Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была сегодня 1:35

Псков — Россия Август 2022

Друзья, признаюсь: недавно мы посетили Псков и просто влюбились в этот город!

Некоторые достопримечательности настолько впечатлили нас, что я решила составить собственный небольшой список. Он состоит из объектов, которые если уж не заставят Вас полюбить город, то по крайнем мере вдохновят на поездку в Псков.

Понятно, что у каждого туриста рейтинг достопримечательностей будет отличаться. У кого-то он будет состоять из храмов уникальной псковской архитектурной школы, некоторые из которых внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. У кого-то — из средневековых башен и мощных крепостных стен. Многие оценят количество зеленых насаждений и цветов, парков и мест отдыха в Пскове. Родители будут приятно удивлены числом детских парков и площадок. Да и ценители хороших отелей и достойных ресторанов обязательно найдутся.

Мой же рейтинг будет состоять из тех мест, которые впечатлили больше всего. Конечно, мы многое еще не увидели, но обязательно вернемся снова!

1. Псковский Кремль (Кром)

Наверное, любой рейтинг достопримечательностей города будет возглавлять Псковский Кремль — Кром — восхитительный образец русского фортификационного искусства и шедевр архитектуры.

Он является сердцем города. Именно здесь началась история Пскова, а если верить надписи на набережной реки Великой, то и всей России.

6 причин влюбиться в Псков

Законна такая надпись или нет, вопрос. Некоторые были недовольны значением фразы, другие — расположением инсталляции с буквами прямо под стенами Кремля. Состоялся даже суд, по решению которого надпись признана законной.

Так что расходимся отправляемся изучать Кром.

В ансамбль Псковского Кремля входят такие объекты: Троицкий собор с колокольней, крепостные укрепления с каменными стенами и башнями, Довмонтов город с фундаментами храмов и гражданских зданий, а также Приказная палата XVII века.

Первой видим Власьевскую башню.

Она располагалась у традиционной переправы через реку Великую и защищала подступы к Кремлю и Довмонтову городу со стороны Завеличья.

Название получила по церкви святого Власия на Торгу, которая располагалась рядом.

В башне были устроены проездные ворота с плавучего моста в центральную часть города на торговую площадь.

Долгое время они были единственными проездными воротами в Псков. В воротах башни брали плату за проезд по мосту. В период самостоятельности Пскова ворота играли роль таможни: приезжие купцы предъявляли товар купеческим старостам, которые санкционировали продажу.

Сейчас на территорию Псковского Кремля можно попасть бесплатно.

На Власьевскую башню тоже можно подняться, но уже платно. Стоимость — 150 рублей с человека.

6 причин влюбиться в Псков

Со смотровой площадки башни открывается вид на стены Крома, Троицкий собор и Довмонтов город.

Вид со смотровой Власьевской башни

Довмонтов город — каменная постройка XIII века, пристроенная для дополнительного укрепления Крома, расширения площади крепости и защиты городского посада Пскова.

Довмонт — литовский князь, поселившийся в Пскове и впоследствии избранный на княжение. В памяти псковичей он остался не только как строитель укреплений, названных его именем, но и как успешный полководец, отразивший не одну атаку ливонских рыцарей.

До нашего времени на территории Довмонтова города сохранились фундаменты старинных церквей и остатки фортификационных построек.

В целом, посещение Власьевской башни не слишком впечатлило.

А вот что по-настоящему впечатлило, так это размеры передней стены Крома (другие названия: Перси, Перша, Довмонтова стена).

6 причин влюбиться в Псков

Конечно, я и ранее видела подобные фотографии в рассказах и альбомах на Туристере. Но лишь постояв рядом со стеной, ощущаешь весь масштаб и неприступность строения!

Впервые о строительстве стены Перси упоминается в летописи в 1337 году. Перси были фланкированы двумя башнями: с запада от реки Великой была построена Смердья башня, с востока от реки Псковы — Великая (Троицкая, Часовая) башня. С юга у основания стены пролегал овраг, который был расширен, углублен, назывался «греблей» и выполнял функции защитного рва.

Заходим через Главные — Великие (Троицкие) ворота Кремля и попадаем в Захаб — узкий, неудобный для нападающих коридор. Попавший в захаб во время штурма враг гарантированно наживал себе неприятности.

Но мы идем с добрыми намерениями, поэтому просто рассматриваем стены и Троицкую башню.

6 причин влюбиться в Псков

И вот уже перед нами Троицкий собор XVII века — одна из святынь псковской земли. Конечно, его история намного древнее — когда-то на этом месте был деревянный храм, сооруженный по приказу княгини Ольги.

Рядом с собором стоит колокольня. К сожалению, из-за строительных лесов мы ее не увидели. Может быть, Вам повезет больше.

Свято-Троицкий кафедральный собор

В древности Кремль являлся общественным и политическим центром Пскова, здесь было сосредоточено светское и духовное управление. На вече решались гражданские и военные дела, утверждались законы, торговые договоры, выбирались князья.

В Троицком соборе происходило ежедневное богослужение, в нижнем ярусе хоронили псковских архиереев.

Свято-Троицкий кафедральный собор

Рядом с собором находится трапезная «Архондарик», красиво украшенная яркими цветами.

6 причин влюбиться в Псков

Впереди видим еще одну башню. Это Кутекрома («кут» — угол, «Кром» — кремль).

Кутекрома имела 5 ярусов, крутое шатровое покрытие и сторожевую вышку, на коньке которой установлен металлический прапор. Высота ее достигала 30 метров, её средний диаметр — 10.5 метров.

Рядом с башней — выемка в стене. Это так называемый тайный вылаз. В этом месте стена была сложена лишь снаружи, толщиной в один камень, сухой кладкой, без раствора. Враг не знал о том, что стена в этом месте слабая и специально не целился из артиллерийского оружия.

Псковичам же было удобно иметь такие тонкие места в стенах: при необходимости, находясь, например, в осаде, они могли здесь ее разобрать и неожиданно напасть на врага, выпустить гонца или совершить вылазку с целью разведки.

Башня Кутекрома

От Кутней башни крепостная стена резко спускается вниз, к Плоской башне.

Лучший вид на нее открывается с противоположного берега, со смотровой возле Высокой башни.

В 1537–1538 годах между башнями в устье Псковы, через реку, возвели деревянную стену с двумя «водобежными» арками, с опускающимися в воду решётками. Это были первые деревянные Нижние решётки (в нижнем течении реки), преграждавшие доступ в город через устье реки Псковы.

Оказывается, в Плоскую башню можно также попасть. Жаль, мы об этом не знали. В следующий раз обязательно зайдем.

Плоская башня

Псковский Кром оставляет неизгладимое впечатление! На мой взгляд, он является не только главной жемчужиной Пскова, но и одной из важных достопримечательностей страны.

2. Покровская башня

К сожалению, Покровская башня не всегда является обязательным пунктом маршрута туристов. С одной стороны, это понятно: она находится достаточно далеко от Псковского Кремля. С другой стороны, именно Покровская башня является самой мощной в городе и одной из крупнейших в Европе.

6 причин влюбиться в Псков

Покровская башня состоит из пяти ярусов, а наружная длина окружности составляет целых 90 метров!

Башня была сооружена псковскими каменщиками в конце XV — начале XVI века и являлась частью оборонительных укреплений Окольного города.

За время своего существования Покровская башня не единожды горела, обрушалась и вновь восстанавливалась. Один из самых крупных пожаров был в 1995 году. И лишь в 2010 году после колоссальных реставрационных работ Покровская башня приняла современный вид.

6 причин влюбиться в Псков

Башня входит в состав Покровского комплекса Пскова. Также к нему относятся Покровские ворота, часть крепостной стены, петровские бастионы, церковь Покрова и Рождества от Пролома и памятник 300-летию Обороны 1582 года.

Церковь Покрова и Рождества от Пролома
Покровские ворота

Для нас Покровская башня стала центром притяжения.

Выбранный нами отель «Покровский» (угадайте, в честь чего назван?) оказался всего метрах в 50 от башни, поэтому любоваться красивым видом мы могли и утром, и вечером.

Кстати, отель очень рекомендую! Отличный ремонт, приятная цветовая гамма в отделке номеров, идеальная чистота, большая парковка, завтрак в формате «шведский стол», бассейн и сауна (посещение для проживающих бесплатное).

Но главной фишкой отеля является огороженная территория с видом на башню. Здесь находится терраса ресторана и детская площадка. Просто супер!

6 причин влюбиться в Псков

А утром или вечером так приятно поплавать в бассейне и погреться в сауне!

При поиске отелей в Пскове, помимо «Покровского», мне понравились ресторанно-гостиничный комплекс «Двор Подзноева» и «Old Estate Hotel». Сохраните поскорее эти три названия, если планируете поездку в Псков. Плохого не посоветую)

Еще один плюс при выборе именно отеля «Покровский» — близость классного ресто-бара «Моя История» (буквально 10 метров). В этом заведении вид на Покровскую башню еще лучше, а цены гораздо ниже, чем в ресторане отеля.

Вкуснейшая паста с уткой, соусом песто и кедровыми орешками за 300 с небольшим рублей? Серьезно? Так бывает?

Да и салат с хрустящими баклажанами хорош!

Рекомендую!

Наверное, благодаря тому, что мы провели достаточно много времени возле Покровской башни, она нам очень полюбилась. В своем рейтинге ставлю ее на второе место после Крома.

3. Варлаамовский угол

Музейный комплекс «Варлаамовский угол» открылся для посетителей совсем недавно.

Он состоит из двух башен: Варлаамовской и Высокой, а также крепостной стены.

Справа - Высокая башня, слева - Плоская

Купив билет за 250 рублей, Вы можете осмотреть обе башни, а также пройти по участку крепостной стены между ними.

Стена между Варлаамовской и Высокой башнями

Вход в комплекс находится на первом этаже Варлаамовской башни — главного сооружения комплекса.

Особенностью данной башни является сочетание каменной кладки и планарного остекления.

Музейный комплекс «Варлаамовский угол» понравился мне не меньше, чем Покровский комплекс. Поставила его все же на третье место, но зато написала подробный отзыв об объекте.

4. Двор Подзноева

Ресторанно-гостиничный комплекс «Двор Подзноева» также заслуживает Вашего внимания.

Во-первых, рядом с ним расположены Поганкины палаты — самая большая гражданская постройка XVII века на территории древнего Пскова. Там находится музей с интересной коллекцией картин российских и европейских художников, а также изделия из серебра и произведения народного творчества. К сожалению, сейчас Поганкины палаты закрыты на реставрации. Но после открытия будет удобно совместить посещение музея и визит в «Двор Подзноева».

6 причин влюбиться в Псков

Во-вторых, сам комплекс очень интересный и аутентичный.

В-третьих, здесь можно приятно провести время за чашечкой чая/кофе или полноценной трапезой.

6 причин влюбиться в Псков

Комплекс Подзноева состоит из двух отреставрированных зданий купеческих палат XVII и уютного дворика со скамейками для отдыха.

В летнее время дворик просто утопает в цветах и зелени, а в зимнее время его украшает огромная елка в новогодних украшениях и огоньках.

6 причин влюбиться в Псков

Помимо гостиницы и спа-центра, здесь находятся всевозможные палаты: Кофейные, Пироговые, Трапезные, Пивные и даже Винные. Весьма оригинально!

Каждые палаты выполнены в индивидуальном стиле.

С большим трудом нам удалось покинуть Пироговые Палаты: аппетитные ароматы свежей выпечки действовали как валериана на котов, а доступные цены притягивали как магнит.

Пироговые Палаты

И если Пироговые Палаты все же удалось покинуть налегке, то увидев ассортимент пирожных в Кофейных Палатах, мы пропали!

Кофейные Палаты

Изысканные десерты с оригинальным вкусом и стильный интерьер — кто ж тут устоит?

Выбранное мной муссовое пирожное в виде груши приятно удивило нежным сливочным вкусом, а «подставочка» оказалась не просто печенькой, а сладким имбирным пряником.

Всем сладкоежкам посещение Кофейных Палат обязательно)

Кофейные Палаты

Для интереса заглянули в Винные Палаты, которые оказались скорее магазином с неплохим ассортиментом.

А Трапезные Палаты оставили для следующего визита. По отзывам на Трипадвизоре это один из лучших ресторанов Пскова, где подают традиционные блюда русской кухни. При создании ресторана архитекторы и дизайнеры воссоздали интерьеры купеческих палат XVII века, а над меню работали не только повара, но и филологи, возвращая утраченные со временем названия и рецепты блюд и напитков.

Трапезные Палаты

5. Золотая набережная

Пятое место в моем рейтинге занимает Золотая набережная. Точнее, Золотой ее называют местные жители. Официальное же название — Советская набережная. А до 1949 года она называлась и вовсе Американской. Как запутали-то, да?

Итак, набережная реки Псковы, начинающаяся как раз напротив Крома и тянущаяся вниз по течению, до революции была плотно застроена каменными зданиями. Среди них были как частные дома, так и различные лавки. Знаменитыми были и общественные бани Рожковых, простоявшие здесь более ста лет.

6 причин влюбиться в Псков

Американской набережная называлась благодаря мосту через Пскову, построенному в 1849 году по проекту американского инженера Тауна.

После немецкой оккупации некоторые дома на набережной еще остались, но к концу 20го века они все были разрушены.

В 2003 году старые дома были полностью разобраны, а на их месте построены новые здания по старым открытками и фотографиям.

6 причин влюбиться в Псков

Впрочем, некоторые жители города остались недовольны результатом. По их мнению, дома получились выше прежних, из-за чего визуально «просел» Псковский Кремль.

Тем не менее, набережная стала одним из любимых мест для прогулок и отдыха, получив название «Золотая». А туристы полюбили открыточный вид набережной с Троицкого моста.

К сожалению, во время нашего визита мост был на реконструкции, так что фотографии сделаны только с самой Золотой набережной.

6. Ресторан «Helga»

Конечно, в Пскове огромное число всевозможных кафе и ресторанов, но «Helga» запоминается особенно.

Я вообще очень люблю подобные заведения: атмосфера средневековья, простые и сытные блюда, официанты в костюмах, свечи, полумрак… В Таллине к таким ресторанам относятся «Olde hansa» и «III Draakon», в Выборге «Таверна», а в Пскове — «Хельга».

Название ресторана — Helga (Хельга) — выбрано в честь Святой Ольги.

По преданию, однажды княгиня остановилась на берегу реки Великой. В этот миг три солнечных луча пробились сквозь плотные тучи и указали на высокий, поросший густым лесом противоположный берег.

Ольга предсказала, что на этом месте будет построен великий град.

Ну, а чтобы предсказание наверняка сбылось, княгиня прислала строителей, стараниями которых был построен Плесков град и Церковь Святой Троицы)))

6 причин влюбиться в Псков

Перенесемся в наше время. Ресторан пользуется популярностью, столик желательно бронировать заранее.

Меню очень разнообразное. Не совсем понятно, зачем в таком тематическом заведении подают всякие брускетты, карпаччо, гаспачо, тар-тары и чизкейки… Ну да ладно, не будем придираться!

Нам же пришлась по вкусу печеная свиная рулька с жареной картошечкой, тушеной и маринованной капустой. Да-да, картохи тоже тогда не было. Но мы же договорились не придираться?

6 причин влюбиться в Псков

В общем, если хотите интересно и вкусно провести время, обязательно посетите «Хельгу». А ужин в этом ресторане станет отличным завершением насыщенного впечатлениями дня.

Если же с калориями получился перебор, не поленитель еще раз прогуляться на противоположный берег реки и взглянуть на уже знакомый Кром.

В вечерней подсветке он особенно прекрасен.

Лучшие смотровые площадки, на мой взгляд, расположены на набережной Псковы и возле Высокой башни.

6 причин влюбиться в Псков

Уверена, что после такого вечера вы обязательно влюбитесь в Псков!

Хороших путешествий!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия