Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 14:34
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Мичинес — Фарерские острова Июнь 2017

Птицы отличаются от человека более всего в том, как они могут строить и при этом оставлять окружающий ландшафт нетронутым. Роберт Линд

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Прежде чем показать одну из моих самых любимых пешеходных тропинок за последние годы, хочу познакомить вас с пернатыми жителями, которые повстречались на ней во время живописной прогулки на фарерском острове Мичинес.

Чайками никого не удивишь, а вот эта забавная птичка, похожая на мягкую игрушку, встречается намного реже. Называется она — Тупик. Ей посвящён сегодняшний материал.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Данный заповедный остров прекрасное место для наблюдений за тупиками, тут их много и они совсем не боятся людей.

Главное не шуметь, не мусорить, не пытаться кормить и тогда птички могут подпустить вас совсем близко к себе.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Ту́пик — морская птица из семейства чистиковых отряда ржанкообразных. Обитает на побережьях Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Русское название «тупик» происходит от слова «тупой» и связано с массивной, округлой формой клюва.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Латинское название Fratercula arctica означает «арктический монашек», и было дано из-за того, что внешне птица напоминает монаха в рясе. Английское название puffin — «толстячок» связано с неуклюжим видом птицы.

Главным штрихом в запоминающемся образе тупика является его красочный клюв, треугольной формы, который походит на маленький топорик. В период размножения клюв тупика становится ярко оранжевым.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Длина тела 30–35 см, размах крыльев около 50 см. Вес 450–500 г. Самцы, как правило, немного крупнее самок. Спина, воротник на горле и голова — чёрные.

На боках головы есть большие светло-серые пятна. Глаза выглядят маленькими, почти треугольными из-за красных и серых кожистых образований вокруг них. Низ тела белый. Лапы оранжево-красные.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

В ареал тупиков входят берега северо-запада Европы, Арктики и северо-восточная часть Северной Америки.

На побережьях Северной Америки самая крупная колония (больше 250 000 тысяч пар) находится в экологическом заповеднике Witless Bay, к югу от города Сент-Джонс, а крупнейшая колония в мире находится в Исландии, где гнездятся 60% от всей популяции тупиков.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

На фото, тёмные точки выше поверхности воды это летающие тупики.

Другие крупные колонии находятся на побережьях Ньюфаундленда, на севере и западе Норвегии, Фарерских, Шетландских и Оркнейских островах, у западного побережья Гренландии.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Колонии меньшего размера есть на Британских островах, Шпицбергене, полуостровах Новая Шотландия и Лабрадор. Самая крупная колония в России на Айновских островах Мурманского побережья.

Небольшие колонии есть на Новой земле и северо-восточном побережье Кольского полуострова и прилегающих к нему островов. Тупики предпочитают гнездиться на островах, побережья материков для них менее привлекательны.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Вне сезона размножения тупики могут находится в Северном Ледовитом океане, в том числе в Северном море, иногда появляются за Северным полярным кругом.

Атлантические тупики питаются в основном рыбой. Это могут быть песчанки, сельдь, мойва, песчаные угри. Иногда едят также мелких моллюсков и креветок.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Во время охоты тупики плавают под водой с помощью крыльев, используя ноги в качестве руля. Плавают хорошо, могут достигать больших глубин и задерживать дыхание на минуту.

Обычно добыча тупиков не достигает размера, большего 7 см, но они могут поймать рыбу размером и 18 сантиметров. На суше тупики ходят быстро (могут и бегать на ровных поверхностях), но вразвалку.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Для полёта тупики должны интенсивно взмахивать крыльями, около нескольких раз в секунду. Перед взлётом с воды они могут недолго «бежать» по ней. Тупики летают низко (на высоте около 10 метров над водой), но со скоростью до 80 км/ч.

Садятся на воду тупики неловко. Они либо врезаются в гребень волны, либо падают на брюхо. В колониях тупиков обычно тихо, иногда в полёте издают звуки, похожие на мурлыканье, или, чаще всего заходя в нору, рычат. Источник

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Хотите послушать фрагмент чудаковатого голоса тупика? Нажимайте на кнопку play.

Тупики моногамны, часто они возвращаются в одну и ту же нору в течение нескольких сезонов размножения. Встретившиеся после зимовки супруги подходят друг к другу, покачиваясь, а затем трутся клювами, что означает у них высшее проявление любви.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Также самец, как и крачки и некоторые другие птицы, во время ухаживания кормит самку небольшими рыбками, тем самым показывая, что он способен выкормить её и птенцов.

На остров Мичинес приезжает много туристов и фотографов, чтобы полюбоваться этими экзотическими птицами.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

Атлантический тупик занесен в Красную книгу, по классификации МСОП считается видом находящимся в уязвимом состоянии, причём его статус изменился буквально в 2015 году, хотя до этого многие годы считался видом вне опасности.

По прогнозам в ближайшие три поколения ожидается снижение численности европейской популяции на 50–79%. Учитывая, что в Европе обитает более 90% всех существующих птиц, это — серьезный повод для беспокойства.

Носатый толстячок или пернатое очарование Фарер

При этом, многие пернатые могут позавидовать продолжительности жизни тупика — около 30 лет.

Давайте пожелаем этим удивительным существам сохранится на нашей планете, чтобы они продолжили по-прежнему создавать крепкие семьи и иногда радовали нас — людей, любящих путешествия и окружающий мир.