Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:24

Гузерипль, Хамышки — Россия Ноябрь 2022

Осень — торжество последней красоты засыпающей природы.

Почему летний туман романтичный, а осенний туман просто грустный?

Роскошный, колоритный, яркий, окрашивающий зеленку охрой, добавляющий к ней пастельные мазки терракота, граната и всех оттенков желтого октябрь остался позади.

Восхитительная улыбка уходящего года

Смириться с еще почти годичным ожиданием повторения всей этой потрясающей, украшающей любой ландшафт фееричной палитры было сложно. Наблюдать за разноцветными листьями, отслужившими свой временной отрезок жизни, с помощью услужливого ветра осыпающимися с деревьев и покрывающими собой все окрестности- грустно.

Восхитительная улыбка уходящего года

Я отказывалась отсчитывать каждый уходящий осенний день, медленно и деликатно приближающий зимние, монохромные и зачастую совершенно бесцветные меланхоличные будни, хотелось, как можно дольше растянуть эту восхитительную улыбку уходящего года.

Искать остатки увядающей осенней роскоши в городских парках не имело смысла: общение с городским транспортом в состоянии молниеносно стереть полученные от прогулки положительные эмоции. Близлежащее предгорье тоже не рассматривалось, потому как в голове в виде размытой фантазии уже возникло, а через неделю четко сформировалось непреодолимое желание — хочу в горы, в свою любимую Адыгею, в Гузерипль,

Восхитительная улыбка уходящего года

хочу, наконец, опять увидеть прекрасный пятиглавый Оштен!

Накал желания увеличивался по нарастающей, и я понимала, что даже если бы и хотела, уже не смогла бы заглушить его пылающее пламя. Но дела-то обстояли так, что я не собиралась ничего гасить, а картинки из прошлых многочисленных поездок в те замечательные места, постоянно всплывающие в памяти, лишь распаляли, дразнили, манили.

И тогда я сдалась, забронировала замечательный номер на одну ночь в мини-отеле »Отель Гранд Хауз» в селе Хамышки

Восхитительная улыбка уходящего года

и поставила в известность своего компаньона, сразу предупредив, что никаких нет, отговорок и прочая я не услышу.

В пятницу вечером, едва сдерживая нетерпение, мониторю погоду — синоптики доверительно делились, что возможно именно в эти выходные она будет чудесной и солнечной. Ранним утром в субботу весь город укутал густой туман и первые 2,5 часа пути мы буквально продирались сквозь его плотную завесу. Хотелось верить, что примету: утренний туман к хорошей погоде днем, мы испытаем на себе.

При приближении к предгорью уже проснувшееся, но пока не видимое солнце, активно разгоняло спустившийся к самой дороге теряющий силу туман. В противодействии двух природных явлений, слабому пришлось ретироваться и полупрозрачные остатки хлопьев медленно уползали в лес, а по обе стороны дороги стали угадываться плавные изгибы пока еще маленьких гор. И вдруг словно кто-то резко убрал огромный театральный занавес, все вокруг засияло своими еще яркими осенними красками и за окном замелькали скрытые до этого чудесные картинки: зеленые поля с озимыми, яблочные сады и клубничные нарезы с убранными плодами, многочисленные тепличные плантации, вспаханные после собранного уже урожая поля! Родная, прекрасная родина моя, в любом своем наряде ты неповторима!

Восхитительная улыбка уходящего года

А далее, протискиваясь между рекой Белой и стройной грядой скал, я едва успевала рассматривать калейдоскоп до боли знакомых и таких любимых панорам, вспоминались сюжеты и приключения из наших предыдущих поездок.

Восхитительная улыбка уходящего года

Позади остались Даховская, Хамышки, а вот и Гузерипль, здесь в кассе кордона Кавказского биосферного заповедника

для начала мы купим пропуска на его территорию, а затем уже отправимся на продуманный мною маршрут, часть из которого до сих пор почему-то так и не был реализован.

Мост через реку Белую и одни из любимых мною панорам, которыми я готова любоваться в любое время года, идеальный сюжет.

Восхитительная улыбка уходящего года

Но что это, у кассы никого нет, не может быть, чтобы в такой чудесный осенний день не было желающих посетить заповедник и прогуляться на природе, пошуршать листвой.

Кассир буквально ошеломила, не понимая смысла ее слов, я еще и еще раз спрашивала, уточняла, но результат был один: Яворова поляна, расположенная примерно в 20 километрах от Гузерипля и все маршруты, начинающиеся от нее с конца октября уже закрыты на зиму. Если же мы ослушаемся и все же рискнем отправиться по намеченному заранее курсу, то вполне вероятно нарвемся на лесничего, который выпишет нам протокол о штрафе!

Сказать, что это был шок — ничего не сказать! Спланированный однодневный маршрут рассыпался на мелкие осколки, мечтам, вновь оказаться высоко в горах, вдыхать пьянящий горный воздух, наслаждаться волшебными панорамами, плавными изгибами Кавказских гор, теряющимися за линией горизонта, не суждено было сбыться!

Восхитительная улыбка уходящего года

Конечно, у меня были припасены варианты на прогулки второго дня, но это так, детские и не напряжные забавы, а основной «гвоздь программы», ради которого собственно и было задумано это путешествие по-прежнему останется за кадром.

Мысли путались, сбиваясь в клубок и отказываясь работать в законопослушном направлении, а посему все равно по извилистой горной дороге мы устремились вверх, успокаивая себя тем, что, хотя бы полюбуемся доступными взору видами.

Восхитительная улыбка уходящего года

Чем выше мы поднимались, тем красивее открывались панорамы, четче становились видны горные вершины, они словно исполины вырастали из-под земли. Увидеть в горах яркие осенние краски я даже не надеялась. Каково же было радостное удивление, когда поняла, что не все деревья поспешили сбросить с себя разноцветные одежды, а сохранившиеся листики на фоне безумного, чистейшего голубого неба выглядели нежными и воздушными.

После очередного резкого виража перед глазами возникла великолепная панорама на горный массив Каменное море — именно на него я и планировала сегодня подняться.

Восхитительная улыбка уходящего года

Ощутив острую необходимость выйти на свежий воздух, я попросила остановить машину, сказав, что к озеру у Партизанской поляны дойду пешком.

Красавец Оштен, спрятавшийся за сухими ветками, уже покрылся первым снегом, блестевшим на утреннем солнышке словно хрусталь.

Восхитительная улыбка уходящего года

Искрились и спрятанные в тени травинки, покрытые деятельностью первых заморозков.

Восхитительная улыбка уходящего года

Боже мой, до чего же хорошо, постепенно и с удовольствием расслабляющаяся душа отправляет посыл следовать в том же направлении и нервам. Медленно и словно бы даже нехотя, но они подчинились и сразу стало невероятно легко. Остановившись у зеркального озерца,

Восхитительная улыбка уходящего года

я ощутила невероятное расслабление, с сожалением осознав, что спешить-то и некуда! Ощущение безмятежности в горах, где я всегда в движении, непременно лезу повыше, тружусь в общем, было для меня ново.

Чем же заняться, ну разве что пора завтракать? Расположились в беседке у озера: скрытая в тени и покрытая изморозью, она взбодрила, не согрел даже горячий кофе. Нервозность? Возможно, а значит надо попробовать проехать выше. Подошел парень и попросил его подвезти, оказалось, что он из Калининграда, ехал в Сочи 2,5 дня на поезде, весьма общительный, такой без общественного транспорта не пропадет.

Шесть километров и мы на Яворовой поляне, несколько машин и бесцельно блуждающих туристов, импровизированная кафешка, шум техники — идет активное строительство базы.

По уже знакомой тропе я немного прошлась вглубь леса, но смысла не было — чтобы увидеть красивые горные панорамы надо пройти гораздо дальше,

Восхитительная улыбка уходящего года

поэтому грустная, я вернулась к машине. Надо было как-то собраться с мыслями и перекроить развалившуюся программу.

Решили ехать в сторону Хамышков и по ходу движения останавливаться в отмеченных на карте локациях, зачастую уже виденных ранее, обновить их в памяти.

Первая остановка, очень интересное место где река Киша впадает в Белую

Восхитительная улыбка уходящего года

и далее уже они дружно, преодолевая пороги, перекатываясь через камни спешат по одному руслу.

Восхитительная улыбка уходящего года

Метрах в ста от слияния рек находится старый автомобильный мост, с которого открываются панорамы на реку Белую и невероятно живописные изрезанные водой красные берега.

Время было где-то чуть больше полудня, но спрятавшееся за гору солнце образовало четкие тени, таившие в себе полумрак и прохладу.

Восхитительная улыбка уходящего года

В планах на следующий день было восхождение на гору «Монах», распложенную на окраине села Хамышки. Высотой чуть больше километра над уровнем моря, она является отрогом хребта Азиш-Тау.

Несмотря на крутой подъем и набор высоты около 440 метров, ее плоская вершина, гроты, родники привлекают внимание даже не особо натренированных туристов. В однодневных поездках из Краснодара присутствует и маршрут на гору Монах в сопровождении инструктора. Раньше я никогда не рассматривала эту возвышенность как объект своего внимания, но начитавшись о ее якобы легкодоступности, вообразила себе, что за оставшиеся полдня мы без особых проблем сгоняем наверх и вернемся до темноты, аккурат к ужину.

Мне раньше казалось, что наивность испаряется с возрастом, отнюдь!

Вооружились палками, не забыли про термос с кофе — надо же где-то там наверху отметить победу и шурша обильно покрывающими склоны горы листьями, двинулись в путь.

Восхитительная улыбка уходящего года

Сначала и как-то слишком быстро исчезли разноцветные отметки на деревьях, указывающие верное направление.

Восхитительная улыбка уходящего года

Еще бодрые, энергичные мы зачем-то вспомнили историю про потерявшегося под Горячим Ключом грибника, которого смогли найти лишь через 12 дней и то случайно.

Вскоре четко различимая широкая тропа сузилась и словно растворилась. Из раздумья в реальность нас вернул мужской голос:

— Вы тоже заблудились?

За парнем по крутому склону, усыпанному сухими листьями, неуклюже, хватаясь за ветки кустов спускались несколько человек, кто-то даже применил для удобства свое мягкое место.

Пообщавшись и не обратив внимание на «звоночек», через бурелом и кустарник, иногда цепляясь за корни и стволы деревьев, карабкаясь и скользя по сухим листьям мы уже не шли, а практически лезли далее.

Восхитительная улыбка уходящего года

Куда? Карта показывала, что тропа была немного левее, но там большой овраг и опять же крутой спуск-подъем. Иногда отдыхали, привалившись к стволам деревьев, восстанавливали дыхание и затем, опять ползли и лезли. При таком подъеме палки только мешали, но я нашла им применение — разгребала перед собой толстый слой мешающих сухих листьев, распугивая шумом местных жительниц.

Чтобы не утомлять вас дальнейшими деталями нашего подъема, подытожу: кое-как добрались до скальных образований горы и все -узенькая тропинка, а выше каменная стена.

Восхитительная улыбка уходящего года

Прислонившись к ней спиной и едва помещаясь ногами на тропинке, посмотрела вниз — ужас, если сорваться, то лететь кубарем придется очень долго.

Восхитительная улыбка уходящего года

Дрожащими руками делаю пару кадров панорамы села Хамышки, реки Белой, надо же засвидетельствовать, что здесь была.

Я все еще не теряла надежды подняться выше, от покорения вершины испытать ни с чем не сравнимый восторг, ощутить непередаваемое чувство свободы, с видом на умопомрачительные панорамы выпить кофе, наконец!

Надо было просочиться по тропинке влево и выйти наконец на маркированную тропу. Для оценки ситуации я сделала буквально три шага и поняла, что на сегодня, дальнейшего подвига по набору высоты больше не будет — тропинка сошла на нет.

Восхитительная улыбка уходящего года

Предстоял спуск и перед нами маячил единственный вариант, тот, по которому мы только что поднялись. Не самый лучший, согласна.

Собравшись с духом приступили к его реализации. Ноги скользили по толстой подстилке из сухих листьев, не помогали даже рифленые специальные трекинговые ботинки.

Восхитительная улыбка уходящего года

Больше всего досталось рукам, цепляющимся за ветки, упирающимся в деревья и пятой точке, принимающей на себя весь удар, когда цепляться было не за что. После таких скоростных съездов, напоминающих катание с горки, тело начинало нервозно колотить, но в сосредоточенном мозгу стучало: Обошлось! И становилось как-то даже подозрительно весело.

Спустились гораздо быстрее, чем поднимались, что естественно. Фотографий с похода практически нет, что тоже вполне закономерно. Подсчитали убытки: по несколько синяков и царапин на каждого, но главное — ноги, руки и штаны целы!

А теперь пора и заселяться.

Отельчик или гостевой дом Гранд Хауз, не суть — порадовал! Большая территория,

Восхитительная улыбка уходящего года

два деревянных коттеджа по три номера каждый и шесть маленьких домиков — кухонь, для каждого номера своя, рядом непременно мангал.

Восхитительная улыбка уходящего года

Но у нас с собой было, да и притомились мы, поэтому этой кухней не пользовались, а все необходимое для трапезы имелось и в номере.

От каждой сложившейся ситуации надо получать лишь положительные эмоции. Порой это сложно, но вполне возможно. Вот и мы, обсуждая наш совершенно бредовый и безумный поход, были рады даже тому, что ужинаем не дома, а где-то в горах, рядом с уникальной природой.

Что нам удалось увидеть во второй день

Каждый должен найти хотя бы пару минут, чтобы остановится, посидеть, и посмотреть, как падают осенние листья…