Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 21:20

Хамышки — Россия Ноябрь 2022

Первый день прогулок, непокоренная гора Монах

Ночь в деревянном коттедже, по соседству с невидимыми, но отлично слышимыми соседями была бесконечной. Предположения, что ранний подъем накануне, полученная за длинный день усталость мгновенно сморят меня, лишь прикоснусь к подушке, не увенчались успехом. Извертевшись с боку на бок, я с надеждой поглядывала в сторону окна, с нетерпением ожидая появления рассветных признаков сквозь тонкую тюль. Наконец и долгожданное утро, вид из окна засвидетельствовал пробуждение дня, обрисовал нежный рассвет и прозрачные облака, плавающие над рекой.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Хотелось скорее бежать на берег Белой, но легкодоступного прохода к реке не нашлось. Позавтракали и отправились исследовать близлежащие объекты, представленные в информационных источниках, как достопримечательности этих мест.

Сколько раз направляясь в Гузерипль,

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

мы проезжали по протяженному селению Хамышки, расположенному среди гор в долине реки Белой и никогда я не озадачивалась происхождением его названия. А оно образовано из двух основ: «Хъамыш» — адыгское имя, «кӏэй» — долина, образовано же село в 1869-м году на месте бывшего военного укрепления.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Солнцу было еще не время вступать в свои права и следы ночного и такого недолговечного присутствия очаровывали: вот трава покрыта искрящейся изморозью,

а вот куст розы буквально закован в ледяные хрустальные бусины. Но пройдет час с небольшим и все эти украшения исчезнут, растворятся под ласковыми прикосновениями солнечных лучиков.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

С неодобрением смотрю на возвышающуюся над поселком гору Монах. Сходим с основной автотрассы, демонстративно проходим у подножия горы, держа курс налево, в сторону леса, все еще пытаясь разгадать тайну подъема.

Приятная утренняя прогулка по осеннему лесу, тропа маркирована, для облегчения нагрузки по небольшим склонам оборудован серпантин: в общем неспешно иди, дыши чистейшим горным воздухом, любуйся нежнейшими осенними дарами природы и наслаждайся чудесными мгновениями.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

В такие особенные моменты как никогда остро осознаешь, до чего же прекрасна жизнь и как мало надо человеку для счастья. Просыпающееся солнышко продираясь сквозь сохранившуюся листву ласкает все окружающее, достается и нам.

Мы уже сожалеем, что слишком утеплились и напялили на себя лишние одежды, но это мелочи, ведь необходимо выполнить поставленную задачу: найти Жертвенный камень, обозначенный на карте.

Но происходит странное: мы кружим, кружим вокруг да около, переходя от одной тропинки на другую, внимательно просматриваем окрестности. Сквозь кустарник просматривается огромный камень, кусок скалы, упершийся в ствол дерева, но отсутствие тропы к нему доказывает — не он.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

В поисковом моменте натыкаемся на огромные деревья-исполины со сросшимися стволами и необычной корневой системой, буквально вылезшей из-под земли и поросшей мхом.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

На обратном пути совершенно случайно замечаем отметку на пеньке, в который упирается огромная глыба — ну так мы же проходили мимо! Вздох облегчения и бурный всплеск радости — так вот ты какой Жертвенный камень.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Примостившись на склоне горы огромный мегалит с выдолбленным на горизонтальной поверхности прямоугольным углублением для жертвы, пролежал тут, если верить источникам, не меньше четырех тысяч лет! В отверстие без труда могла бы поместиться туша быка или пара баранов.

Не стали далее развивать тему жертвоприношения, а засвидетельствавав почтение каменному «старцу» отправились назад, к следующим мегалитическим постройкам, кои широко распространены на Кавказе.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Справа от дороги у подножия горы Монах за ограждением из сетки находятся сразу несколько Хамышкинских древностей. Открыв калитку проходим на таинственную территорию. Впереди высится огромная глыба грандиозных размеров очень редко встречающейся конструкции дольмена-полумонолита.

Он был выдолблен в скальном куске, отколовшемся от горы предположительно во втором тысячелетии до нашей эры.

Полуразрушенное состояние дольмена- это результат, приложенный не дубинками человека-гиганта, а следствие какого-то природного явления. Возможно дольмен развалился надвое под тяжестью собственного веса. Высота уникальной громадины составляет 2,5 метра, длина 11,5 метров, а ширина 7 метров. Под обломком покровной плиты дольмена был обнаружен метровый каменный столб-менгир, высеченный из песчаника. На вершине горы Монах были найдены еще два аналогичных столба и теперь они все установлены рядом с дольменом, составляя композицию, что-то типа местного адыгейского «Стоунхенджа».

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Возвышающаяся рядом гора Монах опять привлекла внимание: подняв голову и разглядывая ее вершину, я увидела четко выделяющееся каменное лицо, хмуро, с прищуром раскосых глаз старец словно наблюдал за нами. Монах?

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Оказалось, что да, существует легенда, объясняющая название горы. В давние времена на самом верху горы в келье жил монах, и чтобы замолить какие-то свои грехи он выбивал на скале лик святого, но успел сделать лишь его голову. Значит зря я до этого искала что-то общее с формой горы и ее названием.

Солнышко раззадорилось, распалилось, в преддверии зимы ему было просто необходимо израсходовать оставшийся тепловой запал. Утомленные, мы попытались найти тропинку к реке, но тщетно: все застолблено, загорожено.

Сожалея о невозможности расслабленно посидеть на бережку, медленно поплелись в отель. Чуть отдохнули, пообедали, собрали вещички и ровно в полдень сдав номер, направились в сторону дома.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Не проехав и пяти километров делаем первую остановку у основания горы с интересным названием Блокгауз. Здесь начинается Гранитный каньон — ущелье, протяженностью 4 километра, живописно изрезанное бурлящими потоками реки Белой. Глубина ущелья разная, в некоторых местах она достигает 200 метров, на виражах автотрассы устроены несколько смотровых площадок. Сам по себе каньон, с удивительном цветом стен, невероятно живописен, но и возвышающиеся над ним горы делают его невероятным по энергетике и получаемым эмоциям.

Каждый раз проезжая мимо, я начинаю вопить и требовать остановку немедленно, но в ответ сосредоточенная физиономия рулевого на крутых виражах, а потом: А, что, упс — проехали!

В этот раз остановиться в нормальном месте тоже не получилось, «рукава» на двухполосной горной дороге расположены с левой стороны, поэтому делать остановки логичнее по пути в горы, а не наоборот.

Впереди видна гора Трезубец.

Да и что я, каньона что ли не видела, уж сколько раз, можно сбиться со счета. Нынче цель у меня была другая: штольни!

Но для начала я все же прошлась по бережку: чистейшая вода синеватого, бирюзового и зеленого оттенков в дуэте с красными стенами каньона создает потрясающую гамму, испытывая феерию чувств и эмоций смотреть на эту потрясающую картину можно бесконечно.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

А теперь небольшое, не особо далекое историческое, геологоразведочное отступление.

В 60-е годы прошлого века в этих местах горной Адыгеи началась разработка редких для того времени запасов урановой руды. Активная добыча радиоактивного вещества продолжалась недолго, но зато было найдено другое полезное природное образование- никель. Для работающих геологов даже основали поселок с таким же названием — Никель. В 70-х годах успехи геологов увенчались выявлением еще одного крупнейшего на Северном Кавказе месторождения- баритового. В процессе разведки и разработки месторождений в горах было пробито огромное количество многокилометровых шурфов (вертикальные) и штолен (горизонтальные).

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

В настоящее время большая часть из них заброшена, завалена, но есть и такие, по которым можно хоть немножко пройти и почувствовать себя геологом!

Поиском одной из доступных, более того отмеченных на карте штолен я и занялась. Пришлось метров 15 покарабкаться по крутому склону горы Блокгауз. Корни деревьев словно специально разместились на тропе, изображая из себя ступеньки.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

И вот уже видна горизонтальная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность. Что толку стоять рядом, надо зайти внутрь — холодно, сыро, вдали, в полумраке виден поворот.

Но с меня довольно — спешу назад и с облегчением оказываясь на поверхности, с наслаждением вдыхаю горный воздух.

Мысли о геологах и горнодобытчиках, проводящих огромное количество времени в таких закрытых пространствах, какое-то время не покидают меня.

После моста дорога раздваивается:

направо, в сторону Блокгаузной поляны уходит грунтовка, упирается она в Гранитный карьер и это направление нам еще предстоит разведать. Кстати, на склоне горы и совсем не высоко от дороги есть еще две штольни, отмеченные на карте. Мы же поворачиваем налево и, как я уже сетовала выше, буквально пролетаем все рекомендованные смотровые каньона. Останавливаемся черед 5 километров, как раз у бывшего миниатюрного поселка Никель, в настоящее время там никто не живет, а находится лишь пара баз отдыха. Но нас интересует подвесной пешеходный мост через реку Белая.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Оставляем машину и идем гулять. Погода чудесная, о такой можно было только мечтать. Тропинка к реке ведет через лес, сверкающем на солнышке и окутавшем нас словно патокой теплыми медовыми красками.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

На этом мосту в составе тургруппы я уже однажды побывала, но тогда была зима.

Двестиметровый подвесной мост шикарный, настоящая достопримечательность этих мест.

Перед входом на него висит предупреждающая табличка, запрещающая проход, но калитка открыта и все желающие смело двигаются вперед. Из-за своей длины при движении по мосту он достаточно ощутимо раскачивается, плавно, словно убаюкивая своих пешеходов.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Жаль, что яркое солнышко, отрабатывая предсказанное синоптиками тепло, зависло аккурат над горами и светит нещадно! Камера не выдерживает такого накала страстей, но телефоном все же удалось сделать несколько фото. В кадр попала гора Трезубез с другой ее стороны.

Вот уже не очень-то и полноводная в этот период река Белая осталась позади,

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

а мост уводит нас высоко на гору и половина его зависает над прибрежным лесом.

Чтобы соизмерить расстояние от земли до моста, я специально сфотографировала свою маленькую тень, видите ее?

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Чем выше поднимался мост, тем сложнее было передвигаться по его покрытию, подошвы буквально скользили. А каково здесь идти в зимнее время года, когда поверхность покрывается снегом или льдом?

Наконец подъем преодолен и мы оказываемся на Дегуатских полянах, с которых открываются панорамы на великолепные склоны гор, покрытые лесом, уже практически сбросившем свою листву. Жаль, жаль, сюда бы приехать хотя бы пару недель назад.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Справа поляны у подножия гор находится ферма, до нас доносился лай собак и гогот домашней птицы. На другой стороне поляны вдали виднелись пасущиеся коровы и лошади.

На карте я видела, что за поляной находятся два прудика, поэтому мы сразу направились к ним.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Я была совершенно очарована представшей перед глазами картиной, живописными видами самих водоемов, их берегами, нежнейшими отражениями.

Солнце зависло в зените, ни дуновения ветерка, все окружающее буквально замерло в какой-то ленивой неге.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

В мутноватой водице суетились едва различимые стайки крошечных рыбешек. Нигде не нашла никакой информации об этих прудах, но установленная табличка, запрещающая лов рыбы, натолкнула на мысль, что они принадлежат близлежащей ферме.

В тот день мы особо никуда не спешили, поэтому, растягивая удовольствие, медленно бродили по берегам прудов. Нагулявшись отправились в обратном направлении к машине.

Следующая остановка еще у одной, очень известной достопримечательности Адыгеи, расположенной недалеко от станицы Абадзеховской — Долины аммонитов. Располагается она на берегах реки Белой

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

и как раз рядом с этим железнодорожным мостом самый большой выход аммонитов на поверхность.

Место это легко доступно для любого желающего, надо только спуститься под автомобильный мост, запастись терпением и приняться за поисковую работу.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

Но мне в этот раз совершенно не повезло. Возможно большая часть каменных шаров причудливой формы, разбросанных по обе стороны реки, была скрыта под водой или засыпана ветками — последствиями большой воды.

Попрыгав по камешкам, разглядывая расколотые шары, служащие чем-то типа футляра для внутреннего содержания, собственно аммонита, я не смогла найти ни одного отпечатка окаменелости.

Восхитительная улыбка уходящего года, день 2-й

В прошлый раз мне повезло гораздо лучше.

На этой ноте я заканчиваю материалы о нашей поездке выходного дня: перезагрузка получилась замечательной и мы успели ухватить прекрасную осень за самый ее последний листик. Удалось увидеть некоторые желаемые места, а что-то так и осталось в карте моей памяти, как заметка на будущее.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия