Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Кисловодск — Россия Июнь 2022

Это заключительная глава о моем отдыхе на Кавказе. О том, почему именно Кавказ, Пятигорске и Железноводске можно прочитать в предыдущих главах.

6 июня переезжаем из Пятигорска в Кисловодск. Опоздали на электричку, но всё равно уже было впритык и я бы не успела протащить все чемоданы вниз и вверх по подземному переходу до платформы, поехали на следующей. Пока спокойно купила билет (148р за два — детский и взрослый), дотащили, помог немного мимо проходящий парень. Сидели на платформе час, в 11.06 уехали. Электричка не битком, но полная. Туалет дырка в полу, как раньше. Вытащить вещи помогли контролеры, очень вежливые и приятные люди. Такси со второго раза, не хотят ехать на короткие расстояния, просто не приезжают, но яндекс-поддержка работает хорошо.

Кисловодск, июнь 2022 (часть 4)

Пансионат «Октябрь», очень близко от вокзала, минут 7 ходьбы. Приехали, заселились и пошел дождь. Комната отличная, красивая, чистая, свежая, хоть и маленькая, ванна в розовых тонах. И вода горячая! Полотенца белейшие, мягкие. Пообедали чем было с собой. Поспали, стемнело как ночью от дождя.

пансионат Октябрь

пансионат "Октябрь"

В этом санатории у нас полупансион, завтрак и можно выбрать — обед или ужин. В первый день взяли ужин. Он в 17.30 — ни о чем, поменяли назавтра на обед и пошли гулять, как раз дождь закончился. Пришли на Курортный бульвар, купила одну пахлаву. Смотрела на масла в гастрономе и на рыночке прям рядом с бульваром, но не купила. Еще кедрокофе купила на пробу 50р. Потом начался дождь, почти ливень, хорошо у нас плащи были, но все равно еле дошли.

клумбы на Курортном бульваре

Какое-то смазанное первое впечатление от Кисловодска. То ли от дождя, то ли потому что всё магазины, магазины, и ничего особо местного нет, масла — Москва, носки — Сибирь, чай — Алтай. И дорого, экскурсии дороже чем в Пятигорске и выбор меньше. Легла недовольной.

Кисловодск, июнь 2022 (часть 4)

На следующее утро уже солнечно. Протестировали завтрак. Начинается в 8.30 — отличный, много всего, есть и каша, и второе с мясом, сыр, колбаса, капустных салата два вида, морковь, свекла 2 вида, помидоры, огурцы, селедка с хлебом, салат зимний или макаронный, два вида сладостей (пончик и манник, и пончики просто безумно вкусные) и 2 вида печений.

завтрак в пансионате Октябрь
завтрак в пансионате "Октябрь"

В нашу путевку не входит лечение, но можно посетить врача бесплатно, взвеситься. Этот санаторий хоть и показался мне маленьким, но там тоже много разных процедур, и с людьми я говорила — им нравится, приезжают не в первый раз.

пансионат и санаторий Октябрь
пансионат и санаторий "Октябрь"

После завтрака пошли в Верхний парк по Каскадной лестнице (она прям за углом, но в середине июня ее еще только обустраивали, фонтаны включили только к нашему отъезду).

Каскадная Лестница

Видели белок, соек, дроздов, дятлов. Уже ради одного разнообразия живности можно туда ходить каждый день.

сойка

Да и виды очень красивые, хотя прям вот высоких горных вершин не видно.

гора Сосновая

Дошли до канатки, посмотрели, но не поехали, очередь на час минимум и стоять под открытым солнцем, по стоимости: 300р взрослые, 200р дети — это в одну сторону! Последний рейс в 16.30, как-то рановато они заканчивают при таком количестве желающих. Но говорят можно вернуться и пешком, хотя это длинный маршрут — часа на два или больше, я решила, что с ребенком это не наш вариант. Хоть и не было жарко, но я обгорела.

Канатная дорога, история

Вернулись к обеду, сравнили его с ужином. чтоб уже выбрать до конца проживания. 13.30 обед, хуже завтрака, но лучше ужина, суп, второе, салат и десерт — кусочки банана или апельсина. Здесь выбора нет, что принесли, то и ешь.

обед в пансионате Октябрь
обед в пансионате "Октябрь"

В 18.30 вышли на вечерний променад, сфоткались у экипажа на пр. Ленина Там, кстати, тоже приятно гулять — много тени, скульптур, детская площадка, нарзанный бювет — версия мини.

на пр.Ленина

Потом снова пошли на Курортный бульвар, и снова не понравилось. Столовые все работают до 20, ну как так? Им что рестораны доплачивают? Столовая 888 около Нарзанной Галереи — невкусно, дорого и маленький выбор. 266 рублей за тарелку макарон с сыром и беконом и лавашовый рулет тоже с сыром и беконом.

В итоге зашли в Магнит, он тоже на Курортном бульваре, купили еды там. Магнит находится рядом с поющим фонтаном, это очень красиво. Поет и танцует до 21. От воды идет прохлада, после заката включают светомузыку, в общем обязательно стоит прийти. Некоторые даже песни с огнем. Мы ходили почти каждый вечер смотреть (по большей части потому что вечером особо больше никуда и не пойти, кроме ресторана).

Кисловодск, июнь 2022 (часть 4)

Выводы по первому дню: Кажется за первый день я могу проставить себе почти все галочки в списке «посетить/сделать», кроме нарзана, который я так и не успела попробовать. Кисловодск реально маленький, а для курортника, если ваше утро не занято процедурами, а вечер ресторанами, то просто крошечный. Есть два места куда пойти — Курортный парк — Верхний и Нижний для терренкура и прогулок и Курортный Бульвар для посиделок в ресторанах и покупки сувениров. Парк действительно большой, да и от природы не устаешь, а вот Бульвар — малюсенький, и короткий. Да, он очень красивый, видно что в него сейчас вливаются огромные деньги (говорят Матвиенко взяла его под свою опеку, не я не сильна в финансовой политике, за что купила, за то и продаю), прям узнаю московскую брусчатку и современные тренды в оформлении клумб. Фасады все в идеальном состоянии (главное не слишком внимательно заглядывать во внутренние дворики, там может ждать совсем другая картина). Но пройтись по нему туда-сюда, и становится скучно. Аутентичности не то что мало, а прям минимум. Всё что продается — привозное, из других регионов или яркие китайские сувениры, а где свое? Хорошо нашла чай кавказский сбор и развалы кисловодских кружек для нарзана от фабрики кисловодский фарфор (и то не факт), а так особо ничего. Но учитывая, что в городе больше особо и некуда пойти, то каждое утро мы гуляли в парке, а на бульвар приходили каждый вечер, и видимо все курортники тоже.

раннее утро на Курортном Бульваре

Цель на следующий день — нарзан. Я нашла два варианта. Первый бювет, ближе к нашему санаторию — на пр. Ленина. Там есть вода трех видов: Ессентуки, нарзан (не указано какой именно) и Славяновская. Вода привозная, и Ессентуков почему-то не было в неделю нашего отдыха.

Второй вариант — пить нарзан в Нарзанной галерее на Курортном бульваре. Галерея огромная, красивая, и конечно народу там всегда много. Открывается в 7, но работает с перерывами: 7–10, 12–14 и 16–19 кажется. Я поставила себе цель ходить пить нарзан три раза в день, и почти всегда успевала перед приемами пищи, часы работы очень удобные. Можно было конечно набрать на весь день, но говорят тогда вода теряет свои волшебные свойства. Да и атмосфера не та из бутылки пить.

Нарзанная Галерея

В Галерее можно попить и набрать только нарзан, но трех видов: доломитный, сульфатный и общий (он вообще как просто водичка, пей и пей) и каждый бывает теплым и холодным. В санаториях обычно консультируют какой кому рекомендуется и по сколько, но если даже просто зайти с улицы, то в зале всегда есть медсестры (или врачи?), у которых можно спросить. Мне прописали сульфатный, а ребенку доломитовый, но я что-то не видела детей, которым эта вода нравится. Только если заставлять. Теплый поначалу кажется просто отвратительным на вкус, я начинала с холодного. Но потом вошла во вкус и перешла на теплый к концу отдыха.

Внутри очень красиво, висят разные картины, есть что-то типа фонтана, стоят скамеечки. Прохладно: зайдешь и не хочется уходить.

Впрочем снаружи галерея тоже притягивает взгляд.

После завтрака уже по традиции идем в Парк, вечером на Бульвар.

Красные камни. Барельеф Ленина.

В парк мы ходили каждый день до самого отъезда. Он огромный, можно каждый раз ходить новыми путями, разделен на две части: Верхний и Нижний. В Верхнем парке кроме канатной дороги есть еще и Красные камни, Серые камни, Храм Воздуха, Долина Роз, Туевая аллея, Солнечная площадка, Чайный домик (это вообще оказывается просто кафе/ресторан) — это из ближайшего. И много-много маршрутов терренкура. Можно взять еду и устроить пикник где-нибудь на травке под деревом. Мы так и делали. Или зайти в кафе, но там выбор маленький и кафе, и блюд.

Храм Воздуха в Верхнем Парке

гора Сосновая

В Долине роз должно быть много роз (более 30 видов), но на середину июня распустились совсем немногие. Еще мне показалось много повторов, я думала каждая клумба — это новый сорт роз, но нет. В общем моя оценка на 3 из 5.

Кисловодск, июнь 2022 (часть 4)

Кстати, в самом городе цветов и роз гораздо больше, чем в Долине. Может город теплее, или потому что они ниже, а долина на возвышении находится, не знаю чем вызван такой эффект.

розы в городе

В Нижний парк можно не поднимаясь пройти от Курортного бульвара, или через Верхний парк и спуститься по лестнице в 400 ступеней. Там протекает речка, есть детский пляж (в нестандартном, правда, понимании), Царская площадка и Вековые ели (мне там понравилось, столько тени!), детская огромная площадка Лукоморье, памятнику Пушкину, Цветочные часы, и заканчивается всё у Нарзанной галереи.

Цветочные Часы

Пляж — это просто разлив речки на камнях. Река там разливается на мини-ручейки, а камни, даже не камни, а каменные плиты природные, нагреваются на солнце и на них можно погреться или позагорать. Или забиться в уголок под деревья, чтоб найти кусочки тени. Детям там очень нравится, да и взрослые некоторые купаются. Но это не про плавание, а скорее про игры в воде и помочить ножки. И лучше в резиновых тапках.

пляж

Ниже по течению находится группа интересных скульптур: Балансирующие камни, сначала я думала что они приклеены или прибиты, но потом мы видели как работник собирает их «без единого гвоздя», потому что какие-то из них либо сами обваливаются, либо туристы намеренно или случайно их сбивают.

Один раз ходили в Филармонию. Там несколько залов, само здание очень красивое, часто летом приезжают с гастролями разные артисты и театры. Мы выбрали органный концерт с песочным шоу «Музыка песка» — картины из песка создаются и уничтожаются прямо на ваших глазах под французскую музыку. 1000р, ребенку бесплатно. Необычно, но такие неудобные стулья в этом органном зале!

Еще ездила на рынок, не тот, который туристический на бульваре, а Центральный рынок на ул. Горького. Туда идут многие маршрутки от бульвара. Фрукты-овощи не сравнить с теми, что в магнитах и пятерочках, но есть особенность: они на рынке дешевле в будни, чем в выходные. Много безумно вкусной молочки: сыры брынза, адыгейский, сулугуни, чечил (ура, аутентичность!), айран, а какое божественное сливочное масло! Если бы я возвращалась на самолете, а не на поезде, то непременно купила бы с собой пару-тройку килограмм масла. Можно купить вкусные кавказские колбасы и вяленые мяса. Есть специи, всякие необычные смеси соли со специями, пастила и чурчхела (они дешевле, чем в кондитерских, но на вкус так себе). Больше вроде ничего интересного.

Уже ближе к концу отдыха узнала про кафе Чак Норрис, там с 20 до 21 скидки 50%, необычное оформление, даже есть какой-то столик с качелью. В интернете — куча восторженных отзывов. Мы сходили мой отзыв тоже очень положительный, потом ужинали там каждый вечер. Кроме необычного интерьера еще и очень отзывчивый персонал и смешные чеки. И главное вкусно и выбор большой!

Последние два дня мы жили в другом месте — хостел Outdoor — на третьем этаже в здании прям на Курортном бульваре напротив Нарзанной галереи. Мне там понравилось, тихо, чисто, красивые виды, высокие потолки. Единственный минус это крутая лестница на третий этаж. Тяжело тащить чемоданы.

12 июня — День России. По всему городу были концерты, много народу, местных: семей с 2–3+ детьми, женщинами в черных платках и мужчинами с бородами. Причем как я поняла это всё становится обязательным только после свадьбы. Много раз видела группы где одна женщина закутанная, а вторая или две — в джинсах, с распущенными волосами до пояса идет с ними рядом, и явно из их же семьи — видимо просто незамужняя еще, ну и бородач конечно же с ними, и дети. Еще выступали казачьи коллективы, спонтанно на улицах организовывались танцы типа лезгинки, вечером было огненное шоу.

вид из окна хостела. День России

13го мы уже уезжаем. Поезд фирменный «Кавказ» Кисловодск-Москва, двухэтажный, отправление вечером, в 20.40. Добраться до вокзала — тот еще квест, идти 5 минут, но снова через подземный переход, а с чемоданами тяжело. Смотрю такси: эконом 70р, а детский тариф 485%F0%9 °F%98%B1! Хорошо добрые люди из хостела подвезли. Вокзал утопает в розах, их больше чем в долине роз. Пофоткались)

у железнодорожного вокзала

Следующий день в поезде. А потом еще ночь и полдня в другом — до дома. Путешествие окончено.

Вообще Кисловодск вызвал у меня противоречивые впечатления. Вроде красивый городок и видно, что много денег в него вкладывается, но всё как-то на уровне фасадов. И маленький он очень, погулять особо негде кроме Курортного бульвара и парка. Стоит сойти с главных улиц — начинаются неприятные находки, типа шприцов, лезвий каких-то разбросанных по кустам.

на пр.Ленина

Думаю идеально туда приезжать на выходные, максимум дней пять, или уж плотно забить свой график процедурами, чтоб не заскучать.

на Курортном Бульваре

Можно и по экскурсиям разъезжать, но в Кисловодске они дороже, чем в Пятигорске и выбор меньше.

Еще очень неприятное — это толпы бродячих собак, прям стаи. И вроде лежат они так тихо, никого не трогают, но вот одна встала и зачем-то пошла за человеком, за ней вторая, тут выскочила третья и начала лаять…. Страшновато. Особенно ночами (мы спали с открытыми окнами) я слышала, как они всей сворой на кого-то или что-то лаяли, бежали за кем-то или может за машинами, а может у ника какие-то внутренние разборки были. Кроме того, что это может мешать спать (мне было норм, но лучше бы конечно не), так это же еще и просто опасно. Хотя вроде они чипированные, с брелками на ушах, но не уверена, что все.

В итоге для отдыха я в следующий раз наверное выберу все-таки Пятигорск, ну или Железноводск попробую, а в Кисловодск буду приезжать на электричке прогуляться.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Отдых с детьми, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия