Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Пятигорск — Россия Июнь 2022

Продолжаю свой рассказ про поездку на Кавказ в июне 2022 с ребенком. Начало здесь.

Итак, после двух ночей в поезде, 30 мая 2022, в 8.48 мы в Пятигорске. Вышли, надо это делать быстро, поезд стоит 2 минуты.

Вокзал древний, переход подземный, пандусы только для виду, еле доперла чемодан и сумку. На той стороне вызвали такси (яндекс и гугл не могут понять где мы, пришлось попросить полицейского). 138 руб, норм.

В Пятигорске у нас Санаторий им. Лермонтова. Там очень много корпусов, как лечебных, так и спальных, много разных по наполнению процедурами программ, но у нас минималка (ЛФК+коктейли)и самый простой номер в самом простом корпусе номер 3. Операторы обычно пытаются продвигать более высокого класса номера, на меня достаточно сильно давили, что мне не понравится, не жалуйтесь потом, но я внимательно читаю описание и отзывы и в состоянии выбрать сама.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Приехали, оформились очень быстро и без проблем, но до 3 корпуса пешком в гору, что не сложно, но не с чемоданами. Вызвать такси не получилось (слишком близко ехать, реально минуту или две), поймала на улице, 100 руб (хотел 150). Кресел детских нет и в помине, да и ремни не работают.

Заселились. Сначала дали 327 номер, норм, но там панели на балконе некоторые сломаны, потом 218, но там жарко — солнечная сторона, потом 329, отлично. Всё советское, но я так люблю. Мебель не старая, а вот ремонт, особенно в ванной — да, с советских времен, только смесители поменяны. И кондиционера нет, но на теневой стороне в начале лета отлично и без него, к середине лета, наверное будет жарковато. Отдохнули, так птицы поют прямо в номер, красота! И прохладно, потому что окна на заросли и гору. Потом оказалось, что по этим зарослям еще и белки скачут, лежи себе в постели и за белками наблюдай!

К 12 к врачу. Будем ходить на лфк и кислородный коктейль, и пить минеральную воду номер 7. Можно было еще ингаляции взять, они тоже в наш минимальный пакет входят, но я что-то отказалась.

Потом обед, к медсестре всё оформить, нашли источник, попили.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Завтрак с 8.30 до 9.30, обед с 13 до 14, ужин с 18 до 19. Столовая отличная, выбор большой и всё вкусное! Первые три дня кормят основными блюдами из меню, дальше по меню можно выбирать.

В санатории есть бесплатные экскурсии: по Пятигорску обзорная (но нужно записываться прям сразу как приедешь, места быстро разбирают), в интерактивный музей «Россия — моя история» и в музей самого санатория.

Бесплатная экскурсия по Пятигорску проводится после обеда, в 13.30–14. Группа маленькая, потому что ездят на микроавтобусе санатория. Мне не понравилось. Точнее экскурсовод, по совместительству продавщица туров, была бесячей: стройтесь, слушайте, сейчас не фоткайтесь, потом будут две минуты, ну вот там опять опаздывают (и это были не мы), стойте все ждите, рассказывать пока все не соберутся я не буду, (звучит как «вы все наказаны»), стоим ждем, вопросов в процессе не задавайте, придет время и я всё сама расскажу. Кажется что перепутала контингент взрослых людей и детей в детском саду. Ужасно забесила. Но плюс в том, что возили на место дуэли Лермонтова, это единственное место вдалеке от всех основных туристических объектов города. Остальные места: Емануелевский парк, Эолова арфа, Цветник, Провал — можно посетить и самостоятельно. Вернулись где-то в 17.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Еще в санатории есть детская комната, большая и оснащенная, с постоянным сотрудником, который не просто сидит, а занимается с детьми! Единственный минус — проветривание каждые полтора часа, и надо забирать, а то бы наверное детей туда как в садик приводили с утра и до вечера не забирали.

Развлечений в санатории достаточно, можно вообще не выходить за пределы: кино, концерты (если более известные группы или исполнители, то за деньги, но приемлемые — 300-1000р в зависимости от звездности), дискотеки, лекции, гармонист приходит иногда (это мне больше всего понравилось). Для детей тоже игры, дискотеки, начинаются как правило в 15 — не очень удобно, рановато. Выдаются всякие настольные игры, есть библиотека.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Питьевые источники — бюветы — разбросаны по центру города, но самый универсальный — в парке около главного корпуса — № 7. В Цветнике находится Центральная Питьевая Галерея, там несколько разных типов вод можно налить. Она на фото ниже.

Сам санаторий им. Лермонтова — один из старейших в городе. Его история начинается с 1930-х годов, когда активно стали строить санатории на минеральных источниках. Сначала он назывался санаторий № 5, и располагался в дореволюционных дачах (видимо изъятых): «Эльза», «Роза» и других. Санатории объединялись, присоединялись друг к другу, например прежде чем санаторий номер 5 стал санаторием им. Лермонтова, к нему были присоединены здания санаториев «Красные зори» и «Восход». Ну и новые корпуса строились с 1931 годов и последние были построены в 1977 (это современный корпус номер 1) и в 1989 (пищеблок и клуб). Удивительно, как санаторию посчастливилось получить последнюю постройку, потому что к 90 м годам он был на грани выживания, худший год был в 1997, когда отдыхающих было всего 17 тысяч в год (а в советское время и сейчас до 180 тысяч!). В общем интересная и непростая история, я даже ходила в библиотеку почитать немного про это.

Кстати, 3 корпус, тот самый, без ремонт, в котором мы жили — это новое приобретение санатория. Раньше он принадлежал санаторию «Ленинские скалы», но тот, похоже, не пережил тяжелые 90е и уже в 2000х часть их зданий (а их там тоже много!), а может быть и все, отошли санаторию им. Лермонтова. Третий корпус используется (пополам с гостиницей на верхних этажах, и даже на ключиках еще старые брелки с логотипом Ленинских скал), а лечебный корпус с огромной вывеской «Ленинские скалы» и следующий за третьим (называется тоже третий, и визуально полностью идентичен нашему, но это было отделение «Мать и дитя» в советское время) — стоят запертые (пока или навсегда, не знаю). Очень уж хотелось как-нибудь побродить по этим заброшенным зданиям, и даже один раз я видела открытую дверь в лечебном корпусе, может охрана зашла или кто, но не довелось мне туда проскользнуть. Надо знать людей, а так там всё заперто.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Санаторий сейчас специализируется не на одном каком-то направлении лечения, а на нескольких, так что многие найдут что у себя полечить, или можно просто походить на ЛФК, как мы и сделали. Процедур там действительно очень много (часть только платно), о половине или больше я даже и не слышала ни разу. Кстати, каждая путевка состоит из туристической и лечебной части, и за лечебную часть можно получить налоговый вычет, если запросить документы за пару дней до отъезда.

Теперь расскажу немного про город.

Пятигорск — это не только курорт, но и достаточно большой жилой город, соответственно есть жилая и курортная зона, я была только в курортной. В городе есть и вузы, и производство. Население около 150 тысяч человек.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Я была в Пятигорске в 2005 году, но жила в другом санатории, на горе Машук около Провала, так что кроме центра прогулочного ничего не помню. Район санатория им. Лермонтова для меня новый. Чтобы пройти в центр — надо спуститься вниз по улице академика Павлова и налево по Карла Маркса снова вниз. Итого минут 10–15 ходьбы спокойным шагом мимо музея Лермонтова, парка Победы с памятником Ленину и Вечным огнем, и ты в парке «Цветник», самом прогулочном курортном центре. Идти гулять туда — очень удобно, а вот обратно уже всё время вверх и вверх топать, может быть тяжеловато. Но такси от 55 рублей!

Цветник.

Парк Победы.

Цветник на пр. им. Кирова — это самая низкая точка (не считая некоторых жилых кварталов), там же рядом Краеведческий музей (с черепом южного слона!), всякие мини-выставки, если немного подняться, то можно пройти в Китайскую беседку (оттуда очень красивый закат), к орлу. Дальше по хребту можно прогуляться и выйти на бульвар Гагарина, а по нему или в сторону Провала, или в противоположную сторону мимо Емануелевского парка со скульптурами из «Героя нашего времени» — вернуться минуя спуск и подъем к санаторию и канатной дороге на гору Машук (они прям рядом друг с другом).

Краеведческий музей

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Орел (все время попадали к нему уже в темноте, или на закате), Китайская беседка и закат.

Емануелевский парк и Элова арфа.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Если от цветника пойти или поехать на трамвае пару остановок в противоположную сторону мимо Спасского собора, то можно добраться до в ЦПКиО им. Кирова, отличный парк с детскими аттракционами и колесом обозрения.

Спасский Собор.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

В районе Провала, где я отдыхала в первый раз всё ТАК поменялось с 2005, везде брусчатка, фонари, широкая дорога (пр. Гагарина), разделенная пешеходной зоной, всё так рафинированно стало. А ведь была просто асфальтированная дорога, даже обочин не было и фонарей, если вечером идешь, то к кустам жмешься от проезжающих машин и автобусов. Никакой общественный транспорт туда не шел, кафешки были построены можно сказать на коленке, зато с живой музыкой. Сейчас и маршрутка ходит, и кафешки вдоль дороги превратились в рестораны со своими каменными зданиями. Даже рада, что не в том районе живём, слишком там туристически всё. Куча ларьков с китайскими сувенирами… Провал вообще не узнать. Внутри выложили дорожку лампочками, красиво. А снаружи всё так же купаются люди в вытекающих сероводородных источниках. Может где-то и радоновые вот так просто текут с горы, но я бы не стала заниматься радиоактивным самолечением.

На гору Машук я кажется в прошлый раз не ездила. Или напрочь забыла. Мы были там после ужина и до последней кабинки — проводили закат, побродили и обратно тоже на фуникулере, хотя можно было и пройтись пешком. Вид оттуда открывается красивый, видно соседние горы, весь город и некоторые соседние поселения, в совсем ясную погоду говорят виден Эльбрус (но нам не довелось). Понравилась площадка с указателями расстояний до городов (как ни странно, не нашла Питер), и то, что много скамеек, присесть и полюбоваться видами всем хватит места. Но деревьев не слишком много, если ехать или идти туда днем, то можно обгореть на солнце. Как только приезжаешь — можно сфоткаться в кавказской кучерявой шапке, миниатюру фотографии с видом дадут бесплатно, а большие фото можно тут же распечатать и купить.

Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)

Для тех, кто гуляет по навигатору у меня плохие новости. Геолокация работает очень плохо. Сами карты тоже оставляют желать лучшего, если в Яндекс-картах хотя бы отмечены все основные объекты и даже номера корпусов, и только определить где вы находитесь вам придется самостоятельно, то Гугл-карты видят Пятигорск как размытое пятно с несколькими основными улицами и парой-тройкой мест на весь город. Может 2Гис или maps.me лучше справляются с этим, но их я не пробовала.

Таким образом у нас каждый день был заполнен: вода три раза в день за полчаса до еды, приемы пищи, после завтрака процедуры, обед, дневной сон, ужин, прогулки по городу. Всё рядом, можно дойти пешком или взять такси недорого. Идеально для отдыха с ребенком. Темнеет рано, в 20.30 уже глубокая ночь, тьма. Время совпадает с московским.

На выходных (да и на буднях, если не жалко пропускать процедуры) можно поехать на экскурсии: на Эльбрус, Казбек, водопады, в соседние города и даже республики (Чечню, Дагестан). Большой минус — для ребенка практически нет скидок, точнее рублей 200–300 на полнодневную экскурсию, это просто смешно. Мы никуда не ездили, только один раз самостоятельно в Железноводск на маршрутке и на обзорную по городу от санатория. Но это потому что я везде была, а так бы обязательно поехала, экскурсии действительно интересные. Из своей прошлой поездки я вообще мало помню о городе потому что постоянно почти каждый день была на каких-то экскурсиях.

Кстати, в начале июня весь город утопает в розах, здесь теплее, чем ы Кисловодске, и суше, поэтому они расцветают раньше.

Неделя пролетела быстро. 5 июня был последний день в Пятигорске, на следующий день в 8 утра нужно освободить номера и съехать (завтрак тоже не включен в последний день — это было неожиданно для меня).

В следующих частях расскажу про Железноводск и Кисловодск.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Отдых с детьми, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия