Турист Ксения (lifebizarre18)
Ксения
была 4 мая 17:14

Рускеала, Валаам, Сортавала — Россия Июль 2022

Путешествие по Карелии стало началом большого путешествия отпуска 2022. Хочется поделиться прекрасными эмоциями и хорошим настроением.

В Сортавала я собиралась давно. Манил Горный парк Рускеала. Но всё как-то не складывалось. В прошлом году добралась впервые до Карелии, но тогда главной целью были Кижи. В этом году наконец-то решилась — всё, надо ехать.

Люблю путешествовать, по возможности, самостоятельно, выбирать удобное для себя время, составлять маршруты, способы перемещения.

Стала изучать информацию о городе, как добраться, что можно посмотреть помимо горного парка. Так чисто случайно в планах оказался Валаам, оставивший неизгладимое впечатление и желание вернуться туда ещё и пожить там несколько дней. Но обо всём по порядку.

После того, как я определилась с датами (7 — 9 июля), встал вопрос, где жить. Изначально понравился небольшой отель «Ласточкино гнездо» недалеко от вокзала. Рассматривала другие варианты, но или мне не нравилось расположение, или не было мест, или говорили, что ориентированы на групповое обслуживание туристов. Вернулась к «Ласточкиному гнезду». Подробнее про отель писала тут.

До Сортавала добиралась через Москву. Вечером 5 июля поезд № 047 Балаково — Москва забрал меня из родного Саратова и увёз в столицу нашей Родины, утром в 9:56 по московскому времени я была уже на месте. Переезд с Павелецкого вокзала на Ленинградский, сдача багажа в камеру хранения и прогулка с подругой по Москве в течение дня, т. к. поезд из Москвы в Сортавала отправлялся только в 16:50.

Москва была прекрасна, но о ней в другой раз. Время прошло быстро и вот меня уже провожают в Сортавала. В этом году отпуск впервые получился без компании, как-то не сложилось, но от этого он не стал хуже, а где-то даже и приобрёл плюсы.

Поезд № 160 Москва — Петрозаводск прекрасен, современный, двухэтажный, в составе есть вагоны «Рускеальского экспресса», но я выбрала обычное купе на первом этаже. С попутчиками повезло, дорога прошла незаметно и вот в 8:19 я в Сортавала.

Эмоции бесконечного счастья не передать словами. На подъезде к городу, смотря в окна вагона, на глаза наворачивались слёзы радости — наконец-то я тут! После стольких лет мечты и сборов! Вот оно всё сложилось!

При выходе на перрон встречаются век нынешний и век минувший.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Слева поезд, на котором приехала я. Справа — ещё один состав Рускеальского экспресса.

Всё чисто, ухоженно. Погода сказка.

Читала в отзывах, что в Сортавала нет централизованного такси, только частники, которые всегда готовы отвезти куда угодно. Мне в этом вопросе повезло не сразу. Т. к. до моей гостиницы было ходу 10–15 минут пешком, то особо желающих везти меня не было. А большой неподъёмный чемодан, пусть и на колесиках + сумка (впереди после Карелии меня ждал любимый Санкт-Петербург на 9 дней, а потом несколько дней в Москве) + 1,5 суток в пути не вызывали желания идти пешком у меня. В итоге водитель был найден, пусть и не сразу, отвез меня до места назначения (улица Кайманова, 2а).

Пока мне готовили номер для раннего заезда, я оставила багаж и номер телефона — обещали позвонить, сразу как можно заселяться будет, и ушла гулять.

Я не знаю, как описать словами свой восторг и ощущение бесконечного счастья. Этот воздух, эта природа, это небо. Такая красота вокруг. Словами не передать.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

На пристани метеор «Игумен Назарий» увозил группу туристов на Валаам, меня же Валаам ждал на следующий день, а пока я гуляю, наслаждаюсь природой и архитектурой, радуюсь солнышку, красотам озера и всего, что меня окружает.

Время приблизилось к 9:00, открылся Дом Берга — внизу там расположено кафе. На верху — ликеро-водочный магазин. В Дом Берга я и отправилась на завтрак.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Вкусно. Взяла калитки с форелью (оказались свежайшие, тёплые и рыбы туда не пожалели), блинчики с вареньем из карельских ягод и чай по-карельски. Села завтракать и тут звонок из гостиницы — номер готов, можно приходить. Т. е. в принципе ожидание было недолгим — 30–40 минут, да и какое это ожидание, когда такая красота вокруг.

После завтрака отправилась на заселение. От Дома Берга до гостиницы минут 10 пешком.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Отдохнув, снова ушла гулять по городу.

Памятник Уно Ульбергу у Дома Берга.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

улица Карельская — одна из центральных в городе.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Старинное деревянное пожарное депо с каланчой

Церковь Николая Чудотворца

Памятник рунопевцу Петри Шемейкка

Погуляв по городу, пошла в музей Кронида Гоголева. Мечтала туда попасть. Лучше информации с официального сайта не скажу, поэтому цитата оттуда: «Музей частной коллекции Кронида Гоголева находится в городе Сортавала. Располагается он в старинном здании финской постройки 1904 года.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Здесь экспонируется уникальная коллекция работ Народного художника России Кронида Александровича Гоголева.

Кронид Гоголев — выдающаяся личность города Сортавала и Республики Карелия, Народный художник России, мастер, работавший в уникальной технике скульптурного рельефа, известен во многих странах. Его произведения находятся в частных коллекциях глав государств и в музеях России.

Основная часть произведений, находящихся в экспозиции — скульптурный рельеф в дереве, также можно увидеть живопись автора. Тема русского Севера, выразительная природа, простые люди, их быт и праздники нашли живое отражение в его творчестве.

Музей Кронида Гоголева — это особенное место, все здесь проникнуто атмосферой таланта, который был не просто даром, но создавался кропотливым трудом, работой и терпением» ©

Музей потрясающий, произвёл сильное впечатление. Вырезать из дерева целые картины быта, природы, местные красоты — сколько же труда нужно.

Я покупала комплексный билет с посещением первого и второго этажей музея. На втором этаже располагаются резные иллюстрации к рунам карело-финского эпоса «Калевала». Очень красиво и интересно. Советую к посещению.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Больше потрясающих работ мастера в фотоальбоме, посвящённом Сортавала.

Посетив музей, погуляла по сувенирным магазинам вокруг, поприсматривала сувениры домой. На обед пошла в знаменитую «Акуловку» недалеко от пристани. Было вкусно.

После насыщенной прогулки и сытного обеда решила дать себе отдых и вернулась в свой номер в гостинице.

Через какое-то время поняла, что есть силы идти дальше гулять. Решено было пойти в парк Ваккосалми.

Мимо паровоза, на который у меня выходило одно из окон в номере.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Моя любимая красавица северная природа.

Певческое поле в парке Ваккосалми

Пока спускалась к Певческому полю, позвонили из турфирмы, где была забронирована экскурсия на Валаам, спросили всё ли у меня в силе. Спросила, в силе ли всё у них, очень много информации было в интернете, что из-за погоды на Ладоге метеоры часто отменяли. Но прогноз был судоходный, всё хорошо, ура, завтра еду на Валаам.

Вышла из парка и пошла гулять по городу.

На ужин снова полюбившееся место у Берга, уха, калитка и чай. И заслуженный отдых ногам в номере.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Фото сделано примерно в 21:15. У нас на юге темно в это время. Пару раз просыпалась ночью и боялась, что проспала — светло, красиво, необычно для меня, добавляет позитивного настроя. Маска для сна и плотно задернутые шторы не особо спасали.

День 2. Валаам

Однодневную экскурсию на Валаам заказывала заранее, т. к. понимала, что сама я туда частным извозом для первого раза не доберусь. В стоимость входит метеор туда/обратно, обзорная экскурсия, обед в трапезной. Время начала выбрала в 11:00. Сбор, если правильно помню, в 10:40 на пристани. Оплата менеджеру турфирмы на месте, наличными, без сдачи. Об этом говорят заранее и напоминают накануне.

8 июля, солнце, прекрасная погода. Оделась в соответствии с памяткой туристу, пришедшей вместе с договором — длинная юбка, удобная обувь, закрытая кофта (я мерзлявая сама по себе), платок на голову.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Хотя в принципе народ так не заморачивался. Многие были в джинсах. С собой взяла фотоаппарат, воду, телефон и хорошее настроение.

Сколько лет я мечтала о Ладоге, сколько представляла, как хотела увидеть вживую. Реальность превзошла все ожидания — бескрайние просторы, солнце, красота. По пути на Валаам удалось сесть у окна, всю дорогу любовалась красотами Ладоги.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

По прибытии на Ваалам мы все разошлись по гидам, кто к кому, кто откуда прибыл и у кого брал тур. Группа у нас была небольшая. Много информации о Валааме и его непростой и интересной судьбе есть в интернете и в отзывах других путешественников, поэтому не буду повторяться, а поделюсь фото.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Читала в интернете, что туристов не пускают в Верхний храм Спасо-Преображенского монастыря, заранее расстроилась. На деле всех пускали, вопросов не было (или нам повезло). Сначала мы прошли в Нижний храм, наш гид рассказала нам о его святынях, всё показала, затем пошли в Верхний храм. Гид дала немного (совсем чуть-чуть) время на осмотр Верхнего храма и по желанию подать записочки, строго о здравии. Я заказала сорокоуст о здравии на всю семью, купила свечи и пошла на улицу ждать свою группу. Свечи пахнут мёдом и каким-то разнотравьем, я таких ранее никогда не встречала.

Верхний храм Спасо-Преображенского монастыря

Далее мы пошли слушать мужской хор в Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник. Вот это голоса, вот это уровень и качество исполнения и мастерства — пробирает до мурашек.

После выступления хора был обед в трапезной (ориентировочно минут 30, точно не помню). Затем нужно было пойти к причалу, можно было с гидом, можно — самостоятельно. Группа разделилась. Я и несколько человек пошли с гидом, часть ушли сами. Я первый раз и одна — банально боялась потеряться.

Нас снова посадили всех на метеор, который проплыл вдоль острова, обогнул его и… началась вторая часть экскурсии, включающая себя посещения скитов Валаама. В одной из церковных лавок, где гид дала нам 5 минут, купила икону Божией Матери Валаамская. Как и везде в туристических местах — чуть дальше от основного места (в данном случае Спасо-Преображенкский монастырь) — дешевле и меньше народу. Празднование Валаамской иконе Божией Матери проходит в первое воскресенье после дня памяти святых апостолов Петра и Павла (12 июля).

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Завершилась экскурсия на смотровой площадке с видом (по словам гида) на форелевое хозяйство вдали, где гид долго и подробно отвечала на вопросы туристов.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Больше фото с Валаама в отдельном альбоме.

По завершении экскурсии все вместе пошли на причал.

На причале я купила вкуснейших пряников — себе и на сувениры: пахли, как и свечи, мёдом и разнотравьем, на вкус оказались невероятно нежными, медовыми, таяли во рту. Я таких вкусных пряников никогда не ела.

Валаам прекрасен, я влюбилась в него. Мечтаю вернуться вновь и пожить там. Надеюсь, сбудется. А какой там воздух… Гид говорила, что там на деревьях какой-то особый мох растёт (и нигде такого якобы больше нет), он так воздух очищает и поэтому он там такой чистый.

День 3. Горный парк Рускеала.

То, что-то не так, я поняла ещё, когда проснулась ночью — темно и прохладно.

Утро принесло пасмурную дождливую погоду. Если до этого я ходила в летней одежде + кофта, то тут оделась тепло.

Привела себя в порядок и пошла на железнодорожный вокзал, где Рускеальский экспресс должен был увезти меня в Горный парк Рускеала.

В первую очередь пошла к паровозу, наделал кучу селфи, фото, наснимала видео — детский восторг.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Ассоциации, что в Хогвартс поедем, а не в парк. Кстати, видела маленьких детей, одетых под Гарри Поттера и Гермиону (у девочки образ особо удачно получился) в форму Гриффиндора, шли туда фотографироваться. Я же пошла искать свой вагон. Вагоны были в составе поезда из Москвы (точно такого же, какой меня 2 дня назад привёз в Сортавала). С попутчиками снова повезло. Пофтокали друг друга, нафоткали купе, вагон, никто никому не мешал. В пути проводники угощали чаем.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Непонятно только у них со временем. На билете выходило, что ехать около часа, проводник вообще 1,5 загнул. По факту минут 40 и мы на месте оказались.

Непонятка № 2. В пути к нам в вагон сели пассажиры, утверждавшие, что у них места в наше купе (все 6 мест в купе заняты были). Стали сверять билеты — да, всё совпало и у нас, и у них — и вагон, и места. В итоге проводник их где-то разместил, но как-то неприятно. А уж как людям-то тем неприятно, купили билеты и тут такой «сюрприз».

Платформа встретила дождём. Пригодился дождевик. Входной билет в парк был куплен заранее через терминал, размещённый в вагоне. Но хотелось ещё купить билет на прогулку на самоходной платформе по озеру Мраморного каньона и экскурсию «Дорогой горных мастеров» (через терминал купить было нельзя). Описание экскурсии с официального сайта: «Экскурсия „Дорогой горных мастеров“ предлагает максимум в Рускеала: включает экскурсию „Мраморный каньон“ и проходит по наземной части парка. Провал „Мраморное сердце“ позволит заглянуть в подземную часть парка, а Итальянский карьер порадует неповторимым мрамором. Длительность 1 час 45 минут. Дистанция 2600 метров».

Постояв минут 10 очередь в кассу (судя по рассказам, это я быстро, можно сказать, что не было очереди), узнаю, что самоходная платформа по техническим причинам сегодня не работает, а на «Дорогой горных мастеров» билеты на сегодня уже все проданы (и это в начале двенадцатого). Предложили раскрученную «Подземную Рускеалу», но из-за резких перепадов температурного режима по состоянию здоровья я её не планировала изначально.

Ну что ж, значит гуляю сама.

Пока поднялась в парк — дождь кончился, дождевик был убран и я пошла наслаждаться красотами. Немного расстроила погода в первой половине дня — было пасмурно и особо как-то впечатления парк с его красотами сразу на меня не произвёл, видимо завышенные ожидания были от фото во всемирной паутине. Хотя всё ухожено, деревянные дорожки, ступеньки — комфортно.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Обошла Мраморный каньон с разных сторон (как потом оказалось, мне показалось, что я его обошла сразу весь), вышла к озеру Монферанна и двинулась в сторону кафе. Там попробовала совершенно потрясающую форель (не помню, какого копчения) — очень вкусно и очень большая порция.

После кафе пошла снова вдоль Мраморного каньона искать выход из парка, где есть парковка и где осуществляется трансфер к водопадам Ахинкоски. Очень к ним хотелось. На выходе охрана спрашивает, собираетесь ли вы вернуться обратно и в случае положительного ответа выдаёт бумажную ленту-браслет жёлтого цвета, чтобы не приходилось вновь платить за входной билет в парк. Побродила, побродила, не нашла ничего похожего на трансфер. Приуныла. И тут увидела женщину, которая спрашивала, нет ли желающих на водопады — местные автомобилисты за определённую плату готовы были отвезти туда. Нас набралось трое. Отдали то ли 150, то ли 200 рублей с человека. Водитель нас отвёз. Договорились с женщиной встретиться у входа на водопады через час и ехать обратно. И тут нам включили солнышко. Красота неописуемая (я о многом так говорю, да, но это реально так). Водопады — это самое яркое впечатление дня. Я гуляла и радовалась, наслаждаясь пейзажами. Вокруг водопадов проложен пешеходный маршрут с деревянными дорожками, стоимость 300 рублей. Возможна оплата картой. Вдоль маршрута много деревянных фигурок красивых и интересных.

Водопадам, как и Горному парку Рускеала, также посвящены отдельные фотоальбомы.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Через час встретились с попутчицей, увидели, что в Горный парк Рускеала идёт автобус (заявленный трансфер, как раз его расписание было), решили вернуться на нём.

По возвращении в парк по-прежнему было солнце и вот тут то он и предстал во всей красе, раскрылся. Снова обошли Мраморный каньон, сходили к Итальянскому карьеру, по пути самостоятельно нашли провал Мраморное сердце, наделали везде кучу фоток и селфи, пофотографировали друг друга и ушли на ужин в кафе на территории парка.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Мраморный каньон в солнечную погоду

Итальянский карьер

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Моей попутчице надо было на поезд, который уходил из парка в Москву в районе 18:00 — 18:30, мой же Ретропоезд в Сортавала должен был быть в 19:40. Я осталась гулять.

Прогулялась к печам бывшего мраморно-известкового завода. Там, кстати, стройка идёт, дорогу делают.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Спустилась к поворотному кругу.

Сходила в кафе-поезд за поворотным кругом, закупилась пряниками с символикой Рускеальского экспресса, вяленой клюквой (полюбили её всей семьёй в прошлом году, у нас негде купить), попила чай и пошла на платформу. Пошёл дождь.

Ещё один неприятный сюрприз. Поезд был заявлен у меня на 19:40. Это был по расписанию последний поезд, на котором можно было уехать из парка в этот день. 19:40 — поезда нет, нет его и в 19:50. Я нервничаю, другие пассажиры тоже. В итоге подали его в 20:00, не сажали ещё минут 10–15. Потом наконец-то объявили посадку. У меня был поезд с финским вагоном-рестораном, в который надо билет заранее покупать. Много читала, конечно, про царский вагон-ресторан в составе «Рускеальского экспресса», но, по отзывам там свободная рассадка и не всегда можно место занять. А тут в Ретропоезд покупаешь билет и место твоё. В стоимость входит сэндвич и напиток на выбор.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Включили солнце — красота. И отходняк пошёл от страха заночевать в горном парке. В общем, что у них с логистикой там по поездам — я не поняла. Впервые с таким сталкиваюсь, поэтому, мягко говоря, удивлена.

В Сортавала в прибыли в 21:05. 10 минут бодрым шагом и я в гостинице. Сборы, отдых, в 5:20 утра «Ласточка» с платформы «Сортавала-Центр» 10 июля увозила меня в любимый город на Неве. Но это уже совсем другая история для другого рассказа.

Скажу только пару слов о платформе. Утро. Туман.

Сортавала. Валаам. Рускеала. Июль 2022

Чемодан на колёсиках по дороге а-ля сельская и сумка с алкоголем неподъёмная. Можно было с вокзала уехать (как потом проводники сказали), но кто знал. Платформа красивая, деревянная, но очень высокая сама по себе. Подниматься к ней нужно тоже по ступенькам. Мой рост 176 см. Когда подали «Ласточку», я вытянутой рукой дотягивалась до верхней ступеньки вагона еле-еле, а как мы с проводником мой неподъёмный багаж затаскивали — это надо было видеть. С вокзала садиться было бы проще, но я не ищу лёгких путей (на самом деле не знала, что с билетом на эту платформу можно спокойно сесть на вокзале). «Ласточка» оправляется, все станции объявляют на трёх языках: русском, финском и английском (по крайней мере 10 июля было именно так). В 9:30 я буду в Санкт-Петербурге.

Пока Сортавала, пока Валаам, пока Рускеала, пока Карелия. Надеюсь, что увидимся ещё.