Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:00
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Табанан — Индонезия Май 2008

Наша жизнь устроена своеобразно: что-то кажется простым и доступным, однако далее ситуация чаще всего меняется кардинальным образом.

В мае 2008 г. я отправился на Бали в самый что ни на есть пляжный отель. Читая всевозможные отчёты, я знал, что море во многих местах уходит, и, чтобы искупаться, нужно вставать рано. А где не уходит, там сильные волны.

Пура Танах Лот

Примерно так и получилось. Купался мало, старался куда-то съездить, несколько раз делал массаж, либо просто гулял. В общем, отдых на Бали содержит плюсы и минусы, но, если всё сложить, плюсов на порядок больше.

На момент 2008 г. Туристера ещё не существовало. Как теперь, запросто и повсеместно, пользователи свои фото не выкладывали.

Пура Танах Лот

В поездках я снимал исключительно для себя, даже не представляя, что есть такое понятие — заваленные горизонты.

После печатал фотографии и раскладывал по альбомам.

Пура Танах Лот

Для этих целей старался держать пропорцию: три кадра горизонтальных, два вертикальных.

Надеюсь, читатель меня поймёт и не станет критиковать за фото.

Как выглядит Танах Лот, до поездки знал, впечатлился и потому решил, обязательно посетить это место. Мой отель был вполне обычной четвёркой на окраине Денпасара, с уходящим после 9 утра морем, с парой бассейнов, обилием туристов из самых разных стран и кучей таксистов у входа. Поговорив с одним из таковых, мы назначили старт на 5 вечера.

Это было оптимальным решением. Любоваться храмом лучше всего на закате. Денпасар от Танах Лота в 20 км, но ехали мы туда минут сорок. Дорога петляла среди посёлков и представляла одну большую пробку. Поездка обошлась в 30 дол.

Таксист показал, где будет стоять и я отправился в неизвестность, представлявшую сплошной рынок. Балийцы, видя что туристы к храму приезжают постоянно, прилегающее пространство заполнили магазинами и лавками, миновать которые не представлялось возможным.

Пура Танах Лот

Сувенирами я на тот момент уже затарился, и смотрел на поделки как на произведения народного искусства.

Звёзды встали таким образом, что экскурсия к храму выпала предпоследний день пребывания. На острове я освоился и потому вполне спокойно питался в местных забегаловках. Желудок у меня крепкий, обычно пробую везде и всё, что предлагают, но здесь что-то меня остановило.

Внутренняя чуйка не подвела! Неподалёку от съестной лавки оказалась летучая мышь, которую хозяин держал для фотосессий. Балийцы животинку вполне спокойно хватали руками, в том числе тётка, предлагавшая стряпню.

Пура Танах Лот

В общем, иноземные боги меня в обиду не дали.

Соседствующая с храмом деревенька, расположилась на высоком плато, некогда представлявшим единый монолит с Пура Танах Лотом. Океан и ветра единую платформу разбили, в результате получилось, что скала, на которой построен храм, почти в ста метрах от берега и добраться туда можно только во время отлива.

Название Пура Танах Лот говорит само за себя: Пура — обозначает храм, Танах — риф, Лот — море.

В 1980 году одна из частей рифа начала рушиться. В те годы экономика Бали находилась в упадке. Средств на реконструкцию не хватало. Правительство Японии предложило кредит. В настоящем почти треть рифа состоит из искусственного камня.

Пура Танах Лот

Как позже объяснял таксист, при отливе и приливе, даже если ты видишь, что не глубоко, люди ходят, держась за верёвку. Течение может запросто сбить с ног и унести в море.

Подхожу к скале, намереваясь подняться в храм. Но тут выясняется, на верх пускают только индуистов.

Пура Танах Лот

Видя, что я расстроился, местная женщина начинает заверять, дескать, внизу тоже храм и мне нужно обязательно встать за другими европейцами в очередь.

Встаю, сзади набиваются ещё и ещё желающие. Когда подходит черёд, предо мной материализуется индуистский священник. С длиннющими волосами, нечесаный и небритый, больше похожий на хиппи или на волхва.

За его спиной пещерка, где сверху непонятным образом капает вода. Ясное дело, вода священная и её предлагают желающим: кому полстакана, кому полный, но не с собой, а сразу на месте выпить. Что поделать? Не желая обижать индуиста и его богов, вмазал полстакана.

Позже узнал, что опровергая все законы физики, из скалы действительно сочится родник. Вода чистая, а источник называется Тирта Паберсихан.

Визави ниточку на руку предлагал завязать, но здесь я проявил твёрдость, согласившись только на точку в лоб и на цветочек за ухо.

Пура Танах Лот

После меня в оборот взял пожилой балиец, объяснив, что он местный, знает каждый камень, пообещав удивить, если я соглашусь нанять его за 10 дол. в качестве гида. Сам не зная почему, но я согласился.

Уже через минуту мы лазали по пещере, которую океан в твёрдой породе монолита пробил приливами. Попасть в преисподнюю можно только при отливе. Впрочем, преисподняя слово вряд ли подходящее. Мы представлялось, что пещера будет наполнена летучими мышами, сталактитами, сталагмитами и ещё Бог знает чем.

Увы, нет, размываемое веками пространство представляло галерею, где-то узкую, где ходить можно было исключительно на корточках, где-то вполне объёмную. Везде и всюду было полно луж. Дабы правильно наступить, приходилось внимательно смотреть под ноги.

Пура Танах Лот

В общем, насладившись подземным царством не более 3-х минут, в самую глубь не полез. Упал, основательно извазюкался, намочил сумку с документами, но отдал человеку его честно заработанную десятку. Местные неспроста ходят в резиновых сандалиях.

Пура Танах Лот относится к морским святыням юго-западного побережья. Храмы строились в непосредственной близости друг от друга. Море — обитель злых духов и храмы, возведённые по соседству, не давали возможности демонам выйти из моря и напасть на островитян.

Индуизм религия многобожия. В Танах Лоте поклонялись многим богам, но главной оставалась Бхарара Сегара — богиня океана.

Пура Танах Лот

Пока чистил карму и лазал по пещере, индуистский бог Солнца, оседлав орла, или кто там ему попался, устремился к линии горизонта.

Пура Танах Лот особенно красив на закате. В том месте, где можно сделать видовые фотографии, балийцы установили столики. Хочешь снимать, закажи что-то поесть или выпить.

Пура Танах Лот

Как только солнце поцеловало море, начался прилив, сперва робкий, после уверенный и уже через полчаса злобный и настойчивый. Если у Магомаева «море вернулось говором чаек», то здесь никаких птиц. Океан, это единое огромное существо, о возвращении заявляет рокотом.

Вот уж воистину будешь верить в морских демонов, ибо море обрушивается на остров совместно с темнотой.

Пура Танах Лот

Балийцы, при всей их коммуникабельности и доброте, повсеместно верят в своих богов. На религиозные мероприятия тратят кучу денег.

Говорят, по праздникам деревня и храм выглядят как никогда красиво. Вот только просчитать, когда будет праздник, довольно сложно. Балийский календарь отличается от нашего. У островитян в году 210 дней.

Отличительная черта островной архитектуры многоярусные башни — меру. Количество крыш говорит о причастности к определённому божеству.

Пура Танах Лот

В конце XV века, когда на территории Индонезии начал распространяться ислам, для укрепления индуизма с Явы прибыл брахман Нирарта.

Путешествуя по острову, основал большое количество храмов. Попав сюда, обнаружил скалу, напоминавшую птицу. В её основании оказался родник, излучавший божественный свет. По легенде, именно этот свет привёл Нирарту на остров.

Брахман долгое время медитировал и молился богу океана. Жители соседней деревни последовали его учению и вместе с ним стали возносить молитвы. Это не понравилось местному лидеру. В адрес Нирарты посыпались угрозы.

В ответ брахман, желая скрыться от врагов, силой веры, сдвинул часть рифа, на которой стоял, в сторону моря. Бывшие враги впечатлились, признали духовную силу Нирарты и стали его последователями.

Существует легенда, что храм от недоброжелателей охраняют морские змеи, созданные Нирартой.

Пура Танах Лот

По мнению учёных, храму не менее 500 лет. К сожалению документальных свидетельств, что именно Нирарта основатель, не сохранилось. И тем не менее, такой человек был, он внес большой вклад в развитие индуизма на Бали.

По другой версии, святилище на скале воздвигли рыбаки, чтобы молиться за улов. Так или иначе, Пура Танах Лот святыня древняя — одна из главных достопримечательностей острова!

В настоящем Индонезия по численности исламского населения самая большая страна мира. В этом плане Бали остров уникальный. Здесь позволяется многое из запрещённого в исламе.

Вернувшись на стоянку, я не нашёл таксиста. Чёрная южная ночь вступила в свои права, куда бежать непонятно, народ разъехался, лавки позакрывались, а у меня утром вылет в Сингапур. Начинаю нервничать, стою, не понимая, что предпринять. Вдруг сзади кто-то тронул за плечо.

Если брахманы на Бали могут запросто перемещать скалы, то переставить машину на 100 метров — это вообще пустяк.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия