Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 18:38
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Луангпрабанг — Лаос Май 2006

Лаос единственная страна Индокитайского полуострова не имеющая выхода к морю. Это отразилось на экономике, Лаос беднее своих соседей.

Воспоминания о Луангпрабанге

В XIV веке кхмерский король поддержал придворного воспитанника Фа Нгума — выходца из северолаосского княжества — и дал ему войско для захвата остальных княжеств. Так появилось государство Лан Санг. В последующем эти земли попали в орбиту Сиама, а с 1893 г. Франции, но именно с Лан Санга принято отсчитывать историю Лаоса.

Во время Второй мировой войны Лаос был занят японцами, а в 1949 году обрёл независимость в форме королевства во главе с королём Сисаванг Вонгом. Внутренние конфликты в конце 1950-х годов привели в стране к началу гражданской войны, в которую затем вмешались Северный Вьетнам и США.

В этот период Народно-Освободительная Армия Лаоса (Патет Лао) при поддержке Северного Вьетнама контролировала большую территорию на востоке страны.

Лаос самым тесным образом был связан со своими соседями. Когда началась война во Вьетнаме, он не остался в стороне. Через Лаос проходила «тропа Хо Ше Мина», Северный Вьетнам перебрасывал войска на юг. Американцы об этом знали и Лаос с особым зверством бомбили.

Газета «The New York Times» писала: «по крайней мере два миллиона тонн бомб было сброшено с 1964 по 1973, почти тонну на каждого лаосца». Согласно статистике международных организаций, 80 миллионов бомб не взорвались и до настоящего момента они служат причиной травм или гибели тысяч людей.

По окончании Вьетнамо-Американской войны было подписано Вьентьянское соглашение, по которому национально-освободительные силы и представители монархического правительства прекращали боевые действия, совместно формируя правительство.

Договор действовал два года, но в декабре 1975 г. Саванг Ватхан был вынужден отречься от престола. При поддержке СССР и Вьетнама образовалась Лаосская Народно-Демократическая Республика. Лаос провозгласил социалистический путь развития.

Воспоминания о Луангпрабанге

В 1986 г. страна свой курс видоизменила, но про отмену социализма речь не шла. Противостояние с Западом продолжилось. Отношения с США нормализовались только в 2004 г. Были сняты санкции, стали поступать инвестиции.

По программе тура мы прилетали из Ханоя во Вьентьян, где нас должен был встретить гид, и вместе мы должны были лететь в Луангпрабанг.

Воспоминания о Луангпрабанге

Увы, гида не было. После Вьетнама всё пошло не так. Организаторами путешествия являлись вьетнамцы. В своей стране они выделили заявленные отели, зато в Лаос и Камбоджу перевели меньшие суммы. В результате, вместо заявленных пятёрок нас поселили в четверки. И гиду денег на билет тоже зажали.

В общем, высиживать четыре часа в аэропорту не стали. Наняли таксиста и отправились на осмотр Вьентьяна. На рейс зарегистрировались без проблем, чего не скажешь о самом полёте. Впрочем, повторяться не стоит. Я об этом уже писал Как я кормил монахов

В Луангпрабанге мы встретились-таки с гидом и прямо из аэропорта, отправились к водопаду Куанг Си. Луангпрабанг расположен среди гор и холмов покрытых зеленью. Панорамы были на редкость живописны.

Воспоминания о Луангпрабанге

Несколько раз останавливались, дабы фотографировать.

Водопад от города в 30 км. По местным дорогам это чуть больше часа.

Воспоминания о Луангпрабанге

Лаос страна сельскохозяйственная. Ровных площадок мало и потому практикуется террасное земледелие.

Гид предложил, совершить остановку в придорожной деревушке, на что мы с конечно же согласились. Как я уже писал, Лаос беднейшая страна Индокитая. Но читать об этом и наблюдать своими глазами две большие разницы.

Мужчин не было, они с утра и до поздней ночи в поле. Мы сразу стали объектом внимания детей и женщин.

Воспоминания о Луангпрабанге

Чтобы зарабатывать на туристах, женщины предлагали вышивки. Качество не впечатлило. Мы посмотрели, но ничего не купили.

На такой случай у меня был целый пакет с игрушками от киндер-сюрпризов. Попытался раздавать, началась драка. Тогда решил отдать пакет старушке, авось распределит среди внучков.

Воспоминания о Луангпрабанге

Что касается знаменитого водопада, май месяц не самое лучшее время. В сухой сезон водопад пересыхает и сочится с горы узкой лентой.

В сезон дождей становится широким, разделяясь на несколько потоков.

Воспоминания о Луангпрабанге

Перетекая с яруса на ярус, вода образовала бассейны, где с удовольствием купаются туристы и местные жители. Миллиона бабочек, о которых сообщалось в рекламных проспектах, не видели. Скорее всего, бабочки прилетают осенью.

В любом случае, водопад Куанг Си место зачётное!

На обратном пути сделали остановку уже в другой более крупной деревне.

Там было повеселей. Ходили, гуляли и никто к нам особо не приставал. Одни дети играли в футбол, другие купались в омывающей деревню протоке. Бедность опять-таки чувствовалась, но уже без убогости.

Как позже объяснил гид, в посещённых деревнях живут разные народы. Около 2/3 всего населения страны принадлежит к тайской языковой группе, остальные — к народам мон-кхмерской, хмонг-мьенской и тибето-бирманской групп.

Спать рухнули как подкошенные. Проснулся с рассветом, ибо очень боялся пропустить шествие монахов. Луангпрабанг город небольшой. Монахи разных монастырей каждое утро идут по центральной улице, и местные подают им еду. Хочешь покормить адепта Будды, нужно купить у тёток кулёк отваренного риса, либо бананы.

После завтрака совершили круиз по Меконгу. Третий день оказался посвящён Луангпрабангу.

Другой образ жизни всегда интересен. Особенно любопытно наблюдать, когда к тебе привыкли, не боятся и принимают как обыденность.

По центральной части Луангпрабанга можно бродить часами, наслаждаясь неспешным азиатским образом жизни, колониальной и буддийской архитектурой.

Воспоминания о Луангпрабанге

Стары город Луанг Прабанг в 1995 году был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в центре города запрещено строить высокие здания, запрещен въезд грузового транспорта и больших автобусов.

Луангпрабанг город контрастов. Идём по центральной улице и видим обычный двухэтажный дом в национальном стиле, где по всему верху идёт балкон. Сидит человек и смотрит на проезжающих и проходящих как в телевизор. Это его излюбленное место, за годы сидения он протёр в балконе коленом дырку.

Воспоминания о Луангпрабанге

С работой в Луангпрабанге плохо, а в самом Лаосе катастрофично. Зато дети не боятся гулять по улицам.

Как и в соседнем Вьетнаме сохранились пионеры.

Воспоминания о Луангпрабанге

Слово «Луангпхабанг» состоит из трёх слов. Луанг означает «королевский», пха — «Будда», банг — «золотой». Город впервые письменно упоминается в 698 г.

В 1707 г., когда государство Ланг Санг прекратило существовать, Луангпрабанг сделался центром небольшого королевства.

Воспоминания о Луангпрабанге

В конце XIX века в Индокитае укрепились французы. В 1904 г. они возвели на трон Сисаванг Вонга. Лаос разделили на зоны влияния, каждой из которых управлял комендант. Французы построили для короля шикарный дворец, но его власть была номинальной.

Во время Второй Мировой войны Лаос оказался оккупирован Японией. Король трон сохранил. Понимая, что придётся уходить, в апреле 1945 г. японцы провозгласили независимое королевство Луангпрабанг, во главе которого оставили Сисаванг Вонга.

В 1946 г. в Индокитай вернулась Франция. При их поддержке Сисаванг Вонг стал конституционным монархом. Когда бессменный король в 1959 г. скончался, трон занял сын Саванг Ватхан и оставался в этом звании до 1975 г.

На примере королевской династии мы можем понять характер лаосцев. Если тайцы, китайцы и вьетнамцы имперские нации, то лаосцы нет.

Воспоминания о Луангпрабанге

Бывший Королевский дворец выполняет роль музея. Внутри личные вещи короля, картины, предметы быта. В Тронном зале королевские реликвии и буддийские скульптуры. В соседней комнате копия золотой статуэтки стоящего Будды — Будды Пхабанг, в честь которого назван город.

Переходя по комнатам, можно понять, как жила королевская семья, где и как принимали посетителей.

Запомнился портрет Сисанг Вонга. Он стоит к зрителю полубоком, при этом с каждой точки кажется, что он поворачивается в твою сторону. Если не ошибаюсь, короля воспроизвёл на полотне неизвестный русский художник.

