Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 16:30
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Тегеран, Кум — Иран Январь 2023

Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Сергей Есенин

Первая часть путешествия по Ирану. Следующая часть: В столице Исламской Республики

Идея съездить на новогодние праздники в Иран выглядела крайне привлекательно. Древняя страна с богатой историей обещала очень интересное путешествие. В апреле 2022 года иранская Mahan Air возобновила рейсы в Москву по вполне привлекательным ценам. Удобный во всех отношениях рейс Москва — Тегеран вылетал 1 января в 11:15 из Шереметьево. Успеть к нему, встретив при этом Новый Год дома, а не в дороге, можно было только прилетев в Москву на самолёте. Поэтому допив остатки шампанского мы вызвали такси и отправились в Пулково.

Оба аэропорта красиво украшены по случаю Нового Года. В Пулково установлена ёлка, над стойками регистрации висят праздничные венки. В Шереметьево — тоже ёлка, а также красивая инсталляция в форме Спасской башни. Всё очень празднично.

Лететь нам предстояло на двухпалубном Боинге-747, первым в истории авиации двухпалубном дальнемагистральном лайнере. Характерный горб делает его очень узнаваемым.

Добро пожаловать в Иран!

Говорят что Иран давно уже под санкциями, но самолёт старым не выглядел. По России мне доводилось летать на самолетах гораздо более старых. В полёте нас покормили обедом — курица с рисом.

Для въезда в Иран нужна виза, которую можно получить по прилёту. Но сначала нужно получить reference code — предварительно одобренную визу. Теоретически его можно получить в электронном виде на сайте иранского МИД. Сейчас многим отказывают, нам тоже отказали. Пришлось обратиться в турфирму, визы получили на следующий день. По прилёту нужно предъявить распечатку одобренной визы и оплатить визовый сбор в размере 70 евро. Взамен выдадут почти точно такую же бумажку, только в два раза меньше и с круглым штампом об уплате визового сбора.

Добро пожаловать в Иран!

По прилёту первыми нашими целями были обмен валюты и покупка местной симки. Ни то, ни другое в аэропорту сделать не удалось — в обменнике закончились деньги, а симку не продали т. к. данные о наших визах к ним ещё не поступили. В отеле сослались на то что уже поздно для обмена, надо завтра. «Завтра» выяснилось что ни один банк не меняет валюту и все отправляют на улицу Фердовси. Придя на неё мы и увидели Его. С полным дипломатом денег меняла стоял перед очередным банком выкрикивая слова «доллар», «евро», «америка». Курс оказался чуть ниже чем в аэропорту — 400 тысяч риалов за евро. Мы обменяли 300 евро, получив 120 миллионов риалов. Из которых сто миллионов он дал одной пачкой. Выглядели они все так, словно он их только что напечатал. Мы, конечно, сразу пошли в банк и попросили проверить. К счастью банкноты оказались настоящими.

Справляться с такими большими цифрами иранцам помогает счёт туманами. Один туман обычно равен 10 000 риалов, хотя может означать и просто 10 риалов. Если при оплате счёта в кафе вам пишут сумму, например, «80,000» то скорее всего это означает 80 туманов или 800 000 риалов. Мы не упустили случая спросить сколько туманов меняла даёт по рублю. Оказалось, что за сто лет, прошедших со времён Есенина, курс изменился слабо, теперь 400 туманов дают за 1000 рублей.

Перемещаться то Тегерану пешком непросто. Поток всевозможных транспортных средств постоянно движется, в том числе и по встречке. Ведь зачем стоять в пробке если рядом пустая полоса? Пешеходов пропускать не принято, «зебры», даже там где они есть, служат исключительно для красоты.

Добро пожаловать в Иран!

Множество иранцев ездят на мотоциклах, двигаясь на них во всех мыслимых направлениях. Ездить по тротуару — такая же норма, как и езда по встречке. Некоторые мотоциклы снабжены меховыми варежками, видимо чтобы руки не мёрзли, чай не май месяц.

Чтобы спастись от такого бардака можно спуститься в метро, хотя воспользоваться им не так просто. Иранцы везде платят картами, они у них старые, без чипа. Покупка билета в метро за наличку — большая редкость, нам удалось его купить всего один раз. В остальных случаях нам просто открывали специальный проход, пропуская без оплаты. Один раз иранец со своей карты купил нам два билета, денег с нас разумеется не взял.

Тегеранское метро состоит из 7 линий, но далеко не все станции работают. Не верьте схемам из инета, на самом деле всё иначе. Например линия 6 идёт до пересечения с линией 7, а дальше на самом деле обрывается. Мимо некоторых станций поезд может проехать без остановки, а на обратном пути — остановиться.

Добро пожаловать в Иран!

Ещё одним вариантом передвижения, как по Тегерану, так и по другим городам, является такси. Вызывать его удобно через приложение Snapp! Для работы с ним нужна местная симка, хотя она всё равно нужна для мобильного инета. Поставить приложение лучше заранее — в Иране хороший инет, но большинство ресурсов за пределами страны недоступны. VK, WhatsApp, Viber, Skype — не работают, смски с местной симки в другие страны не всегда отправляются, e-mail может придти адресату только через несколько дней. Google Play не работает тоже.

Многие знают, что в 1979 году в Иране произошла революция. Монархия во главе с шахом Мохаммедом Резой Пехлеви была свергнута и провозглашена Исламская Республика. Возглавил революцию аятолла Рухолла Хомейни. Хоть его сейчас уже нет в живых, в священном городе шиитов, Куме, сохранился его дом. Поэтому мы заказали в нашем отеле однодневную экскурсию в этот город. Оставив машину на парковке мы долго шли через лабиринт улиц.

Дом первого Высшего Руководителя Исламской Республики снаружи выглядит довольно неказисто.

Добро пожаловать в Иран!

Внутри располагается небольшой дворик. Наш водитель о чём-то поговорил со служащим, после чего у нас сфотографировали паспорта и позволили войти внутрь.

Будущий лидер Исламской Революции рано осиротел. когда ему было 4 месяца его отец, Сеид Мустафа был замучен во время кампании против тирании шахов. Когда в 15 лет скончались его мать и тётя, Хомейни начал учиться в городе Эрак, а спустя 3 года в Куме. К 25 годам он уже получил звание моджтахида, дававшее ему право преподавать самому.

Добро пожаловать в Иран!

К 1950-м годам многие деятели шиитского духовенства выражали резкое недовольство политикой, проводимой шахом Мохаммедом Резой Пехлеви. Хомейни действовал довольно активно: 3 июня 1963 года он провёл большую проповедь, осуждавшую шаха, собравшую около 100 тысяч человек. Спустя два дня его арестовали и увезли в Тегеран.

В результате протестов множества людей спустя 245 дней Хомейни был освобождён. Он возвращается в Кум, снова даёт проповеди, но довольно быстро его опять арестовывают и высылают из страны. В Иран он возвращается в 1979 уже во главе Исламской Революции. Для Ирана начнётся новая эпоха, хорошая или плохая, виднее, наверное, самим иранцам.

Добро пожаловать в Иран!

Другой значимой достопримечательностью в Куме является Мавзолей Фатимы Масуме. Она была дочерью седьмого имама шиитов-имамитов Мусы аль-Казима и сейчас почитается шиитами как святая. Каждый день множество паломников стекается в Кум к её гробнице.

На входе на территорию Мавзолея все проходят довольно тщательный досмотр, женщинам выдаётся персональный хиджаб, если у них своего нет. Туристам полагается персональный гид, услуги которого бесплатны. К нам приставили человека, который был одет очень по-европейски — чёрные ботинки, брюки и пиджак. Но оказалось что его задача была только провести нас внутрь комплекса и препоручить уже непосредственно гиду. Который уже выглядел сугубо по-мусульмански — длинное одеяние до самой земли и белая чалма.

На территории комплекса кто-то молится в мечети, кто-то под открытым небом. Когда мы пришли как раз совершался намаз и к гробнице Фатимы, которая находится в мечети, нас не пустили. Портал мечети очень красивый, состоит из множества крошечных зеркал.

Так совпало что мы были в Куме 3 января. Т. е. ровно через 3 года после атаки США на аэропорт Багдада, при которой погиб генерал-лейтент в составе КСИР (Корпус Стражей Исламской Революции, элитные войска Ирана), Касем Сулеймани, а также ряд его помощников. Один из них был родом из Кума и его похоронили на территории Мавзолея Фатимы. Наш гид рассказал, что атака была успешной из-за того что у Ирана на тот момент не было ракет для систем ПВО. Но после этого случая Россия передала Ирану 300 ракет и теперь у них такие ракеты есть.

Добро пожаловать в Иран!

Нам подарили книгу, рассказывающую о Сулеймани, которая оказалась, конечно же, на фарси. И сфотографировали нас с ней в руках.

На этом первое короткое знакомство с Ираном подошло к концу. В следующей раз мы прогуляемся по Тегерану и заглянем в его музеи.