Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была вчера 18:10

Битола — Северная Македония Август 2021

Туризм поменялся. Какие вояжи, турне и кругосветки мы совершали раньше! Как перемещались из города в город, из страны в страну! Да еще и по нескольку раз в год! Увы, теперь это в прошлом. Но путешествовать все равно хочется и мы ищем возможности.

Для себя я придумала способ. Назовем его «дачным туризмом». Идея заключается в том, чтобы поездки были редкими, но максимально продолжительными (а вдруг больше не выпустят?). Выбираем страну с легким режимом въезда. Делаем там базовый лагерь. Изучаем достопримечательности и природу места проживания. И совершаем радиальные вылазки-экскурсии. Плюс дачного туризма в его экономности. Ну кто из нас, живя на своей подмосковной даче, ходит по ресторанам, покупает обновки и сувениры?! Так же и дачный турист. Он затоваривается в местной «пятерочке», готовит еду на кухне в апартаменте и не позволяет себе лишнего. Есть у дачного туризма и минус: ты начинаешь чувствовать себя как дома. Расслабляешься. Дачная рутина затягивает. Хочется загорать, лежа на травке, а не мотаться по экскурсиям.

В этом году мы с мужем устроили себе дачу в столице Северной Македонии. Долго собирались съездить на юг страны и посмотреть Битолу.

Битола. Античные шедевры и не только они

Город Битола процветал большую часть своей долгой истории. В середине IV века до н. э. Филипп II Македонский основал здесь поселение Гераклея Линкестис. В римскую эпоху город приобрел стратегическое значение, благодаря проходившей через него дороге Виа Эгнатия. При Царе Самуиле в Битоле размещалась резиденция наследника престола, а Визанийская империя сделала Битолу еще и важным религиозным центром. При турках город, который тогда назывался Монастир, стал столицей вилайета (области Османской империи). Сегодня Битола — второй по величине город Северной Македонии. Каждая эпоха оставила здесь свой след. Тут и древнеримские мозаики, и мечети, и храмы, и прекрасные старинные дома… В Битоле есть, что посмотреть. Нужно лишь собраться.

Собраться было непросто. Дорога до Битолы занимает три с половиной часа. Машину мы с мужем не водим, а общественный транспорт ходит крайне неудобно. Выехать из Скопья на автобусе и вернуться в тот же день практически невозможно. Тратиться на ночлег, при том, что в Скопье есть оплаченный апартамент, решительно не хотелось. Мы, дачные туристы, — жмоты. Впрочем, об этом я уже говорила. Оставалась железная дорога. Поезд, уходящий из Скопья в 06.57, прибывает в Битолу в 10.20. А обратный поезд отправляется в 18.27. Целых восемь часов на осмотр города! Однако я не спешила радоваться. У меня есть некоторый опыт общения с югославскими железными дорогами. Очень негативный. Если коротко, то югославские ж/д — это катастрофа. Но выбора не было.

Ранним воскресным утром мы с мужем пришли на вокзал.

Битола. Античные шедевры и не только они

Кассир широко улыбнулся и сообщил, что отправление поезда задерживается на час. И почему люди радуются, когда говорят другим гадости? Теперь у нас будет не восемь, а семь часов на осмотр. Вздохнув, мы купили билеты (314 денаров, примерно 5 евро за билет). Не прошло и полутора часов, как подрулил тепловоз с двумя вагонами, похожими на наши «Ласточки». Поехали!

Естественно, поезд опоздал. Мы прибыли в Битолу в полдень. Время экскурсии сжималось, как шагреневая кожа. Хорошо хоть я догадалась взять бутерброды и мы позавтракали в поезде. Выскочили из вагона и сразу устремились в направлении города-музея Гераклея Линкестис.

Идти, к счастью, пришлось недолго. Вот перед нами длинный забор, а за ним — античные развалины. Я очень боялась, что вход будет закрыт. Неработающие музеи — примета последнего времени. Однако ворота оказались распахнуты. Правда, в будке кассира было пусто, а проход перегорожен турникетами. Это мелочи. Сильно втянув живот, я протиснулась между рамками турникета. Габариты пока позволяют. Мой толстый муж поступил проще: отогнул металлический стержень и прошел.

Ну вот мы и в Гераклее. Вокруг нас — остатки древних строений II–VI веко в. н. э. Вперед уходит широкая улица Декуманус. Слева от нее — самое старое, по мнению археологов, здание — бани-термы II века. Они состояли из трех залов с системой подогрева полов.

Битола. Античные шедевры и не только они

Срава от дороги располагалось здание суда, от которого остались колонны и разбитая скульптура богини возмездия Немезиды.

Чуть дальше — Малая базилика, где я наконец-то увидела мозаики. Мозаичный пол был выложен в IV веке и сделан по образцу классических римских мозаик с геометрическим орнаментом.

Стрелочка указывала на главную достопримечательность Гераклеи — Большую базилику с ее прекрасно сохранившимися мозаичными полотнами. Мы поспешили туда.

Битола. Античные шедевры и не только они

Нам навстречу шли туристы в сопровождении экскурсовода. Заметив нас, мужчина занервничал. Сообщил, что вход в Гераклею — платный. Спросил, как мы вообще сюда попали. Пришлось признаться, что мы перелезли через турникет. Но готовы заплатить за вход. Я достала кошелек и сотрудник музея сразу успокоился. Сказал, что возьмет деньги как-нибудь потом и разрешил продолжить осмотр.

В Большой базилике мы буквально зависли. И было от чего. Мозаичное панно, открытое археологами в 1964 году, занимает площадь более ста квадратных метров. А точнее, 21,5 м. на 4,7 м.

Битола. Античные шедевры и не только они

Оно датируется IV–VI веками. В качестве материалов использованы камень, стеклянная эмаль и керамика. Палитра насчитывает двадцать оттенков. Высокое качество исполнения позволяет предположить, что здесь работали мастера из Константинополя и Александрии Египетской.

Мозаика Большой базилики — не просто декорация. Она отражает раннехристианское представление об устройстве вселенной. В центре расположена чаша-грааль, из которой растет виноградная лоза. Чаша символизирует Бога. Вокруг него — верующие, изображенные в виде оленя и лани. Рядом — павлины, символ бессмертия. По обе стороны от Бога цветет райский сад. С удивительным мастерством выполнены растения — кедр, вишня, яблоня, олива, кипарис, пальма, груша, инжир и гранат, кусты роз и лилии. Под райским садом находится грешная земля, полная страстей и страданий. Древний художник изобразил испуганную дикую козу, бой быка со львом, гепарда, терзающего газель. Есть мнение, что страшный красный пес — это Цербер и он охраняет двери ада. Вся композиция обрамлена бордюром с водным орнаментом. Тут и водоплавающие птицы, и рыбы, и осьминоги с каракатицами… Вода символизирует бесконечный мировой океан.

Мы ходили вокруг мозаики и поднимались на специальные мостки в поисках хорошего ракурса для фото. И остались недовольны. Снимки не могут передать всю красоту древнего шедевра.

Битола. Античные шедевры и не только они

Развалины епископской резиденции поблизости — тоже IV–VI веков постройки и тоже с красивыми мозаиками.

Осталось осмотреть амфитеатр. Ну что за римский город без амфитеатра! В Гераклее его построили во II веке из мрамора, камня и кирпичей. Здесь проводили не только театральные представления, но и гладиаторские бои. Есть сведения, что на сцене скармливали хищникам первых христиан. Амфитеатр вмещал три тысячи зрителей, которых защищала от диких зверей высокая металлическая решетка.

Битола. Античные шедевры и не только они

Навстречу попались двое веселых туристов из Скопья. Македонцы признались, что много-много лет собирались посетить Гераклею. Да все как-то некогда было. Текучка заедала. Ах, как это знакомо! Кто-то им сказал, что на одном из сидений театра высечена надпись «Дионис». Наши собеседники искали ее, но безуспешно.

Мы полезли вверх по склону и оказались в древнем концертном зале. Представить себе сцены прошлого и помечтать не удалось. Мешал стук молотков и громкие разговоры. Рабочие оборудовали сцену для эстрадного концерта. Медитация не получилась и мы принялись разыскивать надпись «Дионис». Опять неудача. Никаких Дионисов не просматривалось.

Битола. Античные шедевры и не только они

Из современного здания рядом с амфитеатром доносился шум и кошачьи вопли. Табличка на дверях гласила, что это музей. Музей, по всему видно, не работал. Из двери выбежал рыжий кот и с воем понесся в сторону забора, где стояла его кормушка.

Следом вышел огорченный экскурсовод. Рассказал, что кота случайно заперли на ночь в музее. Вместе мы отправились в кассу, где заплатили по 120 денаров (менее 2 евро) за билет. В воскресный день экскурсовод выполнял еще работу охранника, кассира и продавца сувениров. Впрочем, цену магнитиков он все равно не помнил. Поэтому мы ничего не купили. Зато разговорились. Экскурсовод Виктор владел английским и сербским. Он оказался удивительно компетентным, эрудированным и, что важно, увлеченным человеком. Беседа началась с Гераклеи, перешла на македонскую историю, филологию, философию и политику. Эх, почему мы были не на кухне за рюмочкой чая?! Казалось, болтать с Виктором можно бесконечно. Но я взглянула на часы и обомлела. Уже третий час! На осмотр Битолы осталось всего ничего!

Битола. Античные шедевры и не только они

Распрощавшись с Виктором, мы поспешили в сторону центра. В моем списке достопримечательностей был объект, неизвестный большинству туристов. Девятиметровый металлический крест в городском парке. На этом месте в 1903 году был убит русский консул Александр Аркадьевич Ростковский.

В начале XX века Битола была важным экономическим, торговым и политическим центром Османской империи. Многие страны, в том числе и Россия, открыли здесь свои диппредставительства. Битолу даже называли «городом консулов». Между тем, в Османской империи росла напряженность. Подданным стояла поперек горла власть султана с его армией чиновников и жандармов. Люди больше не могли вынести высокие налоги и постоянные репрессии. В августе 1903 года в Македонии вспыхнуло Илинденское восстание с центром в городе Крушево. Консул Ростковский не скрывал своей симпатии к повстанцам. Помогал им, чем мог и на этой почве даже конфликтовал с начальством в Санкт-Петербурге. Турецкие военные и жандармы ненавидели русского дипломата. Не раз Ростковский слышал угрозы. Но, видимо, был он принципиальным человеком. Из тех, кто не боится погибнуть за свои убеждения. 8 августа 1903 года на въезде в Битолу консула остановили жандармы. Начали, что называется, мотать нервы. Вспыхнул конфликт. Говорят, Ростковский назвал жандарма «будала» (дурак) и был застрелен. Инцидент не остался без последствий. Тем более, что четырьмя месяцами ранее в Косовской Митровице был убит консул Г. С. Щербина. Российская морская эскадра выдвинулась в сторону Турции. Султан Абдул Хамид был вынужден лично извиниться перед Николаем II и казнить жандармов Халима и Аббаса, убивших Ростковского.

В отличие от турецких жандармов, жители Битолы любили русского консула. Провожать гроб с его телом вышли многие. После освобождения от османов горожане поставили крест на месте гибели дипломата. В 1948 году Тито поссорился со Сталиным и крест убрали. Однако в 2003 году, в сотую годовщину гибели Ростковского, в присутствии официальных лиц и гостей из России был установлен новый большой крест. «От жителей Битолы» — написано на памятной табличке.

Битола. Античные шедевры и не только они

Отличное состояние памятного креста порадовало. Может поэтому мы не сразу догадались, что залитый черной краской камень поблизости — тоже монумент. С трудом удалось разобрать надпись в память об итальянских солдатах, погибших здесь в 1916–1918 годах при защите города. Это было тяжелейшее время для Битолы. Находясь на линии фронта, она постоянно переходила из рук в руки. Люди умирали от ран и от голода. Маршал Франше д’Эпре назвал тогда Битолу «городом-героем». Вероятно, воспоминания об этих тяжелых временах — причина вандализма. А, может быть, — что-то другое.

Я снова взглянула на часы. Катастрофа! Чуть ли не бегом мы припустили в сторону центра города. А центр Битолы — это пешеходная улица Широк Сокак. Битолский «арбат» встречает пешеходов вмурованными в асфальт мозаиками по образцу Гераклеи. В отличие от оригинала V века, современные мозаики сохранились хуже. То ли городские власти поскупились на материалы, то ли не позвали мастеров из Египта…

Битола. Античные шедевры и не только они

Зато Офицерский Дом сияет свежей краской. Реставрация исторического здания начала XX века почти завершена. Можно легко представить, что здесь проводили балы, а позже — останавливался маршал Тито и наш шахматный чемпион Анатолий Карпов.

Широк Сокак нам понравился. Даже очень. Чистый, приятный, полный магазинов, уютных кафешек и расслабленных веселых людей.

Битола. Античные шедевры и не только они

В XV — XVII веках Османская империя была довольно прогрессивным государством своего времени. Битола под турецкой властью довольно быстро развивалась и стала крупнейшим центром ремесел и торговли.

Одних базаров в городе было несколько: овечий, дровяной, конский и другие. Население было пестрым. Турки, македонцы, бежавшие из Испании и Португалии евреи, бежавшие из Албании влахи — все нашли здесь приют. Открыли магазины и мастерские. В начале XIX века Битола стала столицей вилайета Румелия. За сорок лет ее население выросло в восемь раз. В центре города появились красивые жилые дома, украшенные лепниной. Проходя по битолскому «арбату», мы не уставали фотографировать.

Битола. Античные шедевры и не только они

Богатые горожане старались везде следовать европейской моде — в одежде, манерах, архитектуре и стиле жизни. А как показать всем свое богатство и еврокультуру? Конечно, купить рояль. В каждом уважающем себя богатом доме должен быть рояль. В Битоле их было пятьсот. Отчего «город консулов» стали называть еще и «городом роялей». Город роялей, по выражению современника, «ел, пил и пел». Казалось, в этот летний воскресный день я почувствовала отголоски той былой беззаботности.

Ну вот мы и дошли до главной площади Магнолия с памятником Филиппу II посередине. Впрочем, табличка на памятнике отсутствует, чтобы не рассердить греков.

Битола. Античные шедевры и не только они

Вокруг памятника — сразу несколько достопримечательностей. Первая из них, конечно, часовая башня Саат Кула высотой более тридцати метров. Дата постройки точно неизвестна — то ли XVII век, то ли XIX (что вероятнее). Часовых башен я на Балканах насмотрелась. Поэтому собралась сделать фото и идти дальше. По закону подлости тут же появилось многочисленное семейство и устроило перед башней фотосессию. Я смотрела на часы и злела. До поезда оставалось все меньше времени.

Ну что там еще? Мечеть Йени XVI века, похоже, была в процессе реставрации.

Битола. Античные шедевры и не только они

Здание художественной галлереи Магаза должно было быть где-то рядом. Идентифицировать его не удалось. Мешали многочисленные рестораны с их разноцветными зонтиками на летних верандах. Ну и ладно. Не очень-то хотелось.

А это что? Импозантный дом оказался российским консульством. Красивое здание. Только оборванный флаг портит впечатление. Что у нас нет возможности повесить новый?

Битола. Античные шедевры и не только они

В жилом квартале за российским консульством стоит большой православный храм Святого Димитрия, построенный в начале XIX века. Вход в церковь пришлось поискать. Некоторое время мы плутали по узким кривым переулкам, пока не оказались в церковном дворе. Он был забит машинами, а в самом храме шло венчание. Мы не стали мешать людям. Поставили свечки и продолжили нашу прогулку.

Мечеть Исаак с ее пятидесятиметровым минаретом видна издалека. Построенная в самом начале XVI века на средства судьи Исаака Челеби, мечеть доминирует над городом. Это главная и самая большая мечеть Битолы. Если честно, мечеть Исаак мне не понравилась. Похожа на тяжелую картонную коробку с торчащим минаретом. И цвет как у картонной коробки.

Битола. Античные шедевры и не только они

Мне очень хотелось посмотреть другую городскую мечеть — Хайдар-кади. Но сначала стоило перейти улицу и посетить Безистен — крытые торговые ряды, построенные в XVI–XIX веках. Они весьма напоминали уменьшенную копию центрального стамбульского базара. Очень сильно уменьшенную.

Безистен состоял всего из двух коротких галлерей. Интернет утверждал, что в Безистене работают восемьдесят шесть магазинов, но я так и не поняла, где они все размещаются. То ли дело было в сезоне отпусков, то ли виноваты выходные, то ли экономический кризис… А может все вместе взятое… Но Безистен был абсолютно пуст. Не работал ни один из магазинов. В какой-то момент я испугалась, что нас могут запереть в здании на ночь, как несчастного кота из Гераклеи. Мы поспешили на выход. И очень вовремя. Всего одна дверь оставалась открытой.

Битола. Античные шедевры и не только они

Сразу за Безистеном начинается исторический торговый район Стара Чаршия. Узкие улочки, крошечные магазины, лавочки, склады. В подобных местах нам уже доводилось бывать. Колоритно, ориентально, кое-где бедненько, местами требуется ремонт. Впрочем, безопасно и, часто, дешево. Битолская Стара Чаршия была безлюдной. Магазины заперты, овощной рынок не работает. Прохожих мало. Гнетущая тишина и жара.

Кстати о жаре. Пробежка по городу не прошла даром. Жутко хотелось пить. Старинный источник — украшенный арабской вязью камень, из которого торчала труба с водой — был как нельзя кстати. Вода оказалась удивительно мягкой и приятной на вкус. Огорчило только, что вандалы испачкали арабские надписи красной краской. Снова балканская беда — национальный вопрос.

Битола. Античные шедевры и не только они

Мы вышли из Старой Чаршии в нужном месте: точно возле турецких бань Дебой-хамам XV века. Не сразу поняли, что перед нами. На фото в интернете я видела развалину. Очевидно, что с тех пор здание отреставрировали. Теперь там находится дискаунтер турецкой продуктовой сети «Шик». Магазин мне понравился. Во-первых, мы купили мороженое и воду. А, во-вторых, предполагаю, что именно турецкая сеть привела в порядок Дебой-хамам.

Оставался последний пункт культурной программы: мечеть Хайдар-кади, построенная в XVI веке по проекту знаменитого архитектора Мимара Синана. Мне очень нравятся мечети Синана. Они совсем на похожи на картонные коробки со шпилем. Вот и Хайдар-кади выглядела изящной и легкой. Крышу украшали затейливые купола. Казалось, здание слегка пританцовывает. И мечеть, и дворик с фонтаном выглядели ухоженными. Возле ограды стояла машина турецкого благотворительного фонда. Стало понятно, откуда взялись деньги на ремонт.

Битола. Античные шедевры и не только они

Буквально в нескольких метрах от входа в комплекс Хайдар-кади я заметила часовню. Ну вот зачем надо было ставить ее именно здесь?! Разве нет в городе другого места?! Мне кажется, что ставить часовню у входа в мечеть — это провокация. Вот так на Балканах не прекращаются межнациональные конфликты.

Впрочем, рассуждать о политике было некогда. До поезда оставалось совсем мало времени. Осматривать места, связанные с Мустафой Кемалем Ататюрком (он учился здесь в офицерском училище) мы не стали. Оставили это туристам из Турции. А сами поспешили на вокзал.

Прибежали как раз вовремя. Кассир за окошечком широко улыбался и это не предвещало ничего хорошего. Точно. Поезд Битола-Скопье задерживался на полтора часа. Через дорогу от ж/д станции находится автовокзал. Девушка-кассирша буквально сияла улыбкой. Сообщила, что последний автобус ушел в 17.00, а следующий будет только завтра. Мы вернулись на станцию. Вполне прилично поужинали в привокзальной кафешке (два больших гамбургера с картошкой-фри и два пива. За все 320 денаров — чуть больше 5 евро). И принялись ждать поезд, коротая время за беседами с другими пассажирами. Пожилая македонка уверяла, что у них в Битоле бывают морозы похлеще наших российских. Я не стала с ней спорить. Зачем огорчать бабушку? И так жара, духота, а поезд никак не идет.

Битола. Античные шедевры и не только они

И все-таки он приехал! Пассажиры хлопали в ладоши и по примеру братьев Люмьер снимали прибытие поезда на мобильники. Загрузились. Поехали. Я задремала, надеясь проснуться в Скопье.

Меня разбудил сильный толчок. За окнами вагона была абсолютная темень. Только тусклые фонари освещали платформу и домик. Смартфон сообщил, что мы застряли в глубине македонских гор. По вагону шел проводник. Его лицо сияло от счастья. Это значило, что всем предстояло выйти из поезда и ждать на станции, пока нас не заберут. Приближалась полночь. Лавочек не было и люди уселись на краю платформы. Все равно поезда не ходят.

Битола. Античные шедевры и не только они

Как ни странно, но поезд за нами прибыл. Снова загрузились. Снова поехали. Снова толчок. Скрежет и лязг металла. Во всем составе погас свет. Пассажиры-македонцы подавленно молчали. «Твою ж мать!» — хором сказали мы с мужем. Вагон разразился хохотом.

После русских ругательств состав тронулся. Мы прибыли в Скопье в два часа ночи. Городские автобусы уже не ходили и мы добирались до дома на своих двоих. Скопье не спал. Горожане отдыхали от дневной жары — общались, дышали воздухом, выгуливали собак, сидели в кафешках.

Битола. Античные шедевры и не только они

Ветерок нес долгожданную прохладу. Из дверей заведений звучала музыка и тянуло запахом кофе. Наша экскурсия в Битолу была прекрасна. С чувством глубокого удовлетворения мы возвращались к себе на дачу.