Очень жаль, но фотосъёмка внутри строго запрещена. Зато можно сфотографировать памятник Сисанг Вонга.

Воспоминания о Луангпрабанге

Ещё одна достопримечательность города — холм Пхуси (Священная гора). На вершину можно подняться по узкой каменной лестнице из 329 ступеней.

На пути встречаются площадки с изображениями Будды и его учеников.

Воспоминания о Луангпрабанге

В общем, подъём требует усилий, которые компенсируют потрясающие виды. Впечатление такое, словно город открывает тебе нечто потаённое.

Со всех сторон он как на ладони и Меконг блестит среди холмов синей лентой.

В годы войны Пхуси был местом стратегическим. Дабы противостоять налётам, силы самообороны затащили на холм зенитное орудие и стреляли по самолётам. Как им это удалось, просто не понимаю? Зенитка неподъёмная, зато само орудие до сих пор вертится в любую сторону.

Воспоминания о Луангпрабанге

На вершине предлагают выпустить на волю птиц. Пернатые приручены и вернутся в нужное место, где их опять поймают. Зато турист, заплатив деньги, будет думать, что улучшил карму.

В любом случае, Пхуси место необычное, располагающее к медитации.

Воспоминания о Луангпрабанге

На холм поднимаются, дабы насладиться закатом.

Когда спустились вниз и вновь попали на центральную улицу, мы её не узнали. Улица превратилась в базарную зону. Колоритные торговки предлагали свою продукцию.

Национальная вышивка, поделки, китайский ширпотреб, еда, чего там только не было… Как далее выяснилось, с окрестных деревень приезжают в Луангпрабанг специально под рынок. Цены здесь ниже, нежели в магазинах. У туристов ночной шоппинг одно из главных развлечений.

Воспоминания о Луангпрабанге

Когда добрались до еды, чёрная азиатская ночь полностью накрыла город. Я заинтересовался кусочками змеи, на что гид тихонько оттащил меня за локоть. Он мотивировал это тем, что если мы хотим попробовать змею, утром купим её на рынке и на месте пожарим. Это будет еда свежая, а тут ночью не пойми что.

Визави оказался убедителен и я с вердиктом согласился.

Вылет самолёта был на 12 ч. В оставшееся время, как и планировали, решили устроить праздник живота. За завтраком особо не наедались, оставляя место для змеи. Однако, увы, нас постигло разочарование.

Гид завёз к своему другу. Рептилий у змеелова не было, его жена начала уговаривать на лягушку.

Воспоминания о Луангпрабанге

На тот момент всевозможные улитки и лягушачьи лапки в Москве продавались в магазинах. В общем, поехали искать змею.

Нашли. Голова оказалась отрезана, чтобы случайно не зацепиться за зубы, шкура предусмотрительно содрана, но само мясо начало попахивать… Местные живут бедно и продукты не пропадают. Не продал сегодня, купят через неделю.

Мне представлялось, что в Лаосе на рынке будут жуки, червяки и тараканы, как в Китае.

Воспоминания о Луангпрабанге

Оказывается нет, продуктовый набор оказался стандартным.

За облепленную мухами курицу продавщица уже устала бороться и покупателю ничего не оставалось, как купить её вместе с зеленушками.

Воспоминания о Луангпрабанге

По большому счёту, съесть жаренного червяка отдельно, или рыбу-мясо вместе с личинками — разница невелика.

Позже друзья рассказали, если хотелось экзотики, нужно было заказать в ресторане жареный мох со дна Меконга. Он подаётся с закуской из водорослей, чеснока, овощей и семян кунжута. Луангпрабанг имеет богатую историю кулинарии, которая сформировалась благодаря королевскому двору и французам. Меня же понесло совсем в другую сторону.

Повторюсь, Лаос страна удивительная! Подобно женщине без силиконовых вставок и ботекса, он притягателен своей естественностью.

Воспоминания о Луангпрабанге

Буддизм и территориальная замкнутость способствовали созданию национального характера. На момент нашего визита ещё не было той борьбы за деньги и за туриста, как во Вьетнаме и Камбодже.

Логичен вопрос, что и как теперь? Не думаю, что в Лаосе произошли кардинальные перестановки.

Есть целый ряд стран, где жизнь протекает в едином ритме и изменения по прошествии времени минимальны.

Предлагаю ещё рассказы по данной теме: