Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 13:34

Горячинск — Россия Август 2022

Это лето было для меня богатым на путешествия. А завершила я свой отпуск на Байкале. На этот раз на его восточном побережье, в Горячинске, что в республике Бурятия.
Байкал обладает такой притягательной силой, что побывав там хоть раз, безоговорочно влюбляешься в озеро, и всё, что его окружает. Хочется приезжать сюда снова и снова, чтобы ещё раз насладиться его красотой и мощью.
На западном берегу Байкала, в Листвянке, я была два раза. Об этом уже писала здесь и здесь. На этот раз решила посмотреть его восточный берег и сравнить с западным.

Ну, что могу сказать… На мой взгляд, если брать во внимание природу — на востоке круче.

Лето на Байкале. Горячинск

Здесь километровые песчаные пляжи, песчаные дюны и шикарный лес вдоль побережья: сосны, лиственницы, кедр и много других деревьев. В общем, растительность богатая.

Лето на Байкале. Горячинск

А главное, Байкал здесь относительно тёплый. Люди в нём купаются!

Лето на Байкале. Горячинск

Остановиться решила в посёлке Горячинск. И если в Листвянку удобно добираться через Иркутск, то в Горячинск — из Улан-Удэ.
Из Читы (где я живу) многие едут на Байкал на машинах. Безлошадные, как я — на поезде. Время в пути от 8 до 11 часов (зависит от категории поезда). В 12 ночи я села на поезд в Чите и в 7 утра (по читинскому времени в 8) была уже в Улан-Удэ.

Лето на Байкале. Горячинск

Из Улан-Удэ в Горячинск ездят автобусы: несколько рейсов утром и во второй половине дня. Время в пути чуть больше трёх часов, билет стоит 550 рублей. Я покупала билет заранее, на сайте Автовокзал онлайн. При покупке есть возможность выбрать место в автобусе. Автобусы небольшие, и в них, для увеличения количества пассажиров смонтированы в проходе откидные сиденья. Тесно, не комфортно.
Обратный билет на сайте купить невозможно, приобретается он в автокассе в Горячинске. Поэтому сразу, по приезду, я зашла в автокассу и купила билет в Улан-Удэ. На моё число оставался единственный билет на последнем ряду салона.

Почему я выбрала Горячинск? Наслышана о нём: кто-то из знакомых уже бывал там и вернулись в полном восторге.
В Горячинске находится бальнеологический курорт с целебными источниками, известный еще с 18 века. Село и получило название по целебным источникам на ручье Горячем.
Ученые начали изучать ключ в 1767 году. В 1772 году академик И. Г. Георги в ходе двухлетней экспедиции вокруг Байкала первым дал описание источника. Также он произвёл первый химический анализ минеральной воды, одобрительно отозвался об источнике и его целебных свойствах.

Лето на Байкале. Горячинск

В 1775 по распоряжению иркутского губернатора на ручье Горячем соорудили примитивную купальню, а четыре года спустя появились другие постройки.
Так постепенно и организовался бальнеологический курорт с названием Горячинск.
Песчаные пляжи, живописная бухта, озонированный морской воздух и горячие источники прекрасно подходят для отдыха и лечения.
В районе села сложился особый микроклимат: несколько более тёплый зимой и прохладный летом.
Сейчас в селе около 450 дворов и более одной тысячи жителей. Основное занятие населения — обслуживание туристов и отдыхающих, рыболовство. В Советское время в Горячинске добывали омуль в промышленных масштабах, сегодня же в районе поселка рыбы практически не осталось.
Местные жители продают омуль и другую рыбу горячего и холодного копчения на рынке. Цена омуля горячего копчения за 1 кг — 1000 рублей. Я соблазнилась и купила одну рыбку, которая вытянула на 500 рублей. Но она стоит этих денег! Вкуснятина!

Лето на Байкале. Горячинск

Ела её два дня. Конечно, к рыбе полагается пиво (с этим продуктом проблем в Горячинске нет), но «пьянствовать» в одиночку было не интересно, поэтому омуль я сопроводила картофельной пюрешкой Ролтон.
Далее о Горячинске. В посёлке есть средняя школа, торговый центр, магазины, аптека, несколько кафе.

Кафе на берегу Байкала. Еда вкусная, цены адекватные. Буузы там делают наивкуснейшие.

Вариантов для проживания множество: турбазы, кемпинги прямо на берегу,

Лето на Байкале. Горячинск

простенькие гостевые дома, а есть и приличные гостиницы (таких единицы) с бассейнами и саунами, как эта «Белая карета», например.

Поездку запланировала на 5 дней. Где проживать? Посмотрела цены гостевых домов и гостиниц. Ну, вообще! — от трёх до семи тысяч за ночь. Кошмар! Надо сказать, на Байкале, по сравнению с западными регионами всё дорого: проживание, экскурсии (особенно!), дороже продукты в магазине.

А как насчёт курорта Горячинск? Это оказалось самым бюджетным вариантом. За 5 дней за одноместный номер с собственной ванной комнатой и завтраком я заплатила 12 тысяч.
У курорта есть свой сайт. Очень хороший и подробный. Можно выбрать различные программы лечения и оздоровления, а можно забронировать только проживание. На этом сайте я выбрала и забронировала номер. По условиям бронирования часть стоимости оплачивается сразу, остальное — на месте. Возможность заодно оздоровиться я проигнорировала.
Можно было выбрать полный пансион, но я ограничилась только завтраками. Ведь я же собиралась активно ездить на экскурсии. Но как посмотрела (уже на месте) цены на них … подумала, и решила, что одной мне будет достаточно.

Курорт Горячинск, или как я попала в Совдепию.

Итак, автобус прибывает на центральную площадь Горячинска. На ней — магазины, рынок, автокасса, экскурсионные киоски.

Здесь же и курорт Горячинск. В солидном деревянном доме — регистратура, где происходит оформление проживания.

Лето на Байкале. Горячинск

В регистратуре мне выдали ключ от комнаты, сказали номер корпуса и объяснили как пройти туда. А вот и мой корпус № 3.

По длинному коридору прошла в свою комнату. Узкая кровать, тумбочка возле кровати, холодильник, на нём — маленький телевизор. Небольшой стол и массивное мягкое кресло, шкаф. Вот и всё. Из посуды только стакан и чайная ложка. Номер настолько маленький, что мне не удалось его как следует сфотографировать.
В ванной комнате душевая кабина, которую не мешало бы хорошенько отмыть. А где же мыльно-рыльные принадлежности? А они не предусмотрены совсем! Даже мыло! Боже мой… Куда я попала? Слава богу, хоть туалетная бумага и полотенца в количестве трёх штук имелись.
Ну ладно, не мылом единым, как говорится. Благо, я на всякий случай прихватила с собой пакетики с шампунем и гелем для душа, которые остались от прошлых гостиниц.
Разложила вещи и отправилась осматривать территорию. А вот и приятность, несколько поднявшая моё настроение. Прямо напротив отеля корпуса — небольшой пруд.

Вода в этом пруду тёплая (зимой не замерзает), целебная, из горячего источника. Есть мостки, на которых можно удобно сесть и свесить ноги в воду, оздоравливаться таким образом. На мостике часто стоят любители порыбачить. Но рыбу ловят только ради спортивного интереса, есть её нельзя, так как вода с минеральными примесями и несколько заболоченная.

Лето на Байкале. Горячинск

Курорт расположен в лесу, природа потрясающая. Гулять по проложенным тропам в лесу — одно удовольствие.

Лето на Байкале. Горячинск

А всё остальное совсем не радует глаз. Впечатление такое, что, как со времён примерно 60-70х годов прошлого века, облагородили территорию дорожками с примитивными бетонными плитами, установили мостики, беседки, вазоны для цветов, скамейки, с тех пор ничего не меняется. Всё только ветшает и приходит в упадок. Территория большая, чистая, надо отметить, но неухоженная, какая-то лохматая.

Короче, весь вид курорта очень напоминает советские пионерские лагеря.

И скульптуры прямо из тех времён.

Из 11 корпусов для проживания — три более менее новые, современные, а остальные — старые, бревенчатые, какие-то обшиты сайдингом. Может, в каком-то из них и проживали декабристы, которые проходили здесь лечение в 30-40-х годах XIX века? Да-да, на этом курорте лечились декабристы.

Продолжаю прогулку по территории, и по дорожке в лесу выхожу к горячему источнику. Здесь интересно и довольно-таки оживлённо, причём почти в любое время.

Лето на Байкале. Горячинск

В беседке есть фонтанчик с горячей целебной водой. Люди приходят сюда, чтобы набрать воды, подышать целебными парами, запах очень чувствуется.

Из источника вытекает ручей. В нём постоянно тусуется народ, кто-то даже сидит в воде. Говорят, в воде должна быть та чать тела, которая болит. Вопрос: а если голова болит…? Вода в ручье действительно горячая, ноги едва терпят, я пробовала постоять в нём.

А целебные свойсва воды я испытала на себе. После часовой прогулки по Байкалу на открытой палубе катера я простыла: поднялась температура и сильно заболело горло. Два раза прополоскала горло водой из источника и я забыла про него. Ну, а температуру пришлось таблетками сбивать.

Дальше ручеёк превращается в небольшую речку, через которую перекинут мостик. Речка течёт в направлении курорта и останавливает здесь своё течение, образуя пруд.

За ручьём, в деревьях показался купол церкви. Поднялась к ней. Это храм в честь иконы Божией Матери «Казанская». Не нашла никакой информации о храме и времени его строительства.

Народу на курорте много: пожилые, молодые, дети. Приезжают из разных регионов России. В летнее время он заполнен почти на 100%. Многие приезжают на лечение по путёвке. Кто-то берёт разовые процедуры. Кстати, вход на территорию курорта совершенно свободный, и чтобы воспользоваться его лечебными процедурами не обязательно проживать на самом курорте и иметь санаторную карту. Плати только деньги!

А как насчёт развлечений? Есть спортивно-игровая площадка, рассчитанная в основном на детей,

Лето на Байкале. Горячинск

и большое здание, в котором располагаются клуб, библиотека и музей. Библиотека и музей были закрыты, а вот в клуб я зашла, полюбопытствовала. Внутри — тоска: теннисный и бильярдный столы, сумрачно, неуютно. Пара подростков играли в пинг-понг.

На входе весит расписание мероприятий. Даже дискотека! Ну, точно пионерский лагерь! Действительно ли проходят дискотеки — сказать не могу, поленилась идти с проверкой.

Лето на Байкале. Горячинск

Немного о питании. Когда я оформлялась на проживание, спросила в какое время завтрак, то есть со скольки до скольки (как в гостиницах). На меня с удивлением посмотрели и сказали, что завтрак ровно с 9–00, и не до скольки. Не опаздывать! Я просыпаюсь рано, до завтрака успела сходить на озеро. Примчалась к столовой ровно в 9. Народу собралось уже прилично, ждали открытия дверей и запуска страждущих позавтракать.

Администратор столовой зарегистрировала меня и сказала номер стола. Столы на четверых человек. В 9 часов на столах стояла только посуда, на тарелке — 8 кусочков хлеба (по 2 на человека), 4 маленьких нарезанных кусочка сливочного масла, стояли стаканы, в каждом пакетик дешёвого невкусного чая, чайник с кипятком и 4 яблока. Села, жду. Подошли соседи по столу: немолодая супружеская пара. Разговорились о том, о сём. Девушки-работницы столовой разносят тарелки с кашей, процесс долгий. Наконец-то (прошло уже минут 15, как я села за стол) принесли кашу и на наш стол. Хорошо, что соседка спросила, будет ли ещё что-нибудь. Оказалось, что ещё будет яичница. А ведь народ, тот, кто первыми получили кашу, не зная, что будет что-то ещё, уже покинули свои столы.

В таком же темпе проходят обеды и ужины, и по отзывам людей удовольствия от них не получаешь, невкусные. Хорошо, что я их не заказывала, а питалась в кафе. А вообще, можно было бы и без завтрака в столовой обойтись. В здании регистратуры есть кофейня, в которой готовят отличный кофе в профессиональной кофемашине.

На Берегу Байкала

Что-то я увлеклась описанием курорта. А ведь главное-то в этой истории — Байкал, за которым я, собственно, сюда и приехала.

С площади выхожу на улицу Октябрьская, которая прямиком ведёт к Байкалу. От курорта до озера идти минут 20.

Торговая точка на улице с якутскими сувенирами и национальными одеждами, в которых предлагают сфотографироваться. Как-то раз видела желающих, облачившихся в эти одежды.

Конечно, Горячинск, по сравнению с Листвянкой — деревня деревней. Коровы по улицам бродят… Несмотря на популярность места у туристов, деревня живёт своей обычной жизнью.

Лето на Байкале. Горячинск

Иногда попадаются дома с интересным украшением, как эта ажурная решётка балкона. Видно, что старинный дом обновляли, но балкон и украшение окон под ним оставили.

А вот симпатичные наличники и ставенки на окнах.

Лето на Байкале. Горячинск

Выхожу к Байкалу. От его размаров, мощи и красоты аж дух захватывает! Противоположный берег не виден, вдалеке только очертания острова Ольхон просматривается.

«Славное море, священный Байкал…" Действительно, местные никогда не называют Байкал озером. Для них это море.

Лето на Байкале. Горячинск

День был яркий, солнечный. Температура воздуха +18, лёгкий ветерок. Мне было не жарко и ветровку я не снимала. Удивлению моему не было предела, когда я увидела много купающихся людей. Вот это да!

Надо сказать, что Байкал замерзает зимой в середине января, а освобождается ото льда только в начале июня. Поэтому прогревается озеро до более менее приемлемой температуры только к середине августа. А в Сибири август — почти осень. Вы только представьте, вода +16, воздух +18, ветер, а народу всё нипочём, плещутся в воде. Лично я, собираясь в поездку, даже не рассматривала возможность купания в озере и купальника, соответственно, не брала.

По деревянным мосткам бодро прошла группа людей.

Лето на Байкале. Горячинск

Я тоже прогулялась по пляжу. На нём всё, что должно быть на приличном пляже: есть места отдыха, беседки, где можно перекусить, кабинки для переодевания, прокат различных плавсредств. Правда, туалет я видела только в дальнем конце пляжа.

Лето на Байкале. Горячинск

Для чего это сооружение, напоминающее сцену — не поняла. Похоже, здесь можно расположиться для загарания, взяв лежаки. Но основная масса людей предпочитают сидеть на песочке.

Лето на Байкале. Горячинск

Дальше по пляжу необычные инсталляции — сухие деревья вкопанные в песок вверх корнями. Итересная придумка.

На пляж я приходила каждый день, совершала прогулки вдоль берега или углублялась в лес.

В ненастную погоду пляж не пустует. Интересно было наблюдать такую картину: как кто-то сидит на берегу, закутавшись в куртку, а кому-то мелкий дождь нипочём — плавают на банане и сёрфе.

В самом конце пляжа песок вдруг сменяется крупной галькой.

Лето на Байкале. Горячинск

На берегу стоят «пирамидки счастья». Человек загадывает желания, ставя камушек на камушек. Один камушек — одно желание. Ни в коем случае нельзя разрушать чужие пирамидки, или брать из них камни. Иначе несчастье настигнет тебя незамедлительно. Такое вот поверье. И строят люди своё счастье по всему побережью, где есть камни.

А это остров Счастья. На нём уже выстроены целые замки. Он недалеко от берега, до него можно спокойно дойти.

Лето на Байкале. Горячинск

Я тоже захотела составить свою пирамидку счастья. Взялась искать подходящие плоские камешки. Занятие это оказалось очень даже увлекательным и азартным. Мне удалось построить пирамидку из 8 камешков, что составляет 8 желаний.

Честно говоря, ни одно желание я даже мысленно пока для себя не сформулировала. А нет! Всё же, есть одно. Желание непременно вернуться на Байкал.

Продолжение следует. Расскажу об экскурсии в посёлок Турку и бухту Безымянная.