Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:43
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Индонезия Май 2008

Разбуженный телефонным звонком, я начал судорожно собираться. Понадеявшись на внутреннее чутьё, я безнадёжно проспал.Над островом царствует чёрная южная ночь, дополненная морским дыханием лёгким шелестом деревьев, при этом восто чная часть неба уже начинает светлеть.

Вылетаю на ресепшен, где меня встречает гид. Хватаю сухпай и уже через минуту мы мчим в аэропорт. Гид помогает зарегистрироваться на рейс. Никакого сидения в зале ожиданий. Приехали в начале седьмого, я всё боялся, что опоздаем, и уже через 15 минут самолёт взмыл в небо.

С детства помню мотоцикл Ява и сигареты с подобным названием, и потому ещё в Москве решил — быть на Бали и не посетить соседнюю Яву — это как-то неправильно.

Теперь кажется удивительным, но на тот момент экскурсия с перелётом и обедом обошлась примерно в 120 дол. Сам я ничего не придумывал и не искал. Оплатил — получил путешествие под ключ.

Ява имеет вулканическое происхождение. Остров часто называют колыбелью вулканов. Это действительно так. В утренней дымке из окна иллюминатора я наблюдал панораму величественных гор. Одни, замерев по команде «смирно», походили на часовых в почётном карауле. Другие, словно бригада шабашников на перекуре, дымили вершинами, раздумывая над своей миссией в этом мире.

До Джокьякарты лететь час. После встречи с яванским гидом меня постигло открытие, стрелку пришлось переводить на час назад. Вылетал в 6–30, в 6–30 и приземлился.

Вторым открытием стала дорога. На всём пути от аэропорта это были сплошные торговые лавки, где продавцы, разложив товар, ждали покупателя. Мы ехали километров двадцать, а вдоль дороги сплошные лавки, лавки, лавки…

Официально Ява является самым густонаселённым островом в мире (145 млн). Её население сопоставимо с Россией. Здесь проживает примерно 53% жителей Индонезии (270 млн).

Попутчиков набралось восемь человек. Первой экскурсионной точкой стал индуистский храм Прамбанан.

Однодневная экскурсия на Яву

По наиболее распространённой версии, он построен в начале X века правителем государства Матарам. В 1006 г. произошло извержение вулкана. Значительная часть возведённого оказалась разрушена. Яванцы посчитали это дурным знаком и перенесли столицу в другое место.

В прошлом веке была проведена частичная реставрация.

Однодневная экскурсия на Яву

В 1991 г. Прамбанан признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.

Я не стану приводить подробную историю комплекса и детальное описание построек.

Однодневная экскурсия на Яву

Это есть в Википедии и повторено в рассказах. При этом обязательно отмечу, своей чёткой и необычной архитектурой Прамбанан впечатляет!

За два года до этого я посетил Камбоджу. Аналогия с храмами Ангкор-Вата прослеживается.

Однодневная экскурсия на Яву

И тут возникает вопрос, как и почему народ, создававший столь грандиозные сооружения, в последующем остановился в развитии?

Междоусобные войны основная история острова. В противовес войнам в периоды затишья создавались архитектурные шедевры, музыкальные и литературные произведения.

Когда европейцы в начале XVI века высадились на Яве, большинство населения уже приняло ислам. По сравнению с Бали есть изменения в женской одежде. Это особенно заметно по школьницам.

Однодневная экскурсия на Яву

Как бы там ни было, яванцы оказались дружелюбными и жизнерадостными. Никто от фотоаппарата не прятался. Люди сами лезли в кадр.

Как в настоящем обстоят дела с буддизмом и индуизмом? Точно не скажу. Обе религии — культурное прошлое Явы. Если в Аравии приверженцы Пророка с особой яростью боролись с многобожием, то здесь изменение формации произошло мирным способом.

В истории нет чёткой даты, когда арабские купцы высадились на Яве и начали приводить к исламу население. По всей видимости, второе растянулось на множество лет.

Однодневная экскурсия на Яву

В непосредственной близости от Прамбанана ещё несколько храмов. Мы посетили разрушенный землетрясением буддийский Севу.

Два каменных идола на входе не уберегли его от беды.

Однодневная экскурсия на Яву

По словам гида, в планах правительства полное восстановление, но на это пока нет денег.

Ещё один храм Плаосан часто именуют младшим братом Прамбанана.

Однодневная экскурсия на Яву

По прошествии времени многое уходит из памяти. Кто интересуется темой более подробно, советую посмотреть рассказ Андрея Л — Чудеса Явы: Удивительный Прамбанан.

Ещё это место удивило парком, прилегавшим к туристической зоне, где свободно гуляли пятнистые олени.

Однодневная экскурсия на Яву

Они подходили подобно собакам брали с руки угощение.

Дворец местного султана ничем особым не удивил. Аналогичные впечатления от фабрики батика и мастерской художника.

Далее организаторы экскурсии привезли нас в какой-то отель, где мы очень долго ждали обеда, медитируя под неторопливую яванскую музыку. У одной из моих спутниц не выдержали нервы. Она дала музыкантам 5 долларов, попросив, более не играть. Не расстроенные ни капли, ребята мигом удалились.

Следующей локацией стал знаменитый Боробудур.

Однодневная экскурсия на Яву

На его территории оказался сувенирный рынок. Я купил несколько фигурок из застывшей магмы. Пепельница в виде сердца разбилась почти сразу, зато два стражника с дубинами до сих пор охраняют книжную полку.

Что касается Боробудура, это крупнейший буддийский храм Индонезии. Его начали строить примерно в 800 году. Место выбрали в плодородной долине, в окружении вулканов. Последнее в 1006 г. предопределило его судьбы. Храм оказался погребён под толстым слоем пепла.

Реставрация началась благодаря голландцам в 1907 г. и продлились до 1983 г.

В мировой архитектуре аналогов этому сооружению нет. Храм возведён вокруг естественного холма и представляет трёхмерную модель Вселенной буддизма махаяны.

Однодневная экскурсия на Яву

Поднимаясь вверх, необходимо обходить сооружение на каждом уровне по часовой стрелке.

По словам гида, храм строили в учебных целях, дабы доказать индуистам преимущества буддизма.

Однодневная экскурсия на Яву

Комплекс насчитывает 422 статуи Будды и примерно 1300 барельефов с эпизодами из его жизни.

Искусство древних камнетёсов не оставляет равнодушным!

Однодневная экскурсия на Яву

Туристов всегда много. В том числе приезжают сами индонезийцы.

Верхний ярус — три круговые террасы с 72 миниатюрными ступами.

Однодневная экскурсия на Яву

Внутри каждой каменное изваяние Учителя в позе лотоса.

В верхней точке сооружения самая большая ступа, символизирующая нирвану.

Однодневная экскурсия на Яву

Все малые ступы имеют ромбовидные отверстия.

По местному поверью, если просунуть руку внутрь и дотронутся до Учителя, проживёшь долго и счастливо, без болезней.

Однодневная экскурсия на Яву

Я и сам просовывал, и за другими наблюдал, однако, судя по расстоянию, рука должна быть более длинной. Успех ждёт тех, кто ростом выше двух метров. Если среди европейцев подобные персонажи встречаются не часто, то что говорить про яванцев.

Нам предстояло любоваться закатом с Боробудура, но погода не заладилась, горизонт затянуло облаками. Как я уже писал, местные необычайно коммуникабельны. Сами с удовольствием позируют для фотография и просят о совместном селфи.

Однодневная экскурсия на Яву

Тут со мной произошёл довольно забавный случай.

Местная журналистка, под прицелом сразу двух операторов, предлагала туристам, сказать что-то в камеру о красоте Боробудура. Углядев иностранца, направилась ко мне и уже вытянула руку с микрофоном. Я же отрицательно замотал головой, показав ей знаками, чтобы она застегнула раскрывшуюся ширинку на джинсах.

Что дальше случилось, не описать словами… Лицо журналистки в миг наполнилось краской, а все, кто это видел, рухнули от смеха, в том числе операторы.

В назначенное время спускаюсь вниз, где делаю панорамную фотографию.

Однодневная экскурсия на Яву

Теперь мои фото выглядят не особо. Бородудур много раз появлялся на сайтах с подробным описанием.

Однако, 14 лет назад, когда я показывал это друзьям, они каждый раз повторяли — здорово, великолепно, супер и т. п.

Однодневная экскурсия на Яву

Обратный рейс был поздним. Чёрная азиатская ночь вступила в права и гулять стало затруднительно. Дабы заполнить время, гид отвёз нас в большой магазин, принадлежавший султану. Ничего эксклюзивного там не было, и тем не менее султан явно не бедствует.

Стоит отметить, на Бали большой выбор рубашек. Они красивые и стоят не дорого. Единственное, балийцы сами по себе маленькие и худые. На тучного европейца их продукция не подходит.

На Яве перед вылетом зашёл в Дюти Фри, где меня наповал сразила удивительная по красоте рубашка. Помимо традиционного батика рисунок дополняли разнообразные вставки, отчего рубашка переливалась красками словно Жар-птица. Померил: и размер мой, и материал к телу мягкий. Почему не купил, уже не помню, но до сих пор жалею.

В любом случае, я был на Яве — именно это является главным!