Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 0:58

Улан-Удэ — Россия Август 2022

Если вы хотите посмотреть восточное побережье Байкала и отдохнуть на нём, и если вы не местный житель, то по пути на озеро вам никак не миновать Улан-Удэ. Столица республики Бурятия, город видится этакой экзотикой: что-то связанное с буддизмом, шаманами и дацанами. Всё это, несомненно есть и в самой Бурятии и в Улан-Удэ.

А что же в имени города, созвучным с именем монгольской столицы Улан-Батор? Бурятское слово «улан» означает красный, а Уда — название реки. Вот так всё просто: Красная Уда.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

История города началась в далеком 1666-ом году, когда отряд русских казаков основал на высоком скалистом берегу реки Уды скромное зимовье.
Это был маленький деревянный домик, в котором останавливались казаки, направляемые русским царем на освоение новых земель. В 1678–1689 годах Иваном Поршенниковым, сыном томского боярина, на этом месте был построен Удинский острог. Здесь было около сотни изб, имелась своя часовня, пороховой склад.

Памятник Маршалу  Советского Союза К. К. Рокоссовскому в парке Мемориал Победы
Памятник Маршалу Советского Союза К. К. Рокоссовскому в парке "Мемориал Победы"

В 1698 году острогу был присвоен статус города. Тогда в нем проживало около тысячи жителей. Город состоял из городской части — деревянной крепости с башнями, артиллерийской батареей, пороховым складом и слободской части с магазинами, церквями и частными домами.

Парк Мемориал победы на улице Балтахинова.

В 30-х годах XVIII века город получил официальное название — Верхнеудинск (что означает в верхнем течении реки Уды).

В 1934 году решением из Москвы город был переименован в Улан-Удэ. В те времена была пoвaльная практика: переименовывать города и улицы. И таким образом, некоторые из них стали «красными». Не буквально, конечно; просто в их названии появилось слово «красный», по цвету знамени. Вот так и стал Верхнеудинск Улан-Удэ, поскольку, как я писала выше, улан в переводе с бурятскгого - красный.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Хоть я и живу относительно близко от Улан-Удэ (8 часов на поезде), в этом году побывала в нём впервые, по дороге на Байкал.
Поезд прибыл в Улан-Удэ рано утром. В моём распоряжении было часа 3 до отправления автобуса в Горячинск (посёлок на Байкале). Я решила не торопиться на автовокзал, что там делать? На автобусе от вокзала доехала до площади Советов — центральной и самой главной площади в Улан-Удэ.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Площадь довольно-таки большая и порадовало то, что сейчас это настоящее рекреационное пространство.

В столь ранний час, да ещё и в будний день праздного народа на площади не было: все спешили на работу.
Так, а где-то тут должна быть знаменитая голова Ленина. Вот она!

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Впечатляет! Высота — 7,7 метра, вес 42 тонны. Это самая большая в мире голова Ленина! Была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан-Удэ по железной дороге, и уже на месте её водрузили на площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия. Гранитный постамент, на котором стоит эта голова, тоже внушительных размеров — 6,3 метра.
И все здания вокруг площади грандиозных размеров.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

В одном из них — помпезном, с башенкой и часами, постройки середины 50-х годов прошлого века размещаются совсем уж прозаичные организации — «Забайкаллес» и Комитет радиовещания.

Напротив него — небольшая площадь с монументальным гранитным фонтаном и здание Театра оперы и балета.

Театральная площадь

Бурятский Государственный академический театр оперы и балета ведет свою историю с 1939 года, с организации музыкально-драматического театра, от которого в 1949 году отделился театр оперы и балета. Репертуар театра сформирован из сокровищ музыкального эпического творчества бурятского народа.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Вот и всё, что я успела посмотреть за короткое время до поездки в Горячинск. Надо сказать, к увиденному я отнеслась скептически: гигантомания какая-то.
От площади до автовокзала пешком идти минут 15. И этот путь по кривым, неухоженным улицам добавил некий негатив. Ну, а сам автовокзал с неприглядными, неаппетитными едальнями и маргинальными личностями, надоедливо пристающими к отъезжающим, окончательно «добил» моё впечатление.

На обратном пути из Горячинска, я остановилась в Улан-Удэ на одну ночь. Приехав в город в час дня (уезжала на следующий день в 6 вечера), я заселилась в отель Boston на Балтахинова. Весьма претенциозное название, но отзывы были хорошие, и отмечалось, что находится отель рядом с достопримечательностями. Отель и на самом деле неплохой, рекомендую.
Расположение даже превзошло мои ожидания. Как удачно я выбрала ночлег: в историческом центре (улицы Коммунистическая, Кирова, Ленина), рядом всё, чем привлекателен Улан-Удэ.

Рябины - украшение улицы Кирова.

Улан-Удэ обладает уникальным историко-культурным наследием и в 1990 году включён в список Исторических городов России. На территории города расположено 234 объекта культурного наследия: памятники архитектуры и градостроительства, памятники искусства.

На некоторых улицах интересно переплетение современного и старины.

Украшение здания районного суда Советского района.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Заметила, что в архитектуре некоторых современных зданий угадывается облик национального бурятского жилища.

Здание районного суда Советского района
Культурно-деловой центр Арун на улице Балтахинова

Историческая часть города вполне себе европейская, с купеческими каменными и деревянными особняками и торговыми домами XIX века. Многие из них хорошо отреставрированы, какие-то находятся в процессе. На каждом таком доме висит табличка с указанием бывшего владельца и того, что раньше в нём располагалось. Очень понравилось такое отношение властей к историческому наследию.

Усадьба Е.А.Мордовской. Одноэтажный деревянный дом, построенный в конце XIX века - уникальный памятник гражданской архитектуры, не имеющий аналогов в Улан-Удэ. В настоящее время здесь располагаются реставрационные мастерские.

Может быть, и этот дом с филигранным и изящным украшением когда-нибудь дождётся ремонта. Но даже и в таком состоянии, с покосившемся входом, он привлекает внимание красотой кружевного декора окон.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Порадовало наличие уютных пространств для отдыха горожан. Вот есть где отдохнуть и погулять. Одно из них — Улан-Удэнский Арбат. В 2004 году часть улицы Ленина была отданная пешеходам и получила название Арбат. По обеим сторонам улицы — красивые купеческие особняки. Фонтаны, яркие клумбы, лавочки, красивые фонари делают это место особенно привлекательным.

Здесь есть даже дом с атлантами! Это дом купца Капельмана.
В 1908 году здесь открылись первые в городе кондитерская и кофейня. В настоящее время в здании размещены нотариальная контора, управление Буркоопсоюза, магазины.

Дом купца Н.Л. Капельмана.

Купцы — именно то сословие, благодаря которому Верхнеудинск приобретал облик красивого уездного города и достиг процветания. На улице Ленина установлен памятник Евсею Лукичу — верхнеудинскому купцу. В его руках сундук со сбережениями. Чтобы притянуть финансовую удачу, надо потереть замОк сундука.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

На Арбате вам встретится А. П. Чехов, сидящий не лавочке. Только расположили памятник, на мой взгляд, неудачно, в углу между двух зданий (одно из них — пребывающий в ремонте музей истории города). Я его сразу и не увидела. Пришлось расспрашивать прохожих. И как оказалось, я прошла мимо него, не заметив.

Антон Павлович побывал в Верхнеудинске проездом, по пути на Сахалин в 1890-м году. Он посетил Одигитриевский храм, провел ночь с 14 на 15 июня в гостинице, и отправил с местной почты письмо, где, в частности, написал, что «Верхнеудинск — миленький городок».

Вот надо же, какое у нас с ним (Чеховым) совпадение: одна ночь в гостинице и весьма приятное впечатление о городе.

Дом купца I гильдии Курбатова считался самым богатым в Верхнеудинске. Построен в 1820 году по особому проекту в стиле классицизма,

Украшают Арбат и несколько скульптурных композиций. Одна из них — «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия»,
Мраморный жезл выполнен в виде круглой колонны, вокруг которой обвиты две бронзовые змеи. У подножия колонны к ней приставлен рог изобилия, также выполненный в бронзе. На острие рога находится шар, в отверстия которого по традиции кидают монеты, чтобы вновь вернуться в этот гостеприимный город.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Пройдя Арбат и продолжая движение вверх по улице Ленина, выходим к Триумфальной арке «Царские ворота».
20—21 июня 1891 года во время путешествия по Восточной Сибири, Верхнеудинск посетил цесаревич Николай Александрович. В честь этого события в городе, как и в других городах, удостоенных чести принять у себя высокого гостя, была построена Триумфальная арка «Царские врата».

Первоначальная арка, выполненная по проекту Николая Паув, была деревянной на каменном фундаменте. Украшали «Царские ворота» двуглавые орлы, которые были сброшены в феврале 1917 года. Сама арка простояла до 1936 года и затем тоже была снесена.
Ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку восстановили.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Копия царских ворот теперь украшает улицу Ленина. Правда, по размерам новая арка больше предыдущей — ее ширина около 14 метров, а высота — около 9 метров. Но в остальном это точная копия прежней Триумфальной арки.
27 июня 2006 года на лицевую сторону триумфальных ворот был установлен государственный герб России — двуглавый орел, именно в этот день «Царские врата» города обрели законченный вид.

Рядом с аркой привлекает внимание чудесное здание — бывшая почтово-телеграфная контора (конец XIX века).

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Здание интересно своей оригинальной планировкой и художественным решением фасада: кирпичный первый этаж и бревенчатый второй. Два разновеликих объема образуют парадный вход на угловом срезе, завершающимся граненым шатром эркера со шпилем.

А теперь прогуляемся вниз по улице Ленина. Это одна из самых старых улиц Улан-Удэ, сменившая несколько названий. Её начали прокладывать в 1741 году, когда началось строительство Одигитриевского собора к Нагорной площади (ныне Советская). Так как через улицу проходил тогда Сибирский тракт, то и назвали её Трактовая. Потом оная стала Большой, а после визита цесаревича Николая (20 — 21 июня 1891 года) — улицу переименовали в Большую Николаевскую. Свое сегодняшнее название улица получила в 1924 году, после смерти В. И. Ленина.
С 1908 года на улице запретили строить деревянные дома и купцы возводили на ней каменные особняки, в которых располагались магазины, банки, на улице появилась и первая в городе кофейня.

В здание магазина-пассажа иркутского купца первой гильдии А. Ф. Второва, крупнейшего торговца текстильными товарами в Сибири, располагается сейчас уютное кафе Прованс.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

В 1791 году на середине Трактовой улицы, близ Базарной площади было построено деревянное здание Гостиного двора. В 1868 году были построены каменные гостиные ряды с аркадами и квадратными колоннами, которые сохранились до наших дней в первозданном виде.
Сейчас Большие гостиные ряды находятся на реставрации, как и часть площади вокруг них.

Небольшой садик возле торговых рядов был разбит в 1880-е годы по случаю восшествия на Российский престол Его Величества Государя Императора Александра Александровича. Во время торговых ярмарок на Базарной площади в садике играл оркестр военной музыки, а вечером устраивалась электрическая иллюминация. Название Александровский садик получил в 1911 году, когда вся Россия стремилась увековечить память царя Александра в честь 50-летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Сегодня Александровский сквер-сад восстановлен именно там, где он был раньше, с южной стороны Гостиного двора.

Через дорогу, напротив Гостиного ряда — Здание торговых рядов, построенное в 1864 -1865 годах. Второй этаж был надстроен в 1959–1961 годах. Сейчас в нём размещается поликлиника.

К гостинным рядам примыкает площадь Революции с Памятником павшим борцам за коммунизм. Этот памятник в 1970 году был перенесён с площади Советов, чтобы освободить место для головы Ленина.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Несмотря на такое серьёзное название — площадь ещё одно приятное и притягательное рекреационное пространство с фонтаном, газонами и качелями.

Продолжаю идти по улице Ленина, разглядываю интересные дома и совершенно неожиданно передо мной показалась величественная церковь — Свято-Одигитриевский кафедральный собор.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Одигитриевский собор — первое каменное здание в городе Улан-Удэ, построен в стиле сибирского барокко. Собор строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов 44 года, с 1741 года.

Благодаря выгодному географическому расположению (на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край) Верхнеудинская ярмарка была крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт (из-за землетрясений в фундаменте собора и его своде появлялись трещины).

В те времена собор играл важную роль в жизни города. В 1860-е годы при приходе собора были созданы благотворительные организации. В конце XIX, начале XX века в двадцати сёлах, приписанных к приходу собора, открылись церковно-приходские школы. В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Но, несмотря на все заслуги перед отечеством, 6 сентября 1929 года советские власти собор закрыли. Всё церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, колокола сняты, здание передано под склад. Последний настоятель собора — Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.
В соборе по очереди размещались: курсы стройкадров, Антирелигиозный музей, а после Великой отечественной войны — Краеведческий музей.
В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

И только в 1992 году в собор вернулась религиозная жизнь, когда был зарегистрирован православный приход. Позднее были установлены шесть колоколов, а потом и крест на колокольне собора.
Вот, собственно, этим восхитительным белоснежным собором улица Ленина и заканчивается. Но не спешите уходить с этого места, выйдете на Соборную улицу и прогуляйтесь по ней.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Деревянные купеческие дома с кружевными наличниками на окнах, изящные фонари, клумбы с яркими цветами, лавочки, и рядом — Одигитриевский собор.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

Невероятно уютное и атмосферное место! Скажу, что эта пешеходная улочка must see в Улан -Удэ. Возле каждого дома — табличка с датой постройки и именем бывшего владельца.

Какие-то дома сейчас- частные владения, а какие-то — административные.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

В бывшей усадьбе Скрыльниковой располагается Ресторация А. А. Скрыльниковой.

По дороге на Байкал. Улан-Удэ

На этой чудесной, атмосферной улице я и закончу прогулку по Улан- Удэ. Помните моё первое впечатление о городе, когда меня неприятно поразила гигантомания? Так вот, к концу моего совсем коротенького пребывания в городе, от этого негатива и следа не осталось. А что осталось? — только хорошие воспоминания: приятная, самобытная атмосфера города, уют и городской комфорт. Это город, куда хочется вернуться.