Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:39

Рязань — Россия Октябрь 2022

Собиралась-собиралась в Ярославль, да так и не получилось. И тут я неожиданно увидела воскресный тур в Рязань. И хоть хотелось мне все-таки больше проехать по есенинским местам, тур я выбрала, ведь в Рязани я тоже не была. А день выдался таким теплым и солнечным, что и поездка получилась яркой, хотя некоторые моментики были, ведь это был все-таки организованный тур:-)

Относительно названия. Первоначально вся территория княжества, находившаяся на правом берегу реки Оки, называлась «Резань», возможно, от слова отрезанный. Это наименование перешло на название древней столицы княжества — Рязань. Но в то время существовал еще город Переяславль (имя города означает «перенял славу»), прозываемый Рязанским, так как находился в рязанском крае. О нем есть сведения с 1095 года.

Переславль-Рязанский

На камне надпись: «В лета 6603 (1095 год по юлианскому календарю) заложен бысть град Переславль-Рязанский около церкви святого Николы Старого». Правда, сам камень установлен недалеко от Кремля только в 2021 году.

Первый город Переяславль (Переяславль Южный, Переяславль-Русский, Переяславль-Хмельницкий) стоял на реке Трубеж. Это один из древнейших городов Руси (увы, такой славный город теперь не на Руси). Чтобы перенять славу этого первого Переяславля, реку здесь тоже стали называть Трубеж.

Древняя столица — настоящая Рязань — была уничтожена войском хана Батыя в 1237 году. Ордынцы пять дней поджигали деревянный кремль, и когда стены рухнули, несложно было уничтожить и сам город, который тоже был деревянным. Переяславль фактически стал столицей, а впоследствии Указом Екатерины II, в память о богатом историческом прошлом, Переславль-Рязанский в 1778 году был переименован в Рязань.

Знакомство с Рязанью началось у нас с Кремля. В советские годы он стал историко-архитектурным музеем-заповедником. Автобус остановился на небольшой площади перед Кремлевским парком, и нас «встретил» великий князь Олег Рязанский (скульптор Зураб Церетели). Он начал княжить в 12-ти летнем возрасте и княжил полвека, с 1350 по 1402 год. Время его правления было сложным и противоречивым: с одной стороны набеги степняков, с другой стороны, междоусобные стычки с другими русскими княжествами. Но он сделал свое княжество процветающим, а сам по силе стал равным самым могущественным князьям Руси. Он возвратил захваченные земли, расширил и укрепил границы княжества.

На гербе Рязани изображен «В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны». Согласно преданиям, это сам великий князь Олег Рязанский.

Переславль-Рязанский

Посещение преподобным Сергием Радонежским Рязанского кремля в ноябре 1386 года оказало глубокое влияние на последующую жизнь Олега Рязанского: он начал пребывать в монастырях и полюбил монашескую жизнь. Но даже став монахом, Олег Рязанский не оставил княжеского чина и продолжал нести крест князя-воина. Перед смертью он принял схиму с именем Иоаким.

Пока мы ехали по городу, удалось из окна автобуса сфотографировать Святые ворота Троицкого монастыря, с надвратной церковью Петра и Февронии. Монастырь перенесен немного вглубь от дороги. Этот монастырь является одним из древнейших на Рязанской земле. Он стоял здесь еще при Сергее Радонежском. Когда тот посещал Кремль, то останавливался и отдыхал в этой обители.

Переславль-Рязанский

Часовня в Кремлевском парке была возведена к 900-летию Рязани.

Кремль Переславля-Рязанского была заложена на высоком холме, окруженном реками Лыбедь и Трубеж. Первоначально крепость была деревянной, с высокими 5-метровыми стенами, срубленными из дуба. Защищали ее 12 башен. Со временем стены обветшали и были разобраны, а новые каменные строить просто не стали: Рязань к XVIII веку потеряла свое стратегическое значение. Рязанское княжество вошло в состав Московской Руси в 1521 году. До этого времени в Кремле находился княжеский двор, а после — владения архиерея. С 1923 года на территории Кремля располагается музей, часть зданий находится в ведение Рязанской епархии.

Переславль-Рязанский

Вход на территорию кремля — по Глебовскому мосту. Сейчас он каменный (XVIII век), а когда-то тоже был деревянным и поднимался во время осады. Он перекинут над сухим рвом, вырытым жителями, который можно было быстро наполнить водой в случае необходимости: рядом реки Трубеж и Лыбедь. Справа за мостом сохранилась часть западного земляного вала (290 метров)

Первое, что можно увидеть, войдя на территорию Кремля — это высокая, 83.2 метра, четырехъярусная Соборная колокольня с высоким золотым шпилем. Она была заложена в конце XVIII века на месте бывшей воротной Глебовой башни. На третьем ярусе в нишах расположены скульптуры ангелов, дующих в медные трубы. Высокая колокольня могла служить своеобразным маяком для кораблей, идущих по реке. Красивое сооружение!

Каменными зданиями кремль стал застраиваться еще в начале XV века. Первым был возведен Успенский собор. Затем в конце XVII века собор стал перестраиваться, но почти достроенный он рухнул, скорее всего, по причине неправильных расчетов при закладке фундамента. Начали новое строительство. Теперешний собор, который мы видим, построен в конце XVII века крепостным архитектором-самоучкой Яковом Бухвостовым. Очень монументальное и строгое сооружение получилось! Сейчас он реставрируется и окружен лесами. Но можно видеть, что он пятиглавый, из красного кирпича, с белокаменной резьбой и высокими окнами. В советское время в храме располагался планетарий.

Внутрь можно войти. Поражает высокий (28 метров) резной семиярусный иконостас, созданный мастерами артели резчиков Сергея Христофорова. Резьба была выполнена в едином стиле с белокаменной резьбой на фасадах собора. Великолепны и Царские врата.

На одной из колонн и на куполе сохранились фрагменты прежних фресок, это вторая половина XIX века.

Слева от монументального Успенского собора разместился Христорождественский собор, мне показалось, с довольно интересной архитектурой. Смотрится он нарядно. Храм был заложен великим князем Олегом Рязанским в конце XIV века на территории своего двора. Собор возводился в камне и стал первым каменным зданием Кремля. Собор стал усыпальницей: здесь были погребены рязанская княгиня Анна — сестра Ивана III, дочь Дмитрия Донского — Софья, епископ святитель Василий Рязанский. К сожалению, в собор мы не зашли.

Переславль-Рязанский

Слева от Христорождественского собора в низине течет река Трубеж.

Мы прошли мимо дворца Олега (его лучше осматривать с другой стороны) к Церкви Святого Духа, построенной в 1642 году по проекту архитектора Зубова. Когда-то здесь находился мужской Духов монастырь, и церковь — то, что от него сохранилось. Церковь увенчана двумя шатрами и двухъярусными кокошниками. Трехъярусная шатровая колокольня была возведена в 1864 году зодчим И. С. Стопычевым.

А мы, войдя в ограду, наконец-то смогли полюбоваться Дворцом Олега. Это самое большое сооружение в Рязанском кремле, построенное в XVII — XIX веках на месте, где когда-то находился княжеский двор. Здание возводилось поэтапно, в нем находились жилые палаты рязанских архиереев. Свое название, возможно, оно получило из-за того, что на нем находилось изображение самого князя Олега Рязанского. Сейчас здесь размещены экспозиции и выставки музея-заповедника. Очень красив этот белый дворец с ажурным декором, пышным белокаменным крыльцом и нарядными окнами с цветными наличниками.

Архангельский собор, или собор Михаила Архангела, построенный на рубеже XV–XVI веков, является одним из древнейших сохранившихся сооружений. Скорее всего, храм служил домовой церковью для рязанских князей и усыпальницей для рязанских епископов. На фото он слева, купол почему-то без креста.

Переславль-Рязанский

Кстати, обратная сторона Успенского собора не была закрыта строительными лесами, но выглядела попроще, чем лицевая.

Консисторский корпус был построен в середине XVII века. Консистория — главное административное учреждение епархии, где хранился церковный архив и находились судебные палаты. Автор проекта — архитектор Ю. К. Ершов, под руководством которого появились и другие здания Кремля: первые два этажа Дворца Олега, Певческий корпус. Сейчас в Консисторском корпусе находятся администрация, музей и магазин сувениров. Налицо «прелести» организованного тура: нам было отпущено десять минут, чтобы купить сувениры. Про музеи и речи не было.

Певческий корпус свое название получил из-за проводимых здесь спевок певчих. Кроме того, здесь находились жилые помещения архиерейских служителей — эконома и казначея. Здание XVII века, выполнено в древнерусском стиле.

Какой-то нежной кажется церковь Богоявления (предположительно архитектор В. Зубов) на фоне мощного Успенского собора. Она построена на месте более древней белокаменной церкви XVI века, сгоревшей при пожаре в 1647 году.

Гостиница знати состоит из двух построек, которые были возведены в разное время в XVIII–XIX веках и которые в начале XX века были соединены между собой церковью Иоанна Богослова. На первом этаже, кроме того, сохранились части стен более древних келий (XVII век). Здание было жилым. Некоторое время оно действительно служило гостиницей для знатных особ. Здесь жил с родителями будущий писатель Константин Симонов. С 1995 года, после передачи здания Рязанской епархии, здесь размещается духовная семинария, покои наместника монастыря и братские келии.

Переславль-Рязанский

Раз есть гостиница знати, то должна быть и гостиница для не знати. Гостиница Черни расположена в противоположной стороне. Первоначально это были амбары для хранения зерна, а с XIX века — кельи для приезжающих монахов-чернецов.

Спасо-Преображенский собор. Этот собор, Богоявленская церковь и церковь Иоанна Богослова в гостинице Знати, о которых я упоминала выше, принадлежат Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. Монастырь занимает около половины территории Рязанского кремля. Спасо-Преображенский собор был построен в 1702 году на средства купца Немчинова. Это белокаменный собор строгой формы, с одним куполом, увенчанным крестом. Окна, колонны по углам и двери украшены резьбой, вверху проходит карниз с поясом закомар.

Переславль-Рязанский

На этом наш осмотр Кремля был завершен, увы, без посещения его достопримечательностей, кроме Успенского собора. А дальше наш ждал небольшой переход через реку Трубеж к Преображенской церкви Спаса на Яру. Впервые о церкви, тогда еще деревянной, упоминается в 1626 году, где говорится, что построил ее поп Петр. Она сгорела в пожаре. Новая каменная церковь с пятью главками и шатровой колокольней была возведена в 1695 году стольником Иваном Вердеренским — потомком князя Олега Рязанского. В 1935 году церковь была закрыта, а здание использовалось для занятий морской школой ДОСААФ. Потом, в 1955 году, в храме были начаты реставрационные работы, в которых принимали участие рязанские казаки, поэтому храм иногда называют казачьим. Храм очень красив! Он построен в стиле московского узорочья. Украшают церковь и шатровая колокольня, и пять куполов, и небольшие окна с витееватыми наличниками, и кокошники.

Стены в храме оштукатуривались без шпателя и потому имеют неровности, так делали в XVII веке. При мерцании свечей лики святых выглядят живыми. Росписи хороши! Очень красив и резной позолоченный иконостас, и Царские ворота.

Рядом с этой церковью находится памятник Сергею Есенину (1975 год, архитектор А. Кибальников). Наш замечательный русский поэт родился в рязанском селе Константиново и прожил здесь несколько лет. В ходе экскурсии нам рассказали немного о его детских годах. Когда Сергею было пять лет, отец уехал на заработки в Москву, а мать на заработки в Рязань. Сергей жил у дедушки с бабушкой, где жили еще трое пацанов постарше — его дядья. Они садили Сережу на лошадь и стегали ее прутьями, а пятилетний Сережа каким-то образом должен был удержаться на лошади, держась за гриву. Примерно также его учили плавать: вывозили на лодке на середину реки, раздевали, привязывали веревку к ноге и бросали в воду. Когда он начинал тонуть, за веревку выдергивали его в лодку, давали отдышаться и снова бросали в воду. Вот так дядья закаляли мальчишку. Затем отец отдал его в школу-интернат.

На памятнике поэт запечатлен читающим свои стихи. За ним сквер с его любимыми березами, а перед ним просторы реки Трубеж.

После знакомства с Кремлем мы поехали на пешеходную улицу — Почтовую. Она находится в историческом центре города. Улица появилась в 1780 году после принятия Екатериной II регулярного плана застройки Рязани. Свое название улица получила по открывшейся здесь почтовой конторе. Торговый путь Москва-Астрахань проходил через эту улицу и она стала застраиваться каменными зданиями купцов и банкиров. Поэтому сейчас многие здания являются памятниками истории и архитектуры.

На указателях названия городов — побратимов Рязани

На Почтовой улице, напротив здания Областной думы стоит памятник Евпатию Коловрату (2007 год, скульптор Олег Седов). Это был воевода, боярин, легендарный воин, рожденный на рязанской земле, в поселении Шилово (XIII век). То, что его послали с посольством к черниговскому князю, говорит о том, что это был заслуженный человек. Но пока он ездил с дружиной за помощью в Чернигов, Рязань уже пала под натиском Батыя. Скорее всего, погибла и семья Коловрата. Евпатий описывается как совершенно бесстрашный человек, которому терять больше было нечего, его и прозвали — Неистовый. Он и его дружина фактически стали первыми партизанами, которые сражались с ордой на рязанской земле, нападая на ордынские обозы. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Переславль-Рязанский

Напротив памятника Евпатию Коловрату через дороу находится очень красивое здание — дом купца Игнатьева (1868 год, архитектор С. А. Щеткин). Здесь располагался Государственный банк, теперь Арбитражный суд. Очень пышная отделка, залюбуешься — стиль позднего рококо (или необарокко).

Напротив него здание бывшей гостиницы Штейертов (1890 год) — угловое трехэтажное каменное здание, украшенное в стиле модерн.

Переславль-Рязанский

Оставалось время до запланированного обеда и я по Лыбедскому бульвару вышла к цирку. День такой теплый и солнечный был, приятно было прогуляться!

Вернулась и дошла до противоположного конца Лыбедского бульвара, встретив еще несколько интересных объектов.

Я еще успела буквально пробежаться по старинным Торговым (Хлебным) рядам на площади Ленина, бывшей Хлебной. Здесь торговали хлебом и мукой, сначала лавки были деревянными. В конце XVIII века были выстроены каменные Городские торговые ряды.

Оттуда хорошо видна колокольня Кремля с Успенским собором за ней.

Переславль-Рязанский

А дальше по программе у нас был рыбный обед. Мне очень понравился ресторан «The Peashem» в подвале на Почтовой улице, 58, и сам обед был очень вкусным.

Но мы знаем Рязань как столицу ВДВ. Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена командное училище было образовано приказом Реввоенсовета в далеком 1918 году. Тогда, конечно, не ВДВ. Здесь были организованы пехотные курсы красных командиров. В годы Великой Отечественной войны 32 выпускника училища были удостоены звания Героя Советского Союза.

Переславль-Рязанский

В 90-е годы многие училища были закрыты, но училище удалось сохранить. В 1996 года ему было присвоено почетное наименование «имени генерала армии В. Ф. Маргелова». Среди выпускников училища 53 Героя Советского Союза и 78 Героев Российской Федерации!

В бывшем здание семинарии сейчас находится музей истории ВДВ.

Переславль-Рязанский

А в этом здании были казармы. После пожара они пока не восстанавлены.

В Рязани родился и вырос первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов. Да, это тот, кого мы уж точно знаем из школьного курса: условные рефлексы, собака Павлова. Сегодня улица носит имя этого великого ученого. А в «домике-крошке с мезонином в три окошка», где он родился и вырос, сейчас музей. Музей мы посетили, отзыв напишу.

Переславль-Рязанский

Ну, а еще в Рязани есть небольшой квест: найти «грибы с глазами» — это как в Калининграде хомлинов или в Серпухове павлинят. Нам рассказали веселую историю. «Монахи из мужского монастыря возвращались откуда-то на телеге и повстречали на пути девушку с лукошком грибов. Она заблудилась, устала и попросила ее подвезти, монахи согласились. Но за разговорами забыли о ней и подъехали к монастырскому двору. Отпускать девицу было поздно: их уже встречал старец. Ее чем-то накрыли, а на лицо высыпали ее грибы. Старец посмотрел на телегу, девицы не приметил, зато удивился, что грибы с глазами» :-)

Вот такой усатый боровичок стоит на улице Почтовой. Он символизирует Рязанских косопузов — столяров и плотников, которые, засунув за пояс топор, шли работать по всей стране.

Переславль-Рязанский

Рязанский коробейник находится в сквере у Торговых рядов, предлагая баранки и выпечку.

Конечным пунктом нашей программы было посещение «Рыбацкой деревни». Это совсем новый гостиничный комплекс в норвежском (скандинавском) стиле, расположенный недалеко от Рязани на берегу реки Оки. Несколько красных домиков среди ухоженной территории.

Ну и главное украшение — маяк, на который можно подняться и обозреть окрестности.

Даже небольшой островок в форме сердца имеется.