Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Луангпрабанг — Лаос Май 2006

Про Луангпрабанг с его утренним шествием монахов, я знал за долго до поездки. Кто был в этом городе, кормление монахов преподносили как соприкосновение с чем-то особенным, выходящим за стандартные рамки понимания. Лично я подобное не разделяю. Впрочем, обо всём по порядку.

Как я кормил монахов

Прямых рейсов из Москвы в Луангпрабанг не существует. Мы летели сперва в Ханой, где пробыли три дня, потом был Вьентьян. Столица Лаоса в программу не входила. Это была обычная перестыковка между рейсами.

Четыре часа решили заполнить экскурсией. Таксист сперва доставил нас в буддийский храм Пхакео.

Как я кормил монахов

Пхакео построен в 1566 году по приказу короля Сеттатирата.

Храм древний, какое-то время здесь хранилась статуя Изумрудного Будды. В 1778 г. король Сиама захватил Вьентьян, здание разрушил и статую забрал. В настоящем Изумрудный Будда в Бангкоке.

Как я кормил монахов

Вьентьян стоит на Меконге. При желании до Луангпрабанга можно добраться на кораблике.

Следующей достопримечательностью стала Триумфальная арка Патусай. Она находится в центре города. Посвящена лаосцам, сражавшимся за независимость от Франции. Хотя Патусай и является аналогом Триумфальной арки в Париже, её дизайн типично лаосский.

Как я кормил монахов

Конечной точкой экскурсии стал храмовый комплекс Тхан-Луанг.

Тхат-Луанг — религиозное сооружение, считающееся национальным символом Лаоса. Оно изображено на государственном гербе.

Как я кормил монахов

Запомнилась статуя короля Сеттхатхирата, по указу которого было построено сооружение. Возле статуи лаосцы зажигают ароматические палочки, кладут подношения в виде цветов и фруктов. Это один из самых почитаемых монархов за всю историю Лаоса. Именно он основал Вьентьяна.

Из буддийских стран в личной копилке Лаос к 2006 году первым уже не являлся. Но именно здесь довелось впервые пообщаться с монахами. Это разбило стереотипы.

Слово монах мужского рода — женских монастырей в буддизме не бывает. Монахи исключительно мужчины. Каждый лаосец обязательно должен пожить в монастыре — кто-то приходит на один день, кто-то остаётся на всю жизнь.

Одни приходят в обитель, помолиться за умерших родственников, другие замаливают грехи. Бывают и такие, кто просто успокаивают нервы, отдыхая от семьи. В любой момент можно уйти, в любой момент можно вернуться.

Увидев группу монахов, я подошёл, поздоровался, попросил разрешения сфотографировать. Ребята кивнули, кто курил, убрали сигареты.

Как я кормил монахов

Узнав, что мы из России, закивали в ответ: «Путин, Путин…» После посоветовали, купить у птичника томившихся в клетке пташек и выпустить. Дескать, отпускаешь на волю, улучшаешь карму. Мы так и сделали.

В аэропорт вернулись во время, а вот сам полёт запомнился на долго.

Взлетаем, в окне иллюминатора проплывают горы, зеленеют поля, кое-где проглядывают реки, не голубые, как в России, а коричневые. Только я расслабился, вытянув ноги, самолёт начал проваливаться в воздушную яму. На больших лайнерах подобное не замечаешь, а на малых болтанка заставляет понервничать.

Мотор натужно ревёт: одна яма, вторая, десятая, двадцатая. Прыгаем как на качелях. По всей видимости, попали во встречный поток. Часть пассажиров достали пакеты и держали их наготове.

Слева прямо на нас движется огромнейшая туча, черней чёрного, да ещё и молниями сверкает. Пилот, дабы уйти от тучи, взял курс над рекой. Ещё минут пять и чёрное месиво накроет по полной. Тут вижу, начинаем снижаться. Мне думалось, совершаем аварийную посадку. Оказывается, нет, сели в Луангпрабанге.

В общем, слава Богу, монахов послушали, птичку выпустили и Создатель нас пожалел!

День оказался насыщенным, спать рухнули без задних ног, и, если бы не будильник, запутавшийся в часовых поясах организм, 5 утра наверняка бы проигнорировал.

Наш отель располагался на главной улице. Чёрная южная ночь уже отступила, утренний холодок бодрит, сбросивший туман Лаунгпрабанг начинает просыпаться.

Как я кормил монахов

Со всех сторон к центральной улице движутся женщины с корзинами. Они несут подаяние монахам, но тут, как далее выяснилось, всё непросто.

Углядев меня, две шустрые лаоски стали объяснять, дескать, если я хочу подать монаху, то должен еду купить. Отдаю деньги, получаю лукошко с отваренным рисом и бананы, падаю рядом с бизнесменками на асфальт, жена нас фотографирует.

В молодости лаоски выглядят привлекательно, но возрастная полнота их портит.

Как я кормил монахов

Новый день, подгоняемый криками птиц, стремится вступить в права. К пернатому многоголосью добавляется колокол. Его удары оповещают о чём-то значимом. В самом начале улицы начинают мелькать жёлтые одежды. С каждым ударом колокола они всё ближе и ближе.

Соседка толкает в бок, показывая, что еду я должен положить из своего короба каждому, кто возле меня остановится. Дабы правильно рассчитать подаяние, большими горстями отсыпать не следует. Рис подаётся маленькими щепотками и только правой рукой. В Азии, почти повсеместно, левая считается грязной.

Жена убегает с фотоаппаратом на другую сторону улицы, где занимает позицию. Первым ко мне подошёл пожилой мужчина с открытой чашей. Под его строгим взглядом, сам не понимая почему, но я как-то разволновался. Я понял, что это наверняка настоятель, сыпанул ему большую щепоть риса, дополнив бананом. Достигший просветления визави кивнул и пошёл дальше.

Как я кормил монахов

Последующие действия проходили на автомате.

Молчаливые и босые, строгие и серьёзные, в своих жёлтых накидках монахи казались одинаковыми.

Как я кормил монахов

Присмотревшись, я понял — каждая обитель идёт своей группой.

Подать монаху еду — дело почётное — он обязательно помолится за благодетеля. Все собранное приносится в обитель и делятся поровну.

Как я кормил монахов

Если во многих религиях существуют чёткие правила питания, то в буддизме они носят рекомендательный характер. Будда не оставил ученикам чётких и конкретных наставлений. Самое главное, не накапливать негативную карму, которая может пагубно сказаться на продвижении в духовной сфере.

Отказ от насилия и убийства, а также от употребления опьяняющих веществ — это и есть заповеди, определяющие рацион. Каждый волен понимать это по своему. Кто-то из мирян вполне спокойно ест мясо, другие нет, третьи по праздникам. Для монахов употребление мяса практически невозможно.

Как я кормил монахов

Существует особый ритуал убийства животного, дабы рьяные приверженцы Будды могли употребить мясо, но прибегают к подобному редко. С другой стороны, в буддизме огромное количество школ, направлений и трактовок, говорить о едином довольно сложно.

Как я не экономил, запасы риса быстро закончились. На помощь пришла соседка, за что позже пришлось ещё раз заплатить.

Удивительно! Если первые ребята шли с пустыми котелками, то у последующих, когда они подходили, риса оказывалось всё больше и больше. Многие показывали — мне хватит, не клади, котелок не закрывается.

Как я кормил монахов

Луангпхабанг — город компактный и интересный. Монастырей здесь более тридцати. На второй день, сразу после завтрака, решили пройтись по ближайшим.

Про все эти буддийские крутилки и колотушки написано много.

Как я кормил монахов

Как и про теорию перерождений. Повторяться не будем.

А вот что меня сразу поразило — если за подаянием монахи идут босяком, то после одевают шлёпки. Босяком только за подаянием, причём в любую погоду.

Как я кормил монахов

Вроде как есть наставник и есть послушники, но я видел, как последние ругались, кому подметать двор. Пока выясняли отношения, я немного подмёл, очистив дорожку от листьев. Ребята устыдились, подлетели и стали спорить уже за метёлку.

Как огромнейший плюс — все на позитиве, с иностранцем общаются запросто и всегда улыбаются.

Как я кормил монахов

Удалось заглянуть в столовую. Вот тут самое любопытное!

В каждом монастыре свои, отшлифованные веками, порядки и правила: где-то два раза в день едят, где-то один. В любом случае, на столе монахов должны быть собранные подаяния.

Но я видел повара, который готовил рис, как порционно на кусочки нарезалась жаренная рыба. Столы ломились от овощей, приправ, зелени и фруктов.

С другой стороны, подаяния могут быть разными. Принесли рыбаки утренний улов — тоже подаяние. А рис? Его столько рук грязных туда сюда перекидывало, что пропарить ещё раз попросту необходимо.

Как я кормил монахов

Пришедшему в обитель выделяется небольшая келья.

В идеале, из личных вещей монах может иметь: чашу для подаяния, сосуд для воды, бритву, зонт и робу. Зато про мобильники Будда ничего не сказал…

Как я кормил монахов

Далеко не все практикуют духовное. Карму можно улучшить не только молитвой, но и хозработами.

Если во множестве стран социализм приказал жить долго, то Лаос однопартийную систему управления Народно-Революционной партии Лаоса (НРПЛ) сохранил. По конструкции страна близка к китайской модели, а вот успехами в экономике, в отличие от собрата, похвастать не может.

Как я кормил монахов

Лаос держава сельскохозяйственная. То наводнение урожай уничтожит, то засуха, то жучки, то паучки…

Многие семьи сознательно отправляют детей в обитель, чтобы они не голодали.

Как я кормил монахов

Мальчишкам сбривают волосы и выдают жёлтые робы. Так начинается их путь во взрослую жизнь.

Наш мир очень разный, но именно этим он интересен! После моего визита прошло 16 лет, но я не думаю, что в стране произошли кардинальные изменения.