Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 12:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Бали — Индонезия Май 2008

В нулевые годы остров Бали был чем-то обыденным. Москву с райским островом связывали чартеры, курсировавшие едва ли не каждый день, и потому многие на Бали побывали по несколько раз.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Первое, что запомнилось, это огромное количество буклетов в аэропорту. Они были на русском и предлагали самые разные экскурсии. После паспортного контроля предстояла проверка чемодана. Балийцы багаж с помощью аппаратуры просвечивали, и, обнаружив излишки спиртного, рисовали мелом галочку.

Я был к подобному готов. Открывая закрома, сунул проверяющему 5 дол. По местным законам дозволялось провести не более двух бутылок на человека. За излишек предлагалось доплачивать, но я решил не заморачиваться. Визави знаками показывал, что 5 дол. мало, но я его не стал слушать. Закрыл чемодан и пошёл.

Вместе со мной прилетели двое ребят, косившие под хозяев жизни. Зато когда их стали проверять, уделались по полной. Один за лишнюю бутылку сунул 100 дол, и другой тоже переплатил.

После, когда нас развозили по отелям, парни горевали о содеянном. Всё происходило быстро, сунули денег, и сами не поняли за что.

В общем, отправляясь куда-либо, нужно интересоваться, какой квест придётся пройти.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Море на Бали это одна из сложнейших тем. Народ летит купаться, но моря возле отеля может не быть.

Точнее, оно есть, но уходит при отливе.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Искупаться можно рано утром, либо придётся ехать куда-то, но там может быть сильная волна. Бали идеально подходит для сёрфинга.

Я выбрал пляжный отель, который располагался в относительном удалении от Денпасара. Это единственный крупный город и он же столица острова.

Отельный гид хорошо говорил по-русски. Совместно с молодой парой, я заказал несколько экскурсий. Проезжали через Денпасар, но какой-то особой теплоты к этому городу не возникло.

В большей степени хотелось проникнуться местным колоритом, вобрать красоты острова, исторические и природные достопримечательности. Хотя, отмечу, в городе понравились картины местных художников. Я долго их рассматривал. В итоге купил две, но после и в другом месте.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Что особенно запало в душу, так это люди.

Островитяне почти всегда улыбаются, дружелюбны и от фотоаппарата не прячутся.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Население острова более трёх миллионов.

Балийцы народ древней и высокой культуры.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Основным занятием является земледелие, но оно, как и везде, не приносит больших денег.

Выручает туризм. Для одних он приработок, для других заработок.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Многие стремятся попасть в эту сферу, но не у всех получается.

Гуляя по соседней деревушке, на третий день я проникся доверием местных жителей и меня пригласили в гости. Но пригласили как? Видя жирного хряка, предложили сделать массаж. 10 баксов не Бог весть какие деньги. Я согласился и после приходил ещё два раза.

Массаж делали две женщины в четыре руки. Сперва спину натёрли маслами, и после взялись за меня основательно. Понравилось!

Что касается этой семьи, то жили они скромно. Посреди голых комнат лавки, у плиты кастрюли, телевизора не было, а из богатства разве что три мотоцикла. На них перемещается и стар и млад. Во дворе запомнился алтарь, где периодически проводились церемонии сжигания чего-то ценного, дабы оно отправилось к богам и вернулось с процентами.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Индуизм с местным уклоном в жизни островитян занимает важную роль.

Каждый храм предназначен отдельным богам и используется жителями определенного региона, при этом пантеон возглавляет индийский Шива.

Религия чужая, с очень сложной иерархией и у меня не возникло желания разбираться в её составляющих.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

С другой стороны, нельзя не отметить тот колоссальный труд, мастерство и умение, вложенные в сооружение храмов.

Куда нас завозили, уже не помню, но мне пришлось замотать нижнюю часть тела саронгой. В святом месте обязателен дресс-код.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Остров сформирован вулканами. Основным строительным материалом является магматический туф, который легко поддаётся обработке. Балийцы на протяжении веков использовали природные материалы, и потому большинство построек из туфа.

Балийский храм называется «пура», что в переводе обозначает — город, окружённый стенами.

Место под храм выбирали на возвышенности. На самой верхней точке трон Бога, в честь которого возведён храм.

Верховному божеству прислуживают вырезанные из камня помощники, за действием паствы следят охранники. На территории в обязательном порядке несколько павильонов и всевозможных зон, где обязателен бассейн. Разделённая на два половины башня выполняет функцию входных ворот. Многоуровневые крыши на отдельно стоящих башнях дополняют композицию.

В общем, красиво и самобытно, но описать словами невозможно.

Религиозные праздники обставляют костюмированным представлением.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Повезло попасть на репетицию.

Нарядные девчонки, выполнявшие воль фей и волшебниц, наигрывали божественный спектакль, но со смертным иностранцем сфотографировались.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Запомнилась экскурсия к вулкану Батур. Он расположен на северо-востоке острова. Батур молод, ибо формироваться начал 500 тыс. лет назад. Последний выброс произошёл в 1999 и 2000 годах.

По словам местных жителей, вулканический столб пепла поднялся на высоту 300 метров, а часть лавы стекла в одноимённое озеро, отчего на поверхность всплыло большое количество мёртвой рыбы.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Высота Батура 1717 метров. На вулкан можно подняться. Такие туры есть. Друг рассказывал, как они с женой подплывали к вулкану на лодке. Всё это замечательно, но требует больше времени и денег. В нашем случае был визуальный осмотр из ресторана.

За пару дней до этого я сфотографировал какого-то червяка, пойманного местным парнем, и фотку удалять не стал. Официант подошёл, стал спрашивать, что мы хотим заказать, после заявил, что приготовить они могут абсолютно всё.

Я решил приколоться. Показал на фотоаппарате червяка, уверенно заявив, что всей компанией хотим таких червяков. Мы, дескать, их ели и понравилось!

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Что дальше началось, не передать словами… Официант позвал другого товарища, они вместе несколько раз переспросили, действительно ли мы их ели. После пришёл хозяин, и мы ему, не выдавая себя, ещё раз озвучили шутку.

В очередной раз начались охи и ахи, отчего другие посетители стали на нас оглядываться. В этот момент появился гид. Что уж он там говорил соотечественникам, не знаю, но нам принесли бифштекс. По завершении трапезы официант чаевые принял, но улыбка на лице так и не появилась…

На обратном пути заезжали в деревню Убуд, которая славится резчиками по дереву. Цены оказались ниже, нежели в курортной зоне. Я приобрёл резную картину и маску.

За день до этого мы посетили ювелирную фабрику, где гиды провели по цехам и показали производство.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

После, как и положено, загнали в магазин. Ассортимент оказался богатым: украшения из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, перстни, кулоны, серьги, браслеты, броши… Цены дешевле, нежели у нас, но покупать что-либо я не стал.

Если зашёл разговор про шоппинг, нельзя обойти стороной тему яванских и балийских рубашек.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

На Яве и на Бали их продают в больших количествах. Однако, если Вы склонны к полноте, в обычных лавках подобрать размер трудно. Правильнее сказать, их там попросту нет. Если рубаха XXL, рост будет на 2-х метрового человека.

Балийцы редко бывают толстыми, и поэтому не понимают как нужно шить для полных людей. Лучше отовариться в аэропорту, где представлены размеры для европейцев.

Если посмотреть на карту Бали, на юге острова небольшой полуостров Букит, по форме напоминающий Крым. Здесь расположен парк Гаруда Вишну Кенчана.

На момент визита балийские власти планировали установить в парке грандиозного Вишну, который должен был восседать на Гаруде. По индийским сказаниям Вишну один из верховных богов. Он летает на Гаруде и вместе они образовывают солнце.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Строительство завершили в 2018 г. В церемонии открытия участвовал президент Индонезии. Общая высота памятника, включая 46-метровый постамент, составляет 121 метр. На данный момент это третьей по высоте статуя в мире.

Полуостров Букит отличается от основного Бали. Над морем поднимаются высоченные скалы, разбивающие волну.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

На скалах обзорные площадки. Приезжать сюда, дабы насладиться видами, лучше всего на закате.

Единственное, в прилегающем парке полным-полно обезьян.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Если не сделать им подношения, хозяева скал считают своим долгом напасть и что-то стырить.

Культурным наследием балийцев считается национальный танец Кечак. Участвуют множество танцоров. Они не являются профессиональными актёрами, это жители соседних деревень и служители храмов. Зрителям повязывают саронги, чтобы прикрыть нижнюю часть тела, что создаёт некую сопричастность с происходящим на сцене.

На одной из высоких скал Букита обустроена площадка в виде амфитеатра. Нам повезло посмотреть Кечак именно там.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Возможно, читатель вспомнит танец. Он фигурирует в фильме Тарсема Сингха «Запределье» (2006) и эротической картине «Эммануэль 2» (1975). Сюжет основан на эпизоде эпоса «Рамаяна», где добро побеждает зло.

Море, лёгкий бриз, закат и актёры создавали нечто совместное, цепляющее за душу. Под конец действия на сцене зажгли костры, что прибавило впечатлений.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Гид завозил нас в один из ботанических садов. Как он назывался, уже не вспомню, но меня не вдохновило. Больше нравится красота в живой природе.

Зато Парк птиц и рептилий запомнился.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Территория занимает 2 гектара, где растёт более 2000 тропических растений и обитает почти 1000 птиц 250 видов. Их родиной являются Индонезия, Африка и Южная Америка. Парк разделён на разделы. В каждом растительность определённой климатической зоны.

Наличие совы в Юго-Восточной Азии стало открытием. Оказывается, в тропическом климате совы тоже живут.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

В парк приезжают как туристы, так и местные жители. Маленькие птицы в клетках, а с большими можно установить контакт. Коронная фишка — фото вместе с птицами.

Если у нас у каждого свой характер, то и птицы живые существа. Одни на руку садятся спокойно.

К другим нужно найти подход.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Когда на меня водрузили попугая, я испугался. Клюв у него огромный, а что в голове, неизвестно. Птица мои опасения поняла и тоже занервничала. Хлопнула по лицу крылом и соскочила.

На помощь подоспел сотрудник парка. В первую очередь, он успокоил меня, а после понасажал ещё и ещё птиц.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Фотосессия продолжалась не более десяти секунд, но этого хватило… Один из попугаев нагадил на футболку. В таких случаях успокаивают, дескать, к деньгам. Это действительно так. Все остальные футболки и рубашки давным-давно разодрались, а эта цела.

Райский остров, очень хочется ещё раз встретиться, с тобой и с твоим ласковым морем!