Турист Dove (Dove)
Dove — была 20 марта 22:13
Люблю Крым, особенно Восточный. Степи, простор, ветер и солнце.

Севастополь — Россия Сентябрь 2022

Попрощавшись с Феодосией, помахав ей платочком и пообещав приехать в следующий раз обязательно, выдвинулись мы в сторону Севастополя. Три часа по трассе и вот мы на месте.

Севастопольский пешеход

Ориентируясь на этот дорожный указатель свернули мы на Северную часть Севастополя, т. к. именно ее выбрали в этом сезоне для проживания. Район -Радиогорка. До ближайшего пляжа «Толстяк» от улицы Абрикосовой, в частном секторе — минут 5–7, не более. По дороге можно идти и разглядывать дачные дома от домиков до дворцов, в зависимости от бюджета семьи.

вот такой пляж. Довольно чистый и ухоженный. Вход по мелким камушкам, далее песок. Медуз не было. Вода чистая и теплая. Спасательная служба на берегу есть.

В один из дней нашего отдыха у мужчин из нашей компании была запланирована поездка в Гасфорту на базу байкеров. Компания наша мобильная, ездим всегда со своими мотоциклами, ну и мужская солидарность, ну и потрещать, потереть меж собой тоже нужно, старые связи обновить. В общем собрались ребятки наши ехать.

Гора и озеро Гасфорта от нашей Абрикосовой улицы — на мотоциклах езды совсем ничего, Балаклавский район. Членами клуба байкеров не могут быть: женщины, наркоманы, наркодилеры и люди нетрадиционной ориентации. И что у нас в итоге получается? Дамы остаются дома. (конечно можно было и поехать, но зачем?). Пусть мальцы порезвятся.

• Адрес: Черноречье, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.

Севастопольский пешеход

Женская часть нашей туристической группы в этом отдыхательном сезоне небольшая — я и дочь, у которой в этот день навалился большой объем работы на удаленке (ездим же не только с мотиками, но и ноутами). Что в сухом остатке? Я — один, совсем один. Дома сидеть или на пляже лежать не хотелось. И рискнула я ОДНА выбраться в центр города на ознакомление местности. Карту взяла, наметила реперные точки и пошла на переправу. Телефон всегда на связи. Выходить на связь обязана каждый час с указанием геолокации. Подготовилась, в общем.

Наша улица Абрикосовая вывела меня на улицу Симонок, самую большую в этом районе. Дорога пешим ходом — 20 минут, расстояние 1,5 км. Как только появился перпендикуляр улицы Громова — сворачиваем направо. Эта улица и выведет нас на причал № 3 Радиогорка.

(Паромы с машинами ходят с площади Захарова, это дальше все по той же улице Симонок).

Вот я и причале.

Посадка в катер прямо у стен Михайловской батареи — военно-исторического музея фортификации. Там и небольшой пляж для местных жителей.

Севастопольский пешеход

26 рублей и я уже в катерке, еду в Артиллерийскую бухту (там причал для маломерных судов) южной части Севастополя.

В дороге помахала рукой Константиновскому равелину. Много читала про него и на экскурсию мы ходили. От нашей Абрикосовой улицы минут 15 пешком.

Вот он виден вдалеке. Это Севастопольская бухта

Совсем другие ощущения на южной части Севастополя. Северная часть города больше похожа на пригород — тихий, спокойный, полусонный. А здесь, в Артиллерийской бухте, как муравейник: все бегают туда-сюда, мельтешение и огромное количество людей. Самый центр туристической зоны Севастополя.

Сначала думала что приставка «Арт» это что-то связанной с искусством, потом поняла, что ошибалась. Ранее на берегах бухты находилось хранилище с порохом и артиллерийскими снарядами. Поэтому часть города на левом берегу называется Артиллерийской Слободкой.

Ну что же. Открываем карту и — пошли. Вышла из катера я на площадь 300-летия Российского Флота. Слева (если к морю спиной встать) сразу начинается набережная Корнилова. С нее и началось мое знакомство с городом.

Памятный знак в начале набережной — вот первая реперная точка маршрута.

Севастопольский пешеход

Открыт в 2001 году вице-адмиралу Виктору Алексеевичу Корнилову, основоположнику парового флота России, начальнику штаба Черноморского флота, одному из руководителей обороны в ходе Крымской войны. О нем я напишу позже, связав его биографию с другими участниками событий тех лет.

Купила кофе в уличном чистеньком ларьке Коффишка (неплохой Латте) и пошла. Цель моя — Аквариум-музей. Вторая реперная точка. Ходу в пути минут семь.

Севастополь — это город лестниц.

У города сложный рельеф местности. Поэтому строители использовали систему террасированной застройки по склонам холмов. И лестницы это связующие звенья. Они всюду: во дворах, на бульварах, в скверах. Они сокращают путь и придают городу колорит.

Вот первая на моем пути. Справа красивенная лестница, ведущая к театру имени Луначарского. Фото этой лестницы не смогла отыскать в телефоне (может удалила случайно), а вот старую открытку нашла.

Севастопольский пешеход

Для справки: Труппа театра в летний сезон разыгрывает в стенах Античного театра Древнего Херсонеса пьесы (не путать с мысом Херсонес — разные места географически). Репертуар — по мотивам пьес древнегреческих авторов. Отметку для себя сделала, что это атмосферное место нужно посетить.

Прохожу мимо Дельфинария (набережная Корнилова, дом 2). Можно поплавать в обнимку с морским млекопитающим. Впереди смотровая площадка с шикарным видом на бухту. На Артиллерийскую бухту.

Иду дальше. Театр танца имени Вадима Елизарова. Бегают рядом девчонки в туго завязанными в пучок волосами. Будущие балерины. В театре есть студии бального танца, классической хореографии, восточного танца. Запись открыта и для взрослых и для детей.

Севастопольский пешеход

Адрес: проспект Нахимова, дом 4.

Театр Елизарова занимает левое крыло огромного здания. Это Дворец детского и юношеского творчества.

Севастопольский пешеход

В нем расположились: студия рисунка, хоровые и вокальные коллективы, создана ЮНИОР КВН команда и множество других кружков по интересам. Здание огромное, размеры и внешний вид очень впечатляют.

Дворец внутри (я же не могла пройти мимо и не заглянуть)…

А правое крыло этого огромного здания занимает Сад бабочек. Живых.

Севастопольский пешеход

Живут они среди орхидей. Превеликое множество самых разных видов, НО трогать руками ни бабочек, ни цветы ни в коем случае нельзя. Эти бабочки получили общее название — крылатые банты. Я заглянула краем глаза, информативно. Мне понравилось.

Я почти у цели. Я же иду в Аквариум музей.

Еще одна смотровая площадка.

Севастопольский пешеход

я сделала фото с другой стороны. Получилось масштабно. В центре панно «Севастополю 225 лет». Справа музей бабочек виден, а слева торец здания Аквариума. Это старейший публичный аквариум в Европе и первый морской аквариум России. Временем свободным я располагаю. Пойду, пожалуй, на экскурсию запишусь. Цена взрослого билета 600р. Экскурсия рассчитана на 1час для группы от 10 до 15 человек. Мне лучше с пояснениями. Ходи-рассматривай-слушай.

Адрес: Проспект Нахимова, дом 2.

Севастопольский пешеход

Внутри он небольшой, акулы над тобой не проплывают. Но есть свои изюминки здесь. В первом зале открытый бассейн, где плавают стерляди, размером с человека.

Слышится шум воды, ощущается влажность. Т. е. ты находишься не в музее, где тишина и все разговаривают шепотом, а все вокруг тебя живое и постоянно движется. Все время хотелось потыкать пальцем в аквариум и сказать:«Смотри». 5 залов. Детишки будут в восторге. Я не детишка, но оценка «Отлично». Прохладно, уютно, чувствуется атмосфера старинного здания.

