Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была сегодня 18:10

Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Куманово — Северная Македония Январь 2023
26 25

«Вы из России? Я люблю Россию! Меня зовут Марко. А вас как?» Я привыкла к тому, что македонцы любят Россию. И привыкла, что на спортплощадке в Скопье ко мне клеятся «те, кому за 70». Мой муж смотрит на это… с пониманием. А я не упускаю возможности поболтать «за жизнь» с местными жителями. «Я — коллега вашего Брежнева» — заявляет дедок. Мне остается лишь разинуть рот. Югославским коллегой нашего Генсека был маршал Тито, но он уже умер. Марко доволен произведенным эффектом и продолжает: «Мы с Брежневым — металлурги. А вы давно в Македонии? Что видели? Куда еще собираетесь?». Отвечаю, что планирую съездить в Куманово. Нетуристический, вроде бы, город является родиной культовой фигуры по имени Батко Гёргия. То есть, по-нашему, Папаша Жора. Батко был жизнелюбом, оптимистом и большим шутником. Обожал вкусную еду, хорошее вино, веселые компании и красивых женщин. И завещал нам всем радоваться жизни. Вот я и решила зарядиться оптимизмом. Съезжу в Куманово и посмотрю родные места Батки Гёргии — рыночную площадь Тумбу с Четырьмя Бандерами (То есть, с четырьмя столбами. «Бандера», не подумайте чего плохого, — это столб).

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Марко одобряет идею: «Мои предки как раз из Куманова! А вы знаете, что осталось только три бандеры? Четвертую корова рогами сшибла». Македонский дедок смотрит на меня честными глазами, в глубине которых пляшут смешинки. Я верю, что он потомок кумановцев. И, может быть, он потомок Батки Гёргии.

С датой поездки я определилась быстро: единственный просвет в череде дождей пришелся на воскресенье. Автобусы из Скопья в Куманово ходят часто. Время в пути — 45 минут. Цена билета — 170 денаров (менее 200 руб.).

И вот мы с мужем в Куманово. Движемся в сторону центра и разглядываем город. Зрелище — печальное. Магазины, рестораны, кафе — все закрыто.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Тишина. Пустота. Уныние. В Северной Македонии полагается выплачивать двойную зарплату за работу в выходные и праздники. И, соответственно, двойные налоги. В кризисные времена бизнес не вынес такой нагрузки. Кто-то прекратил работать по воскресеньям, а кто-то и вовсе закрылся.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Работают лишь аптеки. Видимо, им дали льготы.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Очень быстро мы дошли до городского музея. Естественно он был закрыт, но это меня не огорчило. Накануне я виртуально прошлась по залам с помощью интерактивного сайта. Посмотрела документы, фотографии, оружие первой половины XX века и этнографическую коллекцию. В музее также выставлены артефакты времен неолита, найденные в окрестностях города. В частности, в мегалитической обсерватории Кокино, где я побывала год назад и про которую написала.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

В эпоху Древнего Рима через эти места пролегал путь из Скупи (нынешнее Скопье) в Наиссус (нынешний Ниш). Отсюда многочисленные находки античного периода — надгробия и фрагменты зданий, которые можно увидеть во дворе музея.

1 из 3

В VI веке римлян сменили славяне.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

В XI веке из причерноморских степей пришли половцы. Здесь их называют «куманы» и от них город получил свое название.

Предполагается, что Куманово основано в XII веке, но первое упоминание о нем встречается только в 1519 году в турецких документах. После осмотра древнеримских и старославянских надгробий вполне логично двинуться дальше по оси времени — отправиться в турецкую часть города. Это самый старый район Куманова. О том, как он выглядел в XVII веке, узнаем из записок знаменитого турецкого путешественника Эвлии Челеби: «600 крытых черепицей домов, хамам, караван-сарай, некоторое количество лавок и прекрасная мечеть». Современные историки отмечают, что достопочтенный Челеби любил иногда приврать. Приукрасить действительность для начальственного взора. «Некоторое количество» лавок следует понимать как несколько. А «прекрасную» мечеть мы смогли оценить — построенная в 1532 году Мечеть Татар Синан Бега дожила до наших дней. Ничего особо прекрасного я не увидела — очень распространенное в Османской империи XVI века однокоробное сооружение. В 2008 году старое здание расширили, но пристройки отнюдь не добавили изящества. Однако, как ни крути, возраст мечети внушает уважение.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

По мнению ученых, в XVII веке большинство населения Куманова составляли турки — переселенцы из Малой Азии. Через сто лет к ним присоединились албанцы. В середине XIX века из Российской империи сюда переехали черкесы и крымские татары. А еще через тридцать лет Болгария и Сербия освободились от власти османов. Город заполнили беженцы-мусульмане из этих стран. В Кумановской битве 1912 года сербы одолели турок. Куманово и окрестности вошли в состав Сербии и большинство кумановских мусульман уехало в Турцию.

Мы обошли мечеть с разных сторон и сфотографировали. Забор был «украшен» предвыборными плакатами кандидата от албанской партии. Вероятно, данный господин ближе всех к Аллаху.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Зашли во двор. Нас встретил служитель — приветливый пожилой албанец. Рассказал нам о мечети, провел внутрь.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Разговорились. Мужчина с ностальгией вспоминал спокойную и счастливую жизнь в Югославии. При упоминании межнациональных конфликтов 2001 и 2015 годов, помрачнел. И, все же, кумановец был оптимистом. Верил в мирное будущее албанского и македонского народов.

Дальше наш путь шел по одной из самых старых городских улиц — Укумат сокаги, нынешней улице 11 Октября.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

В старину Куманово больше напоминало не город, а турецкое село: узкие, кривые улочки, глинобитные дома за высокими заборами, огороды и сады. Мусор сбрасывали в канавы, мясники забивали скот прямо на проезжей части перед своими лавками. Лишь на рубеже XIX–XX веков появились водопровод и канализация. Центральные улицы замостили. Правда, не целиком, а только узкую полоску в середине. Из экономии.

В 20-х годах прошлого века облик Куманова поменялся. Теперь это было уже не село, а небольшой европейский городок, местами даже элегантный.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Произошло это, во многом, стараниями нашего земляка, инженера и архитектора Владимира Аполлоновича Антонова (1882–1946).

Антонов родился и вырос в Тамбове. Выучился на архитектора и женился на дочке генерала. Естественно, в Гражданскую войну он воевал за белых. Вынужден был эмигрировать и оказался в Куманово. Образованный и энергичный Антонов быстро нашел себя на новом месте. В 1925 году он выиграл конкурс на место городского инженера. Участвовал в разработке градостроительного плана. Добился того, что многие улицы, наконец, целиком замостили. А еще — построил множество частных домов в неоклассическом стиле и оформил городской парк. Немало зданий на Укумат сокаги — работы Антонова. Самое знаменитое из них — бывший отель «Куманово».

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Увы, все старинные здания сегодня находятся в ужасном состоянии и нет гарантий, что они не разрушатся в ближайшее время.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Мы прошли по некогда роскошной улице и оказались в более веселом месте — на главной площади города. Сегодня она носит имя Новая Югославия, а когда-то называлась Тумба и по четвергам здесь шумел большой базар.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Торговали скотом, дровами, зерном, табаком и маком, виноградом и фруктами… Ремесленники из соседних городов привозили свои товары. Велешани продавали изделия из кожи и глиняную посуду. Крушевские влахи — нарядную одежду, медные изделия и украшения. Из Кратова и Вранья везли обувь. Из Скопья приезжали евреи-менялы. И, кстати, производством и продажей труб тоже занимались тамошние евреи.

Это сегодня по площади Новая Югославия гуляют бедно одетые работяги и пенсионеры.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

А сто лет назад Тумба была центром моды. Здесь можно было увидеть последние французские новинки. Не из Парижа, разумеется, а из Башина Села. Тамошние продвинутые барышни знакомили кумановских дам с европейскими фасонами.

Со временем ремесленники построили вокруг Тумбы магазины и склады. А потом и сами переехали жить в Куманово. В середине XIX века в городе было 250 мастерских и 34 склада. И пошло-поехало!.. Богатые торговцы больше не хотели ютиться в лавках-дуканах турецкого типа. В 1930 году Владимир Антонов строит на Тумбе «Занаетчиски дом», (то есть «Дом Ремесленника»), который вплоть до Второй Мировой был самым большим зданием города. Занаетчиски дом стал украшением площади и визитной карточкой Куманова. Недаром он красуется на городском гербе.

2
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Сама Тумба тоже менялась. Раньше летом здесь стояла пыль столбом, а зимой все утопало в грязи вперемешку с навозом. Надо было как-то облагородить самое людное место города. Мощение площади шло ни шатко, ни валко. Пока в 1910 году один турецкий офицер не приказал солдатам запрячь волов в плуг и распахать Тумбу. Городские власти тут же нашли деньги на мостовую.

Спустя еще пятнадцать лет дошли руки до электрификации. Процессом руководил Владимир Антонов. На улицах и площадях поставили деревянные столбы с лампами. Тумбу тоже электрифицировали. В одном из углов установили светильник с трансформатором. Чтобы тяжелая конструкция не рухнула, вместо одного столба поставили четыре. Четыре бандеры, если говорить по-македонски.

Диковинное сооружение сразу стало знаменитым. Никто больше не мыслил Тумбу без Четырех бандер. В середине 50-х конструкцию заменили на обычный уличный фонарь, но Четыре бандеры продолжают жить уже в новом качестве — в виде памятника.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Как нельзя представить Тумбу без Четырех Бандер, так нельзя ее представить без Батки Гёргии. Весельчак Папаша Жора — настоящий народный герой. Про него и песня сложена. Там поется, что умер он «не от болести, а от лудости». Гугл переводит слово «лудост» как «безумие», но в данном случае это неправильно. Вернее сказать — бесшабашность, лихость и удаль. Очень понятно для русского человека. Был ли Батко вымышленным героем или реальным человеком? Македонцы склоняются ко второму. В интернете можно найти разные версии его биографии. Знаменитый композитор Трайко Прокопиев, уроженец Куманова, утверждал, что Батко — его дядя. Гёрги Прокопиев был торговцем по профессии, а в свободное время — певцом, музыкантом, шутником и всеобщим любимцем. Однако на роль Папажориных родственников претендуют и другие кумановцы. Видимо, чтобы никто не обиделся, было решено поставить на Тумбе памятник Батке. Для всех. А на постаменте написать: «Он хотел насладиться всеми радостями жизни». Почему бы и нет?

2
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Как ни жаль было покидать веселую Тумбу, мы отправились дальше — на более серьезную площадь, названную в честь Йосипа Броз Тито. Многие македонцы до сих пор уважают его и любят. Площадь Тито представляет из себя сквер. На входе — скромный памятник товарищу маршалу.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Дальше, в соответствии с мировой модой, — надпись «I love Куманово».

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

А еще дальше — скульптурная композиция «Македонка. Памятник Революции», созданная в 1952—1962 гг. югославским скульптором Костой Ангели Радовани. Композиция состоит из барельефов и, собственно, статуи. Я отправила мужа фотографировать скульптуру. Сама занялась барельефами. Их три: Илинденский (борьба с османами), Народноосвободительная борьба с фашизмом и Социалистическое строительство. Только непонятно было, где что. Все три камня покрылись грязью и густой плесенью. Отличить одну борьбу от другой или от строительства не представлялось возможным. Хотя, нет. Эти шагающие в ногу товарищи, кажется, олицетворяют Соцстроительство.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Разобравшись с вехами югославской истории, спешу к мужу. Он добросовестно фотографирует тыльную часть каменной тети. Очень удивляется, узнав, что это не перед, а зад.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Совместными усилиями исправляем ошибку. С площадью Тито покончено. Пора идти дальше.

2
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Впереди, за крышами домов, виднеется храм Святой Троицы. Пробуем пройти напрямую и попадаем в цыганскую слободку. Смуглые дети весело играют прямо в мусорном баке. Завидев нас, выскакивают оттуда с воплями «Дядь, теть, дайте десять денаров!». Естественно ничего им не даем и спешно ретируемся. Становится понятно, кому идут собранные с местного бизнеса налоги. Помощь так называемым «бедным» — требование международных организаций.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Наконец, выбираемся к церкви. Она построена в 20-х годах прошлого века по проекту Владимира Антонова. Инженер, архитектор, начальник противопожарной службы, главный организатор городских праздников… Талантливый уроженец Тамбова стал настоящим кумановцем. Местные жители любили Антонова за общительность и веселый характер. Было в нем что-то от Батки Гёргии. То, что роднит наши народы. Недаром Антонова объявили одним из пяти самых заслуженных кумановцев XX века.

1 из 2

Пришло время обеда. Мы как раз углубились в старый район под названием «скопски дуканы». То есть скопские лавки. Значит, есть надежда найти открытый магазин, кафешку или ресторанчик.

В середине XIX века в Куманове по базарным дням наблюдался дефицит спиртного. Проблему решили предприимчивые крестьяне из Башина Села: они пригоняли в город целые караваны ослов, нагруженных бочками ракии. Бизнес процветал двадцать лет. А потом объявились трое: еврей Яков из Солоник, Чошо Голистояновский и некий Велешанин. Интернациональная компашка привозила из Греции спирт и разбавляла его водой. Полученный напиток назвали «шпиртовача». По аналогии с «лозовачей» (ракией из винограда) или «дуньевачей» (ракией из айвы). Дешевая шпиртовача стала суперпопулярной. Греки-трактирщики потирали руки, а башиносельцы кусали локти. А потом все со всеми договорились. Стали продавать и то, и это. Недостатка в клиентах все равно не было. Еврей Яков, Чошо Голистояновский и некий Велешанин вошли в историю, как символ дружбы народов.

Надежды на обед быстро улетучились. Состояние многих домов было плачевным.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Из одной кафешки неслась музыка, но двери были закрыты. Ясно. Только для своих. Проходили во время ковидных ограничений.

Пищу физическую пришлось отложить и вернуться к пище духовной: мы вышли к церкви Святого Николая.

1 из 3

Построенный в 1851 году храм стоит на месте более древней церкви. Здесь был центр православной части города. На рубеже XVII–XVIII веков, после двух неудачных походов австрийской армии против османов и жестоко подавленного народного восстания, многие православные погибли или бежали. В начале XIX века христиан в городе насчитывалось так мало, что у них даже не было своего священника. По мере развития торговли и ремесел, в город из других мест переезжали македонцы, греки и влахи. Поначалу они жили вокруг храма, но после изгнания османов расселились по всему городу. Сегодня мусульмане составляют 32% жителей Куманова, а христиане — 66%.

Внутри церкви сохранились иконы и фрески середины XIX века. Если попросить служителя, то он проведет вас на галерею. Там находится выставка старинных икон, собранных в окрестностях города.

1 из 4

Пожалуй, мы проглотили всю духовную пищу, которую могло предложить нам Куманово. Между тем, работающих магазинов и кафе по-прежнему не просматривалось. От безысходности зашли на автозаправку и купили чипсы. Нюхать за едой пары бензина не хотелось. Хотелось сесть на лавочку и, желательно, в парке. Идею подал фонарный столб, украшенный гербом города. На гербе изображен построенный Антоновым Дом Ремесленника и памятник Погибшим в Народноосвободительной войне.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Подняв голову, мы воочию увидели этот памятник впереди на зеленом холме. Туда и направились вместе с нашими чипсами.

И по закону подлости тут же наткнулись на работающий фаст-фуд с красноречивым названим «Сарай». В заведение зашла группа цыган и несколько криминального вида личностей. Пожалуй, лучше пообедать чипсами. Почему-то подумалось, что хозяин забегаловки вряд ли платит воскресные двойные налоги. Он и обычные налоги, скорее всего, не платит. Законы — они для честных.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Я лезла на холм с пакетом чипсов под мышкой и предвкушала, как отдохну в тишине, любуясь панорамой города. С тем и другим вышел облом. Городские панорамы явно не заслуживали любования.

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

К тому же, солнце светило прямо в глаза и мешало их созерцать. Вдобавок, в парке оказалось неожиданно людно и шумно. Я вспомнила, что в церквях тоже было много народа. Тогда я списала это на религиозность. Сейчас мне пришло в голову другое объяснение: куда податься людям в воскресный день, если закрыты клубы, магазины, музеи и рестораны? Остаются только парки и церкви. Ну и аптеки…

Мы прогулялись по холму и сфотографировали памятник.

2
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

За ним обнаружилась спортплошадка. Большой плакат сообщал, что данный объект — подарок Евросоюза. Сам себя не похвалишь…

1
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Ну чем бы еще таким заняться в Куманово?! Не ехать же обратно в середине дня! Повертев головой, я увидела вдалеке симпатичную белую церковь. Maps.me подсказала, что это храм Святого Архангела Михаила и до него меньше двух километров. Отправились туда.

Через полчаса мы стояли на взгорке и созерцали новенькую, словно светящуюся в солнечных лучах церковь. Спежепостроенный храм еще не открылся. Но, все равно, его вид создавал праздничное настроение. Вокруг бродили местные семейства. Глядя на нас, принялись фотографировать храм и окрестности.

2
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Вот теперь точно все. Смотреть в Куманово больше нечего. Будь у нас машина, можно было бы проехаться по окрестностям, увидеть древние церкви и неолитические стоянки. Но машины не было, поэтому оставалось только вернуться на автостанцию.

Мне было немного грустно. Я хотела зарядиться оптимизмом, а попала в запущенный и депрессивный город. Может это невеселая шутка Батки Гёргии? И, все же, я чувствовала, что съездила не зря. Папаша Жора сказал мне нечто важное.

Читала, что по поводу скульптуры кумановского шутника велись дискуссии. Одни возмущенно вопрошали: «За какие такие заслуги этот хохмач и бабник удостоился памятника?!». Другие им возражали: «Памятник нужен. Потому что Батко Гёргия олицетворяет народ». У местных жителей есть близкое русской душе выражение «Баш ме брига!». Плевать мне на все! Вот стоит Папаша Жора на Тумбе и плюет свысока на политиков и чиновников. Глядя на него, мы тоже находим в себе силы плевать на тех, кто создает нам проблемы. Баш ме брига!

2
Папаша Жора, Четыре столба и «русское» Куманово

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии