Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 1:02

Листвянка — Россия Август 2020

Желание ещё раз посетить Листвянку, посёлок на Байкале, не покидало меня с тех самых пор, как я впервые побывала там в 2012 году.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Но потом увлекло зарубежье, европейские страны, а Листвянка, оставаясь в мечтах, была отложена на потом. Но, как говорится, не было бы счастья, да…

Високосный год преподнес нам подарочек в виде пандемии коронавируса и спутал карты всем путешествующим, в том числе и мне. Желанная и спланированная поездка в Баварию отложена до лучших времён, и ответ на вопрос, а чем же её (Баварию) заменить нашёлся сразу же. Конечно же, Байкал, Листвянка!

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

10 дней, проведённые на Байкале, в посёлке Листвянка после нескольких месяцев самоизоляции и ничегонеделания, были насыщенными и полными впечатлений.
На этот раз я путешествовала не одна: со мной была попутчица, моя коллега.
От Читы до Иркутска мы ехали на поезде. Утром, часов в 10, показался Байкал, и примерно 4 часа поезд шёл вдоль озера: то приближаясь близко к нему, то удаляясь. И так до самой Слюдянки.

фото из окна поезда

В Слюдянке мы вышли прогуляться и посмотреть на здание вокзала. Вокзал этот примечателен тем, что он единственный в мире, построенный полностью из розового и белого мрамора.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Из Иркутска в Листвянку можно доехать на такси (дорого), но есть и более экономный вариант — маршрутка. От Железнодорожного вокзала Иркутска на трамвае № 1 мы доехали до Центрального рынка. Оттуда отъезжают частные маршрутки в Листвянку. Цена — 150 руб. + 50 рублей за багаж. Чёткого расписания нет; маршрутка отправляется как только полностью заполнится пассажирами. Время в пути — примерно полтора часа, дорога хорошая.
К путешествию я начала готовиться месяца за два. Поскольку я уже была в Листвянке, то вполне представляла себе на какие экскурсии можно съездить, что посмотреть и чем заняться в самом посёлке. Надо было определиться со временем и я решила, что 10 дней будет в самый раз.

На Букинге забронировала гостевой дом Усадьба Демидова (подробный отзыв о нём здесь).

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Листвянка — самый крупный посёлок на берегу Байкала и очень туристическое место. Туристическая инфраструктура развивается там быстрыми темпами.
Для жилья предлагаются отели, гостевые дома или апартаменты. Цены разные: от вполне демократичных, до неприлично высоких.

Что надо учитывать при выборе жилья — это его расположение. Протяжённость Листвянки примерно 4 километра. Вдоль берега идёт набережная, она же — улица Горького.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

И лучше выбрать жильё где-то посередине, чтобы не утомительно было ходить как в одну, так и в другую сторону Листвянки.

В распадках между горами тоже находятся улицы. Желательно заранее посмотреть на карте где находится отель: в начале или в конце улицы, на большом расстоянии от озера.
Усадьба Демидова, в которой мы остановились на 9 ночей, находится в Крестовой пади, рядом с озером. Крестовая падь — самая большая, на ней несколько улиц и очень много разных отелей, здесь же находится и старинный храм во имя святителя Николая Чудотворца.

Некоторые при слове Листвянка, говорят: фиии…, ничего хорошего там нет, всё дорого. Я постараюсь рассказать почему именно Листвянку можно выбрать в качестве базового места для отдыха и знакомства с Байкалом и чем она мне нравится.
Посёлок Листвянка расположен в уникальном месте: на берегу Байкала у истока Ангары.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Он известен ещё примерно с 1726 года и имел тогда название Лиственичное, так как в этом месте растёт много лиственниц. К концу XIX века, с развитием байкальского судоходства крошечная деревушка превратилась в порт, верфь и довольно крупный посёлок.
В советское время Листвя́нка стала центром изучения Байкала, в посёлке открылся специализированный институт, при котором теперь работает Байкальский лимнологический музей. Туризм зародился примерно тогда же, хотя подлинный размах он приобрёл лишь в постсоветское время, когда в Листвянке стали появляться современные отели.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Готовясь к поездке, я нашла сайт «Многоликая Листвянка», где можно найти много полезной информации.
И это определение — «многоликая» в прямом смысле, очень хорошо подходит для описания Листвянки в целом. Где-то можно встретить красивые отели, какие-то немыслимые терема, дома, шикарные особняки — дворцы (интересно для кого они? Кто в теремочке живёт?)

И рядом с ними — покосившиеся старенькие домики: некоторые из них вполне ухоженные, какие-то заброшенные, старинные колодцы, разбитые дороги. А впрочем, дороги (кроме улицы Горького) там все в плачевном состоянии. Как говорят, дорог там нет, только направления.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Но самое печальное — это недостроенные дома, причём на главной улице. Как нам объяснила гид, участки скупили китайцы и начали строительство. Но жители Листвянки и Иркутяне запротестовали против настойчивого внедрения китайцев на Байкал. В результате этих протестов китайцы ушли, а недострой остался, и совсем не красит своим видом посёлок.

И набережная… лицо, можно сказать Листвянки. Ну, неужели нельзя привести её в порядок? По ней же ходят все туристы! О людях «позаботились» — перекрыли опасные участки и поставили знак перехода на другую сторону. А на другой стороне улицы тротуара нет. Машины несутся и идти по ней очень проблематично. Поэтому все перешагивают через ограждения и идут дальше по набережной.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Ну что ж, довольно о грустном. Перейду к привлекательностям, к тому, что есть интересного.
Омуль!!!
Что-то начала с него. Наверное, не наелась досыта этого байкальского деликатеса.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

В Листвянке есть несколько точек продажи омуля. Продают традиционно омуль горячего (моё предпочтение) и холодного копчения, малосолёный и вяленый. Есть также хариус и голомянка. Про хариус ничего не скажу — не ела. Голомянка очень жирная рыбка и маленькая в размерах (сантиметров 10, наверное). В озере её мало, её трудно вылавливать, так как есть конкуренты — нерпы, и поэтому стоит эта рыбёшка 200 руб. за штучку (10 см) и 250 руб. за рыбку чуть побольше. Стоимость омуля всех видов (если я не ошибаюсь) примерно одинаковая: 150 рублей за одну рыбку и 200, если рыбка немного больше.

Люди покупают рыбу, пивка к ней и устраиваются на берегу Байкала, либо на парапете набережной и смачно её поедают. Проходишь мимо — слюнки текут.
Мы пошли за рыбой на центральный рыбный рынок.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Купили на 1000 рублей. По штуке на каждого горячего и холодного копчения и одну на двоих голомянку. К рыбке прикупили в магазине пива, уселись на деревянном причале, и устроили пиршество! Омуль горячего копчения мне нравится больше, чем холодного. А голомянку я совсем не распробовала: всё-таки, одной рыбёшки мало для двоих.

Омуль холодного копчения

Нерпинарий
Полный восторг!

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Ведь именно здесь, в нерпинарии, можно рассмотреть и полюбоваться нерпами - уникальными животными, обитающими только в Байкале. Какие они очаровашки! Чаще всего сюда попадают ослабленные животные или детеныши, по разным причинам оставшиеся без мамы. В нерпинарии их выхаживают и лечат. Даже когда нерпа полностью выздоровеет, отпускать ее на волю уже нельзя, так как привыкшее к заботе животное погибнет. Сотрудники нерпинария научились дрессировать нерп.

Дрессированные нерпы дают концерты в большом бассейне. В представлении участвуют 2 нерпочки: девочка и мальчик. Представление длится всего 20 минут. В программе — танцы на воде, спортивные акробатические номера, игры, решение задач на счет и даже рисование.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Билет в нерпинарий для взрослого стоит 500 рублей, для ребенка — 400. Фото и видеосъемка во время спектакля запрещены.
Из-за ограничений в связи с коронавирусом зрителей на сеанс пускали в два раза меньше, чем обычно. Поэтому толкучки и «битвы» за места у бортика бассейна не было.

Байкальский лимнологический музей
Нерпу можно увидеть и в большом аквариуме Байкальского музея.
Музей Байкала, открытый в 1993 году, представляет собой уникальное собрание информации об истории исследований и природе озера. В огромных аквариумах, соединенных с Байкалом, содержатся губки, байкальские рачки, рыбы, в том числе байкальский осетр и омуль. За байкальскими нерпами можно не только понаблюдать, но и если повезет, увидеть, как их кормят рыбой.
Ещё один своеобразный аттракцион музея — погружение на дно озера в виртуальном батискафе. Это завораживает и создает полное ощущение, что вы на самом деле опускаетесь в водоем. Сооружение, стилизованное под подводную лодку, способно вместить одновременно 16 посетителей. На месте иллюминаторов — компьютерные дисплеи, транслирующие реальные съемки погружений на дно Байкала.

К сожалению, во время нашего пребывания музей ещё не был открыт для посетителей по причине карантина. Но прошлый раз я в нём побывала и смело его рекомендую.
Музей не фотографировала, так как с фасада он весь закрыт огромными деревьями.

Дендрологический парк
Рядом с Байкальским музеем раскинулся живописный дендрологический парк. На территории в 4 гектара собрана обширная коллекция деревьев, трав и кустарников, произрастающих в Прибайкалье. Для передвижения по территории дендропарка сооружены специальные деревянные дорожки с поручнями, приподнятые над землей,

имеются смотровые площадки и беседки для лекций.
По парку мы погуляли и полюбовались потрясающими видами Байкала со смотровой площадки.

Кстати, Байкальский музей находится в самом начале Листвянки, в месте истока Ангары. И это первая остановка маршруток из Иркутска. От Байкальского музея до центра Листвянки (отель Маяк и площадь) шагать примерно минут 50 и лучше подъехать на маршрутке (стоимость по посёлку 20 рублей), ну, или воспользоваться такси.

Если подняться вверх от музея по улице Академическая, то попадёте на горнолыжную базу Истлэнд, а там и канатная дорога и камень Черского. Так что, посещение музея надо совместить с подъёмом на гору.

Это жилой дом на ул. Академическая встречается по дороге на канатную дорогу.  Один подъезд занимает гостиница Арабеска.
Это жилой дом на ул. Академическая встречается по дороге на канатную дорогу. Один подъезд занимает гостиница Арабеска.

Камень Черского

Наивысшая точка одной из прибрежных гор поселка называется Камень Черского. Названа она по имени выдающегося ученого-географа, исследователя природы Байкала Ивана Черского. Вершина находится на высоте 728 метров и там расположена смотровая площадка.

Это и есть знаменитый камень Черского. На фото за ним - люди, ну, никак не получилось сделать фото без них, уж очень популярное место

Подняться туда можно на кресельном подъемнике горнолыжной базы «Истлэнд», наслаждаясь видами вокруг, а внизу, под ногами — ковёр из папоротника.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

А можно пройтись пешком, подъем небольшой сложности (около двух километров) по асфальтированной дороге. Цена подъёмника 150 рублей в одну сторону. Мы поднялись на нём, а спускались пешком.
С обзорной площадки открывается завораживающий панорамный вид на озеро, набережную, дорогу, по которой мчатся автомобили, Листвянку, исток Ангары и порт Байкал. В хорошую погоду можно увидеть чуть ли не всю южную котловину Байкала.
А сколько людей вокруг этого камня и на камне! Пришлось отстоять очередь, чтобы запечатлиться на нём. Да и время для съёмки было неудачное: солнце светило в камеру.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Вообще - то, мы в один день совместили Тальцы и Камень Черского. Выехали утром, сразу после завтрака на маршрутке в Тальцы. Побыли там часа 3, на маршрутке вернулись в Листвянку, вышли на остановке Байкальский музей и сразу пошли наверх. Возвращаясь, прогулялись по дендропарку и совершенно уставшие (в этот день было жарко и солнечно) поплелись пешком в свой отель.

Свято-Никольская церковь

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Если не знать, что в Листвянке есть церковь, то её можно и не увидеть. Находится она в глубине Крестовой пади и даже с мостика через речку Крестовка едва заметен её шпиль (даже не купол) с крестом.
Свято-Никольская православная церковь — один из немногих в Листвянке прекрасно сохранившихся архитектурных памятников. Сооружение датируется серединой XIX века. Подобные здания на Руси называли «восьмериком на четверике». Деревянный двухъярусный храм с колокольнями очень красив и величественен.
Конечно, из-за переноса несколько раз с места на место, храм потерял свой первоначальный облик. Но осталось главное — красота и теплота, свойственная деревянным храмам.

Храм имеет красивую историю: её выстроил купец Ксенофонт Сибиряков, который потерпел кораблекрушение на Байкале и, погибая со всей командой, слёзно взмолился богу о помощи. Чудесное спасение пришло из рук Николая Чудотворца. Говорили, что он сам явился утопающим, и буря, угрожавшая кораблю гибелью, отступила.
На месте спасения, на пристани села Никола, купец Сибиряков выстроил часовню во имя святителя Николая и дал обет построить храм.
До окончания постройки храма он не дожил, скончавшись от чахотки, и строительство продолжила его жена Наталья.
В 1844 году храм был освящён, а через 4 года новую церковь перенесли в посёлок Листвянка. При храме была создана церковно-приходская школа.
В советское время церковь не действовала лишь шесть лет. Размещался в ней и клуб, и рыбный склад. В 1945 году общине верующих вновь разрешили вести там богослужения.

В 1956 году из-за строительства Иркутской ГЭС и угрозы подтопления церковь перенесли в более безопасное место — в Крестовую падь.
Гуляя как-то по Крестовой пади, мы пришли к этой церкви. Но был уже вечер и она была закрыта. А на следующий день была суббота, и мы отправились туда утром. Шла служба, народу было немного: в основном местные и несколько туристов. Мы отстояли службу, потом вышли в ухоженный, яркий от цветов дворик. Накрапывал дождик, но уходить из этого благодатного места совсем не хотелось.

Вообще-то денёк выдался дождливым, но мелкий дождик не помешал нам прогуляться до конца Листвянки (в противоположную сторонуот Байкальского музея).

А вечером мы отправились на концерт.

Театр авторской песни
Не проходите мимо этой афиши в начале улицы Островского (в Крестовой пади) Её хорошо видно с набережной.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Автор и исполнитель песен — профессиональный актёр, участник и лауреат российских фестивалей авторской песни Евгений Кравкль.
Театр находится в самом конце улицы (вдоль всей улицы есть указатели, так что, не заблудитесь), на берегу речки Крестовки. Создал его Евгений Кравкль, который около двух десятков лет назад приобрел в живописной местности на окраине Листвянки небольшой клочок земли и решил построить здесь дом.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Гостеприимный хозяин часто принимал у себя известных служителей искусства, с которыми устраивались посиделки у костра.

Так как театр вмещает ограниченное количество зрителей, человек 40, то записаться на концерт желательно заранее по телефону. Что мы и сделали. Билет стоит 350 рублей.
Концерт длился 3 часа. В антракте Софья, жена Евгения, угощала всех зрителей своим фирменным травяным чаем, который она сама изготавливает.
Концерт понравился очень! Если будете Листвянке, обязательно сходите на него. Получите большое удовольствие от атмосферы, и искренних песен Евгения.

Байкальская астрофизическая обсерватория
В Листвяке есть интересные места, где можно обогатить свои знания и расширить представления о природе. Одно из них — Байкальская астрофизическая обсерватория, относящаяся к институту солнечно-земной физики СО РАН. Здесь, на вершине горы, расположен солнечный вакуумный телескоп, диаметр объектива которого один метр. Телескоп является самым большим не только на побережье Байкала, но и во всей России.

Фото из интернета. Байкальская обсерватория

Об экскурсии туда надо созваниваться по телефону, который есть в инфоцентрах. Но экскурсия состоится, если наберётся определённое количество желающих. Цена — 1000 рублей. Мы что-то не пожелали. А может, и зря. Но идти туда надо в хорошую солнечную погоду, а таких свободных дней у нас не было. В свой прошлый приезд в Листянку мы дошли до телескопов, которые находятся на горе, но значительно ниже обсерватории. Для интереса размещаю фото 2012 года.

О том, чего уже нет
Всегда волнительно возвращаться в то место, где уже побывал и которое понравилась: оправдаются ли ожидания? Как всё изменилось — стало лучше или хуже? Вот и я с волнением приехала в Листвянку (с прошлого визита прошло 8 лет!) в надежде, что она стала краше, что всё, что было не достроено — достроили, привели в порядок набережную. Но, к сожалению…
Картинная галерея им. В Ю. Пламеневского
В 2012 годуя побывала в этой картинной галереи и в планах было посетить её и в этот раз. Этот объект до сих пор значится в путеводителях по Листвянке. Но, к моему большому огорчению оказалось, что галерея уже не существует.
Уникальная частная галерея, созданная известным сибирским архитектором, художником и поэтом Владимиром Пламеневским, начала свою работу в 1995 году. Круглый год работала экспозиция, приезжали художники, чтобы творить на берегах Байкала, оставляли здесь свои картины. Братья Пламеневские, создавшие её умерли, а родственники сейчас ведут борьбу за наследство, картины. И им совсем нет дела до галереи.

Вставляю свои фотографии 2012 года, чтобы вы имели представление о картинах, которые были выставлены в галерее.

Зная, что галереи как таковой сейчас нет, я всё равно по улице Чапаева прошла к ней. Вывеска есть. В глубине двора стоит небольшое здание галереи. Но видно, что всё заброшено и люди сюда не ходят.

Прогулки по улицам Листвянки
Погулять по улицам Листвянки надо обязательно! На них встретится много интересного и неожиданного. Как этот домик, например.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Или такой — старенький, но как красиво, с любовью украшен цветами!

Центром Листвянки считается отель Маяк и площадь, с расположенными на ней сувенирным магазином, туристическими офисами, банкоматом, кафе. Именно здесь конечная остановка маршруток. Отель Маяк и стоящий за ним Маячок использовались этим летом с качестве обсерватора, поэтому туристов не принимали.

Прогулки на набережной, она же улица Горького
Гуляли по ней постоянно, наслаждались видом и запахом Байкала.

Байкал — это не то место, куда надо ехать за купанием. Позагорать на берегу озера очень даже возможно, а вот покупаться — на любителя холодной воды. Погоду в Листвянке не угадаешь. Это как повезёт: бывает жарко и незаметно можно очень загореть (и даже сгореть) просто прогуливаясь по набережной. Бывает очень ветрено и дождливо.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

За 10 дней, что мы провели на берегу Байкала, 4 дня было дождливых. Просыпаешься утром, смотришь в окно — а там ливень, туман, даже гор не видно! Но, к счастью, часа через два тучи рассеивались и можно было выходить на прогулку.
Местные говорят, что вода в Байкале прогревается в августе до 15 — 17 градусов, т. е. температура, при которой смельчаки вполне могут окунуться. Моя спутница отваживалась несколько раз сделать заныр-заплыв минуты на 2 или 3 в самой Листвянке и в бухте Песчаная. Меня же хватило только окунуть ноги, а в бухте Песчаная я зашла в воду даже по колено! на этом моя смелость закончилась.

Чтобы организовать активный отдых и экскурсии из Листвянки, надо зайти в один из инфоцентров, расположенных на ул. Горького и на площади. Предлагают как автомобильно-пешие экскурсии, так и водные экскурсии на теплоходе или на быстроходном катере.

Летний отдых на Байкале. Часть 1. Листвянка

Выбор большой: остров Ольхон, Тёплые озёра Хамар-Дабана, Аршан, бухта Песчаная, Большие Коты, Кругобайкальская железная дорога (как на катере вдоль КБЖД, так и на поезде). Мы ознакомились с предложением и ценами (от 2500 до 5500 рублей на человека). Желаний было много, но выбрали КБЖД на быстроходном катере и бухту Песчаная. Об этом - в моём отчёте здесь