Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 18:38
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Луангпрабанг — Лаос Май 2006

Трудно переоценить, какое значение для Юго-Восточной Азии играет Меконг. У многих народов, проживающих по берегам реки, Меконг ассоциируется с большим змеем. Его именуют «Матерью вод», «Рекой девятью драконов» и т. п.

Великая река Меконг

Протяжённостью 4500 км это самая большая река Индостана.

Своё начало берёт в Тибетском нагорье (Китай), где именуется Дза-Чу. На территории исторического Китая его часто называют по старому Ланцанзян.

После Китая Меконг омывает берега Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама.

Великая река Меконг

На отдельном участке частично образует границу между Таиландом и Мьянмой.

В верхнем и среднем течении пробивается по дну ущелий, между гор, скал и холмов. Возле Луангпрабанга берега глинистые, и потому Меконг несёт в своих водах всю таблицу Менделеева.

Великая река Меконг

Забегая вперёд, отмечу, нам повезло видеть, как в Меконге моют золото. Хорошо ли идёт дело, не скажу. Но, если судить по количеству золотодобытчиков, они определённо что-то находят.

Вся жизнь формируется вдоль Меконга, река в буквальном смысле кормилец и поилец, необычайно богата рыбой (главным образом из семейства карповых), много водоплавающей птицы, сохранились речные дельфины, крокодилы, преимущественно в Камбодже.

Воды нижнего Меконга используются для орошения. Широкие разливы реки способствуют рисосеянию.

Меконг судоходен на протяжении 700 км (в половодье — на 1600 км, до Вьентьяна). Морские суда поднимаются до Пномпеня (350 км). Однако река очень нестабильна, её русло всё время меняется и возникают мели.

В один из дней пребывания в Луангпрабанге нам предстояло совершить небольшой круиз к пещерам Пак У. Город расположен на высоком берегу Меконга, его главная улица тянется параллельно реке.

В назначенное время мы были на пристани. Солнце, уверенно разогнав туман, встретило более серьёзного соперника в виде туч и облаков. Дальнейшая борьба происходила с переменным успехом, где делать какие-либо прогнозы было довольно сложно.

С марта по май в Лаосе время большой жары. С мая по октябрь — сезон дождей. Первая декада мая самое что ни на есть межсезонье, где погода крайне переменчива.

Что особо показательно, обычно в длинные лодки к пещерам набивается большое количество туристов. Нас же, вместе с гидом, оказалось всего четверо.

В районе Луангпрабанга течение Меконга быстрое. Река идёт единым потоком без волн и потому качка отсутствует.

Великая река Меконг

Автобанов в Лаосе практически нет, и потому Меконг, как и сто и триста лет назад, главная транспортная артерия. Большие корабли могут сюда подняться после сезона дождей. В их отсутствие реку бороздят разнокалиберные лодки.

Слоубот — одна из самых распространённых моделей.

Великая река Меконг

Это длинная лодка со множеством лавок поперёк, где сидят пассажиры, крытая тентом, за которым не страшно самое жаркое солнце, а также с мощным мотором, способным развивать 18–20 км. в час.

Слоуботы используют для транспортировки грузов. Луангпрабанг город туристический, его лодки переоборудованы под туристов.

Великая река Меконг

Сидим, наслаждаемся окрестными видами!

Пейзажи за каждым поворотом реки менялись.

Великая река Меконг

Зелёные долины чередовались с высокими горами, скалистыми утёсами и пологими холмами.

В свою очередь Меконг неизменно показывал, где его территория, и куда он обязательно вернётся.

Великая река Меконг

Нашим гидом оказался невысокий лаосец средних лет. Салуни учился в Новосибирске и очень сносно говорил по-русски. Из его рассказа мы узнали — в конце сезона дождей в тёмное время суток над рекой поднимаются светящиеся шары.

Местные о подобном явлении знают давно. В честь подобного проводят религиозный праздник, пытаясь задобрить живущего в Меконге змея.

Великая река Меконг

Я слушал в пол-уха, не особо веря сказкам Салуни. На тот момент собрать нужную информацию в интернете было ещё не просто. Теперь же, по прошествии времени, из Википедии узнал, над Меконгом действительно поднимаются огненные шары Наг.

Причины возникновения феномена до конца не понятны. Предполагалось, что шары появляются в результате брожения переносимой рекой взвеси, которая возгорается в результате определённых атмосферных условий.

Великая река Меконг

Первые поселения на Меконге датируются 2100 годом до н. э. На его берегах возникали и уходили в небытие всевозможные царства-государства. Современный Лаос государство молодое. Страна образовалась после распада Французского Индокитая.

По пути к пещерам и обратно мы сделали две остановки в прибрежных деревушках.

Великая река Меконг

Живущие возле реки люди своё жилище стараются возвести на сваях, как можно дальше от воды. Никто не знает, на какую высоту в сезон дождей поднимется Меконг.

Лодка утыкается носом в песок. Ты выходишь и поднимаешься на борт через носовую часть судна.

Великая река Меконг

Что касается деревушек, они живут во многом за счёт туризма.

Туристов здесь ждут, особенно европейцев, и за короткий сезон стараются на них заработать,

Великая река Меконг

чтобы протянуть до следующего сезона.

Кроме сельского хозяйства и рыбалки другой работы нет.

Великая река Меконг

В качестве сувениров местные ткачихи предлагают ткани и одежду.

Луангпрабанг город небогатый, однако, после посещения деревушек, он показался мегаполисом.

Великая река Меконг

Запомнилась местная самогонка. Её настаивают на травах, на кореньях, на змеиных внутренностях. В последнем случае внутри, поднявшись в стойку, красуется змея.

Купил, попробовал, но ничего удивительного не почувствовал. Змея из бутылки не вылезла. Ну и ладно, главное — не отравился.

Великая река Меконг

Первым европейцем в этих краях стал португалец Антонио де Фариа в 1540 году.

Португальцы пытались приобщить местное население к христианству. Задуманное успехом не увенчалось. Позиции буддизма на территории Лаоса были и остаются сильными.

Великая река Меконг

Точнее, христиане, индуисты и мусульмане в Лаосе есть, но процент их довольно низок. Многие племена в труднодоступных районах страны до сих пор поклоняются духам.

Вздыбилась над рекой устремлённая вверх гора! Ближе к основанию в её теле что-то чернело, подобно кариесу на зубе. Это и есть пещеры Пак У.

Великая река Меконг

К пещерам нет дорог. Добраться можно исключительно по воде. От Луангпрабанга 25 км, но плыли мы, если отбросить посещение деревни, полтора часа.

По одной из легенд, пещеры обнаружил в XVI веке местный король Сетатирахом. До этого здесь проводились ритуалы поклонения духам. Король анимистов выгнал, отдав пещеры в распоряжение монахов проповедников.

Великая река Меконг

Те объяснили местным племенам глубину новой веры.

Поднявшись по лестнице, мы оказались у входа в нижнюю пещеру. Не могу полностью описать свои впечатления, но место действительно необычное.

Великая река Меконг

Где-то здесь нашли упокоение, согласно их воле, члены королевской семьи, и тем не менее на склеп пещера не походила. Птицы наполняли пространство радостным щебетанием, спасительная тень защищала от жары, а жизнеутверждающий Меконг создавал чувство спокойствия.

Почти всё и везде оказалось заставлено статуэтками. Большие и малые Будды, подобно солдатикам, охраняли своё жилище. Это был их мир и они несли стражу, внимательно наблюдая за пришедшими.

Великая река Меконг

Если испортилась икона, её несут в церковь, где в специальной печи сжигают. Выбрасывать икону — грех. Такая же ситуация с фигурками Будды. Если Будда состарился, его привозят сюда.

Задолго до поездки мне приходилось слышать про эти пещеры. Соответственно, я знал, если углубиться в чрево горы, необходим фонарик. Прошёл, посмотрел, обнаружил алтарь с подношениями.

Великая река Меконг

На момент нашего визита считалось, что всевозможных Будд в пещере около 2-х тысяч. Как пишут в СМИ, в последующем число увеличилось. Думаю, так и есть. Свободного места, куда поставить статуэтки, было предостаточно.

По праздникам сюда приезжают паломники, дабы оттирать от пыли и грязи статуэтки. Это считается богоугодным делом.

Пещерный комплекс состоит из «Нижней пещеры» (Tham Ting) и «Верхней пещеры» (Tham Theung). Гид поговорил со спускавшимся сверху лаосцем. Верхняя пещера более тёмная и глубокая, но она оказалась закрыта.

Решили поберечь ноги. Подниматься не стали, о чём позже пожалели.

По другую сторону горы в Меконг впадает У. Река со столь коротким названием в длину 448 км. Её голубые воды соединяются с коричневым Меконгом.

Великая река Меконг

Сверху хорошо видно как реки движутся параллельными потоками.

Удалось ли У хоть немного разбавить своей чистотой Меконг? Думаю, нет. Когда лодка вышла на середину потока, как я ни всматривался, разграничения по цвету не увидел.

Великая река Меконг

Обратный путь всегда короче, особенно если плыть по течению.

Если сравнивать по ощущениям пещеры и круиз, последний произвёл куда большее впечатление.

Великая река Меконг

На обратном пути, проплывая мимо небольшого стада буйволов, Салуни предложил, остановиться, дабы погладить.

Мы согласились, капитан направил лодку к берегу.

Подходим ближе, быки стоят как вкопанные, а после идут к нам. Я сперва испугался, думал, бодаться начнут, а они руку лизать начали. Вот уж воистину, Меконг умиротворяет!

Великая река Меконг

В ту поездку мы посетили Вьетнам, Лаос и Камбоджу. Страны соседствующие, но при этом совершенно разные.

Более всего понравился Лаос: яркий, размеренный, неспешный.

Великая река Меконг

С тех пор прошло много лет, но увиденное до сих пор вспоминается!