочке, которая вела к нашему отелю.

Традиционные дома и сады Персии

Amirza Traditional Hotel оказался традиционным персидским домом. Как это часто бывает на востоке, неказистый вход скрывает от посторонних глаз внутреннее убранство дома. За входной дверью лестница ведёт в низ, в просторный двор с небольшим фонтаном, окружённый со всех сторон двухэтажным зданием. Благодаря такой архитектуре всё внутреннее пространство дома не видно с улицы.

Уже несколько поколений Амирза живут здесь, сдавая свободные комнаты приезжим. В зоне для завтрака на первом этаже висит портрет прадеда нынешнего владельца дома.

Традиционные дома и сады Персии

В Кашане есть и другие традиционные персидские дома, некоторые из которых превращены в музеи. Например в 1857 году для невесты богатого купца Боруджерди был построен дом, который сейчас известен как Дом Боруджерди. Как и в отеле, его двор расположен ниже уровня улицы, в него ведёт длинный наклонный коридор, который препятствует прямому осмотру внутренних частей дома. Пройдя по этому коридору мы попадаем во внешний двор, который использовался для встречи гостей и различных церемоний.

Крытая часть внешнего двора, которая использовалась в летний период, украшена изысканными картинами и лепниной, созданными художником того времени Гафари Кашани.

Среди прочих элементов можно здесь увидеть вот такие. Продавец сувенирного магазина рассказал нам, что это изображения русских солдат.

Под этой частью дома находится подвал. В его сторону сооружены два наветренных участка, которые проветривают подвал, тем самым охлаждая его и отводя влагу от фундамента.

Ко внешнему двору примыкает внутренний двор, который использовался в основном семьёй.

Традиционные дома и сады Персии

Недалеко от Дома Боруджерди расположены Бани Султана Амира Ахмада. Изначально они были построены в XVI веке, в эпоху Сафавидов, но сильно пострадав от землетрясения были отреставрированы в XIX веке, уже в эпоху Каджаров.

Стены бань красиво оформлены бирюзовой и золотой плиткой.

Для поддержания постоянной температуры бани обычно строились в грунте ниже уровня земли. Каменные плиты бань оставались всегда тёплыми из-за прохождения дыма и жара от печей, дополнительных нагревательных устройств не требовалось.

На крышу бань можно подняться. Эта крыша является одной из самых красивых купольных крыш в Иране. Каждый купол закрыт выпуклым стеклом, которое с одной стороны, не даёт смотреть внутрь бань, а с другой стороны, пропускает достаточно света в различные части постройки.

Если искать в инете фото Дома Боруджерди то можно найти например такое. На нём видно что дом сверху украшен красивым куполом, состоящим из нескольких арок.

Дом Боруджерди. Фото из интернета.

Крыша Бань Султана — это то место, откуда можно увидеть этот купол своими глазами.

Традиционные дома и сады Персии

Недалеко от бань находится мавзолей, в котором Амир Ахмад и был похоронен.

Невеста купца Боруджерди происходила из влиятельной семьи Tabatabaee. Для одного из представителей этой семьи, Seyyed Jafar Tabatabaee, знаменитого торговца коврами ручной работы, в 1834 году был построен один из самых красивых домов в Кашане. На площади 4730 кв. метров размещалось 40 комнат, 4 двора, 4 подвала, 3 башни и два подземных водных канала. Как и другие традиционные дома, он тоже располагался ниже уровня улицы.

Отдельные части дома были отведены для семьи, слуг и для ведения бизнеса. Комната, из которой владелец дома управлял делами, находилась в южной его части. Узор на высоком потолке был одним из узнаваемых узоров ковров Кашана и тем самым показывал что именно такие ковры доступны для покупки.

Комната, известная как «комната с пятью дверями» находилась в части дома, отведённой для семьи. По этой причине особого оформления здесь не было сделано, она использовалась как жилая. Также здесь принимали особенных гостей и родственников.

Под этой комнатой на глубине 10–12 метров располагается подвал. Благодаря такой глубине и изолирующим свойствам почвы температура в нём почти круглый год была одной и той же, около 24 градусов. Летом это делало его хорошим укрытием от солнца.

Двор в части дома, использовавшейся семьёй. На стенах вырезаны очень красивые узоры.

Иран — это одна из древнейших стран мира и в Кашане есть прямое тому доказательство. На холме Сиалк археологами были раскопаны остатки древнего поселения, существовавшего здесь, вероятно, ещё 8 тысяч лет назад.

Археологические данные свидетельствуют о важных технологических достижениях иранцев. Здесь были построены первые дома на Иранском центральном плато и приручены первые дикие животные. Изобретенные здесь печи для выплавки металла являются одними из самых первых в мире.

Впервые Сиалк раскопала экспедиция французского археолога Романа Гиршмана в 1930-х годах. Раскопки выявили 14 метров культурных слоёв и показали что разные слои деревень и городов наслаивались друг на друга.

Рядом с Сиалком есть небольшой музей, в котором представлены находки, сделанные здесь. Например голова овцы или барана, I–II тыс. до н. э. Справа подлинник, слева — копия.

Сосуд V тыс. до н. э.

Сосуды IV–V тыс. до н. э.

На окраине Кашана расположен ещё один пример персидской культуры, Сад Фин. К Финляндии его название никакого отношения не имеет. Существовала деревня под названием Фин, рядом с которой, в правление шаха Аббаса I Великого и был разбит этот сад.

Традиционные дома и сады Персии

Сад представляет собой пример типичного персидского сада и это самый старый сад такого типа из сохранившихся в Иране.

В саду высажено много кипарисов, самым старым из которых по несколько сотен лет.

Характерной чертой таких садов всегда были бани. Данные бани были построены в 1811 году в правление Фетх Али-шаха из династии Каджаров.

Фетх Али-шах проявлял большой интерес к саду и приказал губернатору Кашана украсить сад наилучшим образом. По этой причине в юго-западной части сада был построен Shotor Galou-e-Qajari. Общая структура этого сооружения представляет собой платформу с куполом. На платформе расположен бассейн с водой, вытекающей из него в трёх направлениях через изразцовые ручьи.

В центре сада расположен Павильон Сафавидов. Фактически это небольшой двухэтажный дворец с бассейном на первом этаже из которого открывается вид на сад во всех четырёх направлениях.

В саду есть небольшой музей. Представлена посуда II–IV тыс. до н. э.

Монеты как доисламского, так и исламского периода.

Традиционные дома и сады Персии

Книги, в том числе коран V века после Хиджры.

Статуэтки железного века, изображающие богиню Иштар.

Традиционные дома и сады Персии

Время, отведённое на Кашан, подошло к концу. Мы вернулись в отель, забрали вещи и отправились на автовокзал. Там мы встретили уже знакомого нам таксиста. Он помог нам купить билеты на автобус, на котором мы без проблем добрались до Исфахана, последнего города в нашем путешествии по Ирану. Но это уже совсем другая история.