Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:08
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Мезень, Архангельск — Россия Сентябрь 2022

Жизнь так устроена, что у каждого из нас есть родственники, живущие в других городах. Сестра моего отца сорок восемь лет назад по распределению попала в Мезень. Меня постоянно звала в гости, но я то по Африке, то по Азии мотался.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Родственники в Мезень ездили и возвращались в восторге! Я же никак не мог определиться.

Теперь моя тётя собралась переезжать на Большую Землю, и я решил использовать последний шанс.

До Архангельска взял за месяц вперёд нижнюю полку в плацкарте. В прежние времена я предпочитал именно плацкарт: любил пообщаться с людьми, нравилось послушать разговоры. Теперь, увы, каждый на своё место плюхается, в телефон утыкается и молчит. Никто про себя не рассказывает. Все боятся лишнего взболтнуть… В любом случае, доехал.

Из Архангельска до Мезени ходит маршрутка. Расписания как такового нет. Местные знают куда звонить и записываются. Таким образом в список попал и я. Водитель связался со мной по телефону и приехал к поезду, где забрал меня и ещё двух женщин. После мы почти час кружили по Архангельску, собирая пассажиров.

Когда салон заполнился, выехали из города и встали на трассу. Дорога устремилась на юго-восток вдоль Северной Двины. После, оторвавшись от водной магистрали, запетляла по лесам, но далее нашла нового спутника — Пинегу, вместе с которой повернула на северо-восток.

Если вблизи Архангельска жизнь мало чем отличалась от Средней полосы России, то уже через сотню км. можно ощутить разницу.

Появились деревянные дома в два этажа, большие белые собаки, коровы, барашки, стога сена, отделённые от животных деревянным ограждением… Не скажу, что жизнь в селениях кипит, правильней сказать — теплится.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Пинега периодически мелькала в окне, зазывая живописными берегами. К сожалению, маршрутка это не экскурсионный автобус, через грязное стекло на скорости снимать затруднительно.

Большие сёла возле дороги ставят информационные щиты со своим названием, стараясь перещеголять друг друга.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Возле одного из таковых мы пообедали во вполне приличной кафешке. Цены оказались сопоставимы с московскими, зато треска и камбала в буквальном смысле таяли на языке!

Во второй раз выйти и подышать свежим воздухом довелось в посёлке Пинега. Селение вытянуто вдоль единственной улицы. Интересные моменты здесь были, но, к сожалению, сфотографировать не удалось.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

В третий раз останавливались возле моста через Немнюгу.

Все пассажиры маршрутки были местными, и к красотам Севера давным-давно привыкли. Кто-то судорожно курил, кто-то в кафешке пил чай. Я же, используя время, побежал фотографировать.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Немнюга слово финно-угорское, возможно даже саамское. Длина реки 201 км. Далее она впадает в Кулой, и они несут совместные воды в Мезенскую губу Белого моря. Немнюга понимает, что лето прошло и спешить некуда. В начале сентября река кажется уснувшей.

Из Архангельска до Мезени 388 км. Погода была отвратительной, периодически хлестал дождь, пытаясь не допустить в заповедный уголок Севера, и тем не менее мы добрались за семь часов.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Что касается трассы, по большей части она грунтовая. Движение открыли в 2008 году. До этого в Мезень можно было попасть исключительно по зимнику, а летом, по причине обмелевших рек, самолётом.

До войны дорожной службы не существовало. Каждый колхоз следил за отведённым участком. В известном фильме «Свинарка и пастух» колхозница Глаша живёт в деревне Лампожня, в 18 км. от Мезени. Под конец картины горец приезжает к ней на коне.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Горцы они лихие, всё могут, и тем не менее, повторюсь, до войны попасть сюда было затруднительно.

Дорожники проделали титаническую работу, в отдельных местах углубив твёрдыми породами заболоченную почву до 10 метров.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Мезень часто называют городом поморской славы. Она основана на одноимённой реке.

Последняя в середине 80-х, из-за хозяйственной деятельности человека, начала пересыхать.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Не скажу, что Мезень сильно цепляет в архитектурном плане, и тем не менее, город старинный, и свой шарм определённо имеет.

Плюс, есть очень достойный Краеведческий музей, о котором я обязательно расскажу.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

На второй день, договорившись с местным водителем, мы сумели добраться до Лампожни. С трёх сторон деревню опоясывает Мезень. А с четвёртой, чтобы проехать, нужно форсировать ручей.

Лампожня старше Мезени, образовалась благодаря проведению ярмарочной торговли. Туземцы привозили сюда мягкую рухлядь, на которую было много желающих. Английские и норвежские купцы упоминают Лампожню в своих отчётах.

В советское время село прославилось крепким животноводческим хозяйством. Помимо этого здесь родился «Король лыж» В. С. Кузин, в доме которого обустроен музей.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

На третий день зарядил дождь. В любом случае, он не смог помешать съездить в Кимжу, где снимали «Михайло Ломоносов». Село входит в список «Самых красивых деревень России».

Далее хочу поведать о небольшом участке дороги, который в первый раз довелось изучать из окна маршрутки, не имея возможности выйти. Зато после, ни ветер, ни дождь, ни грязь, не смогли понизить градус восторга.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Дорога по понтонным мостам преодолевает две реки. В 25 км. от города Мезень протекает Пёза, один из притоков Мезени.

Пёза длинной 363 км, образуется слиянием Блудной и Рочуга.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Красные глинистые берега по весне иногда делятся находками. В здешнем грунте содержатся останки животных, обитавших задолго до динозавров.

Чуть дальше за Пёзой переправа через Мезень. В прежние времена знаменитая своими приливами река подобна огромному здравомыслящему существу, которое вроде как ушло, но место за собой держит.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

В намеченной веками протоке Мезень часто меняет русло.

С обеих сторон возведена насыпь, а переправа осуществляется по установленным посреди реки баржам.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Мне удалось прогуляться и даже постоять на середине. Течение у реки быстрое, и она явно недовольна, что её взяли в тиски.

Мезень бурлит, обещая дорожникам поквитаться за обиду. Поморы суровый характер реки знают, они с ней хорошо знакомы.

Осенью, когда начнёт устанавливаться лёд, баржи уберут. Переправу устроят по льду. Весной, когда река пробует атаковать льдинами, заторы взрывают, используя авиацию. Недовольная Мезень, набрав в половодье силу, в отместку обязательно размоет насыпь. Дорожники будут трудиться в поте лица и соорудят новую.

Вот так и существуют рядом река и люди.

Неподалёку от переправы водитель показал мне обетный крест. От трассы он в стороне и потому особо не виден.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Что удивительно, крест середины позапрошлого века! Когда и кем установлен, история умалчивает, но при этом имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Обычно, такие кресты ставили в благодарность Господу за чудесное спасение. Всё правильно, река рядом и кого-то наверняка сильно потрепала.

Крест пережил советский строй. Его не скинули в протоку, и не сожгли, и уже в наше время отреставрировали.

Мы совершили возле креста остановку, и я с удовольствием погулял по лесу.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Стройные и дружные ряды хвои не пустили в свою среду лиственных деревьев, зато дали возможность укрепиться зелёному ковру из мха и кустарника. В сочетании голубики, подчёркнуто строгих елей, реки и креста невольно думаешь о бренности бытия.

Помимо Кимжи и Лампожни удалось посетить ещё три деревни.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

В последующем постараюсь обо всём подробно рассказать…

Обратно решил лететь самолётом. Билет взял на сайте, и стоил он чуть меньше 4-х тысяч. Если учесть, что маршрутка обошлась 2 тыс, то это вполне бюджетно.

Утром последнего дня мозг взорвался, заранее настраиваясь на встречу с мегаполисом. В квартире не сиделось и я поспешил в аэропорт. Погода оказалась самой что ни на есть отвратительной. Дождь не просто моросил, он обволакивал землю тучами, отчего капли мочили одежду сверху, сбоку и снизу.

Подъезжаем к аэропорту, а у здания большая стая голубей пережидает непогоду возле окон, под карнизом и у двери. Вот уж воистину — нелётная погода.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Аэропорт Мезени — небольшой двухэтажный домик барачного типа.

В советское время пассажиропоток был большим, теперь в разы меньший, и тем не менее Мезень это аэропорт, откуда можно улететь в Архангельск и в несколько посёлков.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Как далее выяснилось, более чем за час появляться в аэропорту не следовало. Опытные пассажиры приехали за полчаса. Ещё через десять минут приземлился самолёт из Архангельска. Люди спустились по ступенчатому трапу и направились к воротам аэродрома.

Что касается меня, обожаю маленькие самолёты! Они создают ощущение реального неба! Первый раз довелось лететь в Эфиопии. Потом были Непал, Лаос, Мадагаскар, Йемен, Гайяна, Гвинея-Бисау… Зато России это был мой первый опыт.

И надо же такому случиться, перед вылетом к провожавшей меня тете подходит женщина, приехавшая встречать родственницу, и говорит: «Валера прилетел».

Далее они обсуждают дела, погоду, общих знакомых, несколько раз повторяя: Валера, Валера, Валера. Когда женщина уходит, я узнаю — Валера старший пилот прибывшего самолёта, живёт в Архангельске, но родом из Мезени. Более того, Валера племянник тёткиного мужа.

Таким образом, в Архангельск меня повезёт командир воздушного судна — родственник, о котором я раньше не знал! Помимо спокойствия в душу пришло чувство радости!

Отдаю вещи, их ставят в хвост самолёта. Посадка свободная, занимаю место возле иллюминатора. Когда салон заполняется, бортпроводник закрывает дверь. Пилоты прогоняют сперва левый двигатель, затем правый. Убедившись в исправности, выруливают на взлётку.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Ревут моторы, маленький самолётик начинает разбег и с лёгкостью отрывается от земли.

Прижавшись в иллюминатору, не смотря на дождь и туман, стараюсь фотографировать.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Внизу начинают мелькать постройки, деревья, поля и конечно же Мезень. Река пусть и обмелела, но остаётся потенциально мощной.

Когда садишься к водителю новичку, он обязательно резко остановится, не сможет плавно тронуться с места, будет долго стоять на перекрёстке… Одним словом, профи и новичок две большие разницы.

Как только взлетели, появилось чувство уверенности, основанное на классе и мастерстве пилотов.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Какое-то время за окном иллюминатора была сплошная манная каша, однако после мы поднялись над облаками. Большую часть полёта именно так и шли: сверху синее небо и солнце, внизу белое месиво.

У Валеры налёт часов большой. Какое-то время вторым пилотом у него была девушка по имени Валерия. Женщина с авиацией судьбу связывает не часто. Про Валерию неоднократно писали в местных СМИ. В настоящем она старший пилот и уже сама руководит воздушным судном.

К концу полёта прояснилось. На посадку заходили прямо над городом. В Архангельске я до этого не был, но изучал карту, и потому сразу понял что, где.

По другую сторону Северной Двины город менее развит.

По большей части левая сторона промзоны и дачные посёлки. В любом случае, впечатляет!

Если я типичный представитель азиатско-путинской орды, то вологодский тип лица можно назвать чисто русским проектом. Именно так выглядят поморы: добродушные, круглолицые, белоголовые.

Валера помор в нескольких поколениях. По прилёту я ему представился, поблагодарив за полёт! Мы успели перекинуться парой фраз, по результатам которых у меня появилось желание — попасть в Койду, маленький посёлок возле устья Мезени.

Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

Аэропорт Васьково пусть и не Домодедово, и тем не менее здесь тоже кипит жизнь. Автобусом я добрался до Морвокзала, заполнив оставшееся до поезда время изучением Архангельска.