Турист Ксения (lifebizarre18)
Ксения
была 19 апреля 17:30

Санкт-Петербург и окрестности. «Есть город на Неве, я там бываю во сне...». Часть 1

Санкт-Петербург, Выборг — Россия Июль 2022

«Есть город на Неве, я там ещё ни разу не был.
Есть город на Неве, я там бываю во сне.
Есть город на Неве, ему от роду триста лет.
Есть город на Неве, такого нет на всей Земле…" ©
7Б «Город на Неве»

С Санкт-Петербургом у меня большая и давняя любовь с 2011 года. Я приехала в город случайно, за компанию с друзьями, всего на 2,5 дня, влюбилась с первого вздоха (именно вздоха) и с тех пор обязательно хотя бы раз в год (иногда получается несколько раз) приезжаю в любимый город. Единственным исключением был 2020. Из-за COVID-19 не поехали в тот год никуда.

Когда меня спрашивают, куда я еду в отпуск, я отвечаю: «Домой». Те, кто давно меня знают, сразу понимают, что я говорю о Санкт-Петербурге.

В этом году было принято решение подарить себе на день рождения в июле любимый город и небольшой кусочек Карелии в виде города Сортавала, святого острова Валаама и Горного парка «Рускеала» — об этой поездке здесь.

В Петербурге я жила с 10 по 18 июля, чтобы не перегружать отзыв, разбила его на две части. В этой части рассказ пойдёт о самом городе и Выборге.

День первый. 10 июля.

«Ласточка» из Сортавала в 9:30 утра привезла меня в лучший (для меня) и самый любимый город. Приятным бонусом от РЖД была небольшая скидка на «Ласточку» (а также на поезда в Горный парк «Рускеала») по тарифу «День рождения». Он у меня 12 июля.

За плечами четыре дня активного отдыха (Москва, Сортавала, Валаам, Рускеала, водопады Ахинкоски), впереди в планах не менее активный отдых в Санкт-Петербурге и пригородах, а также в Выборге.

Выйдя с Финляндского вокзала, вызвала такси и уехала к месту своего проживания — любимая сеть SuperHostel. Жила там много раз. В этом раз решила вернуться в хостел по адресу Пушкинская улица, 14. Там, кстати, есть лифт в здании. Мой номер был на шестом этаже, мне было актуально.

Оставила вещи до заселения в хостеле (просили вернуться не раньше 13:00, на часах 10 утра) и уехала на встречу с любимым городом.

Давно собиралась к Нарвским Триумфальным воротам, но что-то не складывалось как-то. Решила исправить данный пробел.

Погода — сказка. Тепло. Ворота прекрасны. Впечатляют. Читала, что наверху внутри ворот расположен музей, но т. к. изначально в него не планировала, то и не смотрела график работы. Обошла ворота со всех сторон, рассматривая, изучая, фотографируя.

После решила пройтись по Проспекту Стачек, ни разу за все визиты в этой части города не была. Проспект поражает протяжённостью. Шла, наслаждалась выглянувшим солнышком и мысленно разговаривала с городом — рассказывала, как за этот год, прошедший с нашей последней встречи, я соскучилась, как мне его не хватало, признавалась ему в любви.

Весь проспект я не прошла, обратно к метро ехала на троллейбусе.

В поездках предпочитаю покупать Суточный единый проездной билет на несколько суток, мне удобно. По нему можно ездить на автобусе, троллейбусе, метро и трамвае.

Вернулась в район хостела, погуляла по Лиговскому проспекту. Тут и время заселения подошло.

Ближе к вечеру выбралась в город, тем более за окном такая прекрасная погода. Решила сходить на Марсово поле на выставку «30 картин из жизни Петра Великого» к 350-летию императора. Много про неё читала, хотелось увидеть самой.

По Пушкинской улице на Невский проспект, пешком по Невскому, не переставая радоваться тому, что в Петербурге и до конца не осознавая происходящее — всё такое знакомое, родное и любимое, как будто я и не уезжала. Ну наконец-то я дома. Люблю город и вроде бы он мне, как и всем, кто искренен к нему в своей симпатии, отвечает взаимностью.

Свернула с Невского, решила пойти так, как раньше на Марсово поле не ходила. Вышла в итоге к Михайловскому замку.

А там и до цели моей рукой подать. Да вот же оно!

Шиповник в июле за пару дней до моего дня рождения не устаёт меня поражать (равно как и пионы в июле 2017 году на том же Марсовом поле) — у нас в Саратове всё давно отцвело.

Посетила выставку, очень понравилось. Масштабно, качественно. Народу не сказать, что много, но и не мало. Но в целом никто никому не мешал.

Погуляла по Марсову полю, пошла навестить свой любимый Спас-на-Крови (у меня много мест и объектов в городе, про которые говорю «мой любимый» и это так на самом деле).

В этом году храм почему-то произвёл грустное впечатление, показалось, что он как-то поблёк, потускнел внешне. Возможно, местные жители меня поправят, но вот как-то так я его увидела в это лето.

Ещё сильнее расстроила любимая ограда Михайловского сада. Всегда ей восхищалась, больше, чем традиционной туристической оградой Летнего сада (как говорится, на вкус и цвет…) и, увидев, что эта ограда местами сильно проржавела — была расстроена. Ощущение запущенности и заброшенности объекта не покидало.

По набережной канала Грибоедова пошла к Казанскому собору, погуляла возле него.

Затем села на один из автобусов, идущих до остановки «Станция метро „Площадь Восстания“», а там и до места моего проживания рукой подать.

Дом компании «Зингер»

Десятый час вечера. Район Площади Восстания. Жителям северных регионов привычно, но я с юга:) Для меня экзотика.

Первый день дома завершён.

День 2. Ботанический сад Петра Великого

На второй день решила отправиться в Ботанический сад Петра Великого. Была там давно, в ноябре 2017 года на Субтропическом маршруте, очень понравилось, но всё как-то не получалось вернуться. Решено было это исправить. Искала в интернете информацию о графике работы. Нашла, что всё работает без ограничений по дням и т. п. Ну-ну, плохо искала, как выяснилось на месте.

Хотела давно посетить Водный маршрут, но что-то я всё мимо да мимо, в не сезон его работы. В этот раз в сезон, но снова мимо — на месте выяснилось, что оранжереи в этот день не работают и вообще, по словам кассира, билеты распроданы туда на несколько дней вперёд. Правда или нет — я уже не узнаю. Ну что ж, значит погуляю по самому саду, тем более ни разу там не была, а небольшой моросящий дождь мне не помеха — я с дождевиком, одета по погоде, на улице тепло, народа немного — всё как я люблю, как по заказу.

Пошла гулять. А может и хорошо, что с оранжереями-то не сложилось? Не факт, что я по саду бы пошла после них гулять, а тут такая красота.

Разнообразие хост поразило. У нас засушливый климат, такого нет. А тут столько разных видов, я и не знала, что такие бывают и что они ещё и цветут, и так красиво. «О, сколько нам открытий чудных…" ©. В Ботаническом саду, если не путаю, как раз в эти дни фестиваль хост проходил.

Сад прекрасен. Влюбилась. А какой воздух… Прозрачен и свеж.

Гуляя по саду, случайно набрела на Сенсорный сад для людей с ограниченными возможностями здоровья. Вот это тема! Вот это шикарная задумка и неплохое исполнение. Как человек, десять лет работающий с людьми с инвалидностью по зрению разной степени тяжести (в том числе с тотально незрячими) не могу не отметить важность таких проектов. Можно потрогать растения, высаженные в специальных подставках, ощутить запах, разные виды деревьев и их кору на ощупь узнать. И всё в одном месте, компактно. Для людей с нарушением зрения очень важно тактильное восприятие. Коротко рассказано о представленных растениях, информация продублирована рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля для слепых. Супер!

Задумка хороша. Буду рекомендовать это место нашим незрячим посетителям, многие из них достаточно часто посещают Санкт-Петербург. Надеюсь, этот проект будет жить и развиваться. А мне очень понравилось, как пахнет чабрец вживую. И руки потом долго им пахли.

Возможно, людям, никогда не сталкивающимся в людьми с ОВЗ, кажется задумка бесполезной, вы не правы и очень ошибаетесь на её счёт и поверьте — вы — уже очень счастливые люди, если не сталкиваетесь с такими проблемами со здоровьем. Повторюсь, задумка шикарна и очень важна.

Продолжаю гулять по Ботаническому саду. Так красиво вокруг, ощущение, что время замерло. Не знаю, сколько я там провела времени, гуляя и наслаждаясь.

Больше фото с прогулки по Ботаническому саду представлены в отдельном альбоме.

После прогулки зашла подкрепиться в Пельменную, расположенную относительно недалеко от сада (минут 10 пешком). Вкусно, сытно, недорого. Всё понравилось.

Дождик усиливался, краски сгущались. Было принято решение отменить запланированную прогулку по Каменноостровскому проспекту от станции метро «Петроградская» до станции метро «Чёрная речка» с заходом на Каменный остров и вернуться в хостел. Ну, ничего, в следующий раз осуществлю.

День 3. Океанариум. Эрмитаж

За окном 12 июля, у меня день рождения.

Смотря на яркое солнце, не верилось в прогнозы МЧС, обещавшие чуть ли не конец света в этот день. Изначально на день рождения планировался самый любимый и почему-то ставший самым родным за все эти годы Павловский парк, но и-за прогноза решила отложить.

Вместо парка было решено посетить Океанариум. Была там в октябре 2015 года, очень понравилось, впечатлил. После была в Москве в «Москвариуме» на ВДНХ — ну вот не то и всё тут, классно, интересно, но такого ВАУ, как после питерского Океанариума, не было.

Океанариум расположен в ТРК «Планета Нептун». В день рождения (а также за один день до него и один день после) имениннику скидка 50%. С учётом нынешних цен там — очень и очень приятный бонус.

Погода сказка, интернет рисует, что пешком идти минут 30 от места моего проживания. Красота. Я на работу каждый день 30 минут утром и 30 минут вечером хожу, не расстояние. По пути зашла на завтрак в столовую «Два гуся» в Кузнечном переулке. Не особо порадовал выбор. Показался бедноват. До этого уже несколько раз ела в «Тарелке» недалеко от Музея Арктики и Антарктики — понравилось больше.

Из Кузнечного переулка по улице Достоевского (ни разу на ней не была, было интересно, какая там архитектура). С ул. Достоевского на Социалистическую улицу, оттуда — на улицу Марата. А там до Океанариума подать рукой. Погода — подарок от любимого города на день рождения. Тепло, солнечно, прекрасное любимое низкое небо (в Саратове выше, резкий контраст такой) — всё отлично.

Для того, чтобы купить билет со скидкой в честь дня рождения, будет необходим паспорт или свидетельство о рождении ребёнку.

Купила билет, прошла контроль и пошла изучать водный мир.

Больше фото из Океанариума в отдельном альбоме. Красота там (в Океанариуме) неописуемая и очень интересно.

После Океанариума по ул. Марата вернулась в хостел. Непродолжительный отдых и путь на праздничный обед в честь дня рождения в любимом уютном ресторанчике грузинской кухни «Чито Гврито» на ул. Марата. Вкусно, недорого, сытно. Открыла это место давно, страшно сказать — 8 лет назад — когда думала, где отмечать 24-й день рождения с семьёй. Теперь это наше любимое место.

По-прежнему ничего не предвещало плохой погоды. После обеда в планах в качестве ещё одного подарка на день рождения был Эрмитаж. Была там неоднократно, но есть любимые художники и картины, ради которых всегда возвращаюсь.

По Марата спокойно дошла до Невского проспекта, оттуда пошла к остановке на Невском/Литейном, чтобы доехать до Дворцовой площади. Погода резка начала портиться. Смотрю перед собой — солнце, оборачиваюсь — свинцовые тучи. В очередной раз поражаюсь контрасту питерского неба. Стоило встать на остановке — ливануло, при чём знатно. На троллейбусе до Дворцовой, там дождевик (который всегда с собой — привычка, выработанная годами, не подвела и в этот раз), ноги в руки и в Эрмитаж. Минут 10 пришлось постоять в очередь на вход. Не страшно. Стояла и дольше, и большую очередь. Больше меня поразила очередь в кассы внутри музея. Такого столпотворения я не видела давно. «А куда в плохую погоду?», — видимо подумали все гости города. Тут стояли минут 20, а может и 30. Наконец билет куплен (500 рублей в Главный музейный комплекс при предъявлении паспорта гражданина РФ), теперь стоим в очереди на вход — досмотр и турникеты. Ну что ж, всё когда-то бывает в первый раз, а то за все разы посещения Эрмитажа очереди непосредственно внутри него казались из сказками из серии: «Нет, сынок, это фантастика». Стояли недолго, минут 5. И вот он, любимый музей.

Можно, было бы, наверное, купить заранее билет в музей онлайн по сеансам (или как там у них сейчас, в 2021-м было на опредеоённую дату и ко времени), но я вот эти вот привязки к дню/времени не люблю. Захотелось мне куда-то пойти — пошла, не захотелось — не пошла. А не так, что не хочется/не успеваю, а билет уже куплен — надо идти. Но тут дело вкуса само собой и каждый выбирает для себя.

Изначально планировалось навестить парадные залы, любимых Рубенса, Снейдерса, Рафаэля, Тициана, да Винчи и, конечно, Рембрандта — самого главного для меня из всех. Но что-то почти сразу пошло не так. Я сразу свернула не туда куда-то и оказалась в местах, где до этого ни разу не была. Вот за что люблю Эрмитаж — каждый раз в каждый визит открываю для себя что-то новое. Этот раз не стал исключением. Гуляла несколько часов по всем этажам.

Что-то новое. Никогда не видела эти экспонаты.

Парадные залы тоже в итоге навестила. Любимая Галерея Героев Отечественной войны 1812 года.

Ушла на третий этаж. Поразило собрание картин во всю стену от пола до потолка. В итоге, осмотрев всё там, с помощью смотрителей вышла на маршрут, который нужен мне был изначально.

«Три грации» Антонио Канова.

Лоджии Рафаэля

Красавица Даная с печальной судьбой картины. Рембрандт «Даная»

«Возвращение блудного сына» Рембрандта — самая моя любимая картина в Эрмитаже. Одна из причин, по которой возвращаюсь снова и снова. Запала она мне, чем-то цепляет. Видела её в разное время суток и в разное время года при различном освещении — каждый раз открывается по-разному. Легенда гласит, что старый, почти ослепший художник, умерший в забвении и нищете, местами писал её кровью.

Навестив художников, пошла искать выставку «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». На выставке представлены картины таких художников, как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Клод Моне, Камиль Писсарро, Андре Дерен.

Выставка организована совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина.

Выставка построена в образе дома знаменитого коллекционера в Москве. Расположение картин на выставке словно повторяет их расположение в доме. Сначала кажется не очень понятным, но если посмотреть небольшой фильм о выставке, демонстрируемый в одной из комнат-павильонов, складывается цельный образ и удивляешь, как удалось воссоздать ту атмосферу и расположение. Впечатления от выставки остались положительные, было очень интересно её посетить и познакомиться с картинами в таком прочтении.

Пока я гуляла по Эрмитажу (проведя там почти всю вторую половину дня), ливень кончился и снова можно было гулять по городу.

Сходила к Атлантам.

Погуляла по Дворцовой площади. Полюбовалась шедеврами архитектуры.

Через Арку Главного штаба вышла на пешеходную зону Большой морской улицы.

Подумала, что в принципе силы ещё есть и почему не пройтись бы до места моего жительства пешочком, прогуляться. В районе Казанского собора поняла, что всё-таки переоценила свои возможности на сегодня, воспользовалась общественным транспортом и поехала в хостел. Впереди меня ждал праздничный вечер с заранее закупленными любимыми вкусностями.

А о прогулках по городу с 10 по 18 июля также есть отдельный фотоальбом.

День 4. Выборг

13 июля прогноз погоды обещал хорошую солнечную погоду и до +23 градусов. А не поехать ли в Выборг? Почему бы и нет.

Добралась на метро до Финляндского вокзала, купила билет на утреннюю «Ласточку» и стала ждать. Ласточка обещала довезти до Выборга в районе 1 часа 20 минут (плюс/минус, точно уже не помню).

Народу — как людей. Когда объявили посадку — вся эта толпа двинулась к составу. Я два раза была до этого в Выборге (в начале сентября 2018 г. и в июле 2021 г.), но такое столпотворение видела первый раз. Понимаю, что это, наверное, норма, и в предыдущие разы мне просто видимо везло, но была удивлена: не то, что сесть — встать было негде. Люди стояли вплотную друг к другу, система кондиционирования не справлялась. Некоторым становилось плохо…

Первые минут 40 ехала стоя. В Сестрорецке основная масса народа схлыхула и получилось сесть (но так повезло не всем).

В Выборге главной целью был любимый парк Монрепо и сам город. Замок от и до мы облазили в 2018 году, башня Святого Олафа не работала ни тогда, ни в этот раз. В прошлом году из-за аномальной жары погуляли в парке и в обед уже уехали из города, не хватило именно самого города, его атмфостеры, соскучилась. Поэтому в планах было просто погулять по городу, по любимым местам, возможно, посетить Часовую башню с экскурсией и Монрепо. Вернуться обратно было запланировано на «Ластчоке», отправлявшейся в начале шестого.

Прогулку начала традиционно с набережной Большого ковша, полюбовалась заливом. Погуляла там, постояла, наслаждаясь красотой.

Погода — подарок. Не жарко, не душно, не холодно. Идеально для прогулок.

Знаменитый выборгский Лось.

Собор Святых Петра и Павла

Спасо-Преображенский собор

Милый трамвай-кофейня

Башня Ратуши

Вышла к Часовой башне. Первый раз увидела своими глазами после реставрации, а не на фото в интернете. Полюбовалась, нафотографировалась вволю, поняла, что не особо меня тянет на экскурсию по ней и на её смотровую, и ушла гулять по городу.

Где-то на улицах Выборга.

Вышла к памятнику Торгильсу Кнутссону, расположенному на площади Старой ратуши. Остановилась в этом месте на какое-то время, любуясь архитектурой.

Потом по Крепостному мосту мимо Выборгского замка, памятника Апраксину. Хотя и здесь остановилась на какое-то время, наслаждаясь открывшимся пейзажем.

По Петровской улице дошла до Аннеских укреплений и выдвинулась в сторону Монрепо.

Вход в парк платный, на мой взгляд, чисто символический — в районе 100–150 рублей, есть льготы. Показалось (а, может, не помню просто), что по сравнению с прошлым годом в ещё большую положительную сторону продвинулись работы по обустройству территории у парка, парковок — расширилось всё, хотя машин на подъезде по-прежнему полно — не развернуться, вдоль дороги много туристических автобусов.

Главные ворота при входе в парк.

Цель этого года — посетить часть парка, в которой ни разу не была — острова Палатки, Пампушника, долину Розенталь — всю ту часть; в последний мой приезд она была закрыта для посещений, во всю работы шли. Словами красоту не передать, поэтому фото.

Главная усадьба и Библиотечный флигель.

Вид на бухту Защитную и острова.

Мрачный и депрессивный, суровый русский север:)

Очень много водных прогулок в разных местах. Здорово. Всё ухожено, облагорожено. Глаз и душа радуются.

Изучив неизвестную мне территорию, налюбовавшись пейзажами, пошла навестить Вяйнемёнена.

Погуляла немного по эко-маршруту, но особо далеко не пошла (там мы в прошлом году много изучили всего).

Погуляла-погуляла, а время-то идёт, скоро и Ласточка обратно. А ещё надо бы куда-то перекусить заехать.

Вышла из парка, спустилась чуть ниже, пройдя узкую дорогу, по бокам которой в два ряда по-прежнему стояло множество автомобилей и туристические автобусы, которых стало ещё больше. Вызвала такси, ждала минут 15 и уехала в присмотренный заранее «Крендель и Ко» на обед. Место разочаровало (но, возможно, мне просто не повезло). В районе половины четвёртого уже практически ничего не было из еды и самих кренделей, персонал всем своим видом показывал, что одиночные туристы им не очень интересны, а вот туристические группы (хотя там не особо много места) и оплаченные мастер-классы по выпечке — это да, им рады. Но, повторюсь, возможно, я так попала, но странно, особенно с учётом, что цены там повыше средних.

После какого никакого обеда отправилась в сторону вокзала. По улице Красноармейской вышла к Круглой башне (там, кстати, останавливались на обед в наш первый визит в Выборг, тогда всё понравилось), побродила по площади, далее по Пионерской улице к набережной Большого Ковша и по ней по скверику вдоль залива вышла к вокзалу.

Народу на вокзале — яблоку негде упасть и все почему-то в кассу за билетами стоят. Испугалась, что терминалы по продаже не работают. Да нет, всё прекрасно работает и сотрудник вокзала всех приглашает к ним пройти и купить билеты. Быстро приобрела билет и пошла на посадку. В 16:40 была в вагоне, как потом показала жизнь — хорошо, что пришла заранее. Буквально минут через 10 сесть было нельзя, а к моменту отправки поезда — и встать-то тоже особо негде.

Удачно вернулась в Санкт-Петербург. Пока Выборг, до новых встреч!

С Выборга есть отдельный фотоальбом с фото, т. к. вся красота местной природы и архитектуры в отзыв по количеству фото не помещается.

Первую часть рассказа я на этом завершаю. Продолжение следует… Во второй части помимо Санкт-Петербурга, будет рассказано про поездку в Кронштадт и Павловск.