Здание аквариума историческое. Построено для Севастопольской биологической станции, при которой в 1897 году и построен морской аквариум. Получается, что ему 125 лет. Идея создания принадлежит академику А. О. Ковалевскому (директор биологической станции). А станция, в свою очередь, была основана по инициативе путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая. По обеим сторонам здания установлены памятные бюсты этим людям — основателям.

Вышла я из Аквариума на солнышко и пошла вперед по Приморскому бульвару (потому, как набережная Корнилова у Дворца детского творчества закончилась. А вернее все наоборот. Приморский бульвар переходит в набережную Корнилова). Справа от меня — музыкальный фонтан. Красиво, море цветов. Работа проделана большая.

Севастопольский пешеход

пусть на фото будут эти дяди, потому, как фотосессии около фонтана постоянные. Но наушники их я запомнила и потом тему эту развила и она мне понравилась. Но это отдельная разговор.

От музыкального фонтана тропка и лесенка, ведущие вниз, привела меня к Мосту влюбленных. С драконами, потому, как другое название моста Драконий мостик. Сделан из белого инкерманского камня. Внутри арочного перекрытия установлены скамейки.

Севастопольский пешеход

На фронтоне моста в символической форме изображена осада Севастополя во время Крымской войны(1854–1855).

Грифон это символ мужества и атакуют его драконы. Драконы — это опасность, угроза.

Пройдя под сводами моста вышла я опять на набережную Корнилова, на площадку с солнечными часами. Фото сделала немного сбоку, но тоже информативно.

Севастопольский пешеход

вот вид не с центрального ракурса на бухту и часы. Два слова про часы. Цветной гранит использовали для солнечных часов. Дата постройки — 2008 год. Определить время по нему нетрудно, если, конечно, день солнечный.

Справа — памятник затопленным кораблям.

Сфотографировать памятник, чтобы не было туристов — из серии фантастики. Толпы отдыхающих так и роятся.

Севастопольский пешеход

Еле дождалась, когда схлынули экскурсии.

Самая трагическая страница в истории города. Чтобы не пустить в город вражескую эскадру адмирал Нахимов принял непростое решение о затоплении на входе в бухту боевых кораблей. Крымская война. Сначала затопили устаревшие корабли, чтобы защитить фарватер. Корабельные мачты под водой служили препятствием для вражеских судов. После осенне-зимней непогоды заграждения стали рушиться и тогда было принято решение о затоплении новых кораблей. Всего было затоплено 90 кораблей. Чтобы не обидеть севастопольцев никогда не говорите, что это памятник ЗАТОНУВШИМ кораблям. Их это обижает. Только ЗАТОПЛЕННЫМ.

Правее Памятника, на Николаевском мысе привлек мое внимание ресторан «Мекензи». Название необычное, да еще дата стоит — 1783 год. Ну что? Гугл мне в помощь. И что же я нашла? Нашла я, что моей неосведомленности об этом городе нет предела. Я всегда была уверена, что Севастополь — это город, в создании которого приложили руку Екатерина Вторая и Суворов. Она выбрала название городу и издала Манифест о присоединении Крыма, Тамани и Прикубанья к России, а он занимался обороной города.

Севастопольский пешеход

Мекензи, шотландец по происхождению с трудно произносимым именем, переделанным на русский манер — Фома Фомич. Основатель Севастополя (о как!). Он со своей командой расчистил берег от леса и заложил город. Первые постройки: здание адмиралтейства, госпиталь, церковь, пристань. Под его руководством началось освоение каменоломен, добыча того самого Инкерманского белого камня. Но в городе следов Мекензи не осталось. Что-то разрушилось, что-то перестроилось.

Смотрела я на название ресторана и как-то было мне нехорошо. Именем такого человека назвать точку общепита? Место, конечно, шикарное, виды из окон впечатляют, но вот как насчет уважения к памяти? вопрос.

Севастопольский пешеход

Я не удержалась и вошла. Адрес: Нахимовская набережная, дом 2. Вид из панорамного окна ресторана.

На потолке — карта. Ловила себя на мысли, что все время сижу с задранной головой и рассматриваю ее.

Севастопольский пешеход

До вечера было еще далеко, народу в зале было немного. Заказал себе салат с сыром буратта. И еда и персонал — оценка «отлично». В итоге: название меня так и царапает до сих пор, а еда отличная. Если не соединять эти два понятия, то и не будет таких терзаний.

Вышла я из ресторана, пошла по Приморскому бульвару, который вывел меня к Графской пристани.

Севастопольский пешеход

вот в таком ракурсе я ее увидела. Вот опять же лестница № 2 на моем пути. Читая про Мекензи, я поняла, что это его заслуга в постройке пристани, а название — принадлежит другому человеку. Везде пишут, что построена она была по приказу графа Войновича. Вероятно дело было так. Изначально пристань была простым шлюпочным причалом, без изысков. А лестница была построена по приказу Войновича в честь приезда Екатерины. Вот такая версия мне показалась правдоподобной. Лестница широкая, ступеней на ней 34 штуки (подслушала на одной из экскурсий, а потом и сама просчитала) с мраморными львами по бокам. Они охраняют морские ворота города.

Рядом проходила экскурсия и я услышала легенду города: если льву положить руку в пасть и загадать желани е, то оно исполнится. И еще экскурсия дружно бросала мелкие монеты в море. Покрытие причала — террасная доска — позволяла это сделть беспрепятственно. Вдали сидели рыбаки, а рядом — в ожидании — кошки ждали улова.

Севастопольский пешеход

а на дальнем плане — корабли Черноморского флота. Впечатляет.

Ну что же, движемся дальше. Поднимаемся по ступеням, проходим через колонаду и выходим на площадь Нахимова. Старейшая в городе. Отсюда Севастополь и начинался. Были заложены первые постройки и пристань — вот он след Мекензи — 1783 год.

Центральная Севастопольская площадь — немой свидетель истории приморского города. (239 лет истории — не кот чихнул). Пережила и смену названия (семь раз!!!) и разрушения во время войн и реставрацию и восстановление. Помнит, как появилось электричество, как побежал первый трамвай, как проходило торжественное открытие памятника Нахимову. Коснулась ее и смена власти. А что это такое? Это всегда смена героев. Нахимова заменили на Ленина. Во время великой отечественной войны площадь пустовала без памятника. Адмирал вернулся на площадь в 1959 году.

Павел Степанович Нахимов. Морскую службу начал в возрасте 13 лет, поступив в Петербургский морской корпус. В 16 лет получил первый офицерский чин. С этого момента вся его жизнь была связана с морем. Руководитель обороны Севастополя.

Севастопольский пешеход

Напишу кратко: служил в Севастополе и погиб, защищая город от натиска англо-французских войск. Это ему пришлось, сдерживая слезы, топить свой собственный флот, чтобы не пустить врага на Севастопольский рейд. Северная бухта осталась неприступной. План эвакуации из Севастополя Нахимов резко отрицал. Поклялся сражаться до последней капли крови с офицерами и матросами. Погиб, пуля пробила голову. Крымская война — болезненная травма для русских людей. Таких людей нужно помнить и гордиться ими.

Двигаюсь дальше. Перехожу дорогу, удаляюсь от памятника Нахимову. Передо мной вечный огонь и мемориал обороны Севастополя. Это уже другая война, вернее связь времен в истории города. 1941—1942 гг.

Севастопольский пешеход

Три стилизованные стрелы (штыка) на барельефе. Три штурма города. Две стрелы упираются в ладонь бойца (были отбиты) и одна стрела — трагическая сдача города врагу. Памятник был построен в 1967 году. В честь пятидесятилетия победы зажжен вечный огонь — 1995 г.

Не буду переписывать википедию. Про это нужно читать самому. Читать, думать, сопереживать.

Сразу за мемориалом начинается Матросский бульвар. Иду туда. Весь путь мой недолог, если исходить из километража. Не более 2 км нашагала я сойдя на южную часть города. Двигаюсь я быстро, пишу медленнее.

Двигаюсь по проспекту Нахимова. Слева от меня вдалеке памятник Дмитрию Николаевичу Сенявину. Русский флотоводец, адмирал. Один из основателей Черноморского флота. Одержал победу над турками.

Севастопольский пешеход

вот начало бульвара. Лестница. Опять лестница, уже за номером 3. Северная сторона бульвара.

Если посмотреть вверх по лестнице, то виден памятник в виде Древнегреческой Галеры. Это памятник И. А. Казарскому, командиру брига Меркурий. Капитан-лейтенант. Вступил в бой с двумя линейными кораблями противника одновременно. Корабли он не потопил, но противник спешно отступил.

Русско-турецкая война (1829 г.). Турки атаковали бриг. В бой вступили 184 пушки неприятеля против 20 наших. Бились 4 часа, в плен не сдались. Победили и сами добрались до гавани.

Севастопольский пешеход

«Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями». 1892 г. Картина И. К. Айвазовского. Это демонстрация отваги и мастерства русских моряков. Небольшой бриг смог одержать победу.

Средства на памятник (самый первый памятник города) собирали жители города и моряки. Собирали долго. В 1939 году памятник был готов и установлен на Матросском бульваре. В то время это было престижное закрытое место — бульвар назывался Мичманским и прогулятся по нему тем, кто не служил во флоте, было нельзя или можно, но только по особому пропуску. Звание Мичман приравнивается к современному лейтенантскому.

Лучше приходить сюда с экскурсией, потому, как символизм памятника гостям Севастополя может быть непонятен. Меркурий — вестник богов. Четыре грани куба украшены горельефами. Один — это портрет Казарского, остальные — стилизованные изображения античных богов. и вот здесь-то и будут нужны пояснения для экскурсантов.

Движемся дальше. Лестница преодолена. Этот подъем — третья реперная точка моего путешествия. На фотографиях лестница выглядит очень длинной и крутой. Хотелось понять: смогу я ее предолеть? Я в этом сезоне немного не в форме после травмы ноги. Расхаживаю, восстанавливаюсь. Если оглянутся назад, то вид открывается шикарный. На нашу Северную часть (привет район Радиогорка).

Матросский бульвар не занимает большую площадь. В свое время из-за этого он назывался Малым. Но прогулятся по чистой территории приятно. Скамейки, цветы, небольшие деревья. Вижу впереди фонтан. «Мальчик с кораблем». Это памятник послевоенным детям. Кораблик — это мечта всех мальчишек. В фонтане живут рыбки. и плавают кувшинки.

Севастопольский пешеход

Еще один памятник на бульваре изобретателю радио А. С. Попову. 1899 г. Ученый восстанавливал связь с кораблями ЧФ с холма Радиогорка. А это расстояние целых 14 км. А радиосвязь во время обороны Севастополя была очень нужной и востребованной. В честь этого и назван район в северной части. Именно там мы и проживали свой отпуск. Радиогорка. Как оказалось все связано воедино. Памятник похож на радиолокационную антену.

А вот эти львы — это уже южная сторона бульвара. Я нашла информацию, что мрамор для них был привезен из поселка КОелга Челябинской области. Они похожи на львов на Графской пристани, но есть и различияю У этих львов есть клыки и когти.

Мы прошли его насквозь. По довольно круто лестнице (а куда же без нее) можно спуститься на улицу Ленина. Отсюда недалеко до Морского музея. К сожалению, очень красивое здание в очень большом упадке. Наружные стены просто ветхие. Печальное зрелище.

Севастопольский пешеход

Оно, здание, похоже на особняк, явно дореволюционной постройки. Стиль классический с колоннами.

На улице рядом с музеем выставлены старинные морские пушки. Их можно осматривать и фотографировать. Большая экспозиция якорей. Цена билета символическая (в составе группы) — 100р. Индивидуальная экскурсия будет стоить 1000р. Но мне не повезло. В музее был выходной день. Понедельник.

Перешла я улицу Ленина и попала в Екатерининский сквер. Через него можно вернуться на Приморский бульвар (всего то 500 м) .В центре — памятник Екатерине Великой. Лавочки удобные. я посидела, отдохнула. Вот только место для сквера выбрано очень близко к дороге. Оставляет ощущение сквозного. Через него нужно куда-то спешить.

Севастопольский пешеход

Оказывается, в Севастополе два Екатерининских сквера. Чудеса. Один на улице Ленина. Вот как раз здесь я и нахожусь. Сквер молодой. ему чуть больше 10 лет, а если точно — то 14 (открытие памятника было в 2008 г.) Здесь же, но ранее, в 1984 году поставили Монумент разведчикам ЧФ. Это пяти метровая стена из красного гранита.

За сквером есть лестница (опять лестница), поднявшись по которой открывается вид и на сам сквер и на улицу Ленина: и на Музей ЧФ и на Дом офицеров. Красиво.

А что касается второго Екатерининского сквера я по нему шла из ресторана Мекензи до Графской пристани (но думала, что это Приморский бульвар). На моей карте он был не обозначен вообще. Там стоит обелиск в честь создания Черноморского флота.

В своей экскурссии по Матросскому бульвару пошла я по лестнице в сторону улицы Ленина, но маршрут можно было и сократить и попасть сразу в сквер Екатерины. Если свернуть влево, где ступени прерывает пересекающая путь тихая улица Луначарского, то можно попасть на другой спуск. Он то и приведет сразу в сквер. Последние ступени и приведут сразу к мемориалу разведчикам-черноморцам. Вот такие чудесные маршруты можно прокладывать по севастопольским лестницам. Спасибо им за это огромное.

Хочу вернутся на улицу Луначарского. Четвертая реперная точка -это улица Марата (ностальгия по Питеру. Восемь лет жизни на этой улице…) Поэтому и зацепилась за название. Пешим ходом всего 5 минут.

«На улице Марата я счастлив был когда-то.

Прошло с тех пор ужасно много лет…»

(А.Розенбаум)

Вот что роднит эти две улицы из разных городов, так это дома из прошлых и позапрошлых столетий с интересной архитектурой. И еще то, что обе улицы непафорсные, но аутентичные. Пыль веков, так сказать.

Севастопольский пешеход

ну красота же. А лестница — не лестница — а песня. Изящая красавица. Ведь лестницы, как улицы, они свидетели истории города. Здесь рвались бомбы, ступени лестниц крошились и рушились. Их восстанавливали, перестраивали, давали им имена в честь выдающихся людей или событий.

Дома на улице Марата построены в едином классическом архитектурном стиле. лестниц на этой улице — превеликое множество.

Севастопольский пешеход

Если мне не хватает информации (как сейчас, об улице Марата — ее почти нет), то я захожу в группу «В Контакте». Очень интересным мне показался чат севастопольцев о названии улицы. Вот предыдущее фото оттуда же. В телефоне моем фото получились некачественные.

Местные жители это название не признают и называют эту улицу Ушаковской. Святого Фёдора Ушакова, который французов гонял по всему средиземноморью… Вот тАк вот.

Федор Федорович Ушаков — русский флотоводец, адмирал, главный командир Черноморского Флота и портов Черного моря. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых. Мгого сил отдал укреплению и строительству Севастополя. До революции 1917 года улица Марата была улицей Ушакова. Эту информацию я взяла из архива газеты «Новости Севастополя».

Севастопольский пешеход

Сколько же лестниц может быть в Севастополе? Ученые насчитали более ШЕСТИСОТ. 71 лестница — это самостоятельная улица. Самая старая — первый век нашей эры — это ступени Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане.

Даже лестница в подъезде пятиэтажки может рассказать Вам свою историю. Строительный норматив из 50-х годов прошлого (уже прошлого) века. Вытота этажа — 270 см., а комфортная высота ступени — 15 см. Поэтому пролет в «хрущевках» всегда состоит из девяти ступеней. Эта интересная инфорация взята тоже из газеты «Новости Севастополя» от 26/09/21.

Что-то меня понесло по лестницам. Возвращаюсь на маршрут.

Подошла я на перекресток с улицей Фрунзе. Направо или налево? Пойду направо (это в сторону площади Нахимова, а значит в сторону дома).

Прямо передо мной -Владимирский собор (еще один собор с таким же названием находится в Ферсонесе Таврическом. Для этого нужна экскурсия на весь день. Отдельная экскурсия).

Владимирский собор.

Севастопольский пешеход

Адрес: улица Суворова, дом 3. (Он стоит между двух улиц: Суворова и Фрунзе, но адрес по улице Суворова).

Усыпальница адмиралов — православня церковь в нововизантийском стиле, место захоронения русских адмиралов и морских офицеров, памятник архитектуры.

Адмирал Лазарев и потом трое учеников: Владимир Корнилов, Владимир Истомин, Павел Нахимов. Вот такие великие люди нашли здесь свое упокоение. Собор — это символ стойкости и мужества жителей города и его защитников, моряков-черноморцев и простых севастопольцев. Если коротенько, то так. А больше информации — читайте об этом, интересно и познавательно.

Обошла я Собор и вернудась на улицу Фрунзе. Заключительная реперная точка это Башня ветров. Читала про нее и хотелось посмотреть.

Севастопольский пешеход

Адрес у башни: улица Советская, дом 8 (или улица Фрунзе, дом 5).

вот по такой лесенке от Собора я спустилась на улицу Фрунзе.

так вот Башня ветров. Коротенько. Предназначение ее было сугубо функциональное — вытяжная шахта вентиляции книгохранилища морской библиотеки.

Вот на месте этого дома и была библиотека.

Севастопольский пешеход

Красивое старинное строение. Стиль греческий. Сохранилось до наших дней с момента основания Севастополя. Подошла экскурсия и я подслушала ту информацию, о которой не знала. До наших дней почти не дошла информация о здании библиотеки. Чертежи и строительная документация были уничтожены пожаром.

Хранитель библиотеки столкнулся с проблемой отсыревания книиг в нижней части хранилища. Поэтому построили вентиляционную шахту для притока свежего воздуха. Шахта в виде башни. И вот именно башня ветров и сыграла злую шутку с книгами. Огонь проник в книгохранилище, а она послужила вытяжкой. 1855 год 28 августа. Ценные книги сгорели. На этом месте библиотеку восстанавливать не стали.

Рассмотрим Башню ближе. Граней у Башни восемь — строго по сторонам света. На каждой грани изображение бога, как олицетворение стороны света.

Вот такая красота.

Читайте про библиотеку. Это очень интересно. 13 мест обитания и 200 лет жизни.

Севастопольский пешеход

Нашла я старую открытку. На ней более понятен замысел архитектора про библиотеку и башню.

Стояла я рядом с Башней и было ощущение, что я попала в прошлое. Тихо, спокойно, мало машин, экскурсия ушла дальше по улицу Суворова. Под ногами брусчатка, в городе ее осталось мало. Рядом памятник Ленину (привет из детства — одним словом).

Севастопольский пешеход

Начинаю потихоньку двигаться в сторону дома.

Иду к Синопскому спуску. Почему спуску, если все экскурсии идут в обратном порядке и все по нему поднимаются. Потому, что все дороги в Севастополе идут к МОРЮ. Лестница имеет форму восьмерки. Оригинально.

Севастопольский пешеход

Повстречала по пути вот эту строгую красавицу. Очень худенькая. Посмотрела на меня с укоризной. А у меня и угостить ее было нечем. Не подготовилась к встрече. Да и сама не обедала сегодня (салатик в Мекензи давно уже забыт). Надо бы поправить ситуацию.

Синопская лестница самая длинная в городе. Идет (в моей ситуации в обратном порядке) от памятника Ленину до набережной Корнилова. Более 600 ступеней насчитывает эта лестница. Иду неспешно, мне нужно много ходить. У меня не получилось масштабное фото спуска, не нашла подходящего ракурса. А вот нашла старую открытку. На ней все понятно.

Севастопольский пешеход

Датируется открытка 1960 годом. Мне нравится. Лестница мало изменилась, может только некоторые площадки замостили заново.

Вышла я проспект Нахимова, вернее сказать вернулась на него.

Ну вот и заканчивается мое самостоятельное путешествие по центру города. Да по центру. Далеко я не заходила. Маршрут составила самостоятельно по тем достопримечательностям, которые меня заинтересовали, когда читала про Севастополь. Посмотрела на шагомер: 12 километров я сегодня находила. Хороший результат.

Единственная точка моего заранее запланированного маршрута, в которую я уже не успеваю посмотреть — это площадь Лазарева. Из всех адмиралов он отмечен мною, как самый главный (не только потому, что он учитель для остальных).

По его инициативе и непосредственном участии сложился исторический центр Севастопля. Город стал крепостью благодаря двум артиллерийским батареям: Константиновской и Михайловской. Обе они и сейчас отражают морской фасад города.

Он занимался благоустройством города (для меня это уже Знак Качества). Им был разработан план по строительству новых улиц, зданий, разведению садов, каменной набережной. Дома — обязательно — в стиле классицизма. Крупные здания с колонадами и портиками, небольшие — с нечетным количеством окон и повторением некоторых частей или фрагментов от крупных зданий, стоящих рядом.

«Сам город мало пригоден для проживания. Наилучшая гостиница на уровне пивной, грязные улицы» .

То есть Лазаревым, именно им — Михаилом Петровичем была заложена концепция города, которая во многом определила его современный вид.

Нужно будет спланировать или новую экскурсию или записаться на обзорную с помощью экскурсовода.

Завершающий этап: перекус. Спуск Айвазовского, дом 3 Кофейня-пекарня «ProTesto».

Не в пирогах счастье… — Ты что, с ума сошёл? А в чём же ещё? Вот такой слоган у кафе.

Севастопольский пешеход

Атмосферная современная кофейня. Не только выпечка. Накормят и гурьевсской кашей. Что я и выбрала. Если по-простому, то это манная каша с орехами, медом, корицей, маслом и… томлеными пенками. Выкладывается слоями: каша, пенки, орехи и опять повтор. Запекается в духовке. Сверху на готовую кашу — ягоды или варенье. Какое счастье отдохнуть в приятной обстановке. А ноги-то, оказывается, устали. Спинным мозгом чувствую, что площадь Лазарева у меня за спиной, минут 5 пешком, но уже темнеет. Придется отложить на следующее посещение города.

Спасибо пекарне, иду на катерок в Артбухту — и домой, домой. Там уже все наши вернулись, один мотоцикл выехал меня встречать. Я еду домой.

P. S. Если коротко о первом впечатленеии о Севастополе, то стихами:

Его морской необоримый дух
Крутые лихолетья не сломали.
Над синевой неповторимых бухт
Поднялся он из пепла и развалин.

(И.Неверов)

а в Севастополь — обязательно вернусь. Одного — двух дней мало для знакомства.