Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:50

Верея — Россия Март 2022

Узнав о существовании старинного подмосковного городка Верея, я захотела туда съездить: название показалось мне каким-то романтическим. Это самый маленький городок в Московской области. Он насчитывает всего пять тысяч жителей. Правда, сосновые леса, окружающие его, сделали это место привлекательным, и к местным жителям добавилось еще тысяч сто дачников. С названием у меня вышла накладочка: я решила, что это ВерЕя, а оказалось — ВереЯ, с ударением на последний слог. Все оказалось довольно прозаичным: верея означает столбы, на которые навешиваются створки ворот.

Верея упоминается в летописи в 1371 году уже как готовый город. А когда он возник, точно неизвестно. Сейчас это прекрасно сохранившийся уездный город. Население здесь около пяти тысяч человек. Но когда-то с таким количеством жителей город считался большим. Это купеческий город: на пять тысяч жителей когда-то было две тысячи двести купцов. Сейчас столько же пенсионеров. Молодежь уезжает из города, не найдя здесь себе при менения. Было несколько швейных предприятий, которые просто не выдержали конкуренции с китайскими товарами. Одни верейские джинсы чего стоили! Есть несколько небольших предприятий: деревообрабатывающий цех, цех по производству оборудования для разметки дорог. Хорошо развита социальная сфера. Есть даже свой регби-клуб. В городе малоэтажные дома, в основном, одноэтажные деревянные, в большом количестве сохранились купеческие. Купеческий дом — это каменный первый этаж для производства и торговых лавок, и деревянный жилой второй этаж. Верее, как и некоторым другим городам, Екатерина II подарила планировку, которая сохранилась до сих пор: это прямые улицы и перекрестки, так что заблудиться здесь надо постараться.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Еще Верея знаменита своими наличниками. Даже новые дома сейчас украшают резными наличниками.

Есть немного многоэтажек, но не в центре. Несколько высотных домов было построено Романом Абрамовичем для переселенцев с Севера.

Первым храмом из шести ныне действующих в Верее, который мы посетили, был бывший Входо-Иерусалимский Спасский мужской монастырь. Он находится на въезде в город, то есть на окраине. Монастыри и строились зачастую на окраинах, являясь своеобразными погранзаставами. Церковь Входа Господа Спаса в Иерусалим в Спасском монастыре упоминается уже в 16 веке. Но упоминается также, что ограды у монастыря не было, а вокруг была пустошь. Это был беднейший монастырь, и в 1764 году по указу Екатерины II он был упразднен. Периодически на этих землях что-то строилось. В советское время здесь был и пионерский лагерь, и ветеринарная служба, но в основном все было заброшено. Восстановление монастыря произошло недавно на деньги какого-то богатого спонсора. Была сделана стена, башни, ворота, восстановлен пятиглавый храм.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Лаконичный белый храм на фоне ясного неба чудо как хорош! С северо-запада к нему примыкает восьмигранная шатровая колокольня с восемью колоколами. С западной стороны в церковь ведет открытое каменное крыльцо.

Верея — самый маленький город Подмосковья

У основания храма можно видеть огромный гранитный камень.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Месторождений гранита здесь нет. Это «подарок» ледника, который три миллиона лет назад тащил с севера с собой все, а дотащился ледник до Воробьевых гор. Подобные камни иногда можно встретить и в других местах.

В храме два этажа: в нижнем — придел Покрова Богородицы, в верхнем главный придел — Входа Господня в Иерусалим. Святыней и достопримечательностью Спасского монастыря являлось резное изображение святителя Николая. В 30-е годы прошлого века храм был разорен. В 2012 году взамен утраченного установили новое деревянное резное изображение святителя Николая — теперь уже Николы Верейского, который охраняет город. Икону разместили в верхнем храме, в месте, где изначально находилась прежняя. Увы, верхний храм был закрыт.

Икона Святой Екатерины была привезена с Аравийского полуострова и находится под стеклом справа в нижнем храме, также под стеклом вместе с иконой находится веточка неопалимой купины и камешек, у которого, как бы его не разбивали, везде на сколе появляется веточка.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Храм находится на высоком берегу реки Протвы, с которого можно увидеть почти весь город. Если присмотреться, то на следующем фото правее от центра можно увидеть высокий храм Рождества Христова на Городище. Он находится в центре города. Весь город находится как бы в чаше, здесь повышенная влажность, а вокруг города простирается сосновый лес. Так что Верея — рай для астматиков.

После посещения монастыря мы переехали в центр города. На центральной площади сохранились старинные Торговые ряды конца 18-го столетия. Причем недавно на площади сняли асфальт и обнаружили брусчатку. Асфальтировать больше не стали.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Так как город был купеческим, то рядом с Торговыми рядами была построена часовня Параскевы Пятницы, так как она считалась покровительницей торгового люда и женского рукоделия. Часовня недавно была восстановлена. Внутри находится необычная икона — резная (скульптурная) икона Параскевы Пятницы. Она «пришла» в город по воде: ее выловили из реки. В советское время в часовне был магазин мороженого.

Правее часовни возвышается Храм Рождества Христова на Городище, это тот храм, который мы видели из монастыря. Он был построен в центре кремлевского холма князем Владимиром Старицким при Иване Грозном в 1552 году. Собор имеет два этажа: верхний и нижний. И как раз нижний храм — это остатки той церкви, которая была построена при Владимире Старицком. Иван Грозный бывал в Верее и молился в нижнем храме.

Верея — самый маленький город Подмосковья

На следующем фото вид на храм с кремлевского вала. Приземистое здание справа — это бывшая гауптвахта, построенная в первой половине 19-го столетия.

В верхнем храме находится редкая икона Святой Нины, у которой крест сделан из лозы.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Вокруг храма высокие насыпи, это земляной вал бывшего кремля. Когда-то на нем стояли бревенчатые стены деревянной крепости с двумя башнями. До наших дней они не сохранились. Существует легенда, что здесь закопан один из девяти кусков бел-горюч камня Алатырь. Камень спасает город от бед.

Слева на насыпи возвышается красивый памятник гусару — генерал-лейтенанту Ивану Семеновичу Дорохову, герою Отечественной войны 1812 года.

Во время войны французское командование расквартировало в городе свой гарнизон. Кутузов поручил Дорохову разгромить верейский гарнизон наполеоновских войск. Штурм Вереи был предпринят в конце сентября «отрядом в 1300 штыков, сабель и пик». Это была практически первая победа над французами после оставления Москвы русской армией. Узнав об этом, подходившая со стороны Можайска французская воинская часть даже повернула обратно. (11 октября уже отступая, французы вновь заняли Верею, а 15-го в город прибыл Наполеон. Но он здесь только переночевал, и французская армия продолжила отступление.) За победу над французами Дорохов был награжден золотой саблей, с рукояткой, усыпанной драгоценными камнями, с надписью «За освобождение Вереи».

Незадолго до кончины, Дорохов выразил пожелание быть захороненным именно в Верее. Он обратился с письмом к веречанам: «Если Вы слышали, почтенные соотичи, о генерале Дорохове, который освободил Ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от Вас в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, истребив его наголову». Иван Семенович был захоронен в 1815 году в нижнем храме Собора Рождества Христова.

Памятник Дорохову был установлен в 1913 году, а в 1918 году новая власть сбросила его как памятник царскому генералу. На пьедестале установили голову Карла Маркса. Местные жители прозвали его «Черномор». Было разорено и захоронение Дорохова, чтобы найти и забрать драгоценную саблю. Но сабли там не было: Дорохову она не была вручена, а после его смерти жена попросила выдать ей эквивалент деньгами.

И только в 1957 году на этом месте установили новый памятник Дорохову. А вот сабля новая почти всегда, потому что у местных выпускников существует традиция — вытащить саблю и ею помахать.

Останки героя были перезахоронены в 1999 году на прежнее место в нижнем храме Рождественского собора.

Справа на насыпи знакомая скульптура солдата с ребенком, это «Воин-освободитель». Подобная, только гораздо больше, установлена в Берлине, в Трептов-парке в 1949 году. Здешняя появилась раньше. Дело в том, что Евгений Вучетич в составе 33-й армии освобождал Верею. Здесь он был ранен, а лечился в Серпухове. Он изготовил две скульптуры: одну подарил Верее, другую Серпухову.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Внизу, слева от кремлевского вала находится мост, соединяющий центр Вереи с Заречьем. Сейчас он пешеходный. В хорошую погоду с определенной точки моста (недалеко от начала) можно увидеть сразу 4 действующих храма, ну и загадать желание.

Слева, за деревьями можно разглядеть Ильинский храм. Он был построен в 1722 году и капитально перестроен в 1803 году. А как хороша весенняя Протва!

Верея — самый маленький город Подмосковья

Впереди, в Заречной стороне, Богоявленский храм.

Справа вдали Входоиерусалимский храм, в котором мы были вначале. На фото он виден над крышей дома. А наличники-то на доме резные!

Верея — самый маленький город Подмосковья

И сзади на холме Рождественский храм.

По мосту я прошла к храму в Заречье к Богоявленскому храму. Кирпичная церковь была сооружена на средства купцов Сидельниковых в 1777 году на месте старой деревянной. В недавнее время храм был воссоздан на частные пожертвования. Храм имеет два престола: главный — в честь Богоявления и второй — в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. В храме находится икона адмирала Ушакова, который стал в истории православного христианства первым военным моряком, причисленным к лику святых за праведный образ жизни, как воплощение воинской доблести, служения Отечеству и христианской вере и как не потерпевший ни одного поражения и не потерявший ни одного корабля.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Верея — это еще и один из старообрядческих центров. Возникновение старообрядчества относится к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович Тишайший и Патриарх Московский Никон приняли решение провести церковную реформу. В Верее сейчас шесть действующих православных храмов. Один из них, храм Покрова Пресвятые Богородицы — это старообрядческий храм. Деревянный храм был построен еще до наполеоновского нашествия. Наполеон был в Верее, и как результат, храм сгорел при пожаре. Новый храм был построен в 1814 году и никогда не закрывался, действует он и сейчас. В 1909 году была построена колокольня. В старобрядческой общине сейчас насчитывается около 100 человек. На празднование 200-летия храма в Верею приезжал сам епископ Русской православной старообрядческой церкви Корнилий.

В октябре 1941 Верея была оккупирована фашистами, освобождена в январе 1942 года. Это город Воинской доблести.

Верея — самый маленький город Подмосковья

А еще в Верее есть историко-краеведческий музей. Он тоже находится на центральной площади. Музей хоть и небольшой, но есть и интересные экспонаты, например, уникальные, созданные верейскими мастерами, утюги с лицом Льва Толстого на заслонке;

живописные картины и картины из семян;

старинные предметы

и предметы советской эпохи. О музее я написала здесь.

Верея — самый маленький город Подмосковья

Так как железной дороги у города нет, то развито автобусное сообщение. Автовокзал тоже находится в центре. Из Москвы до Вереи можно доехать от метро Парк Победы и Тушинская. Расстояние чуть больше 100 км.